Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЕЁ СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Ларионова О.А. 1 Веретенник О.В. 1
1 МОУ "СОШ № 48" Копейского городского округа
информационно-образовательная среда
социальные партнеры
профориентационная работа
сетевое взаимодействие
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об образовании в Российской Федерации". Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/499cc91fbe852d6839d4de3b173bb4953a33419c/ (дата обращения 24.01.2020).
2. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 6-8. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9122/ (дата обращения: 12.01.2020).
3. Горанова, П.В. Управление развитием учреждения как условие повыше-ния конкурентоспособности на рынке современных образовательных услуг. – Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материа-лы Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Ч.1 / Челя-бинск- Москва/ под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова, – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – С. 179-186.
4. Ковалев Е.В. Разгадки тайны Золотого ключика. Вселенная… Сознание… Грядущее.- Новосибирск: РИЦ Новосибирск», 2005. – 200 с.)
5.Классификация видов, форм и методов обучения: [Электронный ресурс]. https://studexpo.ru/216762/pedagogika/klassifikatsiya_vidov_form_metodov_obucheniya. (Дата обращения: 10.02.2019).
6.Ларионова, О.А., Сенькова, Л.А., Ларионов, Д.Ю. Виртуальная экскурсия как нестандартная форма экологического обучения. – Современные методи-ки учебной и научно-исследовательской работы: сб. ст. по материалам Все-российской (национальной) учебно-методической конференции (6 апреля 2018 г.) / под общ. ред. доктора сельскохозяйственных наук Сухановой С.Ф. – Курган: Изд-во ГСХА, 2018. – 184 с.

В настоящее время возникает необходимость расширения форм взаимодействия образовательных организаций с её социальными партнерами  для обеспечения открытости и доступности информационно-образовательной среды школы; применения методов профориентационной работы, повышающих качество подготовки специалистов, востребованных на рынке инновационной экономики.

Это положение требует активного применения информационно-коммуникационных средств и дистанционной связи. Необходимость взаимодействия современной школы с  социальными партнёрами определяется следующим положением: интенсивное развитие глобального цифрового пространства, увеличение роли профориентационной работы. В свою очередь тенденции к глобализации общества, очевидны, так как данные процессы поддерживаются новыми информационными технологиями [4]. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273, ст. 15. прописана сетевая форма реализации образовательных программ, обеспечивающая возможность освоения обучающимся изучаемого материала с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой [1].

Исходя из вышесказанного, требуется провести анализ педагогического опыта взаимодействия образовательных организаций с социальными партнерами на основе применения современных информационных средств коммуникации.

Цель и методика исследований. Исходя из вышеизложенного, нами поставлена цель – определить эффективность сетевой активности участников образовательных отношений по программе сотрудничества с её социальными партнерами.

Задачи:

  1. Изучить принципы взаимодействия организаций
  2. Представить опыт взаимодействия школы с социальными партнерами (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ОАО «КМЗ»)

Результаты работы. Согласно поставленным задачам, нами изучены принципы, на основе которых строится взаимодействие:

- принцип результативности - ориентация деятельности сети как в целом, так и отдельных ее участников, на решение конкретных образовательных задач, способствующих повышению доступности, качества социально-правовой, организационной и содержательно-методической базы организаций-участников сетевого взаимодействия;

- принцип добровольности и открытости - возможность вхождения в сеть новых участников, а также выхода из неё, с учётом социально-педагогической целесообразности [3, 6].

Исследования проведены на основе договора о сотрудничестве школы № 48 г. Копейска и преподавателями ЮУРГГПУ (г. Челябинск), договора  о взаимодействии с Копейским машиностроительным заводом по программе профориентации.

С учётом территориальной удаленности нами используются формы взаимодействия ВУЗа и школы, не предусматривающее взаимные финансовые обязательства, а также механизмы, не противоречащие действующему законодательству (экскурсии, участие в онлайн-конференциях, совместные социальные проекты, классные часы).

Понимая, что взаимодействие образовательной организации с её социальными партнерами обеспечивает доступность и открытость информационной образовательной среды и способствует повышению качества образования, МОУ «СОШ № 48» успешно взаимодействует с ЮУРГППУ в течение нескольких лет (2017-2019 гг). При этом основные формы взаимодействия – это участие в онлайн-конференциях, форумах, дистанционных конференциях, в «Круглых столах». При доступности и открытости информационно-образовательной среды появляется возможность успешной реализации социальных проектов (таблица 1). Например, на базе нашей школы реализуются следующие социальные проекты при поддержке  социальных партнеров: Проект «Леденец» (досуговая деятельность в зимний период), проект «Ландшафтный дизайн пришкольного участка». Также важной формой взаимодействия является публикационная деятельность по итогам выполненных работ с целью популяризации опыта реализации социально-важных проектов [3, 6].

Такое сетевое взаимодействие делает профессиональное образование открытым, доступным и более привлекательным, что является необходимым условием функционирования образовательных учреждений в современных условиях.

Таблица 1

 План работы по программе сетевого взаимодействия, 2019-2020 уч. г.

Способы и средства  организации

Время, место проведения

Установочная сессия «Актуальные проблемы образования» (Всероссийская конференция)  в рамках сетевого взаимодействия, ЧГГПУ (круглый стол).

20.09.2019,МОУ СОШ № 48. г. Копейск

VI Всероссийская научно-практическая конференция

«Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона проблемы и перспективы». Программа проведения круглого стола «Управление профессиональной социализацией студентов педагогического вуза».

1.     Организация процесса социализации студентов вуза (Павлова Л.Н.)

2.     Цифровизация образования как условие профессиональной социализации студентов (Фортыгина С.Н.)

3.     Психолого-педагогическое сопровождение процесса профессиональной социализации в педагогическом вузе (Гордеева И.С.)

4.     О процессе профессиональной социализации выпускников педагогического вуза в общеобразовательной организации (Ларионова О.А.)

08.11. 2019, Челябинск, ул. Бажова, 48

 

Конкурс «Академия успеха» в рамках всероссийской конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона»

Ноябрь-декабрь

Сетевая активность образовательных организаций при подготовке специалистов агарного сектора с использованием современных цифровых технологий: Материалы Всероссийской конференции/ Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона

Январь, Красноярск, 2019

 

В рамках сотрудничества по профориентации обучающихся имеет значение работа по техническому профилю. Сетевое взаимодействие МОУ «СОШ № 48» с Копейским машиностроительным заводом осуществляется с 2008 года. В рамках программы сотрудничества кураторы проводят классные часы на базе школы на следующие темы: «Выплавка стали»,  «Горное и обогатительное оборудование: горнопроходческие комбайновые комплексы, обогатительное оборудование», «Кузнечное, литейное, сварочное производство». Акционерное общество «Копейский машиностроительный завод» проводит подшефную работу со школой совместно с отделом развития и обучения персонала.  Таким образом, ОАО «КМЗ» проводит классные часы, презентации, мероприятия, экскурсии на завод, главная цель которых – создать положительный имидж рабочим профессиям на промышленных предприятиях.

По своей целевой направленности данные формы  взаимодействия формируют систему общеучебных и специальных знаний и умений учащихся [2, 5]. Данное положение обусловлено необходимостью внедрения деятельности, связанной с интеграцией теории и практики, формируют опыт деятельности в машиностроительном, кузнечном, литейном, сварочном производстве.

Таким образом, представленный опыт взаимодействия  школы с социальными партнерами (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», ОАО «КМЗ») доказывает эффективность сетевой активности участников образовательных отношений. В свою очередь, доступность информационно-образовательной среды школы (онлайн-конференции, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии) позволяет применять  методы профориентационной работы, повышающих качество подготовки специалистов [6].

.


Библиографическая ссылка

Ларионова О.А., Веретенник О.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЕЁ СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 1. – С. 33-33;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1272 (дата обращения: 06.03.2021).