Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВРЕМЯ ЧИТАТЬ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ИЛИ РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Яшкова Г.Г. 1
1 МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Орска им. А.К. Коровкина"
текст
анализ
схема
автор

Проблема чтения современных школьников стоит очень остро. С одной стороны, много возможностей реализовать свое желание: доступность различной литературы, современной, классической, отечественной и зарубежной; есть электронные книги, аудиокниги, печатные издания. С другой стороны, масса современных технологий, развлечения, общение через соцсети отвлекает детей, подростков от чтения.

Обучающимся 9-11-х классов предложено писать сочинение на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, также выпускники пишут итоговое сочинение по литературе. Темы предлагаются самые различные: от проблемных вопросов до высказываний на определенную тему. Чтобы справится с написанием сочинения, необходимо уметь не только читать, но и понимать прочитанное, анализировать, строить высказывания, т.е. работать с самостоятельно прочитанным произведением и предложенным для анализа текстом.

Я в качестве эксперта участвую в проверке экзаменационных и проверочных работ, поэтому могу оценить качество написанных сочинений. Хочу поделиться опытом работы с текстом.

АНАЛИЗ ТЕКСТА – ЭТО МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ КАКОГО-ЛИБО ПРЕДМЕТА ИЛИ ДЕЙСТВИЯ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ, ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ СМЫСЛ.

Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.

1. Тема.

2. Идея.

3. Композиция.

4. Стиль текста.

5. Тип текста.

6. Главные герои, действующие лица.

7. Художественные средства выразительности.

 

Итак, после прочтения текста необходимо задать несколько вопросов себе.

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА.

1. О чем текст (тема)? – ответить одним-двумя словами или словосочетанием.

2. Для чего написан текст? – какой вопрос автор поднимает; о чем хочет порассуждать; на чем заостряет внимание. (вопрос)

3. Что написано? – ситуация, факты, аргументы, поведение действующих лиц, размышления.

- как написано? – композиция, авторские характеристики и отношения к героям, средства выразительности.

4. Что хотел сказать автор? – как относится к поставленной проблеме, к чему призывает. (ответ)

Вопрос (проблема) – ответ (авторская позиция) логически соотносятся.

Попытаться сформулировать ответ одним словом или словосочетанием. Слова записать в столбик или в строчку с пробелами, чтобы можно было составить ассоциативную цепочку. Затем вопрос: для чего написано произведение? Этим мы определяем основную мысль. И через ответ выходим на поставленные проблемы.

Следующие вопросы помогают детально рассмотреть текст: учащиеся обращаются к эпизодам, деталям, художественным средствам, а также жанровым особенностям.

- Что написано? Выделяем в тексте отдельные эпизоды. Эпизод-то или иное в известной степени завершенная или самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

- как написано (жанр, художественные средства, приемы, которые использует автор, детали)

Особенно важно обратить внимание на детали. Они придают тексту яркость,законченность. Деталь-самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. «Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений-вещь хорошая, но лишь после того как любовно собраны все солнечные мелочи книги». (В. Набоков)

Ответы на эти вопросы можно представить в виде схемы, у подростка складывается необходимая «картинка», как пазл.

Рассмотрим это на конкретном примере, анализируя произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (текст предлагают для анализа на ОГЭ и ЕГЭ). Учащимся предлагается прочесть текст и сделать соответствующие пометки (подчеркнуть слова, предложения).

О чем текст? (тема) – о вдохновении, подарке, музыке, благодарности, встрече.

Для чего? (основная мысль)

1. Показать, что может послужить причиной для вдохновения и творчества.

2. О влиянии музыки на эмоции, чувства, мировоззрение человека.

Что написано? – в повествовании два эпизода, в каждом из них одновременно есть и причина, и следствие. Встреча в лесу с маленькой девочкой явилась причиной для подарка. Детская чистота и открытость, непосредственность – вдохновение для творчества; концерт – встреча с музыкой- благодарность девушки.

Самое, наверное, главное то, как написано. Здесь проводится внимательная, тщательная работа с текстом.

Можно задавать вопросы, помогающие находить художественные средства, проверяющие, насколько глубоко дети прочитали текст.

Что поразило Э. Грига? Глаза; они были зеленоватые, в них поблескивала листва. Это очень важная деталь. В ней детство, счастье, чистота.

Что подчеркивает автор? Невозможно словами передать музыку, но он смог наполнить ее радостью счастья, прелестного девичества, благоуханием весны, олицетворением которой была Дагни. Григ смог убедить своей музыкой, что жизнь прекрасна.

Какие чувства испытывает Дагни на концерте? Она впервые была на симфоническом концерте. В душе шумела буря. Музыка раскрывала по-новому мир, в котором она жила: она ощутила воздух и солнце, «это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожклв, шум ее моря». Сердце ее было наполнено чувством благодарности этому великому волшебнику музыки!

Какие художественные средства и с какой целью использует автор? Автор использует средства выразительности для того, чтобы передать чувства Дагни: восклицательные предложения, однородные члены предложения, чтобы передать многообразие чувств и динамику происходящего, удивительные сравнения и олицетворения: «музыка звала за собой», «росла, подымалась», «срывала листья», «качала траву», «солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы».

Особое внимание обращаем на последнее предложение. «За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек». В нем заключается позиция автора, подтверждающая волшебное влияние искусства на человека, оно обогащает его внутренний мир и меняет его жизнь, заставляет мечтать.

В течение всей работы учащиеся делают записи, тем самым появляется схематическая «зарисовка текста», в которой учтены все компоненты:

Тема:

Что написано: Сюжет: две встречи.

Встреча в лесу

Вдохновение, подарок

«встреча на концерте»

Благодарность, чувство прекрасного, которым должен жить человек

Авторская позиция: «Спасибо!..За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек». Необходимо научить детей видеть в тексте детали, обращать внимание на эпизоды и художественные средства. После разбора текста предлагаю написать 3-4 предложения о том, какие чувства вызывает текст.

Такая работа помогает учащимся четко выделить проблемы, определить авторскую позицию и верно понять содержание текста, помочь сформулировать свою мысль и написать комментарии или подобрать аргументы. Часто слышишь от детей, что текст «ни о чем», «я не понял» и т.д.,а они не должны «бояться» текста, а иметь навыки работы с ним.

При разборе текста В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» отрывок «Одно желание было у Бориса» получается следующая схема:

Вывод:

1. Война – страшное зло, которое меняет человека, заставляет его мстить.

2. Необходимо оставаться человеком, так как зло порождает большее зло и жестокость.

Имея определенные материалы по тексту, учащемуся проще писать сочинение-рассуждение по выбранной проблеме.

Эта методика – схема, я считаю, укладывается в другие три составляющие: Восприятие. Толкование. Оценка.

Восприятие – это чувства и эмоции, которые возникают после прочтения текста.

Например:

Текст К. Паустовского вызывает чувства восхищения, восторга, нежности и какого-то полета. Попадаешь под обаяние героини и великий талант композитора. Переживаешь вместе с Дагни самые разные эмоции, слышишь звуки музыки и природы благодаря мастерству писателя, деталям и особым средствам выразительности.

Текст В.Астафьева страшен, содрогаешься от жестокости фашистов и оправдываешь обезумевшего от мести и боли солдата. В то же время останавливаешь себя, когда читаешь эпизод оказания помощи пленным немцам.

Толкование – это анализ текста, определение проблем, темы,композиция, художественных средств и т.д. (о чем, зачем, что и как написано).

Оценка –определение авторской позиции, актуальность, воспитательное значение проблем, рассматриваемых в тексте.

Вот несколько приемов, с помощью которых можно научить детей не только читать, но и понимать содержание и авторский замысел.

 


Библиографическая ссылка

Яшкова Г.Г. ВРЕМЯ ЧИТАТЬ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ИЛИ РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 1. – С. 35-35;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1254 (дата обращения: 06.03.2021).