Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Андронова Е.В. 1
1 г. Воронеж, МБОУ «Лицей № 8», к.ф.н., учитель русского языка и литературы
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 120 с.
2. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005. – 56 с.
3. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000. – 70 с.
4. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 59 с.
5. Голованова В.И., Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Проектная и исследовательская деятельность. – Брянск, 2012. – 150 с.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Ф.А.В. Дистерверг

В связи с изменениями в общественной жизни, увеличением роли информации в современном социуме перед учителем встает совершенно новая, нежели прежде, задача – научить ребенка ориентироваться в огромном объеме окружающей его информации. Отсюда и возникает новое требование образовательного стандарта – деятельностный характер организации образовательного процесса, динамичность, направленность на поддержку индивидуального развития личности учащегося. Естественно, необходимы и изменения в образовательном процессе. От учителя на уроке теперь требуется вовлечь ученика в процесс познания, организовать процесс самостоятельного поиска информации, овладения знаниями и применения полученных знаний для решения познавательных, учебно-практических и жизненных задач [1].

Одним из направлений, способствующих реализации этой задачи, является работа с учащимися через проектную деятельность, в основе которой лежит метод учебного проекта, то есть способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, объединяющий в себе проблемное обучение, групповые методы, поисково-исследовательские и прочие подходы [2]. Такие предметы, как русский язык и литература, – весьма плодотворная почва для проектной деятельности. В последние годы учителя-филологи часто сталкиваются с отсутствием интереса к чтению у учащихся, узким кругозором, неумением анализировать и обобщать. Организуя проектную деятельность на уроках и во внеурочное время, учитель дает ученикам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, проявить себя и раскрыть свою личность.

Рассмотрим, что такое учебный проект для ученика и учителя и каковы особенности проектного метода в учебном процессе.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие основные компетенции: регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные [3].

Каковы же этапы учебной проектной деятельности? Условно можно выделить следующие:

Мотивационный (учитель предлагает общий замысел, создает положительный мотивационный настрой с учетом интересов и предпочтений учащихся, ученики обсуждают и предлагают свои идеи).

Поисково-планирующий (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, выдвигается гипотеза, вырабатывается план действий и т.п.).

Информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект. Роль учителя на данном этапе заключается в наблюдении, координации, поддержке и консультировании учащихся).

Презентационный (презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта).

Рефлексивно-оценочный (ученики обсуждают представленные проекты, осуществляют рефлексию, а учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как отмечается в литературе, учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп:

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

• Исследовательский проект (наиболее приближен к научно-исследовательской работе, поскольку содержит гипотезу с последующей её проверкой с использованием методов современной науки).

• Информационный проект (направлен на сбор информации, её анализ, обобщение и представление для широкой аудитории).

• Творческий проект (предполагает нестандартные решения по оформлению результатов).

• Ролевой (игровой) проект.

• Практико-ориентированный проект (имеет практическую направленность, продукт может быть использован в жизни класса, школы и т.д.).

2. По предметно-содержательной области:

• Монопроект

• Межпредметный проект.

3. По продолжительности проекта: мини-проект (на 1 урок), краткосрочный (4–6 уроков), длительный (месяц, четверть, учебный год) [4].

Таким образом, по нашему мнению, проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для ученика проблемы, завершающийся созданием «продукта», – в наибольшей степени способствует развитию мотивационной, интеллектуальной, творческой сферы личности учащегося. В качестве продукта проектной деятельности можно назвать следующее:

1. Воплощение (в роль человека, одушевленного существа или неодушевленного предмета).

2. Деловая игра.

3. Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

4. Диалог исторических или литературных персонажей.

5. Защита на Ученом Совете.

6. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

7. Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

8. Отчет исследовательской экспедиции.

9. Путешествие.

10. Реклама.

11. Ролевая игра и др.

В МБОУ Лицей №8 по технологии проекта в течение нескольких лет работает творческая группа учителей – предметников. Проведенная работа показала, что проектно-исследовательская деятельность, организованная на уроке и во внеурочное время, позволяет выстроить диалогическое взаимодействие ученика и учителя, углубиться в предмет, мотивировать учащихся на получение знаний, подготовить к выбору будущей профессии.

Мною опробованы разные виды проектов на уроках русского языка и литературы. Например, информационный проект очень полезен в работе по обогащению словарного запаса учащихся (проект «Неологизмы в наши дни») или расширению кругозора (мини-проекты «Интересные факты о писателях и поэтах).

В ролевых проектах дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. На первом этапе это ролевые сценки по произведениям, изучаемых в 5–6 классах: дети сами выбирают отрывок, готовят костюмы и декорации, учат роли. На более поздних этапах ученики должны «вжиться» в своего героя, придумать и разыграть ситуацию, которой нет в произведении, например, при изучении романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина ученики представляют сцену объяснения Татьяны Лариной и Евгения Онегина, если бы они встретились, не написав друг другу письма.

Практико-ориентированный проект рассчитан в большей мере на старшеклассников, хотя и в 5 классах его вполне можно реализовать. Например, в 5 классе был опыт создания «Словаря устаревших слов, встречающихся в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», а учащиеся 8–9 классов создают интерактивные презентации с заданиями и упражнениями для пяти-шестиклассников по темам «Безударные чередующиеся гласные в корне», «Н-НН в суффиксах прилагательных» и т.п.

Творческие проекты очень нравятся детям, ведь в рамках выполнения таких проектов фантазия учащихся проявляется свободно. Вот пример такого проекта: «Чередование «И» и «Е» в корнях слов.

Жила была буква «И» в корне слов. Однажды к ней в гости пришла «Е» и говорит:

– Что это постоянно ты в корне? Уступи мне место!

– Ну, хорошо – ответила «И».

– В каких словах мне можно появляться? – спросила «Е».

– Не знаю… Пойдём к мудрому суффиксу «А», пусть он нас рассудит.

– Пойдём.

Пришли гласные к суффиксу и хором стали просить:

– Помогите нам! Каму из нас стоять в корне?

– Хорошо, помогу! – ответил спокойно суффикс.

Долго спорили «И» и «Е», кому чаще в корнях появляться. Суффикс слушал их спор и решил:

– Чтобы вы не ругались, я буду рядом с одной из вас. Если в слове нет меня, то «Е» становится в корень. Если в слове появился я – суффикс «А», то только «И» может быть в корне.

– Согласны?

– Да! – ответила «И».

– Конечно! – согласилась «Е».

Так с тех пор и появилось правило: «В корнях с чередованием Е//И пишется И, если после корня следует суффикс -А-; пишется буква Е, если после корня суффикса -А- нет».

Несколько сложнее для учащихся исследовательский проект, так как он предполагает обоснование актуальности выбранной темы, формулирование гипотезы, цели и задач исследования, умение анализировать и обобщать, делать выводы. Мои учащиеся проводили такие исследования, как «Роль односоставных предложений в русских былинах» (9 класс), «Русская азбука: путь через века» (5 класс), «Знают ли мои ровесники русскую фразеологию?» (7 класс), «Сравнительный анализ польских и русских народных лирических песен» (7 класс) и др.

Конечно, ни один ученик не может выполнить проект в одиночку без поддержки со стороны учителя. На всех этапах выполнения проекта педагог выступает как помощник, как тьютор, направляющий деятельность школьника. Учитель мотивирует, наблюдает, подсказывает, поддерживает ученика. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. Меняется также и роль учащихся в работе над проектом – они выступают его активными участниками [5].

В целом, можем сказать, что проектная деятельность на уроках и во внеурочное время имеет много положительных моментов:

• ученики самостоятельно осваивают основной и дополнительный материал по учебной программе, расширяя тем самым словарный запас и кругозор, закрепляя имеющиеся грамматические навыки;

• повышается уровень коммуникативных компетенций, происходит социализация детей;

• повышается уровень автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательских, творческих работ, формируется умение планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность;

• формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, умение интегрировать знания из различных областей наук;

• повышается учебная, познавательная мотивация учащихся;

• создаются условия для личностного и профессионального самоопределения.

Таким образом, традиции и опыт, накопленные в процессе организации исследовательской работы школьников позволяют значительно повысить образовательный уровень, необходимый для осознанного выбора будущей профессии, подготовить к обучению в вузе, сформировать представление о научно-исследовательской деятельности вообще, успешно социализироваться в коллективе и обществе.


Библиографическая ссылка

Андронова Е.В. МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1079 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674