Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Часовникова Н.В. 1
1 МАОУ СШ №59 "Перспектива" г.Липецка
практическое использование
поэтический материал
английский язык
1. Белкина М.Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков: (из опта школы)/ М.Ю. Белкина// Иностранные языки в школе. – 2006. - №5. – с. 53-54.
2. Дьяченко Н.П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. /Н.П.Дьяченко// Педагогический вестник. – 2004. - №3. – с. 30-33.
3. Нехорошева А.В. RhymeyourEnglish: Сборник стихов, рифмовок и песен на английском языке: Практическое пособие – М: АРКТИ, 2006. – 80с.
4. Стародубцева М.А. Использование аутентичного поэтического материала на уроках иностранного языка. 2004. URL: .
5. Лосева С.В. Английский в рифмах. 2006. http://knigovo.ru/20178-anglijskij-v-rifmax-s-v-loseva.html.

В настоящее время, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку, привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Несомненно, одним из эффективных приемов обучения – использование поэтических материалов на уроках иностранного языка.

Во-первых, работа с поэтическим материалом доставляет удовольствие детям. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остается в памяти маленького человека, оставляя след в его сознании.

Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.

В-третьих, поэтические тексты являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения, а также играют огромную роль как средство развития детской речи и таких ее компонентов, как дыхание, дикция, слух, умение регулировать силу голоса.

В-четвертых, при работе со стихотворениями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение стихотворения не воспринимается как искусственное.

И, наконец, применение на уроке разнообразных форм и приемов работы с поэтическим материалом помогает разбудить творческое воображение учащихся и повысить их творческую активность на уроке.

Очень эффективно для проведения фонетической зарядки использовать рифмовку по той же устной теме, которая изучается школьниками в данный момент (либо содержит в себе активный грамматический материал) (см. приложение). В этом случае фонетическая зарядка поможет пополнить запас слов учащихся, реализуя его в речи, усвоить лексический или грамматический материал по теме.

Часто используемые в начальной школе стихи и песни для фонетической разминки:

Why do you cry, Willy?

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy, Why, Willy,

Why, Willy, Why?

Simple Simon

Simple Simon met a pieman,

Going to the fair;

Says Simple Simon to the pieman,

Let me taste your ware.

Says the pieman to Simple Simon,

Show me first your penny;

Says Simple Simon to the pieman,

Indeed I have not any.

Simple Simon went a-fishing,

For to catch a whale;

All the water he had got,

Was in his mother's pail.

Simple Simon went to look

If plums grew on a thistle;

He pricked his fingers very much,

Which made poor Simon whistle.

Когда стихотворение заучено, все его лексическое содержание включается в активный словарь ученика. Таким образом, создается база для неподготовленной речи. Например, чтобы закрепить лексику по теме «Семья» можно предложить такие рифмовки:

Here is my father,
Here is my mother,
Here is my sister,
Here is my brother.
Here is my uncle, Paul, 
How I love them all!

Или

I have a father.
I have a mother.
I have a sister.
I have a brother.
Father, mother, sister, brother –
Hand in hand with one another.

Так же эффективно использовать стихотворения в качестве примеров при освоении грамматического материала:

I am Jack

You are Jill

She is Kate

He is Bill

Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и людям:

«Let us try to be polite

In everything we do.

Remember always to say «Please»

And don’t forget «Thank you»!

Интенсивному запоминанию способствует использование визуальной опоры в виде иллюстраций, картинок, рисунков. Например, учитель читает стихотворение, сначала полностью, затем по строчкам. Каждую строчку ученики зарисовывают.

Сейчас существуют такие приемы как сочинение стихов, коротких стихов для тренировки грамматических явлений, игровые двустишия, подбор слов в рифму к данному слову, синквейны, акростихи.

Примеры творчества детей:

  1. Учитель дает два рифмующихся слова, например:

school– rule

Ученики по заданной рифме сочиняют стишки (могут работать в парах, в небольших группах или командах):

In our school

There is a strict rule -

Not to miss the school!

  1. Самостоятельно сочиненные стихи по прохождении темы:

We go to school in September,

We have holidays in November,

We celebrate New Year in December,

These are great month to remember!

  1. Push – Pin Poem (стихотворение, сочиненное на уроке, с употреблением приколотых на доске вразброс слов)

На доске: can, can’t, grandpa, grandma, naughty, forty, funny, play the guitar, clever, never).

Стихотворение появилось как итог работы по теме «Семья» на закрепление модального глагола can в 3 классе. Дети работали в группах и вот одно из стихотворений:

This is my grandpa,

He can play the guitar,

He is only forty,

But he is very naughty.

This is my grandma,

She can’t play the guitar,

She is very funny,

But never gives me money.

Учащиеся 2 класса сочиняли стихи с модальным глаголом can по теме «Животные»

I can fly like a bird,

I can jump like a frog,

I can walk like a dog,

I can climb like a chimp.

Ко дню рождения дети сочиняют небольшие акростихи для своих друзей и одноклассников. Стихотворение, в котором начальные буквы строк, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу. Такое стихотворение необязательно должно быть в рифму.

Акростихи по теме «Мой лучший друг»

I like your character

Really nice

And I can repeat it twice.

Merry

And

Sweet

Honest

Attractive.

Акростих можно написать по любой из пройденных тем, например, по теме «Семья»

Father

And

Mother

I

Love

You.


Акростих по теме «Животные»:


Chuckles

Has got big ears

Is clever and funny

My friend

Pet (3 класс)

Еще один вид нерифмованной поэзии, который используется на уроках это Синквейн

Синквейн (от фр. cinquains, англ.cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Его также можно использовать в качестве приема рефлексии, который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, можно использовать как способ синтезирования материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах.

Пример синквейна по теме «Спорт»:

Sports!

Interesting, amusing.

Run, jump, swim.

Everyone should do sports!

Health! (4 класс)

Пример синквейна по теме «Игрушки»:

Toys

Nice, lovely

Play, talk, sing

My favourite toy is my doll

My friends (3 класс)

Пример синквейна по теме Животные:

Animals

Funny, friendly

Run, play, jump

I love them very much

Furry friends.

Lion

Big and dangerous

Hunts, jumps, runs

The king of animals

Beast.

Часто, особенно на младшем этапе, урок начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, учитель предлагает классу специально отобранные стихи и рифмовки. Затем в течение 2 -3 уроков Н. П. Дьяченко советует повторять стихотворение или рифмовку корректировать произношение звуков. Данный вид работы можно включать в урок на разных этапах, он служит своеобразным отдыхом для детей. Примеры рифмовок, с которыми может быть осуществлен данный вид работы:

This is my mother.

This is my father,

This is my sister.

This is my brother,

This is my uncle,

This is my aunt Lily,

This is my cousin,

And this is me.

Звук[w].

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

Why, Willy? Why?

Также можно специально подобрать стихи и рифмовки, в которых встречаются либо новое, незнакомое учащимся слово, либо лексические единицы, которые нужно повторить и хорошо закрепить в памяти ребят.

Red and yellow

White and blue

The gayest flowers

Are just for you.

Red, red, red, the rose

Blue, blue, blue the dress

Grey, grey, grey the cat

And so is the rаt

It’s fun to be this

It’s fine to be that

To leap like a lamb

To climb like a cat

To swim like a fish

To hop like a frog

To trot like a horse

To jump like a dog.

Особенно важную роль играет этот вид работы при изучении грамматики. Надо стремиться к тому, чтобы ребята повторяли выученные рифмовки в течение всего учебного года, при этом рифмовки были связаны с темой урока. Время от времени можно проводить конкурсы: кто знает рифмовок больше и может объяснить, какие грамматические формы в них представлены.

Формы глагола to be:

I am Ann,

You are Dan,

He is Peter,

She is Rita.

Present Simple:

I live here,

You live near,

Tom lives so far

That he goes in a car.

I love my cat

It’s warm and fat 9

My cat is grey

It likes to play.

Present Simple в придаточных условия и времени.

When I am ten

I’ll get a pen,

Then I shall write

Like brother Ben.

Robin Hood has gone.

To the wood,

He’ll come back again

If we are good

Past Simple

Little fishes in a brook,

Father caught them on a hook,

Mother fried them in a pan,

Johnny ate them like a man.

Present Continuous.

I am counting to ten,

You are giving them a pen,

She is looking at the door,

He is sitting on the floor.

All of us are working well

Waiting, waiting for the bell.

Модальный глагол can.

I love learning English

I can read

I can write

I can speak English too

I love learning English

And what about you?

Побудительные предложения:

Sleep, my babies, do not cry

I shall sing a lullaby.

Shut your little eyes and doze

Putting tails upon your nose.

Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и людям, их окружающим, настойчивость и терпение в преодолении трудностей; напоминают школьникам о правилах поведения. Например:

Mind the clock

And keep the rule

Try to come

On time to school.

Go to bed late,

Stay very small;

Go to bed early,

Grow very tall.

Stop! Look! Listen!

Before you cross the street

Use your eyes, use your ears

And then use your feet.

Let us try to be polite

In everything we do.

Remember always to say «Please»

And don’t forget «Thank you».

Опыт работы с поэтическим материалом показал, что это очень эффективный способ обучения английскому языку, в частности, при формировании лексических, грамматических и произносительных навыков. Дети с легкостью усваивают нужный лексический материал по теме, если он был введен с помощью стихов и рифмовок. При вызове нужного слова из памяти они сразу же вспоминают стихотворение, в котором было употреблено необходимое слово, и без труда используют его. При этом они помнят и знают, в каком контексте используется данная лексическая единица. При организации устного или письменного высказывания школьники вспоминают стихотворения, в которых были использованы те или иные грамматические структуры и с легкостью применяют их.


Библиографическая ссылка

Часовникова Н.В. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1397 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674