Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ларионова О.А. 1 Новосёлова М.П. 1
1 МОУ "СОШ № 48" Копейского городского округа
информационно-коммуникационные технологии
практико-ориентированное обучение
стационарный музей
естествознание
виртуальный музей
пространство активной деятельности школьников
1. Доронина Е. А. Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования детей в Челябинской области // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы Международной научно-практической конференции. / Челябинск – Москва: ЧИППКРО, 2013. – 532 с.
2. Ермаков Д.С. Готовность педагогов к реализации образования для устойчивого развития. // Педагогическое образование в России. 2016. № 2. – С. 30-36.
3. Ларионова О.А., Сенькова Л.А, Ларионов Д.Ю. Виртуальная экскурсия как нестандартная форма организации экологического обучения // Современные методики учебной и научно-исследовательской работы / сб. статей по материалам Всероссийской учебно-методической конференции 6 апреля 2018 г. - Курган: КГСХА, 2018. - С. 68-75.
4. Ларионова О.А., Веретенник О.В., Новосёлова М.П. Эффективная организация образовательной деятельности средствами виртуальной экскурсии в целях информационного образования //Формирование информационной культуры участников образовательных отношений: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 04-28 февраля 2019 года / редкол.: А.В. Чепкасов, Л.В. Чванова, О.Г. Красношлыкова – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2019, 151 с.
5. Муромцев В. В., Муромцева А. В. Формирование информационной культуры в условиях доминирующей роли виртуальных коммуникаций // Труды XIII Чаяновских чтений. Социальное государство: Вызовы XXI века: Москва, 14 марта / отв. ред. Н. И. Архипова. М.: Изд-во РГГУ, 2013. – 186 с.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271). – http://old.mon.gov.ru
7. Ростовщикова Е.В. Ларионова В.Д. Современное состояние интразональных почв зоны рекреации озера Шантропай //X Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум».- 2018.
8. Сенькова Л.А. Комплектование почвенного музея // Аграрный вестник Урала. - 2008. - № 1. - С. 62-63.

Концепция экологического образования в соответствии с программами формирования УУД и воспитательными программами ФГОС предполагает проектирование содержания внеурочного компонента с учетом учебных и практических задач экологического образования: формирование мотивации, потребности к повышению экологической грамотности, самовыражения в исследовательской деятельности [1, 6]. Кроме того, при  стремительном развитии информационно-коммуникационных технологий в обществе  возникает возможность применять инновации в системе образования. Следовательно, вопрос основания выбора технологии проектирования внеурочной работы в области экологического образования с учетом современных требований информационно-коммуникационного обучения по-прежнему остается открытым. При этом процессы формирования целостной естественнонаучной картины мира и информационной культуры у современных школьников должны быть взаимосвязаны [2, 4, 5].

Учитывая вышесказанное, нами разработан проект «Музей естествознания». Реализуемый проект на базе школы № 48 г. Копейска обеспечивает коллективный и индивидуальный опыт решения экологических задач, опыт взаимодействия с окружающей средой. При реализации проекта были выбраны практико-ориентированный подход и формы обучения: экспедиции, экскурсии-практикумы, виртуальные экскурсии [3, 4].

Цель – определить эффективность практико-ориентированного обучения при создании стационарного музея  естествознания и его виртуальной вариации.

Задачи: провести анализ результатов реализации проекта, создать стационарный музей, оцифровать экспонаты и экспозиции.

Методы исследования: анализ, педагогический эксперимент, синтез.

В результате экспедиционной деятельности по территории Челябинской области отобраны тренажеры, монолиты почв, гербарии, оформлены энтомологические коллекции с целью дальнейшего изучения, выполнено макетирование геологических процессов. Фундаментом для первых экспозиционных папок послужили исследовательские работы обучающихся, выполненные по материалам экспедиций и экскурсий в природных условиях [7]. Отобранные материалы оформлены в разделы экспозиции (табл.7) [8].

Таблица 1

Тематическая структура экспозиции и разделов музея

№ 

Наименование разделов, тем

Краткое содержание тем и подтем

Основные экспозиционные материалы

1

Почвоведение. Рельеф Ю.Урала

Характеристика почв, родников, оврагов, рек, прудов, известковых отложений.

Макеты: «Гора Круглица, «Долина реки Миасс», «Рельеф, созданный реками», «Эрозия и транспортировка наносов»

Монолиты почв, фотоматериалы,  природные и оцифрованные объекты. Макеты, публикации в журналах РИНЦ)

2

Ботаника. Энтомология

Растения и животные. Флора и фауна

Гербарии, энтомологические коллекции, оцифрованные объекты

3

Исследовательская деятельность

Проекты «Озеро Б. Шантропай Челябинской области», «Санитарное состояние оз. Мыркай Красноармейского района»

Исследовательские работы, проекты, публикации школьников в журналах РИНЦ

4

Этапы развития земледелия

Способы земледелия на Северном, Южном Урале и Зауралье, 16 -17 в. Средневековый: трехполье. Современные технологии в с.х. GPS навигации

Макеты, исследовательские работы

 

При оцифровывании экспозиций стационарного музея нами выполнена задача по формированию пространства активной деятельности  школьников с учетом современных требований информационно-коммуникационного образования. Уникальность виртуального музея, включающего оцифрованные объекты природы и экспозиции, заключается в объемной визуальной проработке моделей экспонатов. Виртуальные модели, в свою очередь,  обеспечивают доступность информации для участников экспедиции, актива музея, обучающихся школы и посетителей сайта школы. Оцифрованный музей также включает  справочную информацию о каждом экспонате. Некоторые объекты виртуального музея дополнены медиа-файлами (фото, видео, аудио), раскрывающие экологические проблемы региона. При этом выбор виртуальной формы обусловлен следующим: современные цифровые технологии повышают интерес школьников к естественнонаучным дисциплинам и экологическим проблемам [3, 8].  Активная деятельность школьников позволяет войти в сетевое пространство и популяризировать исследовательскую и практическую деятельность в области естествознания.

В итоге применяемые нами виртуальные и практико-ориентированные формы обучения (экспедиции, экскурсии-практикумы, экскурсии в музее естествознания) позволили организовать внеурочную деятельность экологической направленности с учетом современных требований информационно-коммуникационного образования.


Библиографическая ссылка

Ларионова О.А., Новосёлова М.П. АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1245 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674