Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВОЛОНТЕРСТВО В ТУРИЗМЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

Латышев О.Ю. 1 Петрова Е.В. 2
1 г. Москва, проф., почетный доктор наук, заслуженный деятель науки, техники и образования, научный руководитель Международных экспериментов, директор, Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко
2 г. Азов, зам. директора, ГКУ СО РО «Азовский центр помощи детям»
1. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 144–154.
2. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С.390-399.
3. Капустина Е. Н., Латышев О. Ю. Работа социальной службы детского дома // Социальная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 88–95.
4. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. – Барнаул, 2006. – С. 230–236.
5. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально-психологическая адаптация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 400–411.
6. Макарова Л.Н., Латышев О.Ю. Роль урока географии в социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 417–428.
7. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 199–208.

Неоценимый вклад в работу по организации туризма и краеведения для сиротских учреждений вносят волонтеры – студенты Ростовского государственного экономического университета, Северокавказской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Донского государственного технического университета и др. замечательных вузов столицы Южного Федерального округа РФ. Как мы уже писали ранее, труд волонтеров пришелся очень кстати, потому, что имеет место «многолетняя и широко направленная деятельность детского дома г. Азова по формированию жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в данном процессе были призваны сыграть средства туризма и краеведения. Как показала практика повседневной жизни этого интернатного учреждения, туристско-краеведческая деятельность способно занимать достойное место в процессе социализации детей-сирот – в частности, при повышении жизнестойкости воспитанников в условиях быстро меняющегося общества и относительно низкой прогнозируемости направления его дальнейшего развития» [1]. В продолжение данной мысли следует сказать, что волонтерские отряды оказывают большое позитивное влияние на образ мыслей и действий наших воспитанников. Это тем более важно, что, например, первокурсники всего на год старше наших одиннадцатиклассников, и сфера их общих интересов достаточно широка. В походах по местам древней азовской истории, во время субботников на территории памятников истории и культуры, которые эти студенты и инициируют, в ненавязчивой атмосфере между воспитанниками и их старшими товарищами происходит обмен информацией об истории и традициях этих мест. Они методично посещаются объединенной разновозрастной группой при участии воспитателей детского дома и преподавательского состава вузов. Как правило, такие места находятся либо в городской черте, либо неподалеку за ее пределами. Поэтому воспитанники, сопровождаемые студентами, не только изучают историю и культурные традиции родного края, но и получают возможность вступить в более тесное знакомство с родным городом, где им в дальнейшем предстоит жить и трудиться уже самостоятельно, создавать семьи, так же растить и воспитывать детей. И делать это будет значительно комфортнее, когда будет возможность вспомнить о ярких и приятных страницах своей детской и ранне-юношеской жизни, наполненной походами, поездками, удовлетворением жажды познания и растущей любознательности. Таким образом, туризм помогает воспитанникам адаптироваться в обществе, и неотъемлемая роль волонтерства со стороны студентов здесь очевидна. Как пишет В.Н. Ильин, «поиск путей социальной адаптации детей-сирот, воспитывающихся в школах-интернатах, в настоящий момент лежит в сфере деятельности образовательных учреждений туристско-краеведческой направленности. Эта работа проходит в тесной связи с планами развития музейно-педагогической деятельности – с одной стороны, и физкультурно-спортивной – с другой» [2]. Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает способность к принятию личностных решений, способствует социальному иждивенчеству, не готовит их к самостоятельной жизни. Для воспитанников детских домов проблема социальной адаптации является ключевой. Продуктивное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых педагогических средств психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников – выпускников. И здесь также приходят на помощь туристы-волонтеры. Потому что трудно представить более подходящую среду для формирования навыков самостоятельного жизнеобеспечения, роста личной ответственности – как за собственную жизнь, так и за благополучное возвращение из похода своих младших товарищей, чем туристическая экспедиция. Как указывает Л.Н. Макарова, особую важность представляет здесь своевременное «определение форм рационального использования времени и сил экспедиций (лагерных смен, выездных спортивных соревнований, групп поощрительных и мотивационных путешествий воспитанников и т.д.) [6]. По окончании туристической экспедиции волонтеры могут принять активное участие в детальном обсуждении ее хода и результатов. Задорный и непосредственный характер большинства представителей студенческой молодежи сделает это обсуждение ярким и запоминающимся, а также полезным как для воспитанников, сотрудников интернатного учреждения, так и для самих волонтеров. Бескомпромиссные оценки со стороны старших товарищей легче воспринимаются воспитанниками. Не вызывают проявлений протестного поведения, а соответственно – лучше усваиваются и становятся надежным руководством в построении дальнейшего личностного жизненного маршрута. О.Е. Крюкова отмечает, что «воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению, например, в туристическом походе. Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений. И тогда, когда начнутся практические пробы в направлении туризма и краеведения, юным участникам психологических занятий станет легче находить понимание среди участников похода, с руководителями туристической группы, краеведческого кружка и т.д.» [5]. В этом также проявляется еще и наш инновационный подход к содержанию педагогической деятельности в разработке воспитательных ситуаций, способствующих изменению самооценки, преодолению негативных стереотипов прошлой семейной жизни, развитию активной жизненной позиции, потребности в успешной самореализации, самоопределении и обеспечивающих самоорганизацию субъектов процесса сопровождения и жизнеустройства воспитанников, а впоследствии – и выпускников детского дома. Е.В. Пилюгина видит в этом еще и частную реализацию решения «проблемы вовлечения населения в этнический и этнографический туризм, создание центров народной самобытности и культуры, подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства, а также формирования, продвижения и реализации молодежного туристского продукта представляются в равной мере актуальными для нашего творческого коллектива. Как известно, детско-юношеский туризм выделяется в качестве одного из приоритетных видов социального туризма, включая в себя самодеятельный (спортивно-оздоровительный), лечебно-оздоровительный; экологический и культурно-познавательный» [7]. И в каждом из перечисленных направлений волонтеры могли бы помочь воспитанникам детского дома принять своевременное и полноценное участие. Не всегда в сиротском учреждении хватает рук сотрудников, которые могли бы в равной мере заинтересованно и квалифицированно подойти к организации туристической деятельности воспитанников. Тем ценнее, что такая практика среди студентов вузов становится в последнее время все более широко распространенной. Мы надеемся, что условия расширяющегося взаимодействия с волонтерскими отрядами принесут и воспитанникам, и сотрудникам детского дома новые знания, умения, навыки, а также четкие и развернутые представления об организации творческого пространства и организованного культурного досуга в сфере туризма и краеведения.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю., Петрова Е.В. ВОЛОНТЕРСТВО В ТУРИЗМЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=212 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674