Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Шатохина Н.А. 1
1 г. Невинномысск, НГГТИ, 2 курс
Сорокина Е.Н. (г. Невинномысск, НГГТИ)
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995.
2. Сайт библиотека для студентов https://studme.org.
3. Электронные учебники https://scibook.net/psihologiya-truda-knigi/623-obschie-spetsialnyie-professionalnyie-51721.html.
4. Сайт http://bookitut.ru/Psikhologiya-truda-konspekt-lekczij-2.14.html.
5. Сайт https://studopedia.ru/9_169759_obshchie-spetsialnie-i-professionalnie-sposobnosti-professionalno-vazhnie-kachestva-pvk.html.

Способности человека – это основа успешного освоения деятельности. Они предоставляет главное условие эффективности реализации деятельности. Способности это относительно психические свойства, которые проявляться в индивидуальном своеобразии. Способности – это свойства личности, которые отличают одного человека от другого человека. Они показывают Показатели успешного освоения им профессии (деятельности). Способности это ни знания, ни навыки, ни умения это внутренние условия благодаря которым человек может быть успешным или нет. Способности – это своего рода механизмы, которые помогают увидеть психологическое состояние человека и то, как он готов или нет. Способности человека проявляться. В использование скорости прочности и точности приобретения навыков. Главными вопросами для психологии способностей является проблемы соотношения навыков, задатков, развитие общих способностей и специальных. В процессе обучения человека природная основа человека вложила два механизма функциональные механизмы, которые настраиваются операционными механизмами.

По сути, операционные механизмы это способ преобразования информации, которые увеличивают продуктивность функциональных механизмов. Операционные механизмы – это действия, которые обеспечивают разные уровни обработки информации, которая поступает к человеку. Примером универсального операционного механизма, который относится к разным способностям, можно отнести ассоциации. Существует два типа способностей это общие и специальные. Общие способности это те способности, который человек приобретает в процессе изучения специальности и получения знаний. Одним словом общие специальности это специальности, которые мы получаем в процессе обучения той или иной деятельности. Специальные способности это способности которые позволяют нам увидеть успешность деятельности того или иного человека. Давайте разберёмся, что может относиться к общим способностям. К общим способностям мы можем отнести познавательные и духовные. Познавательные способности это орудие познания и активности человека. К ним можно отнести ощущения, память, восприятие, мышления и т.д. Специальные способности это те способности, которые проявляются в процессе деятельности. Способности характеризуются как индивидуальная система в человека. Так же есть способности ощущения. Способности ощущения проявляются в скорости их возникновения различия раздражителей устойчивость и длительность сохранения ощущения.

Перцептивные способности представляют средства формирования образа мира в момент действия на органы чувств человека. По другому говоря, перцептивные способности можно охарактеризовать как индивидуальные способности которые помогают представить нам мир такой какой он есть. Показатель эффективности этой способности: скорость восприятия обработки объектов в течение одной фиксации, точность (насколько будут учтены все детали объекта), полнота (насколько полно будет объект обрисован) и время (сколько понадобиться времени для полного анализа).

Способности воображения это индивидуальная мера качества выраженности и своеобразия процессов при создании новых образов на основе образов, которые уже имеются. Способности проявляются в оригинальности и новизне идей, переработка образа изменение воображаемого объекта.

Мыслительные способности ориентированы на показания осмысления обобщения объекта отражённого в реальности, которые имеют индивидуальность в выражении и своеобразии. Показатели результативной стороны мыслительной способности выделяют:

  • Гибкость мыслительных процессов. Они позволяют показать насколько человек гибок во многих аспектах рассмотрения объекта. Насколько может изменять пути решения тех или иных задач, если они удовлетворяют условиям, которые были построены изначально в активном перестроении данных:
  • темп развития. Показывает минимальное число действий для обобщения принятого решения;
  • быстрота, скорость принятия решения;
  • самостоятельность, умение увидеть новую идею и пути решения к воплощении этой идеи;
  • экономичность, количество логических ходов ,когда усваивается новая закономерность;
  • широту, умение охватывать более широкий круг вопросов;
  • глубину, виденье причины явлений и предвидеть последствия;
  • последовательность, соблюдение строгого логического порядка в рассмотрении разных вопросов;
  • критичность, осуществление оценки результатов деятельности мыслей, а так же нахождение сильных и слабых сторон доказывать истину выдвигаемых предположений;
  • способности внимания, проявляется способностью видеть сосредоточиться на каком-либо объекте или работе.

Проявление способности внимания в следующих характеристиках:

  • устойчивость;
  • объем внимания;
  • распределение внимания;
  • подвижность.

Познавательные способности это те способности, которые позволяю характеризовать познание этого мира всех его сущностей. Так же запоминание вещей и их воспроизведения

Функциональные механизмы это мнемические способности.

У них следующие свойства:

  • имеют генную и врожденную обусловленность;
  • индивидуальная мера выраженности, но в определённых рамках;
  • гибки могут варьировать результаты.

Операционные механизмы.

Мнемические способности это те способности, которые позволяют обработать материал для его сохранения запоминания.

Существует несколько видов операционных механизмов

1. группировка. Это расположение материала на группы по каким-либо признакам и основаниям

2. классификация. Расположение предметов по определённым классам и сортировка их по классам и группам

3. структура. Распределение целых частей от частей, которые не взаимосвязаны

4. контрольные пункты. Выделение краткого содержание того или иного действия

5. схематизация. Изображение предоставленной информации

6. ассоциация. Нахождение схожести или различие информации или объекта

7. достраивание материала. Внесение каких-либо изменений в объект продукт и т.д.

8. аналогия. Нахождение сходства или различия.

Внешняя по отношению к памяти регуляция; мотивы, цели деятельности, Я-концепция, эмоции, волевые качества, которые в совокупном детерминирующем влиянии на мнемические процессы выражаются, как личностные смыслы запомнить, узнать, воспроизвести или забыть. Основа регулирующих механизмов – внутренняя регуляция, которую составляют следующие действия:

  • отражение условий запоминания и воспроизведения;
  • принятие решения (выбор оперативной единицы запоминания и воспроизведения);
  • антиципация процесса и результата запоминания и воспроизведения;
  • формирование представления о программе запоминания и воспроизведения (план);
  • контроль процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата;
  • коррекция.

Психомоторные способности проявляются при реализации сенсомоторных процессов, идеомоторных процессов и моторных действий. В качестве основных показателей психомоторных способностей выделяют:

  • скорость (быстрота прохождения траекторий);
  • силу;
  • темп (количество движений за определенный промежуток времени);
  • ритм (временной, пространственный и силовой);
  • координированность;
  • точность и легкость;
  • пластичность и ловкость.

Духовные способности. Это способности сочувствия, переживания, самопознанию способность видеть красивое, отражать только самые добрые и самые прекрасные вещи в этом мире, помнить сделанное добро в этом мире. Проявление духовных способностей в отношении к людям и поступкам. Одним из критериев духовной способности является поступок.

Способности развиваются, как правило, в процессе деятельности благодаря развитию операционных и регулирующих механизмов. Они помогают в развитии способности и деятельности. Так как любая работа деятельность связанна со способностями. Каждая специальная способность имеет свою структуру, где ведущими компонентами являются особенности общих способностей, трансформированные под влиянием деятельности. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:

  • в литературных: особенность творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка;
  • в математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей;
  • в педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний;
  • в художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому.

Понимание строения способностей как системы функциональных (природных), операционных и регулирующих (приобретаемых) механизмов позволяет подойти к решению проблемы компенсации психических функций, когда деятельность требует от работника определенного уровня реализации тех или иных процессов, но способности субъекта не позволяют достичь необходимых требований. Компенсация – это уравнивание более развитых и менее развитых психических функции за счет более развитых. Компенсация психических функций – возмещение нарушенных или недоразвитых психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Возможны пассивная и активная компенсация психических функций в процессе обучения соответствующей деятельности и в процессе ее реализации.

Активная компенсация должна совершатся в направлении развития операционных механизмов. А пассивная компенсация идёт за счёт взаимодействия функциональных механизмов способностей.


Библиографическая ссылка

Шатохина Н.А. ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 69-71;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=461 (дата обращения: 22.10.2019).