Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРАВО РЕБЕНКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Чаплыгин И.А. 1
1 п. Лиман, МКОУ « Лиманская СОШ №1», 8 класса
Рябина И.В. (п. Лиман, МКОУ «Лиманская СОШ №1»)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте II Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school – science.ru/2017/8/27466

Проблема соблюдения, уважения и защиты прав человека органически включает в себя особую заботу о подрастающем поколении, которая актуальна для нашего общества. «Уважай всякого человека, но во сто крат больше уважай ребенка», – писал Л. Н. Толстой.

В XX веке остро встала проблема взаимодействия природы и человека. Длительные воздействия на природу, нарушение законов ее существования, привели к необратимым экологическим явлениям на планете. Сказанное обязывает всех граждан, все государственные политические структуры страны – активнее включаться в конкретное решение всех экологических вопросов, ведь право человека на безопасную окружающую среду относится к числу его фундаментальных прав.

В этих условиях всевозрастающее значение приобретает проблема знания каждым человеком своих экологических прав, становление активной гражданской позиции по защите окружающей среды и формирование экологического правосознания граждан.

Зная, что 2017 год объявлен Годом экологии, я решил познакомиться, как реализуются права граждан РФ, в том числе и детей на благоприятную окружающую среду.

Проанализировав экологическую ситуацию и статистику экологических правонарушений на основе материалов Правительства Астраханской области и Комитета по Охране Окружающей Среды на территории Лиманского района, я пришел к выводу, что право на благоприятную окружающую среду не совсем обеспечено гражданам нашего субъекта, хотя официальные органы информируют об этом население, проводят разнообразные профилактические и природоохранные работы, привлекая к этому и общественные организации.

Далее я решил изучить влияние природной среды на здоровье человека. Взяв интервью у врача иммунолога, я узнал о том, на какие заболевания может оказать негативное влияние окружающая среда. Я обратился в методический кабинет Центральной районной больницы, где ведется статистика по заболеваемости и смертности на территории Лиманского района. Там я узнал мнение специалистов о том, что особенности воздействия факторов окружающей среды привели к существенным изменениям показателей здоровья населения района, которые заключаются в том, что появляются новые патологии, растет количество заболеваний. По мнению специалистов такими экологически опасными факторами являются:

1. Ухудшение качества вод;

2. Загрязнение атмосферного воздуха;

3. Наличие площадей радиоактивного загрязнения;

4. Расширение зон с неблагополучной экологической ситуацией.

В существующих границах Российской Федерации Астраханская область является единственным субъектом, преобладающая часть территории которого расположена, а население проживает в природно – детерминированной неблагополучной экологической зоне — планетарной впадине, достигающей отметки 28 м. ниже уровня мирового океана.

К первично неблагополучным экологическим условиям на территории области присоединилась высокая антропотехногенная нагрузка, в т.ч. – выход на полную мощность одного из крупнейших в Европе газовых комплексов – ООО «Астраханьгазпром». Отдаленными эффектами длительного воздействия компонентов выбросов АГК являются повышенные уровни врожденных аномалий и новообразований у детей, проживающих в районе с газоперерабатывающей промышленностью. Направленность действия веществ, содержащихся в выбросах АГК, характеризуется преимущественным поражением органов дыхания, воздействием на процессы развития, иммунную, сердечно – сосудистую системы.

Медицинская статистика показывает ежегодный рост заболеваемости среди женского населения. В мире этот показатель достигает 1 млн.человек. В России рак молочной железы занимает третье место в списке причин смертности после заболеваний сердечно – сосудистой системы и несчастных случаев. В Астраханской области в 2015 году зарегистрировано 412 случаев заболевания. Это более чем на 10% превышает показатель 2011 года. Лиманский район относится к числу лидеров по заболеваемости РМЖ в Астраханской области. Во многом это связано с его географическим расположением и неблагоприятными природными условиями.

В районе растут показатели смертности, онкологических заболеваний, растут хронические болезни органов дыхания, в том числе туберкулез, выделилась группа важных, ранее редко встречавшихся заболеваний эндокринные, аллергические, врожденные пороки, болезни иммунной системы. Приложение: Показатели роста заболеваемости, Справка по оказанию медицинской помощи населению п. Лиман и с. Песчаное за 10 месяцев 2015г. Влияние экологии на здоровье детей очень велико, ведь дети более чувствительны к последствиям загрязнения окружающей среды. Загрязнённый воздух – вот, что влияет на здоровье ребенка самым неблагоприятным образом. Хронические заболевания дыхательных путей, снижение умственной активности, нарушение работы желудочно – кишечного тракта, нарушения опорно – двигательного аппарата и другие проблемы со здоровьем – результат вдыхания загрязнённого воздуха. Пыль, которая в огромном количестве содержится в загрязнённом воздухе, мешает нормальной работе детского (и взрослого) организма. Являясь мощным аллергеном, пыль может спровоцировать развитие диатеза у маленьких детей.

Экологические проблемы оказывают серьезное влияние на здоровье населения. Ухудшение качества среды обитания, ведет к снижению средней продолжительности жизни людей.

Познакомившись с тем, как экологические вопросы отражаются в СМИ, я узнал о том, что районная газета «Лиманский вестник» регулярно поднимает на своих страницах вопросы, связанные с охраной природы, работой органов власти, общественных комиссий и организаций. Отражается природоохранная деятельность и проводимые в районе акции по благоустройству, спасению рыбной молоди, озеленению поселка и дельты Волги (приложение). Данный вопрос регулярно освещается и в региональных и федеральных СМИ (приложение).

В нашей стране, Астраханской области и Лиманском районе неравнодушно относятся к проблемам окружающей среды. Все, начиная с органов власти, заканчивая школьниками готовы внести свой вклад в улучшение экологической обстановки.

Анкетирование показало, что сама собой экологическая культура не может у человека сформироваться, нужна целенаправленная работа. Именно у подростков необходимо формировать ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей, потому что, взрослых убеждать гораздо труднее, так как у них своё мировоззрение, труднее искоренять уже сложившиеся привычки, труднее менять им своё мнение.

Далее я попытался выяснить, какая работа запланирована и проводится в школе и в поселке по экологическому просвещению и природоохранной деятельности. Сначала я взял интервью у заместителя директора по ВР Покусаевой Е. В., от которой узнал, какие задачи ставит школа по воспитанию экологической культуры школьников, формы работы по разным возрастным категориям (приложение). В МКОУ « Лиманская СОШ №1» регулярно в осенне – весенний период проводятся субботники по благоустройству школьного двора, работы в парке Мира и парке Ветеранов, на улице Комсомольская. Ученики сажают деревья и ухаживают за ними, чистят берега водоемов, за что были неоднократно награждены на районном и областном уровне (приложение).

Затем я взял интервью у заведующей детского филиала центральной библиотеки Болдыревой С. И. От нее я узнал о направлениях работы детской библиотеки по экологии. Выяснил, какие мероприятия, выставки организуются для детей разных возрастных категорий по экологии. В приложении представлена выписка из плана библиотеки по экологическому воспитанию и просвещению на 2015 – 2016 г. В ней представлены самые разнообразные мероприятия, которые, на мой взгляд, могут привить любовь детей к природе, родному краю, животному и растительному миру который имеется на территории нашей малой Родины. Класс, в котором я учусь, неоднократно был участником проводимых библиотекой мероприятий. Из материалов, полученных в комитете по охране природы, я узнал об участии земляков, жителей Лиманского района в акциях по озеленению, акциях по уборке мусора (приложение). Для детей это хороший пример, что взрослые неравнодушны к окружающей природе, поэтому и им подрастающему поколению необходимо продолжать добрые традиции. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...»Не ждать милости от природы...» и т.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Развитие нового сознания по отношению к природе – процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. Формированию экологического сознания способствуют мероприятия, проводимые в школе и поселке. Именно поэтому учащиеся нашей школы хотят участвовать и участвуют в экологических акциях.

Заключение

Подводя итог, обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что, государство законодательно закрепило разнообразные права детей, но, несмотря на это ситуацию по реализации детьми права на благоприятную окружающую среду, нельзя назвать полностью благополучной. Для того чтобы выйти из сложившейся неблагоприятной ситуации, нужна мобилизация всех сил общества. Для решения проблем связанных с нарушением прав гражданина на благоприятную окружающую среду предлагаю провести следующие меры:

1. Защита окружающей среды касается каждого. С этим связана необходимость развития экологического образования.

2. Необходима гласность в работе правительственных органов и отделов по защите природы. Важно этим органам наладить тесную связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.

3. Необходимо шире пропагандировать среди детей и их родителей правовые знания, развивать и умение защитить свои права. Необходимо добиться осознания молодежью своих экологических прав. Это очень важно для всего общества в целом, т.к. за молодежью стоит недалекое будущее всей страны.

4. Разъяснять гражданам необходимость соблюдения требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения.

Реализация предлагаемых мер, на мой взгляд, позволит существенно уменьшить массив нарушений прав и законных интересов детей. Работая над выбранной темой, я вышел на ряд вопросов, над которыми собираюсь продолжить работу. Кроме того я решил сам участвовать в экологической работе в школе, стать участником лекторской группы по вопросам информирования в вопросах экологии.


Библиографическая ссылка

Чаплыгин И.А. ПРАВО РЕБЕНКА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ // Международный школьный научный вестник. – 2016. – № 4. – С. 97-99;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=127 (дата обращения: 17.07.2019).