Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЭКОМОДНЫЙ ПОКАЗ

Гладченко У.С. 1 Алехнович Р.В. 1 Давидович Т.В. 1
1 Могилёвская городская гимназия №1
экология
мода
сложноорганизованный художественный процесс
показ
1. https://kulturologia.ru/blogs/020909/11452/ (дата обращения 25.05.2020).
2. Искусство. Отечественная и мировая художественная культура. Под редакцией С. И. Колбышевой. Адукацыя і выхаванне, 2019 г.
3. https://moluch.ru/archive/234/54393/(дата обращения 27.05.2020).
4. http://green.glossy.ru/image/Gary-Harvey-trashion-148/(дата обращения 25.05.2020).
5. https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12739(дата обращения 23.05.2020).
6. Седлачкова Я. Мода. История для детей и взрослых. Издательство АСТ-Пресс, 2018 г.

Введение

Для современного искусства характерны неординарные идеи, замыслы, эксперименты. Мастера искусства не просто демонстрируют свои творения, а предлагают зрителю задуматься над важными вопросами. Поэтому они ищут новые способы воздействия на сознание человека: зрелищные, динамичные, непредсказуемые, но понятные. Один из таких способов – это модный показ, который не ограничивается только лишь демонстрацией одежды. Сегодня это потрясающий воображение художественный процесс, в ходе которого художник с помощью созданных образов говорит со зрителем о чём-то важном. В последние годы одной из самых острых тем, которая волнует всё человечество, стала тема экологии. Эта тема не обходит и мир моды. Она нашла отражение и в нашем проекте «Экомодный показ», который стал настоящей художественной акцией в защиту природы.

Цель проекта: привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды посредством организации и проведения модного показа для демонстрации предметов одежды из бытовых отходов.

Задачи:

1. Познакомиться с современными требованиями к организации модного показа как сложноорганизованного художественного процесса;

2. Познакомиться с существующим направлением в дизайне одежды, объединяющим понятия «мода» и «экология»;

3. Способствовать творческому поиску идей, раскрытию творческого потенциала учащихся в ходе изготовления вещей из бывших в употреблении материалов;

4. Содействовать формированию осмысленного отношения учащихся гимназии к использованным и ненужным вещам в процессе проведения дефиле «Экомодный показ».

Материал

Методы

Когда в начале учебного года между нами, авторами проекта, состоялся диалог об искусстве создания одежды и его влиянии на человека, мы и подумать не могли, что он выльется в масштабный творческий проект. Мы рассуждали о том, что искусство – это важная часть жизни человека, но только тогда, когда приносит пользу человеку, делает его лучше, совершеннее, помогает находить ответы на свои вопросы. Вот, например, мы прекрасно знаем из рассказов педагогов, книг, документальных фильмов о существовании экологических проблем, о том, что человек живёт не в согласии, а в конфликте с природой. Каким же образом искусство создания одежды может помочь привлечь внимание к этим проблемам и заставить людей переосмыслить свои поступки, какие может предложить эффективные способы, оригинальные и творческие решения по защите экологии? Так, с поиска ответов на эти вопросы, начинался наш проект по организации модного показа арт-костюмов из бытовых отходов.

Для начала мы решили выяснить, существует ли такое направление в дизайне одежды, которое объединяет понятия «мода» и «экология».
Оказалось, искусство создания одежды из мусора в последнее время стало очень популярно. Ведь мода в широком понимании этого слова отражает то, что волнует общество, чутко реагирует на перемены и способна повлиять на мировосприятие человека. Общественные проблемы, в том числе экологические, не обходят мир моды, находя своё отражение в образах. Экотема глубоко волнует и вдохновляет дизайнеров одежды, которые создают свои творения из бывших в употреблении материалов, найденных ими на свалках или в мусорных контейнерах. Такое направление, как трэшн (от англ. «trash» и «fashion» – мусор и мода), впервые появилось в 2004 году в Новой Зеландии. Главная идея этого направления заключается в повторном использовании ненужных вещей, из которых можно сделать новую одежду, обувь и аксессуары.

Некоторые дизайнеры создают вещи просто для красоты, без практической пользы, то есть в эстетических целях. Например, Джон Петрей представил публике коллекцию платьев из игральных карт, пробок для бутылок, одноразовой посуды и другого мусора. Райан Юн, корейский художник и фотограф, создал серию платьев, изготовленных из самых необычных материалов: плюшевых мишек, баночек от Кока-Колы, коробок от стирального порошка, разноцветных драже.

Многие дизайнеры экоодежды изготавливают такие модели, которые можно носить в повседневной жизни. Например, Гари Харви, берёт одежду для переработки в секонд-хендах. Дизайнер стремиться добавить в мир моды элемент сознательности. Ведь часто мы надеваем вещь один или два раза, а затем отказываемся от нее, потому что она перестаёт считаться модной. Однако таким вещам можно подарить вторую жизнь, а не выбрасывать. Для изготовления экологически чистых платьев дизайнеру служат также хозяйственные сумки, газеты и самый обыкновенный мусор.[4]

Таким образом, мы выяснили, что любому предмету можно дать вторую жизнь – это девиз экомоды, который лежит в основе модного направления трэшн!

Затем мы познакомились с историей проведения модных показов. Чтобы продемонстрировать образцы своих коллекций, художники-модельеры устраивали дефиле. Основы их проведения начали формироваться в 20-е годы прошлого столетия, и тогда показ одежды носил лишь рекламный характер. Сегодня модные показы превращаются в феерические действия, с особой атмосферой, где главную роль играет не одежда, а мысль, которую через демонстрацию одежды хочет донести художник, его идея, призыв. На трэшн-показах, безусловно, звучит экологическая тема, призыв беречь планету.

Современный модный показ имеет все признаки искусства и включает в себя такие виды, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография, музыка, литература, театр, но при этом не относится ни к одному из них, являясь самостоятельным, как, например, кинематограф или эстрадное искусство. Существует много разных способов демонстрации дефиле, но отличительной чертой показов является то, что главную роль играет не модель или процесс её создания, а то, как она преподносится и какое воздействие оказывает на зрителя. Поэтому при организации показа специально продумывается дизайн площадки, оборудование для подиума, декорации, музыка, активно используются современные достижения науки и техники. Для создания нужной атмосферы приглашают дизайнеров интерьера, художников по свету, сценографов, актёров, музыкантов, звукорежиссёров. Здесь можно заметить некоторые сходства между театральной постановкой и модным показом.[3]

Просмотрев и проанализировав самые впечатляющие показы, авторами и организаторами которых были Александр МакКуин, Карл Лагерфельд, Раф Симонс, мы сделали два вывода: за каждым показом всегда скрывается какой-то социальный подтекст, смысл, заявление; организация сценической среды дефиле играет огромную роль в раскрытии замысла дизайнера.

Трэшн-показы проводятся и в знаменитых Домах моды, и в школах, и в университетах, и в оздоровительных лагерях, где юные дизайнеры придумывают необычные наряды. Модный показ используется не только как площадка для творчества, но и для просвещения, распространения знаний.

Вот и мы решили устроить эксклюзивный показ моделей одежды, чтобы подарить мусору вторую жизнь и проявить внимание к проблемам экологии. Мы хотели провести задуманный нами модный показ в соответствии с законами жанра, поэтому постарались учесть все важные моменты из того, что прочитали и посмотрели.

Работа предстояла большая и серьёзная, но очень важная, поэтому ребята с энтузиазмом взялись за дело. Их инициативу поддержали педагоги.

Для участия в проекте были приглашены учащихся всех классов начальной школы гимназии. От каждого класса попросили подготовить 1 или 2 костюма. Требования к костюмам были следующие: модель должна быть выполнена из уже использованных материалов, должна быть эстетичной (красивой, гармоничной по форме, цвету, аккуратной), практичной (чтобы можно было легко надевать, снимать, ходить по подиуму), надёжной (чтобы костюм не рассыпался во время показа), безопасной (без травмирующих деталей). И ещё одно важное требование – это презентация костюма. Нужно было убедить зрителей показа, что изготавливая костюм, была проявлена забота о природе. Пока ребята работали над своими шедеврами, проявляя свои дизайнерские и литературные таланты, авторы проекта приступили к организации дефиле по плану: 1. Нужно было выбрать место проведения и продумать, как его оформить, подобрать декорации; 2. Выбрать подходящие музыкальные композиции; 3. Составить сценарий и текст для ведущих; 4. Организовать репетиции, чтобы все происходящие на подиуме действия были продуманы и отлажены.

Показ было решено провести в фойе гимназии, где расположены информационные стенды. На них были представлены рисунки и плакаты учащихся экологического содержания, которые помогали подчеркнуть идею нашего показа и создать обстановку, заставляющую задуматься над проблемами экологии. А на самой площадке, где разворачивались главные события, мы создали атмосферу гармонии и радости: горел яркий свет, стояли красивые белые цветы, высотой в человеческий рост, звучала приятная музыка. Этим мы хотели сказать, что мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, и задача человечества спасти и сохранить то, что щедро дарит нам природа. Место подиума мы обозначили ковровой дорожкой и стойками с яркими ленточками.

Когда всё было готово, мы назначили день и время и с волнением собрались в назначенном месте. Открывали мероприятие четверо ведущих показа.

Ведущие показа

Предваряя вопросы о том, зачем нужны такие платья и костюмы, ведущие и организаторы показа, отвечали: «Во-первых, для выражения стремления к красоте, желания жить в гармонии с природой, для демонстрации своего творческого потенциала, а во-вторых, для выражения протеста против нерационального использования природных ресурсов».

Поистине поражающие воображение модели (а их было 26) предстали перед глазами изумлённой публики в фойе гимназии. Широкий выбор материалов, которые использовались для изготовления нарядов, демонстрировали на ковровой дорожке юные модели: компакт-диски, пластиковые стаканы, целлофановые пакеты, остатки обоев, обёрточная бумага, картон, флакончики от духов, прочитанные газеты, молочные пакеты, коробки, бутылки, пробки, крышки, фантики от конфет…

Полётом фантазии отличались не только наряды, но и их названия: «Звёздное сияние», «Жемчужная фантазия», «Снежная королева», «Гавайское приключение», «На страже добра», «Королева новостей», «Радужный единорог», «Нежная фиалка» и многие другие. Выход каждой модели сопровождался текстом в стихотворной или прозаической форме, который каждый участник показа подготовил для своего костюма. Тексты были длинные и короткие, серьёзные и смешные, но в них обязательно затрагивались вопросы экологии. Каждый представленный костюм можно смело назвать произведением искусства, так как он имеет и познавательную, и эстетическую, и нравственную ценность.

«Гавайское приключение» «Жемчужная фантазия» «Принцесса» «На страже добра»

Модный показ уникальных, необычных моделей удался на славу! Оказывается, совсем не сложно, при желании, из бездумного потребителя превратиться в разумного, ответственного человека, друга Природы. Вот такое гармоничное сочетание этики и эстетики воплотилось в дефиле «Экомодный показ».

Заключение

В процессе работы над проектом мы выяснили, что проблемы экологии волнуют не только экологов и ученых, но и людей искусства, художников, модельеров, которые, используя свои способы и художественные средства, рассказывают о проблемах людям. Своей цели мы достигли – экомодный показ состоялся и вызвал огромный интерес у учащихся, их родителей и педагогов. Работая над проектом, мы убедились, что модный показ – это сложноорганизованный художественный процесс. Чтобы достичь достойного результата, нужно приложить немало усилий, потратить немало времени. Проект дал учащимся возможность проявить себя: они учились самостоятельно искать нужную информацию, анализировать, делать выводы, применять полученные знания. Ребята смогли продемонстрировать свои организаторские способности, умение договариваться, принимать решения. Это был неоценимый опыт творческого поиска.

Авторы проекта убедились, что их сверстникам небезразлично состояние окружающей среды, и они готовы вносить посильный вклад в решение экологических вопросов. В своём созидательном стремлении к красоте младшие школьники выразили желание видеть мир, богатый яркими красками, наполненный светом и радостью. Красноречивым подтверждением этому стали эксклюзивные и неповторимые модели.

Мы верим, что искусство способно спасти мир.


Библиографическая ссылка

Гладченко У.С., Алехнович Р.В., Давидович Т.В. ЭКОМОДНЫЙ ПОКАЗ // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1400 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674