Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБРАЗОВАНИЕ СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РЕЧИ И ПРИЗНАКИ ЧЛЕНЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ НА СИНТАГМЫ

Казакова Е.А. 1
1 МАОУ "Академический лицей"
Афанасьева О.Н. (Магнитогорск, МАОУ «Академический лицей»)
синтагма
сегментация немецкой речи
ударение
паузация
аллофония
фонемная комбинаторика
вибрант
1. Карпов К. Б., Милюкова И. А. Фоностилистика немецкого языка. - М., 1981г
2. Потапова Р. К. Некоторые вопросы сегментации речевого потока на слоги // звуковая и семантическая структура языка. – М., 1990г.
3. Потапова Р. К., Блохина Л. П. Средства фонетического членения речевого потока в немецком и русском языках. - М., 1996г.
4. Потапова Р. К., Линдер Г. Особенности немецкого произношения – М., 1991г.
5. Потапова Р. К. Слоговая фонетика германских языков. – М., 1986 г.

Введение: При изучении фонетических средств разграничения речевого потока выделяют, с одной стороны, изменение частоты основного тона, интенсивности, длительности, спектра; с другой стороны, ударение, паузацию, аллофонию, фонемную комбинаторику.

Особая роль при сегментации речевого потока принадлежит фонотактической информации, которая входит в число делимитативных средств языка. Данному аспекту в последнее время посвящено немалое количество работ на материале самых различных языков. Так, на материале немецкого языка решаются следующие задачи: определяются фонемы, необходимые для описания сегментации высказываний; рассматривается распределение ударения, определяется влияние ударения на реализацию краевых фонем; исследуется комбинаторика пограничных фонем. В процессе сегментации определяются гласные (долгие, краткие, дифтонги); согласные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, гортанные, губные, смычные, щелевые, сонанты).

Целью данной статьи является: рассмотрение роли сегментации речевого потока в немецкой речи.

Делимитативную функцию выполняет аспирация глухих смычных взрывных (p, t, k) в позиции перед ударными гласными, перед (l, n, r) + гласный, после ударного гласного. В позиции после паузы (p, t, k) всегда аспирируются, что особенно ярко выражено в начале реализации синтагмы. Аспирация имеет место и в середине высказывания после краткой паузы. Таким образом, наличие или отсутствие аспирации смычных взрывных глухих согласных служит в немецкой речи целям разграничения речевого потока.

Некоторые авторы вводят сегментную фонему / + /, после которой [p, t, k] всегда аспирируются. Эта сегментная фонема имеет следующие аллофоны: в начале или в конце синтагмы она выступает как пауза определённой длительности; в рамках высказывания в свободной вариации – либо как краткая пауза, либо как её отсутствие.

Интерпретация паузы / + / как фонемы стыка имеет следующие преимущества: а) способствует принятию более надёжных решений в плане разграничения речевого потока; б) даёт возможность объединить ряд фонетических элементов (фонетических слов, ритмических структур) в более крупные блоки – синтагмы. Позиции, в которых выступает / + /, обычно совпадает с синтаксическими и морфологическими границами. Фонема стыка / + / функционирует, как правило, перед ударными сегментами, если последние выступают в начале морфемы. Перед последовательностью [p, t, k] + безударный гласный  и перед безударным гласным в начале морфемы / + / часто отсутствует.

Немаловажную роль при сегментации немецкой речи играет учёт аллофонического варьирования вибранта. Вибрант в потоке речи может быть рассмотрен как целый класс вариантов, различающихся, как на перцептивном, так и на акустическом уровнях. Варьирование вызвано комбинаторикой, своеобразием линейных отношений в речевой цепи. Аллофония / r / обусловлена: а) поствокальной позицией после долгого ударного гласного; б) поствокальной позицией в безударном окончании [ә]. Установлено, что артикуляторно-акустические характеристики /r/ определяются артикуляторно - акустическими характеристиками соседнего гласного.

К числу акустических коррелятов делимитативных средств синтагмы следует отнести, прежде всего, изменение длительности начальных и конечных аллофонов на морфологических, лексических и синтаксических стыках. Данные, полученные на материале слитной речи, показали, что главным фактором, влияющим на длительность стыковых аллофонов, является позиция звука в фонетическом слове, синтагме, фразе.

В некоторых языках для различения взрывных согласных,  играющих важную роль в процессе разграничения звучащей речи, наряду с признаком звонкости используется признак аспирации, а также комбинация этих признаков звонкости и аспирации.

При восприятии звучащей речи и средств сегментации для слушающего значима аллофония. Слушающий воспринимает аллофоны, которые несут информацию о структуре речевого высказывания в целом.

Для различных признаков реализации звуков в потоке речи характерна различная степень вариативности на слуховом уровне. Так, признаки напряжённости, полноты и протяжённости реализации как признаки обобщённого аллофонического качества отличаются наиболее высокой степенью совпадения перцептивных оценок.

Признаки места артикуляции согласных трактуются на слуховом уровне весьма вариативно. Например, аллофоны фонем [d], [t] нередко идентифицируются на слух одними аудиторами как смычные апикального типа. Другими – как смычные дорсального типа. Данные аллофонической градации признака глухости/звонкости позволяют сделать наиболее общий вывод о том, что фонологически звонкие смычные  выявляют в потоке речи большую степень вариативности голосового тона, чем фонологически глухие смычные.

Исследование восприятия твёрдого приступа начальных гласных неприкрытых слогов позволило заключить, что реализация твёрдого приступа гласных в немецкой разговорной речи имеет место в ударной позиции синтагматически спаянных блоков. В позиции абсолютного начала фразы и после паузы. В безударной позиции преобладают случаи нереализации твёрдого приступа гласных, приводящие к стяжению слогов с дальнейшим перераспределеним границ слога. Факторами, детерминирующими нереализацию твёрдого приступа анлаутных гласных неприкрытых слогов являются: а) ненапряжённость артикуляции; б) безударная позиция; в) качество гласного; г) качество предшествующего компонента стыка; д) пауза без перерыва звучания.

Заключение:

В системе консонантизма немецкой разговорной речи обнаружены значительные количественные и качественные модификации согласных, что объясняется ослабленной артикуляцией, приводящей к частичному или полному выпадению некоторых характеристик согласных, появлению у них новых характеристик на границах синтагм.

Таким образом, при восприятии синтагмы, кроме вышеуказанных признаков, могут учитываться:

- фонологические особенности языка;

- фонотактическая информация на участке границы между синтагмами;

- информация о позиционно-комбинаторной аллофонии, возникающей вследствие модификации звуков в речевом потоке;

- специфика распределения акустических (спектральных, частотных, динамических) признаков во времени;

- пороговые величины, характеризующие процесс слухового восприятия;

- особенности предъявления речевого сигнала, степень зашумлённости при восприятии, экстралингвистические факторы и т.д.).


Библиографическая ссылка

Казакова Е.А. ОБРАЗОВАНИЕ СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РЕЧИ И ПРИЗНАКИ ЧЛЕНЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ НА СИНТАГМЫ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1312 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674