Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – «БЛАГО» ИЛИ «ЗЛО»? (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ, ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА)

Марьева А.М. 1
1 МБОУ «СОШ №30», 8 «В» класс
Мальгина Н.А. (, МБОУ «СОШ №30»)
1. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: «Современник», 1987. – 494 с.
2. Влащенко В. «Из пламя и света рожденное слово»: опыт современной интерпретации лирики М.Ю. Лермонтова / В. Влащенко // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2005. – №8. – С. 36–43.
3. https://diletant.media/articles/25447341/.
4. https://www.pravmir.ru/dvadtsat-kartin-lermontova/.
5. https://stihipushkina.ru/stixi-pushkina-o-prirode/.
6. http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/53–tragicheskaya-muza-lyubvi-mikhaila-lermontova.
7. https://ru.wiktionary.org/wiki/исключительность.

Исключительность – это особенность, своеобразие, присущее лицу, предмету, явлению. Исключительность как качество личности – склонность в силу своей гордыни считать себя по каким-то критериям исключением из людского сообщества. То есть, возможно, она является «предком» гордыни, и если не уследить за своим поведением и отношением к миру, то все может перерасти в нечто неприятное, даже опасное. Исключительная личность сама отгораживается от мира, ищет себе подобное общество или просто отвергает всех, считая себя лучше их. Но большинство людей «не с пустого места» начинают считать себя «иными».

М.Ю. Лермонтов, без сомнения, является исключительной личностью. У него было множество талантов: он сочинял гениальные стихотворения, которые западали в душу с первой строки, прекрасно фехтовал, любил верховую езду, гимнастику, танцы, писал замечательные картины, увлекался шахматами. Мало кто знает, что он сочинял музыку, а также хорошо владел французским и немецким языками, был хорош в математике и в аналитической геометрии. Было бы оскорбительным заявлять, что он был обычным человеком. Я считаю, что определение «исключительная личность» подходит ему как нельзя лучше.

Актуальность. Тема исключительности личности М.Ю. Лермонтова привлекла меня своей таинственностью и неоднозначностью. В моем возрасте подросткам поэзия особенно интересна. Все мои ровесники ищут отклик души в чем-либо: в музыке, в литературе, в любом творчестве. И свой «отклик» я нашла в творчестве М.Ю. Лермонтова, заметив, что оно полно какой-то своеобразной «отдаленности»: как будто не из этого мира. Это меня и заинтересовало.

М.Ю. Лермонтова в жизни постигла не лучшая участь. И, скорее всего, он считал себя «исключительным», хотя, ведь он таковым и являлся. Михаил Лермонтов, действительно, был уникален. Но как это влияло на его жизнь в обществе? И что же все-таки вообще такое «исключительная личность»?

Цель исследовательской работы: выяснить, что повлияло на формирование исключительности личности М.Ю. Лермонтова и как это сказалось на его жизни и творчестве.

Тип: теоретическое исследование.

Вид: проблемно-реферативная работа.

Объект: жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.

Предмет: исключительность личности М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

• изучить всю имеющуюся информацию в литературе и Интернет-источниках по данной теме;

• найти информацию о понятии «исключительность личности»;

• привести доказательства, факты, что М.Ю. Лермонтов являлся такой личностью;

• проанализировать факты биографии, отношения в семье, повлиявшие на формирование личности М.Ю. Лермонтова, на его отношения с окружающими, на творчество;

• определить роль и влияние отношений в семье на духовную жизнь, поступки М.Ю. Лермонтова;

• сделать выводы на основе анализа собранной информации.

Проблема: что такое исключительность личности и что она приносит: «благо» или «зло»?

Задачи исследования:

– теоретического уровня:

• изучение и обобщение литературы (произвести логическое исследование собранных фактов);

• анализ и синтез (выработать суждения, сделать умозаключения и теоретические обобщения);

– экспериментально-теоретического уровня (систематизировать факты, определить причины и следствия):

• анализ;

• логический;

• гипотетический

Гипотеза исследования:

– исключительность личности – «благо», которое предполагает победы и достижения в творчестве.

– исключительность личности – «зло», которое несет с собой много личных разочарований, «проигрышей», страданий.

Основная часть

Истоки исключительности личности М.Ю. Лермонтова

Известно, что все начинается из детства. Родители или бабушки с дедушками прививают своим детям понимание, что они лучше всех, говорят, что они все могут, что они особенные и достойные всего самого лучшего. Не всегда это хорошо, дети, действительно, могут вырасти с какими-либо способностями, но в жизни их ждут, скорее всего, проблемы, вряд ли сохранятся и друзья, которые будут рядом и смогут преодолеть вместе с ними все трудности судьбы, но… каждый сам выбирает, какое будущее он хочет для своего ребенка.

Бабушка Михаила Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева (Приложение 1), можно сказать, заменила мальчику мать и воспитала в нем гения, часто не думающего о чувствах других. Она была сильной и волевой женщиной, в доме ее слово было законом. В произведении «Люди и страсти» М.Ю. Лермонтова бабушка стала прототипом Марфы Ивановны Громовой, и Юрий, один из героев, говорит о ней: «…старуха любит, чтобы ей никто не противоречил», а Иван, другой герой, вовсе называет ее «Аспид!» (это ядовитая змея!). Были и те, кто очень хорошо отзывался о ней, А.Н. Корсаков говорил: «Старуха Арсеньева была хлебосольная, добрая». Елизавета Арсеньева была очень хладнокровна. По воспоминаниям других людей, известно, что на похоронах ее мужа Михаила Васильевича Арсеньева она не проронила и слезы, хотя на это были свои причины: незадолго до смерти он ей изменял с замужней соседкой. На поминках она жестко заявила: «Собаке – собачья смерть». Но судьба не оставила ее в покое и нанесла еще множество ударов: Елизавета Алексеевна пережила не только самоубийство мужа, но и раннюю смерть своей единственной дочери (матери Михаила) Марии Михайловны, гибель младшего брата, позже – раннюю смерть зятя, и, наконец, смерть единственного внука Михаила Юрьевича Лермонтова… Но этот, самый страшный удар в ее жизни, произойдет позже…

А пока всю любовь, которую она только могла найти в своей душе, перенесла на единственного внука Мишеля. Е.А. Арсеньева сильно за него переживала и берегла как зеницу ока. Она с детства воспитывала в нем чувство превосходства во всем. На исключительность личности М.Ю. Лермонтова повлиял еще и ранний уход матери, и разлука с отцом. Перед своей смертью Мария Михайловна (Приложение 2) дала маленькому Мишелю все, что смогла, а именно: привила любовь к книгам и музыке. Она очень любила литературу, и сохранились даже несколько ее собственных строк:

В разлуке сердце унывает,

Надежда ж бедному твердит:

На время рок нас разлучает,

Навеки дружба съединит…

Она часто играла для своего маленького сына на фортепиано. От матери он и унаследовал дар к музыке (у мальчика был абсолютный слух).

Отец Михаила, Юрий Петрович (Приложение 3), был начитан, добр, немного вспыльчив и удивительно хорош собою, что придавало его образу романтичность. После смерти матери Михаил Лермонтов стал жить с бабушкой, так как все понимали, что она сможет дать ему все: образование, связи и, в конце концов, будущее. Отец с сыном были разлучены, но не перестали контактировать, Мишель всегда с нетерпением ждал коротких встреч с отцом.

В Лермонтове с детства развивалось чувство превосходства. Он любил «верховодить» над дворовыми детьми и всегда был командиром в играх. Его любимая забава – это потешные бои, для которых Елизавета Алексеевна разрешила на территории усадьбы вырыть окопы и соорудить маленькие крепости. Для игр детям специально пошили форменную одежду, чтобы игра была более реалистичной. Большое влияние на формирование личности Михаила оказала и няня, которая воспитывала в нем, помимо всего прочего, вежливость. Она заставляла его извиняться перед каждым, кого он оскорбит.

В доме действовало негласное распоряжение бабушки все позволять Мишелю любить его. В одной из комнат пол был специально покрыт сукном, маленький Миша очень любил ползать по нему и рисовать мелом. Он был баловником, любил устраивать в саду беспорядок: ломать кусты и рвать самые красивые цветы, усыпая ими дорожки. Он любил фантазировать и часто погружаться в свой внутренний мир. Казалось бы, у маленького ребенка не может быть проблем, от которых стоит уходить в себя, но, несмотря на особое отношение к нему, ему не хватало одного: «Я никому не мог сказать священных слов «отец» и «мать»...». Эти строки из известной романтической поэмы «Мцыри», скорее всего, говорят не только о чувствах лирического героя, но и его собственных.

Мотив одиночества и «проблески» счастья

Исключительность... С одной стороны, приносит успех, славу и признание в жизни, а с другой, – горе, слезы и проблемы с родными и близкими. Некоторые зазнаются из-за своего чувства превосходства. Не все справляются с таким «грузом», но есть люди, которые приносят в мир лучшее, благодаря своей исключительности. Михаил Юрьевич действительно был человек – талант, до сих пор его произведения актуальны и бурно обсуждаемы. Он так написал про одиночество, что миллионы людей в мире, прочитав его стихотворения, находят отголосок в своей душе. Его стихи проникают в самое сердце. Никто, на мой взгляд, не смог так точно, как он, описать это ужасное чувство, возникающее однажды у каждого:

…Живу – как неба властелин –

В прекрасном мире – но один.

Или:

…И будут (я уверен в том)

О смерти больше веселиться,

Чем о рождении моем...

В его, казалось бы, грустной лирике имеются и «проблески» счастья. Они направлены на его родину: ничто он так не любил, как ее. Многие авторы пишут про свои родные края, но, как он, не пишет никто. Кажется, это единственное, что он любил в своей жизни.

Люблю отчизну я, но странною любовью!..

… Но я люблю – за что, не знаю сам –…

Как я уже говорила выше, Михаил был талантливым художником и рисовать он начал раньше, чем писать стихи. Чудесные пейзажи Кавказа, Грузии подтверждают, что он любил этот край, восхищался его народом и культурой. (Приложение 4). Он писал и портреты. Одним из таких счастливцев оказался поэт А.Н. Муравьев. (Приложение 5).

В детстве Мишель очень любил слушать, как поет его мать, и всегда в своей памяти хранил ее голос. Он был очень музыкальным: играл на скрипке и флейте. Утверждают, что М.Ю. Лермонтов написал музыку для «Казачьей колыбельной песни» (не тоска ли это по матери?), но все ноты были утеряны, а может, их никогда и не существовало?

Отношение М.Ю. Лермонтова к женщинам, друзьям, обществу

Исключительность М.Ю. Лермонтова дала ему популярность, связи, но она не дала ему самого главного – любви... Это то, без чего сложно прожить. У Михаила, похоже, не было выбора: быть исключительной личностью или просто жить как все обычные люди. Ему предначертано было родиться одиноким гением… Но так ли плохо ему жилось? Не думаю... В этом нам и предстоит разобраться. Начнем с его отношения к женщинам – у него их было много. Стоит заметить, что бабушка была против того, чтобы М.Ю. Лермонтов женился и отдавал свою любовь какой-то особе. Он относился к женщинам не столь благосклонно, как другие поэты, восхваляющие женскую натуру. Но Михаил тоже любил в своей жизни. Его любовь была особенной, вечной: впервые он полюбил всего в 10 лет и утверждал, что больше никогда не испытывал такого сильного чувства. Михаил помнил ее чудесный образ, но ему было стыдно спрашивать у кого-либо о ней. Он не знал ни из какого она рода, ни как ее зовут. Знал только одно, что она до безумия красива. Скорее всего, он до самой смерти считал, что это была его единственная, настоящая любовь. «Познать такие чувства в столь раннем возрасте – вздор!» – скажете вы. «Просто настоящая любовь», – отвечу вам я.

В 15 лет Михаил влюбляется в Екатерину Александровну Сушкову (Приложение 6), девушку старше его на два года. Она долго не отвечает ему взаимностью, но М.Ю. Лермонтову все же удается добиться ее внимания и разрыва помолвки. В конце истории Михаил вдруг открыто заявляет, что чувства остыли и ему она больше не интересна. Екатерина выходит замуж, на свадьбе присутствовал и сам М.Ю. Лермонтов. Из этой истории напрашивается только один вывод: может, его это просто забавляло? Его забавляла игра чувствами людей?..

…Ничто не сблизит больше нас,

Ничто мне не отдаст покой…

Хоть в сердце шепчет чудный глас:

Я не могу любить другой…

Лермонтов осознает, что любит Е.А. Сушкову, но его гордыня и чувство превосходства не позволят ему сказать этого и уж тем более признать это. У Лермонтова есть целый «сушковский цикл», состоящий из 11 стихотворений. Также все их «любовные похождения» он описал в своем незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Прообразом героини стала Екатерина.

Наталья Федоровна Иванова (Приложение 7) познакомилась с Михаилом еще в период его увлеченности Е.А. Сушковой, но сблизились они чуть позже, когда поэту было 16, а ей – 17. Михаил по-настоящему был поглощен ею, создав «ивановский цикл» стихотворений. Наталья ответила ему взаимностью, но вскоре отказалась от своих чувств и навсегда осталась в творчестве М.Ю. Лермонтова загадочной «Н.Ф.И.»

Но самой тяжелой для поэта стала любовь к Вареньке Лопухиной (Приложение 8), они были знакомы давно, но Лермонтов никогда не смотрел на нее как на женщину. Однажды они просто сели рядом, и Михаил больше не смог забыть ее глаз. Даже после свадьбы девушки они не прекратили переписку, ее муж, фамилию которого Лермонтов никогда не называл, пытался это прекратить. Михаил посвятил Лопухиной поэму «Демон». В то время для него была актуальна тема невозможности любви, которую он выразил в данном произведении.

Тема любви оказалась очень трагичной для Лермонтова, но, кроме него, я считаю, в этом никто не виноват.

Следующая, не менее важная часть его жизни – это отношения с друзьями. Как утверждалось выше, в детстве он относился к дворовым детям вполне приемлемо. Но вот в возрасте постарше уже стал проявляться его характер и необычное отношение к окружающим. Иногда к людям, которые были с ним и в горе и в радости он относился не как к друзьям. С человеком, занимавшим в жизни М.Ю. Лермонтова важное место, Николаем Соломоновичем Мартыновым (Приложение 9), было связано много разных историй и приключений. Но правда ли все было так, как иногда описывают это в книгах, давайте разберемся. Николай – из богатого рода, знакомы юноши – еще с детства, но сблизились в юнкерской школе. Они были во многом похожи: им нравились женщины, они были талантливыми и постоянно соперничали. Оба начали работу над романами. Интересно, что первые главы подозрительно походили друг на друга. На поле боя они тоже действовали по-разному: если взбалмошный и непредсказуемый Мишель рвался в бой, не показывая страха и волнения, то Николай после первого же боя, боясь за свою жизнь, подал в отставку. По-разному они относились и к самим войнам. Михаил Юрьевич писал:

…Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?..

А у Н.С. Мартынова читаем:

…Застанем скот – его уводим,

Пожива есть для казаков.

Поля засеянные топчем,

Уничтожаем все у них…

Два этих поэта часто высмеивали друг друга. Но дуэли из-за глупых шуток не было. Судьба – странная вещь, она всю жизнь сводила этих людей вместе и как будто специально подталкивала к печальному концу. Она будто дразнила Николая, говоря ему, что он никогда не будет таким, как Михаил. Возможно, все уже было предрешено, и судьба специально выбрала такую участь для М.Ю. Лермонтова: погибнуть от одного из близких людей. А ведь если подумать, то Николай и вправду был для него самым близким, он всегда был рядом. И смерть Михаила, пожалуй, самое загадочное, что случалось в мире. Никто до сих пор точно не знает, кто был секундантом, сколько человек при этом присутствовало и действительно ли обидные шутки Лермонтова в адрес Мартынова послужили поводом для дуэли. Пожалуй, это был самый наглядный пример роковой дружбы. Что за абсурд? Погибнуть от сущей глупости и высокомерия, ведь если бы они отказались от некоторых своих слов, всего этого бы не случилось.

Еще одна составляющая его жизни – это общение с людьми и существование в обществе. М.Ю. Лермонтов не раз в произведениях упоминал об отношениях личности и ее окружения. Хоть сам он рос среди дворянства, но в своих произведениях нередко раскрывал лживую сущность некоторых его представителей. Несмотря на довольно обширный круг знакомств, он все равно всю свою жизнь чувствовал себя одиноким.

Общество часто осуждало Михаила, в том числе и за его творчество. Многие утверждают, что оно не приняло поэта. Но, скорее всего, все совсем наоборот, это он не принял такое общество, какое показал в пьесе «Маскарад», и еще больше усугубил проблемы, связанные с отношениями в нем.

Особенность творчества, его исключительность

Творчество М.Ю. Лермонтова и сейчас трогает наши души и находит в них отклик:

Не плачь, не плачь, мое дитя,

Не стоит он безумной муки.

Верь, он ласкал тебя шутя.

Верь, он любил тебя от скуки!..

А вот об одиночестве:

Никто моим словам не внемлет… Я один…

***

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

А здесь о его неизмеримой любви к Кавказу:

Тебе, Кавказ, суровый царь земли,

Я посвящаю снова стих небрежный…

***

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой,

Я сердцем твой – всегда и всюду твой…

Мы уже достаточно сказали о его отношении к любви, но все же нельзя отрицать, что про нее он писал волшебно:

…И в этот час таинственный,

Но сладкий для любви,

Тебя, мой друг единственный,

Зовут мечты мои.

Если мы действительно хотим разобраться, в чем же заключается особенность творчества Лермонтова, то стоит обратиться… к Пушкину (Приложение 10) и его произведениям. Не желая ни в коей мере принизить или умалить достоинства каждого из поэтов, постараемся выделить эпиграф к изучению всего творчества М.Ю. Лермонтова в сравнении с А.С. Пушкиным.

Итак, восприятие жизни:

у Лермонтова:

«Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть...»

у Пушкина: «Все волновало нежный ум»

Лермонтов: «Я жить хочу, хочу печали...»

Лермонтов: «Как жизнь скучна,

Когда боренья нет».

Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

И очень показательно отношение этих величайших поэтов к женщине: Пушкин говорит: «Душу люблю больше лица твоего» – и называет Натали в одном из своих писем «кружевной душой», а Лермонтов: «Моей любви ты знала цену, мерзавка…»

или «Пускай она поплачет,

Ей ничего не значит…»

Разумеется, великое никогда не взвешивается, но, рассмотрев эти ключевые цитаты, рисуется такая картина: у Пушкина – вера, надежда, верность. Отсюда – оптимизм, гармония:

В восторге пылком наслажденья,

Я забываю мир земной...

а у Лермонтова в жизни и творчестве – безверие, безнадежность. Отсюда – дисгармония.

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Приводя эти строки, обязательно нужно сказать, что великое не поддается сравнению. Оба этих автора уникальны по-своему, и у каждого, свой подход к творчеству.

Вывод

На основе анализа собранной информации я пришла к выводу: М.Ю. Лермонтов был, без сомнения, исключительной личностью, и творчество его исключительно. Слава о нем перешагнула границы родного Отечества, он любимый поэт миллионов людей, но жизнь его была полна одиночества и страданий. В этом повинны, возможно, бабушка, которая взрастила в нем гения со сложным характером, возможно, судьба, которая была предрешена еще в раннем детстве, когда он остался без родителей, и отношения в семье повлияли в дальнейшем на его поступки и духовную жизнь.

Гений – в творчестве, одинокий человек в жизни. В свое время люди не поняли, что ему нужна помощь, хотя он неоднократно посылал «тайные послания» в своих произведениях. Возможно, нам стоит почаще обращать внимание на людей, которые кричат молча…

Теоретическая значимость исследовательской работы

заключается в том, что я на основании изучения проблемы: исключительность – «благо» или «зло», больше склоняюсь ко второму варианту. Ведь она отбирает у вас все, все без исключения, даже то, что вам дали при рождении и не имеет права отбирать никто – жизнь! Хотя, что лучше, решать вам: «неземная» популярность и мучительные душевные страдания или «обычная, ничем не примечательная», счастливая жизнь! Все мы вольны решать, как хотим прожить эту жизнь, возможно, одиноким талантом, а возможно, наоборот, «обычным» счастливцем. Но есть люди, у которых такого выбора не было, за них этот выбор еще в детстве сделали взрослые, их такими воспитали.

Практическая значимость исследовательской работы

заключается в том, чтобы помочь задуматься школьникам старших классов о «плюсах» и «минусах» воспитания в детях такой «модной» на сегодняшний день исключительности. Ведь все мы когда-то станем родителями, и в будущем нам предстоит сделать выбор, решающий жизнь самого родного для нас маленького человека. И лучше тысячу раз подумать перед тем, как воспитывать в ребенке «исключительное чудо»...

Приложение 1

mar-1.tif

Приложение 2

mar-2.tif

Приложение 3

mar-3.tif

Приложение 4

mar-4.tif

Приложение 5

mar-5.tif

Приложение 6

mar-6.tif

Приложение 7

mar-7.tif

Приложение 8

mar-8.tif

Приложение 9

mar-9.tif

Приложение 10

mar-10.tif


Библиографическая ссылка

Марьева А.М. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ – «БЛАГО» ИЛИ «ЗЛО»? (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАНИЯ, ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА) // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1128 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674