Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Моя малая родина

Орехова Д.В. 1
1 ГБОУ СОШ №20 Невского района г.Санкт Петербург
край
экология
экономика
перспектива
климат
почва
природные зоны
растительность
животные
население
1.Основная литература для обучающихся.
1.География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. пособие для 8-9 классов общеобразовательной школы/Под ред. С.В.Васильева, О.В.Гаврилова.- М.: Изд-во МГУ,2008.-88с.
2. Литература для педагога.
1.Л.К.Ермолаев Наш город и область…Век ХХ., издательство: СПб. СМИО ПРЕСС,2011
2. Д.П. Финаров, С.П.Семёнов Санкт-Петербург и Ленинградская область, учебное пособие по географии,8-9 класс.-СПб.:Питер,2005.
3 Дополнительная литература для обучающихся и педагога
1. Л.К. Ермолаева История и культура Санкт-Петербурга Часть 3.(ХХ- начало ХХI века).Учебник для 9 класса, издательство: СПб. СМИО ПРЕСС,2011
2. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии.
г.Москва., Творческий центр ,2007
3. Никишин В.В. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации. Учебное пособие.- Изд-во: Норма, 2011
4. Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии.- М.: Знание, 2011
5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — СПб.: Норинт, 2011.
6. Даринский А. В. География Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1982.
7. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 2000.
8. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 2000.
9. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 2000.
10. Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. — СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889.
11. Санкт-Петербург: Энциклопедия. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.
12. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. — СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002.
Ресурсы Интернета
www. ceo.spb.ru www. trasa.ru
www. ilovepetersburg.ru
ru. wikipedia.org
www. s-pb.in
https://www.proza.ru/2015/08/28/1404
https://kupidonia.ru/spisok/spisok-mostov-sankt-peterburga

Аннотация

Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9-х классов.

Курс несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности.

В рамках курса планируется не только закрепить, обобщить и систематизировать приобретённые учащимися ранее общеучебные знания, навыки и умения, сформировать новые, но и создать условия для их использования в учебной, познавательной и социальной практике, содействовать формированию целенаправленной познавательной деятельности.

В элективном курсе учащиеся смогут познакомиться с природными условиями, ресурсами, населением и экономикой, народными традициями, достопримечательностями своего края. Работая с картами и схемами, ребята смогут получить более широкие знания об особенностях развития своего края. Изучая свой край, каждый учащийся сможет проанализировать один из аспектов (ресурсы, экономика, население) и выступить со своим сообщением на конференции.

Предлагаемый элективный курс расширит ваше образовательное пространство, так как знакомит с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по целому ряду предметов.

Предназначение такого курса – создание условий для освоения ключевых компетентностей, которые необходимы человеку для любой деятельности.

Какую бы профессию вы не выбрали, каждому из вас необходимо научиться:

- самостоятельно приобретать знания, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач;

- научиться пользоваться исследовательскими методами: собирать информацию, анализировать факты с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы;

- работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;

- достойно представлять результаты своей деятельности в самых разных и современных сегодня формах, как с использованием компьютерных технологий (видеофильм, презентация) так и без (творческое выступление, дебаты и др.)

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9-х классов.

Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Элективный курс «Моя малая родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса:

Ознакомление учащихся с краеведческим материалом, формирование у учащихся знаний о природе, культуре, населении, экологии родного края.

Задачи курса

I. Общеобразовательные задачи:

обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные задачи:

- сформировать системное представление о Санкт-Петербурге, как целостном географическом регионе;

- показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;

- сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего города;

- развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Специфика курса:

- объединяет знания по истории и культуре Санкт-Петербурга, истории, биологии, экономике;

- темы включают материал, не содержащийся в базовых и профильных программах;

программа не создает учебных перегрузок для школьников (домашние задания отсутствуют или необязательны);

- комплекс предлагаемых методов обучения включают традиционные формы (лекции, семинары, практикумы, консультации), активные методы, методы самообучения (использование интернет - пространства, музейного пространства города).

Актуальность курса:

Курс актуален применяемыми новыми технологиями (сотрудничества, критического мышления, информационными) и организационными формами

Продолжительность курса: 34часа

Категории обучаемых: учащиеся 9-х классов

Вид курса: предметный

Критерии уместности:

расширение знаний по физической и экономической географии, самостоятельная работа с диаграммами, графиками, статистикой, их анализ.

Формы подведения итогов: защита проектов, презентаций, творческих работ.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся, окончившие курс смогут:

- понимать и объяснять причины изменений на карте Санкт-Петербурга;

- разбираться в особенностях современной экономики своего города;

- анализировать графики, диаграммы, статистические материалы;

- самостоятельно работать с различными источниками информации.

Выполнение программы элективного курса способствует формированию следующих компетенций.

Информационная компетентность:

- умеют работать с информацией разного типа: интернет - ресурсами, справочниками, материалами СМИ и др.;

- ориентироваться в любом городском пространстве используя план, культурные ориентиры и средства навигации;

-умеют применять знания в нестандартной ситуации: использует полученные знания для создания собственного проекта;

-владеют приемами самостоятельного добывания новых знаний.

Личностная компетентность:

- желают и умеют проявлять самостоятельность, инициативу при подготовке собственного проекта;

- планируют и организуют свою деятельность так, что бы хватило времени на все этапы подготовки проекта;

-владеют правилами учебного сотрудничества, распределяют роли в группах с учетом интересов, возможностей и желаний.

Коммуникативная компетентность:

- умеют работать индивидуально и в группе, выполняя исследовательские и проектные задания;

- способны представить результаты исследования;

- умеют участвовать в учебном диалоге;

- умеют доказывать свою точку зрения.

Метапредметные умения:

регулятивные (учебно-организационные):

ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

познавательные учебно-логические:

классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа и синтеза;

учебно-информационные:

поиск и отбор необходимых источников информации, использование информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; создание собственной информации (карты, схемы, презентаций) и её представление в соответствии с учебными задачами;

коммуникативные:

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Основные формы контроля обучения:

- педагогические наблюдения за активностью учащихся в процессе усвоения программы, их инициативностью и устойчивостью интереса к различным видам деятельности;

- рейтинговое оценивание активности участия в семинарах и при выполнении самостоятельных работ;

- зачетное оценивание итогового проекта.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Формы контроля

раздел

темы

всего

лекции

практика

 

 

 

 

1

Введение

1

1

 

 

I

Общий обзор города (4часа)

 

1

История заселения и хозяйственного освоения территории Санкт-Петербурга.

2

1

1

Практическая работа

 

2

Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего города.

2

1

1

Творче-

ская работа

II

Природа своего края (12 часов)

 

 

1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Санкт-Петербурга

2

1

1

Практическая работа

 

2

Климат и агроклиматические ресурсы;

2

1

1

Практическая работа

 

3

Внутренние воды

2

1

1

Практическая работа

 

4

Почвы, земельные ресурсы

2

1

1

Практическая работа

 

5

Растительный и животный мир Санкт Петербурга

4

1

3

Практическая и творче-

ская работа

III

 

Общая характеристика населения и хозяйства города (8 часов)

 

1

Население Санкт-Петербурга

2

1

1

Практическая работа

 

2

Демографическая ситуация города

2

2

1

Практическая работа

 

3

Обычаи и традиции

 

4

1

2

Творче-

ская работа

IV

 

Экологические проблемы Невского района Санкт-Петербурга(8 часов)

 

 

 

1

Экологические проблемы города

Семинар «Основные экологические проблемы Санкт Петербурга»

4

1

3

Практическая и творче-

ская работа

 

2

Виды загрязнений Невского района Санкт-Петербурга

Работа над проектами

4

1

3

Практическая работа

 

 

Подведение итогов

1

1

 

Защита проектов, презентаций,

творческих работ.

 

 

 

Итого

34

15

19

 


Содержание программы

«Моя малая родина» (34 часа)

  1. Введение (1 час) Лекция: История возникновения Санкт - Петербурга. Цели и задачи курса. Обсуждение тем исследовательских проектов.
  2. Общий обзор города (4 ч.)

Лекция:(2 часа)

Географическое положение. Первые упоминания о нашем городе. Происхождение названия города, знаменитые жители нашего города. История заселения и хозяйственного освоения территории Санкт-Петербурга. Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего города. Годы гражданской войны. Великая Отечественная война в жизни города.

Практическая работа (1час). Составление плана-схемы города. Выделение районов города. Оценка экономико - географического положения по картам и типовому плану.

Творческая работа:(1 час) «Мой город на исторической карте»

(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов и т.д.)

  1. Природа своего края (12 ч.)

Лекция:(5 часов)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и агроклиматические ресурсы; внутренние воды; почвы, земельные ресурсы; растительный мир и животный мир Санкт Петербурга.

Практические работы (5 часов)

Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса Невского района. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.

Творческая работа: (2 часа) Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.

4. Общая характеристика населения и хозяйства города (8ч.)

Лекция: (4 часа)

Население, демографическая ситуация города, социальный состав, обычаи и традиции.

Практические работы (2часа)

Характеристика демографической ситуации населения города. Характеристика Невского района.

Семинар (1час) тема: «Демографическая ситуация Санкт Петербурга».

Творческая работа:(1 час). Составление сообщения об интересных людях города, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость».

Экологические проблемы Санкт-Петербурга(8 ч.)

Лекция: ( 2 ч. )

Виды загрязнений. Экологические проблемы города. Радиационное загрязнение территории Невского района. Экология человека, воспитание экологической культуры.

Практические работы (4 часа)

Работа над проектами:

Загрязнение атмосферного воздуха Невского района Санкт -Петербурга.

Шумовое загрязнение Невского района Санкт- Петербурга.

Химическое и радиоактивное загрязнение почв Невского района Санкт- Петербурга.

Отсутствие санитарно-защитных зон предприятий Санкт Петербурга.

Семинар (1 час) тема: «Основные экологические проблемы Санкт Петербурга» Творческая работа (1час). Составление сообщений на тему: « Экологические проблемы города», «Мой город в будущем».

Итоговое занятие ( 1ч )

Защита проектов, презентаций, творческих работ

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

- площадь территории города;

- особенности физико- и экономико-географического положения г.Санкт-Петербурга;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории города;

- зависимость рельефа территории города от тектонического строения и действия внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга Ленинградской области;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- ведущие отрасли хозяйства;

- примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение г.Санкт-Петербурга;

- определять размеры, протяженность территории;

-работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику одного из районов;

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Методические рекомендации по изучению курса «Моя малая родина».

В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

  1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
  2. Изучение и анализ статистического материала.
  3. Проведение картографического анализа.
  4. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
  5. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
  6. Проведение экскурсий по школьному музею и музеям города.

Критерии, позволяющие проводить самостоятельный анализ курса:

  1. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
  2. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.
  3. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
  4. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
  5. Учащиеся знают и видят, что их исследования, приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.

 

 


Библиографическая ссылка

Орехова Д.В. Моя малая родина // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 1. – С. 5-5;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1286 (дата обращения: 06.03.2021).