Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВЫБОРАХ

Рыбакова М. 1
1 г. Алдан, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», 10 класс
Довбий И.А. (Алдан, МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №2»)
1. Конституция РФ.
2. Самыгин П.С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России (по материалам социологических опросов молодежи) / П.С. Самыгин. – С. 209 – 213.
3. Михайлова О.А., Ганичкина М.П. Участие молодежи в выборах по-молодежному / О.А. Михайлова // Журнал о выборах. – 2002. – №4. – С.35 -36.
4. Молодежь и выборы: Комплексное социологическое исследование. Введение // http:www.eikrt.rv/ reoit/ ins zap/ wed.htm.
5. Ромашов Р.А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде / Р.А. Ромашов // История государства и права. – 2006. – № 2. – С. 2–8.
6. Зубок Ю.А, Чупров В.И. О формировании правовой культуры молодежи в России / Ю.А. Чупров, Ю.А. Зубок // Социологическое исследование. – 2006. – №6. – С.71 – 77.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/28300.

2016 год – знаковый в истории современной России: исполнилось 110 лет со дня образования парламента, прошли выборы в Государственную Думу и предстоят выборы Президента РФ. Это вызывает интерес к проблеме выборов вообще и, в частности, участию молодежи в избирательном процессе.

В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих лиц. В процессе выборов происходит политическая социализация населения, развитие политического сознания и участия. В ходе избирательного процесса граждане усваивают политические ценности и нормы, приобретают навыки и опыт.

Выборы должны опираться на основополагающие начала избирательного права, основными принципами которого являются – всеобщность, равенство, тайна выборов, прямое голосование. Избирательное право регулирует вопросы кто может избираться, кто избирает, порядок голосования, подведение итогов выборов.

Одной из актуальнейших проблем современного российского общества на сегодняшний день является нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее избирательного возраста, активно использует избирательное право. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов.

Именно молодежь представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества: каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет. Молодежь наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс. Учитывая значимость правового просвещения как важнейшего фактора социализации личности и условия построения правового государства, следует отметить, что сегодня необходимо стимулировать рост общей культуры молодёжи, их кругозора, способности ориентироваться в мире на основе нравственных критериев. Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества. Именно она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего.

Я выбрала тему «Ценностные ориентиры современной молодежи на выборах», потому что меня заинтересовала эта проблема. Мне стало интересно, какие ценностные ориентиры используют молодые люди на выборах. Ещё мне захотелось узнать, как молодежь участвует в выборах, ведь мне тоже скоро придется принимать в них участие.

Актуальность данной темы: активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиции, желание участвовать в принятии государственных решений – это залог процветания и стабильности страны в будущем.

Проблема исследования: низкое участие молодежи в политической жизни страны.

Объект исследования: обучающиеся школы, студенты.

Предмет исследования: способы привлечения молодежи на выборы.

Цель исследования: узнать, как можно изменить отношение молодежи к выборам.

Задачи исследования:

1. Через анкетирование выявить причины снижения электоральной активности молодежи.

2. Выяснить ценностные ориентиры молодежи на выборах.

3. Узнать способы повышения электоральной активности граждан.

Гипотеза – если разработать и реализовать действенную систему мер (правовых, экономических, организационных) можно реальными делами переломить протестный политико-психологический настрой молодежного электората.

Методы исследования:

1. Анкетирование и анализ.

2. Изучение специальной литературы.

3. Обобщение и систематизация материала по данной теме.

Молодежь как важнейшая часть большой страны. Условия влияющие на электоральную активность молодежи

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания и программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и виды деятельности и общения как средство достижения целей.

Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности.

В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Электоральное поведение- это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также участие их в референдуме.

По действующему российскому законодательству электорат-это совокупность граждан, достигших возраста 18 лет и обладающих избирательным правом.

В политической науке и политической социологии принято выделять долгосрочные факторы электорального поведения и краткосрочные. К долгосрочным относятся социальные факторы и политическая идентификация. Среди социальных факторов особое значение имеют следующие: пол, возраст, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным – экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.

Молодежь – это политическое будущее России. Через 10 – 15 лет она будет определять не только облик страны в целом, но и (в более узком смысле) статус выборов в российском социуме. От установок и образцов поведения молодых людей будет зависеть, превратятся ли выборы окончательно в инструмент манипуляции населением, или они станут одной из действенных технологий демократической организации власти.

Обратимся к статистике. Некоторые исследователи утверждают, что российская молодежь в целом индифферентна по отношению к деятельности властных структур, отрицательно воспринимает развитие политической ситуации в стране, не видит для себя возможности оказывать влияние на политические процессы, и поэтому граждански пассивна и аполитична.

В настоящее время первостепенной задачей является – повышение правовой культуры избирателей, в том числе и молодежи. Реально стимулировать их интерес к выборам, а значит, улучшить явку, возможно систематической, содержательной и разнообразной информационно-разъяснительной, просветительской работой, охватывающей все категории участников избирательного процесса. Однако молодежь сталкивается с проблемой разнообразия политических партий и сложностью осознанного выбора своих политических ориентиров.

Для того, чтобы выяснить условия, влияющие на электоральное поведение молодежи, я провела анкетирование.

Вывод: Анкетирование показало, что основными вопросами, которые хотела бы видеть молодежь в стадии динамики- это вопросы, связанные с искоренением коррупции, благоустройство городов, доступность медицинской помощи, увеличение зарплат, пенсий, социальных пособий. Выяснилось, что наиболее значимыми факторами, влияющими на электоральное поведение, оказались социальные, так как любое поколение считает более важным решение социальных проблем, потому что это касается семьи и самого человека в отдельности.

Условия, влияющие на электоральную активность молодежи можно разделить на:

1. внешние (зависящие от внешних факторов развития и существования общества и государства, к ним относятся политическая, экономическая и социальная обстановка в стране);

2. внутренние (не зависящие, к ним относится возрастной критерий).

Вопросы

Количество опрошенных

Ответы

Выбор ответа

Что бы вы хотели видеть в будущем развитии России?

60 человек

1. Уничтожение коррупции.

2. Улучшение и доступность медицины для всех слоев населения.

3. Увеличение зарплат, пенсий, пособий.

4. Благоустройство городов.

5. Экономическое развитие.

6. Развитие спорта.

16

10

12

14

2

6

Каким способом это можно достичь?

1. Принятием новых законов.

2. Силовыми методами.

42

18

Повлияло бы на ваш выбор агитации и информации из СМИ, мнения родителей, друзей?

1.Да

2. Нет

37

23

На ваш взгляд, почему часто граждане России игнорируют выборы?

1.Утомление от частых выборов.

2. Совпадение дня выборов с рабочим днем.

3. Невыполнение обещаний властей.

4. Низкий уровень использования политических технологий (работа СМИ, политическая реклама)

5. Психологический дискомфорт (влияние агрессивной предвыборной полемики).

6

4

27

9

14

rb1.tiff

Правовая культура – это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации). Правовая культура общества – это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период.

Сегодняшнее состояние правовой культуры российского общества напрямую зависит от действующей в стране системы правового воспитания и образования, от требований к уровню правовых знаний работников государственного аппарата, от внимания со стороны общества и государства к деятельности судебной и правоохранительной системы.

Одним из элементов правовой культуры является правосознание. Оно формируется двумя способами: во-первых, под влиянием общества и, во-вторых, при помощи самовоспитания и самообучения. В первом случае на человека воздействуют внешние факторы – экономическая ситуация в стране, «правящая» политическая партия, общее настроение в обществе, обучение в школе и вузе и т.п. Во втором – человек сам «делает себя», познавая мир самостоятельно, у него существует свой взгляд, не зависящий от окружения, и зачастую противоречащий ему. Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Правосознание общества – уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем, снижения явления абсентеизма в обществе.

Воспитание правосознания молодежи, находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.

Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.

Политическая культура, как и любая другая, характеризует уровень интеллектуального эмоционального развития человека и общества в области политических отношений, она производна от качества и глубины усвоения политических знаний и имеет своим результатом деятельность по преобразованию общественных отношений. Высокая политическая культура общества, в том числе молодого поколения, и является необходимым условием подлинной демократизации, которое означающего широкое участие населения в процессах организации общества и системы власти в нем.

К экономическим условиям относится: низкая заработная плата, безработица, высокие цены и т. п. Так, например люди с наименьшими доходами – они не живут, а выживают. Поэтому где уж тут думать о предстоящих выборах, кандидатах и их предвыборных программах. Платное образование делает невозможным получение знаний молодежи из малообеспеченных семей, и они идут работать, а те же, кому удалось поступить и окончить высшее учебное заведение, не могут устроиться по специальности.

Уровень социального положения молодых людей и их семей также оказывает влияние на отношение к избирательному процессу. Существует такое понятие как социальная стратификация – это система признаков социальной дифференциации. На основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п. общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты. Расстояние же между высшим и средним классами очень велико. И в силу этого, одной из закономерных черт нашего времени является катастрофическая маргинализация общества. Люди со стабильным положением в обществе (высший и средний классы) чаще и осмысленнее голосуют, чем люди из низшего слоя общества. Поэтому, для формирования заинтересованности у избирателей, необходимо уменьшить до минимума расстояние между крайними классами. Внутреннее условие – возраст молодого человека. Право избирать и быть избранным существует только у молодых людей достигших 18 лет. В этом возрасте молодежь более оптимистично настроена, легко поддается каким-либо переменам в государстве и влиянию со стороны рекламы предвыборных кампаний кандидатов, зачастую голосуя не умом, а эмоциями или по примеру родителей и за того же кандидата, которого выбрали они (родители). К тридцати годам молодые люди – набираются жизненного опыта, у них формируется своя жизненная позиция, они точно знают, чего ждут от жизни, делая в соответствии с этим свой выбор. Таким образом, существует прямая зависимость от того, на сколько обдумано сделан выбор от возраста молодого человека.


Библиографическая ссылка

Рыбакова М. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НА ВЫБОРАХ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-3. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=363 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674