Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ФОТО НА ПАМЯТЬ, ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИИ

Шевченко О. В. 1
1 МБОУ Воздвиженская СОШ, 11 класс
Квак М. А. (, МБОУ Воздвиженская СОШ)
1. Афанасьев В. «Родного неба милый свет…» В. А. Жуковский в Туле, Орле и Москве. – М.: Детская литература, 1981. – С. 12(электронный вариант на сайте literature 5.narod.ru)
2. Рубинина З. М. Семейный фотографический архив как исторический источник(на примере архива семьи Левицких из коллекции ГИМ ч2.(электронный вариант ivid.vcoz.ru. pvbl/lappo 150 rubinina ld2/16–1–0)
3. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, Баранова, Тростенцовой и других.5–9классы.М.Просвещение, 2011.
4. Тарасова Т. Г. Жители Заонежья и фотографии второй половины XIX и первой трети XX века(из фондов музея-заповедника) Кижский вестник.2014 № 13стр. 229 (электронный вариант kizhi.karelia.ru’ Электронная библиотека’ Кижский вестник Электронная библиотека> Кижский вестник. Выпуск 13).

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/10/29224

Обоснование темы

«Фотография девять на двенадцать с наивной подписью

«На память…», – так поется в одной из современных песен.

Именно фотографиям и надписям на них мы и посвящаем свою работу.

Наша настоящая исследовательская работа называется

«Фото на память, или Коммуникация через фотографии».

Объект исследования – надписи на фотографиях.

Предметом нашего исследования является та информация, которую несут надписи на фотографиях.

Цель настоящей нашей исследовательской работы – познакомиться с историей появления дарительных надписей, рассмотреть характер взаимоотношений людей через дарительные надписи на фотографиях.

Задачи работы:

– изучить историю дарительных надписей на портретах и фотографиях;

– провести наблюдения над дарительными надписями, найденными в семейных архивах нашего села;

– проанализировать отношение к дарительным надписям со стороны разных социальных групп;

– проанализировать художественные средства выразительности на дарительных надписях;

– познакомиться со специальной литературой по теме;

Гипотеза работы:

1.Фотография в разные годы жизни людей являлась особым средством общения между людьми;

2.По дарительным надписям можно установить характер взаимоотношений дарителя и адресата;

Новизна работы:

1. Использование местного материала при раскрытии темы;

2. Осуществить комплексный анализ собранных материалов;

3. Обработка статистических данных социологического опроса ранее не изучавшихся.

Мы использовали следующие методы:

– метод устного опроса (сбор информации; интервьюирование)

– метод письменного опроса (анкетирование)

– метод анализа научной литературы

– исследование;

– наблюдение.

Источники исследования:

– дарительные надписи на фотографиях;

– респонденты;

– социологический опрос.

Актуальность работы определяется необходимостью изучить проблему появления и состояния дарительных надписей на фотографиях, успеть записать и проанализировать дарительные надписи, существовавшие в разные годы жизни нашего общества, так как имеется недостаточная изученность этой темы на территории нашего района.

Практическая ценность исследования заключается в том, что наблюдения и выводы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.

II. Коммуникация через фотографии.

1.Из истории образования дарительных надписей

Фотография… Как много значит она в жизни людей. В настоящее время невозможно представить себе жизнь людей без фотографии.

По-разному люди относятся к фотографии, кто-то любит фотографироваться, кто-то нет, кто-то с интересом рассматривает фотографии, а кто-то совсем безразличен к ним. А есть люди, которые любят дарить свои фотографии на память.

Свою исследовательскую работу мы посвятили не просто фотографии, а дарительным надписям, которые их сопровождают.

Наша работа называется «Фото на память, или Коммуникация через фотографии».

Мы хотим доказать мысль о том, что фотография была не просто «фото на память», а через фотографию люди общались, обменивались информацией, дарители высказывали свое отношение к друзьям, родственникам, близким людям.

Начиная работу над темой нашего исследования, мы задумались над историей появления дарительных надписей.

Изучили литературу по данной теме и вот что узнали.

История дарительных фотографий уходит своими корнями в дарительные надписи на портретах в 19 веке. Вспомнили мы всем известный факт из жизни А. С. Пушкина, о том, что, когда поэт написал поэму «Руслан и Людмила», то В. А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». Занявшись изучением этого материала, мы узнали, что эта надпись была сделана в 1820 году и полный ее текст звучит так: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». 1820, марта 26, Великая пятница».[1]

Нами была найдена и другая информация о том, как подписывали портреты другие люди. В XIX веке часто использовались традиционные надписи, например, «Дорогому … от преданного…». Для того времени это была стандартная формулировка, по такой надписи невозможно увидеть истинные отношения дарителя, его чувства. Нашли мы подписи, которые говорят о чувствах людей, так молодой юноша Н. Гурьев подписал свой портрет для М. А. Шляпиной (в замужестве Левицкой). Молодой человек так говорит о себе в надписи:

Тот, чья жизнь бесполезно разбилась,

Может смертью еще доказать,

Что в нем сердце не гадкое билось,

Что умел он любить и прощать.[2]

2.Дарительные надписи жителей Алтайского края

Исходя из темы нашей работы, мы должны рассмотреть коммуникативную функцию общения. Коммуникативное развитие подразумевает формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию одних людей на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. В рабочей программе по русскому языку говорится: «Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи<>Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации.» [3 c.6] Коммуникативная сторона общения через фотографию подразумевает обмен настроениями, информацией между общающимися.

Коммуникация –это английский термин, от англ.communicate- в переводе означает сообщать, передавать. Это одна из сторон человеческого общения – информационная, она предполагает обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями. Нас в данной работе будет интересовать обмен именно эмоциями, чувствами. Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей, и это мы видим в дарительных надписях на фотографиях.

Мы обратились с просьбой к жителям нашего села поделиться такими своими фотографиями для нашего исследования. И мы были рады тому, что очень многие люди не пожалели и предоставили нам фото из своих семейных архивов. Изучая надписи, мы узнали для себя много нового о жизни наших односельчан и жителей нашего района и края.

Работа над темой нашего исследования делилась на 2 части: теоретическую и практическую. В 1части мы изучили литературу по теме и увидели, что данная тема не освещена достаточно полно. Имеются исследования жизни людей по фотографиям, но история дарительных надписей освещена неполно. Пишет о надписях Т. Г. Тарасова, это хранитель фонда документов музея-заповедника «Кижи». Она считает: «Надписи, нанесенные рукой их владельца, являются одним из источников по изучению истории крестьянских родов, позволяют более полно и точно выполнить атрибуцию, определить, кто изображен, когда, где, установить некоторые биографические сведения».[4]

Мы, отталкиваясь от этого материала, решили изучить надписи наших жителей, посмотреть, чем живы были люди, что они хотели передать через фотографии, увидеть, чем являлась для них такая привычная сейчас фотография.

Некоторые фотографии носят романтический характер, проявляющийся на лицевой стороне в виде голубков, письма, облаков. В дарительных надписях люди писали о своих мечтах:

Нас радость в жизни ожидает,

Нам встреча в жизни предстоит,

Кто любит, верит, ждет, скучает,

Тот это фото сохранит.

Некоторые дарители подписывали свои фотографии, надеясь, что их будут помнить в будущем: «Зоя! В минуты жизненных скитаний порой в тени наедине. Когда – нибудь среди мечтаний, быть может, вспомнишь обо мне».

Некоторые просьбы дарителя состоят всего из одного слова: «Вспоминай», «Храни».

Другие содержат целые предложения:

«Ты меня вдалеке никогда не забудь» (из семейного архива Шульц В. И.)

«Пусть прекрасные наши дни останутся навсегда в твоей памяти», «Не забывай никогда наши веселые случаи из студенческой жизни» Из семейного архива Квак М. А.)

Встретились просьбы лирические, заключенные в четверостишия, в них уже полнее проявляются чувства человека:

Если будешь в тоске убиваться,

Если горе постигнет тебя,

То вспомни, что где-то есть личность,

Которая любит тебя. (из фотоархива Степановых)

Некоторые надписи содержат уверенность в том – что адресат когда-нибудь вспомнит дарителя: «Когда-нибудь посмотришь и вспомнишь».

Содержат надписи и меньшую степень уверенности:

В тумане жизненных мечтаний,

Порой в тени (имеется вариант в тиши) наедине,

Когда-нибудь среди мечтаний,

Быть может, вспомнишь обо мне»

Проанализировав надписи разных лет, нами была отмечена такая особенность: в 50-е годы молодые люди были очень скромны в своих надписях в отличие от людей 80-х годов.Так, на надписях 50-х годов часто встречаются слова друг, подруга, а в 80-е любимая, любимый, дорогой человек.

Нами была найдена удивительная надпись, встреченная всего однажды. Начало надписи традиционное: «На память подруге Зое!!! От друга Виктора».

Восклицательные знаки, поставленные молодым человеком, говорят о высоких чувствах. О чувствах говорит и удивительное по силе и эмоциональности стихотворение:

Вспомни меня, когда утром проснешься,

Вспомни меня, как откроешь глаза,

Вспомни меня, когда вечер настанет,

И тихо взойдет над тобою луна.

В заключении надписи есть короткое предложение-просьба «Вспоминай». А еще эта надпись заканчивается необычно «Виктор + Зоечка!!! Друзья».

Даритель использует уменьшительно – ласкательный суффикс в имени девушки. Молодой человек решается поставить плюс между своим именем и любимой, но не решается написать то, что с легкостью писали молодые люди позже. Так, привычные в 80-е годы «Любовь» «любимая», он заменяет на нейтральное «друзья». Зато любовь соединит этих людей на долгие годы счастливой семейной жизни.(По материалам из семейного архива Шульц В. И.)

Работая над темой нашего исследования, мы задались вопросом о том, где люди брали интересные подписи для своих фотографий. Респонденты Юдина Р.М, Шульц Т. В., Грунцева И. А., отвечая на этот вопрос, давали следующие версии: сочиняли сами, переписывали друг у друга.

Нашли мы у мужчин в армейских дембельских альбомах примеры печатных подписей на фото-открытках, например, «Сердцу хочется ласковой песни и большой хорошей любви». Содержат они и просьбы «Ты меня вдалеке никогда не забудь». Встретились и откровенные желания «Как я хочу тебя обнять и долго нежно целовать». Эти надписи солдаты списывали из фото-открыток и посылали их своим девушкам, потому что они отвечали тем чувствам, которые испытывали многие солдаты, они проникнуты большим чувством к любимой девушке. (Из фотоархива Шульц В. В.)

Надписи на фотографиях начинаются традиционно словами «На память». Мы проанализировали их и увидели, что большое количество их содержали нейтральные имена: Марине, Вале. На большей части фотографий встречаются ласкательные имена, например, Мариночке, Раечке, Ирочке, Танечке. Но некоторые дарители отступают от общепризнанных правил и подписывают, проявляя более теплые чувства, используют отыменные прозвища: Лелька(Люда), Маруська(Марина), Мариманочка(Марина).

Часто встречаются в надписях и родственные обозначения: брату, сестре (сестричкам), тете, дяде, бабушке, дедушке.

Встретились надписи, характеризующие место жительства дарителя: «На память соседу Саньке от меня», «На память нашим добрым хозяевам», «Рае от соседа». По многим надписям можно судить о близких взаимоотношениях между людьми: «На память лучшему другу», «На память любимой подруге», «На память близкой подруге».

Очень удивила меня запись «На память милой девушке от меня», сделанная моим дедушкой Шевченко А. В.

Среди всех записей самой необычной была следующая: «Корешу Витьку от Романа и Сереги». Друзья используют для своего друга просторечное слово кореш, которое обозначает близкий друг, приятель, видимо, они хотят указать как раз на такие отношения.(из фотоархива Шевченко В.А) Встретилась нам и еще одна необычная надпись. В настоящее время обращение товарищ звучит редко, а в середине 20 века оно звучало часто. Нами была найдена фотография, подписанная в 1957 году, следующим образом: «На долгую память любимому товарищу Юрченко Рае от Виноградова И. Як.». Надпись на этой фотографии очень содержательна. сообщает, что в июне месяце 1054 года выступает в Бурлинском РДК на сцене с бытовыми сатирами и политсатирами. Читая эту надпись, можно узнать о существовавшем в то время жанре бытовые и политические сатиры, которые исполнялись под гармошку, что видно по фотографии.

Много было фото из армии, но только в одном указывались армейские обозначения солдат «На память другу Михаилу от Николая. Одесса август 1976. Дембелю от старичка».

Встретились нам и официальные надписи, содержащие имя, отчество: «На память Раисе Павловне от Нины». В основном такие надписи были адресованы учителям: «На память Марине Алексеевне от девочек», «Дорогой Зое Васильевне от пионеров 3-го отряда».

В своих надписях дарители также уточняли, на какую память они дарят свою фотографию. Среди самых распространенных были следующие надписи: на долгую, вечную, добрую память.

Проанализировав фотографии, мы отметили встречающиеся особенности многих дарителей, они указывали, кому на память они дарят эту фотографию, при этом обязательно указывались все члены семьи, проживающие в это время в семье: Например, «на долгую память дяде Павлу и тете Лукерье, братьям и сестрам от Вити, Володи и Юры 27.11.54 г.

На некоторых фотографиях указывается место, где была сделана фотография, указывались все люди, изображенные на фото: « На память тете Рае, дяде Лене и Маринке от Сережи. Фото 30.12.1969 года в детском комбинате на утреннике.

Анализируя надписи, можно увидеть, что многие надписи написаны с ошибками, это показывает неграмотность многих дарителей старшего возраста, которым закончить учебу помешала война.

Многие известные люди на протяжении тысячелетий задавались вопросом: «Чем живы люди?» Л. Н. Толстой отвечал на этот вопрос своим одноименным произведением, по мнению великого писателя, люди живы любовью.

Мы, анализируя дарительные надписи на фотографиях, тоже нашли ответ на поставленный вопрос и увидели, что люди живы общением между собой. А в этом общении мы смогли увидеть проявление разных чувств: любви, дружбы, уважения.

Большое количество дарительных надписей содержат признания в дружбе, например, «в память о нашей дружбе». Дарители обозначают ее как крепкую, подписывая «в знак крепкой дружбы».

Дарители –девушки в надписях выражают свое отношение к подругам:

Дарю тебе я свой портрет

Без слов и без искусства.

В нем красоты особой нет,

Зато есть чувства дружбы.

Очень малое количество надписей содержат пожелания:

Пусть радость и счастье, любовь и удача

Всегда озаряют твой жизненный путь.

Храня это фото на долгие годы, храни и меня, не забудь

(из фотоархива Шевченко В.А)

Одиночные фотографии помимо основного текста содержат еще и приписки типа «Я здесь плохо вышла, я тебе другую пришлю». Это говорит о том, что девушка критически оценивает свою внешность.


Библиографическая ссылка

Шевченко О. В. ФОТО НА ПАМЯТЬ, ИЛИ КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ФОТОГРАФИИ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=407 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674