Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РОЛЬ ФОТОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Чапова У.С. 1
1 г. Снежногорск Мурманской области, МБОУДО «ДДТ «Дриада», 2 класс
Хиневич Е.С. (г. Снежногорск Мурманской области, МБОУДО «ДДТ «Дриада»)
1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием: Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно. – М.: Академ. проект, 2012.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Контент-анализ в социологическом исследовании: Учебное пособие. – СПб., 2006. – 61 с.
3. Гоголевич Т.Е. Некоторые возможности использования фотографии на основе терапии творческим самовыражением // Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / Под ред. В.И. Копитина. – М.: Когито-центр, 2016.
4. Копытин А.И. Психологические технологии – фототерапия // Школьный психолог: Интернет журнал. – 2008. – №4. – http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800414 (Дата обращения: 08.02.2017 г.).
5. Контент-анализ в социологии // http://psyfactor.org/lib/kontent.htm (Дата обращения: 11.01.2017).
6. Манекин Р.В. Компьютер и история философии. Краткий обзор отечественных и зарубежных исследований. – Донецк: Донецкого отделения САМИ, 2003. – С. 68–82.
7. Профессиональные порфтолио // http://xmages.net/stati/fotografiya-v-sovremennom-obshhestve.html (Дата обращения: 09.01.2017 г.)
8. Раппапорт А. Историческое время в фотографии. – М.: «Диалектика», 2009. – 238 с.
9. Тахо-Годи Х.М. Основы научной фотографии в судебной медицине / Хаджи Мурат Тахо-Годи. – М., 2005. – 302 с.
10. Фотография в истории человечества // http://blogphotografelena.ru/istoriya-fotografii/.
11. Васильева Е.А. Фотография и феномен времени // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 1, с. 64–79.
12. Человек и космос http://www.sciential.ru/library/modern-technology/0340.htm (Дата обращения: 08.02.2017 г.)
13. Шаер Е.Г. Применение фотографии в медицине. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Медицина, 2004. – 288 с.
14. Шалак В.И. Контент-анализ. История метода. – http://www.vaal.ru/cont/content.php. (Дата обращения: 21.12.2016 г.).
15. Школа Жизни.ру // https://shkolazhizni.ru/culture/articles/42777/ (Дата обращения: 08.02.2017 г.).

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/28795.

Когда речь идет о значении фотографий, то всем становиться, очевидно, что они являются смыслом жизни, а для некоторых просто фиксацией памятных моментов. Существуют люди, которые посвящают фотоискусству почти всю свою осознанную жизнь. Они становятся знаменитыми фотографами, которые умеют передавать красоту мгновенья, выхватив эпизод из временного потока и оставив его на память.

Ведь только представьте, каким бы был наш мир без фотографии? Не было бы открытий в науке, не существовало бы направления в медицине – рентгенология. Мы бы не знали, как выглядел мир в прошлом. Мне захотелось узнать, как относятся к фотографии взрослые и дети в наше время, какое значение имеет для них фотография. С ее помощью мы можем вернуться в прошлое, перенестись в другую часть земного шара и познакомиться с чем-то неизведанным для нас. Фотография выражает глубокий смысл и показывает нам красоту, эмоции и чувства. Благодаря ей мы можем отправиться в путешествие в любой уголок нашей планеты.

Актуальность. За свою историю существования фотография настолько прочно вошла в самые разные области нашей жизни, что ее присутствие кажется незаметным. Она является неотъемлемой частью нашей жизни, частью разнообразных фотосессий, составления семейных альбомов, организации фотовыставок и так далее, оказывая влияние на формирование привычек визуального мировоззрения человека. Этим определена важность изучения фотографии, истории ее развития в современном обществе. Современная ситуация области распространения фотографии связана с развитием фотографической техники, распространением электронных и цифровых технологий делают тему изучения фотографии особенно актуальным.

Цель работы: изучить роль фотографии для современного общества и провести авторскую сортировку фотографий по разделам.

Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:

1. изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;

2. провести анкетирование среди обучающихся 2 классов города Снежногорск;

3. взять интервью у фотографа Василия Никитинского;

4. использовать метод контент-анализа по теме исследования;

5. провести анкетирование жителей нашей страны, используя социальные сети «В Контакте» и «Одноклассники» по теме исследования;

6. сделать сортировку фотографий по разделам и подразделам;

7. оформить каталог «Современная фотография: основные разделы».

Объект исследования. История возникновения и развитие фотографии.

Предмет исследования: Отношение современного общества к фотографии.

Гипотеза исследования. Предположим, что с помощью фотографий современное общество имеет больше возможностей развиваться.

Новизна работы заключается в том, автор проанализировал роль фотографии с позиции взрослого человека и ребенка; выявил взаимосвязь процесса развития фотографии с социально-историческим процессом; сделал попытку провести авторскую сортировку фотографий по разделам.

Методы исследования: теоретические и практические.

1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.

2. Практические: контент-анализ, анкетирование, интервьюирование, социальный опрос, наблюдение, поиск, анализ.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование повысит интерес школьников ЗАТО Александровск к истории и развитию фотографии, результаты могут быть использованы учителями на классных часах и беседах со школьниками. Практическая значимость исследования заключается в авторской сортировке фотографий по разделам и подразделам.

Теоретический обзор материала по теме исследования

Понятие и классификация фотографии

Фотографией можно назвать изготовление и сохранение изображения благодаря светочувствительному материалу или светочувствительной матрицы в фотоаппарате. Также фотографией является итоговое изображение, изготовленное в результате фотографического процесса и разглядываемое человеком в напечатанном или электронном виде.

В расширенном значении, фотография – это искусство изготовления фотоснимков, где главный творческий процесс состоит в изыскании и подборе композиции, освещения и мгновения снимка [3; с. 10]. Этот выбор устанавливается умением и знанием фотографа, а еще его личными предпочтениями и вкусом, что тоже типично для всех разновидностей искусства.

Области использования фотоснимков в нашем мире можно перечислять очень долго. Рассмотрим только некоторые из них:

• Художественные фотоснимки – одни из видов изобразительного искусства, сродни живописи. Художественную фотографию можно разделить на пейзаж, натюрморт и портрет.

• Документальные фотоснимки – направление фотографического жанра, направленного на изображение реальных событий. Главная идея документальной фотографии – изготовление фотографического документа, который является свидетелем реальных событий и фрагментом эпохи. В отдельных ситуациях документальная фотосъемка может послужит призывом к каким-либо действиям или же является обращением к общественности с актуальной проблемой.

Немаловажное применение документальной фотографии нашло в деятельности правоохранительных органов следствия благодаря способности фотографии объективно фиксировать события.

• Любительские фотоснимки – одна из разновидностей массовой самодеятельности с применением фототехники. Кроме самостоятельного изучения фотографии, стремление фотографа к развитию, а также обучению, приводит к образованию фотоклубов и кружков, где любители фотографии могут делится опытом и знанием друг с другом [3; с. 18–19].

Фотографам-любителям также много дают занятия любительским кино, создание слайдов. Любовь к фотографии развивает заложенные в человеке таланты художника, оператора, сценариста. Надо только внимательно присмотреться к себе, выяснить, что больше всего привлекает в занятии фотографией или кино.

• Фото на документы – это неотъемлемая часть нашей жизни, так как большинство документов на сегодняшний день: паспорт, права, визы, личные дела, резюме обязательны с фотографией.

• Научные фотоснимки – многие науки: астрономия, микроскопия, ядерная физика, биология, картография невозможны без использования фотографии. Это привело к огромному скачку в объективности получаемых результатов, расширению направлений развития и ускорению исследований.

• Рентгенография – данное использование фотографии направлено на исследование внутренней структуры организма, которая проецируется с помощью рентгеновских лучей на специальную плёнку или бумагу. Данный термин принадлежит к медицинскому исследованию, ориентированному на изготовление проекционного изображения внутренних органов благодаря проникновению сквозь них рентгеновского излучения.

• Аэрофотосъёмка – это фотографирование площади с определенного расстояния от поверхности Земли с использованием аэрофотоаппарата, закрепленном на летательном аппарате (самолёте, вертолёте, дирижабле и пр. или их беспилотном аналоге) с целью получения, изучения и представления объективных данных на участках произведенной съемки и другие.

• Семейные фотоснимки – данное направление фотографии так прочно вошло в нашу повседневную жизнь, что мы зачастую недооцениваем значение фотографий, хранящихся в нашем доме, не задумываясь, что они – память о прошлом времени, рассказ о дне сегодняшнем. Ведь фотографии хранят разнообразные события, лица, пейзажи, то есть пишут летопись нашей жизни, создают семейную хронику. Ведь по фотографиям мы узнаем, как выглядели наши предки, как были застроены улицы родного города, какие события происходили в стране,— словом, постигаем историю, учимся любви к родным истокам.

Для ребенка очень важно наличие фотографий в доме, ведь фотографии, где ребенок запечатлен как с родителями, так и отдельно дает ему понять значимость семьи в этом мире.

Сейчас фотография один из самых популярных видов массового искусства, и она настолько прочно вошла в нашу жизнь, что без нее уже невозможно представить большинство событий нашей жизни: свадьбы, рождение детей, семейные встречи, празднование дней рождений и других праздников.

Огромно значение фотографии, по мнению многих педагогов, в деле воспитания подрастающего поколения, детей и юношества. Она особо важна в их художественном, эстетическом и нравственном воспитании, в развитии их творческих способностей, воспитании образного мышления [7; с. 22–23].

Фотография – это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем, язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других – громко и искренне, от души, смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества. Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.

Фотография сегодня стала технически доступной, что и дает нам прекрасную возможность для собственного самовыражения. Самовыражения посредством изобразительного искусства. Многие из нас, взяв в руки фотоаппарат, начинают замечать, как милы и чисты лица детей, как мудры глаза стариков, как красивы окружающие нас просторы природы, как впечатляют наше сознание краски золотой осени… Сразу хочется начать создавать красивые фотографические картины. В такие минуты мы начинаем чувствовать себя творцами, художниками.

Существует множество различных классификаций по видам и жанрам фотографии, авторами некоторых из них являются: А. Еремкин, Вильям Бойд, Лэйзи Мэри, Наталия Берта и другие.

История появления первых фотографий

В нашей жизни у всего есть свое происхождение, так и наука с искусством возникли в далекие времена, а потом усовершенствовались и создали новые направления повсеместно. Также и фотография, усовершенствование которой неразрывно с развитием фототехники.

В настоящее время, когда даже мобильные устройства оснащены встроенными фотокамерами, которым доступны снимки хорошего качества, бывает трудно представить, что когда-то люди тратили очень много времени на изготовление одной фотографии.

Слово «фотография» произошло от древнегреческих слов «свет» и «пишу», что означает светопись – техника рисования светом [7; с. 16].

В 1826 г. француз Жозеф Нисефор Ньепс поразил всех, сделав самый первый снимок в истории человечества. Она была создана с помощью «камеры обскуры», что означает «темная комната» на оловянной пластине покрытой слоем сирийского асфальта. На этой фотографии был изображен вид из окна мастерской автора, и на ее изготовление было потрачено восемь часов, в течение которых она находилась под воздействием прямых солнечных лучей.

Одновременно с Ж.Н.Ньепсом француз Луи Жак Манде Дагер также работал над созданием устойчивого изображения. Совместно с Ньепсом в 1929 году и используя данные о его начальных опытах, Луи Дагер пытается усовершенствовать процесс. Он добивается успеха в 1837 году и получает изображение при экспозиции в 30 минут, используя в качестве закрепителя поваренную соль. Но возможности для копирования изображений в тот момент не существовало.

В 1850 году Луи Бранкар Эрвар нашел альбумидный тип бумаги, которую использовали до начала ХХ века.

Взамен тальботипии в 1851 году пришли восковые негативы, которые изобрел француз Гюстав Ле Гре. Данное изобретение облегчило фотографирование на природе.

Новый этап совершенствования фотографии продолжается в 1847 году. Наступает эпоха стеклянных негативов.

В 1861 году шотландец Джеймс Максвел получил первую в мире фотографию в цвете – запечатлев ленту в клетку. Эта фотография стала итогом трех снимков одного предмета с применением разных фильтров: красного, синего, зеленого.

Сначала фотоснимки художники использовали как подспорье в профессии. Первые широко известные фотопортреты были одиночные или семейные снимки на память.

В итоге, после десятилетий развития и усовершенствований, широкое применение фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они появились на рынке в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».

Примерно с 1930-х гг. большое распространение получает цветная фотография, все это благодаря компании Кодак, первой выпустившей цветную пленку Kodachrome.

В 1948 году совершен прорыв в истории моментальной фотографии благодаря компании Polaroid, выпустившей фотоаппарат «Polaroid Land 95».

Сотрудник компании Кодак С.Сассун в 1975 году создал и представил общественности первую в мире цифровую фотокамеру.

Еще немного событий из истории фотографии:

Первую фотографию с изображением человека сделал в 1838 году Л. Даггер;

Самый первый автопортрет был запечатлен Р. Корнелиусом в 1839 году.

А первая фотография спутника планеты Земля – Луны была изображена в 1840 году Д. Дрейпером [7; с. 21].

Снимок под водой впервые появился в 1856 году и сделал его У.Томсон с помощью крепежа камеры на шест.

Наша планета Земля появилась на цветной фотографии в 1972 году.

Появление фотографии вызвало много споров и сомнений, и немногие люди поняли, какие возможности открывает она для человечества. Благодаря этим людям сегодня фотография это неотъемлемая часть нашей жизни.

Описание исследования и его результаты

Этапы проведения исследования

Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица).

Этапы исследования

Этап

Задачи

Используемые методы

Сроки

1 этап.

Теоретическое исследование проблемы

– изучить и проанализировать познавательную и научную литературу.

- самостоятельное размышление;

- изучение информационных источников;

- поиск необходимой литературы.

Сентябрь 2016 – январь

2017

2 этап.

Практическое исследование проблемы

провести:

– контент-анализ,

– анкетирование обучающихся 2 классов,

– анкетирование взрослого населения;

– интервью с фотографом.

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение;

- анкетирование;

- интервью.

Январь 2017 –

февраль 2017 г.

3 этап. Практическое использование результатов

– обобщить изученную информацию;

- провести сортировку фотографий по разделам и подразделам;

– составить каталог «Современная фотография: основные разделы»;

– разработать буклет по теме исследования.

- систематизация;

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

Февраль 2017 –

март 2017 г.

 

Контент-анализ интернет-ресурсов по теме исследования

Контент-анализ (в переводе с англ. contens – это материал, содержание, информация) – это метод с качественно-количественным анализом содержания информации, цель которого – определить различные факты и тенденции, отраженные в этих документах. Главная особенность метода заключается в том, что он изучает содержание, информацию документов в социальном контексте [5].

Контент-анализ мы используем параллельно с такими методами как анкетирование и интервью. Он является вспомогательным методом для общей картины исследования и ответом на поставленный вопрос – «Какую роль играет фотография для современного общества?». В качестве объекта исследования контент-анализа мы использовали сообщения пользователей форумов и социальных сетей. Мы также разработали таблицу контент-анализа, это наш основной рабочий документ, в котором указали максимальное количество обработанных сообщений и максимальное количество качественных мнений по теме исследований. Нам важны количественные и качественные показатели.

Основные выводы по контент-анализу:

– изучено 15 известных форумов и социальных сетей;

– проанализировано 106 мнений по теме исследования;

– все общественные мнения мы сгруппировали и поместили в таблицу;

– большинство изученных ответов носят положительные отзывы, пользователи отмечают важность фотографии в современном обществе.

 


Библиографическая ссылка

Чапова У.С. РОЛЬ ФОТОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-2. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=441 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674