Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Латышев О.Ю. 1 Байер Е.А. 2
1 г. Москва, проф., почетный доктор наук, заслуженный деятель науки, техники и образования, научный руководитель Международных экспериментов, директор, Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко
2 почетный работник общего профессионального образования, председатель РО ВОД «Матери России», д.п.н., директор центра помощи детям г. Азова Ростовской области, почетный член коллектива Мариинской галереи им. М.Д. Шаповаленко
1. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 144–154.
2. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Профилактика негативных последствий использования информационных технологий [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании : мат. VI науч.-практ. конференции-выставки «ИТО-Ростов-2006». – Ростов н/Д., 2006. – Режим доступа: ito.edu.ru/2006/Rostov.
3. Байер Е.А., Латышев О.Ю. Воспитание олимпийского резерва с использованием информационных технологий // Материалы Всерос. конф. с междунар. участием «На пути к ХХII олимпийским и ХI параолимпийским зимним играм» 29–30.10.2008 г., г. Краснодар. – Краснодар, 2008. – С. 76–82.
4. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII–XIX века) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. – М., 2005. – 519 с.
5. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII–XIX века) : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01. – М., 2005. – 41 c.
6. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищенных детей // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Оценка качества образования-2007». – М., 2007.
7. Зотова И.В., Латышев О.Ю. Становление информационно-образовательной среды интернатного учреждения в условиях дистанционной поддержки // Материалы XIV конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2007». – Н. Новгород, 2007.
8. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Социализация детей-сирот средствами экскурсионно-туристической и краеведческой деятельности // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 390–399.
9. Ковтонюк В.А., Левина Л.Б., Латышев О.Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2006». – Барнаул, 2006. – С. 230–236.
10. Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю. Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области) : мат. I Междунар. науч.-практ. конференции. – Тольятти, 2012. – С. 199–208.

Перед воспитателем детского дома и учителем школы-интерната для детей-сирот продолжает оставаться достаточно актуальным следующий вопрос: ограничиваться фокусом внимания на детях, чья одаренность уже нашла свое проявление? И, если так, то насколько будет велика польза от участия в туристско-краеведческой деятельности сильных, выносливых и целеустремленных, но пока еще интеллектуально неразвитых воспитанников, к тому же – не отвечающих требованиям культурного плана? Нам представляется возможным создавать условия для проявления одаренности и у тех детей-сирот, от которых в сложившейся образовательной практике большинства сиротских учреждений мало что хорошего ожидалось. Мы исходим из понимания, что добиться равной для всех скорости интеллектуального развития, формирования социокультурных представлений и позитивных поведенческих ориентиров довольно-таки сложно. Но и считать такое «равенство» по всем позициям неотъемлемым условием развития одаренности у широких масс детей-сирот мы бы не стали. Скорее, следовало бы остановиться на возможностях эмоционального восприятия, органичных моментах проявления воспитанниками чувств и ощущений, способных уже в самодостаточном варианте выступать в роли позитивных мотивов к туристско-краеведческой деятельности. Как сообщает В.Н. Ильин, «элементы романтики и эмоционального восприятия со временем побуждают воспитанников знакомиться с экономическими механизмами сферы туризма, изысканиями краеведов в их родных местах, что позволяет детям культивировать в своем сознании гордость за родную землю, мудрость предков, глубину исторических традиций. И постепенно некоторые из них начинают связывать модель своей будущей самореализации за пределами учебы в школе-интернате с вопросами туризма и краеведения» [7]. Было бы излишне пояснять, что мы не стремимся как к самоцели сделать воспитанника как такового профессиональным путешественником или музейным работником. Однако, видя наши первые успехи сертифицированного обучения в школе юного экскурсовода, отдельные директора краеведческих музеев в работе с нами начинают связывать свои надежды на то, что выше обозначенный курс дополнительного образования может и не исчерпываться лишь профориентационным уровнем. И что в перспективе вполне возможен приход на работу выпускника детского дома, прошедшего ряд ступеней обучения в качестве юного экскурсовода. При этом могут сформироваться надлежащие условия для раскрытия творческой одаренности детей-сирот в максимально широком спектре вариаций их самовыражения, самоутверждения и самореализации, начиная от смотрителя и оканчивая ведущим научным сотрудником музея – таким может оказаться путь выпускника детского дома, связавшего свою дальнейшую судьбу одновременно с миром науки и культурно-просветительской, педагогической практикой. В любом случае, практически независимо от конкретной профессии, которой овладел благодаря предпринимаемым нами и музейными работниками усилиям, выпускник детского дома станет значительно самостоятельнее своих сверстников, не задействованных в нашей работе. Ему будет доступно принятие ответственных решений, а столкновение с непредвиденными жизненными обстоятельствами даст шанс проявить и закрепить собственную жизнестойкость, умение владеть ситуацией и поворачивать ее на пользу не только себе, но и всем, за кого он отвечает как взрослый и набирающийся жизненного опыта человек. По мнению Л.Б. Левиной, «для воспитанника, который до попадания в стены детского дома вынужден был долгое время самостоятельно принимать важнейшие для его жизни решения, может быть характерна самостоятельность жизненной позиции. Он может относительно четко представлять, чем хочет заниматься по выходе из детского дома, чему стремится посвятить лучшие годы своей жизни. Отсюда может вытекать примерное представление о профиле обучения, за рамки которого уже не распространяются амбиции и искания конкретного ребенка» [9]. Конечно, мы далеки от стремления вводить жесткое профилирование, от которого воспитанник не сможет отступиться уже ни при каких обстоятельствах, в силу наступления собственной психологической зрелости и более целостного понимания своего дальнейшего жизненного пути. Скорее, речь идет о позитивных тенденциях образовательного процесса – как самих сиротских учреждений, так и сферы дополнительного образования? куда музеи, туристические центры, станции юношеского туризма и другие объединения подобного характера входят на позициях взаимной поддержки педагогических коллективов. В этом убеждении позволяет нам утвердиться наблюдение одного из инициаторов данного вида деятельности, ведущего школы юного экскурсовода Е.В. Пилюгиной. «Каким же образом происходило развитие совместной деятельности учреждений, избравших дружественный стиль общения как конструктивную основу научного и практического взаимодействия? Обширный опыт музейного коллектива и чувство высокой ответственности, проявляемое каждым сотрудником музея в данном направлении работы, позволяет оказывать научно-методическое сопровождение внедрения педагогических инноваций. Вариативность этой деятельности довольно широка, и реализуется в виде консультаций, информационных услуг и проведения семинаров, организации курсов повышения квалификации учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и руководителей школы-интерната. В силу достижения обоюдного понимания коллективами учреждений высокой значимости получаемых результатов для каждого участника названного процесса, удается совместными усилиями подготавливать научно-практические и научно-методические конференции различного масштаба. На базе сиротского учреждения организуются мероприятия, соответствующие интересам и плану долгосрочной культурно-просветительской работы музея» [10]. Итак, нами определены перспективы развития творческой одаренности детей-сирот, обеспечиваемые их жизнестойкостью, ростом целеустремленности, готовности ответственно относиться к порученному делу на основе также растущего уровня внутренней позитивной мотивации.

И хотя эта работа у нас пока находится на начальной стадии, мы убеждены в ее правомерности и продолжительности, что позволит нам, в свою очередь, своевременно знакомить Вас с характеристиками новых этапов предпринимаемой нами деятельности.


Библиографическая ссылка

Латышев О.Ю., Байер Е.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 2. – С. 194-195;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=215 (дата обращения: 17.07.2019).