Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ОСТРОВ КОТЛИН

Трофимов Н.Е. 1
1 г. Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 422, 9 М класс
Трофимова А.В. (Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 422)
1. экспонаты школьного историко-краеведческого музея школы № 422.
2. беседа с учащимися школы № 422 г. Кронштадта
1. Асафьев Б. Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны (Электронный ресурс) – http://www.conservatory.ru/files/Musicus_44_Asafiev.pdf
2. Бушен А. Подвиг пианиста (Электронный ресурс) – opentextnn.ru›music/epoch /XX/id=3401
3. Война – преходяща, а лирика – вечна (Электронный ресурс) – http://thefireofthewar.ru/lirika/p=493
4. Грубер Р. Как печаталась книга (Электронный ресурс) – fonarshik-liss.livejournal.com›166579.html
5. Ковальчук В. 900 дней Блокады. Ленинград (Электронный ресурс) -...profilib.com›chtenie…valentin-kovalchuk…leningrad…
6. Крюков А.Н. Музыка в городе-фронте. – М.: Музыка, 1975, – 176с.
7. Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда: Очерки. – Л.: Советский композитор, 1985, -120с.
8. Крюков А.Н. Музыка в кольце блокады. Очерки. – М: Музыка, 1973, -158с.
9. Махмутова Е. Памяти большого артиста (Электронный ресурс) -conservatory.ru›files/Musicus_43_Makhmutova.pdf
10. Музыка в блокадном Ленинграде (Электронный ресурс) – ptj.spb.ru›Архив›Комментарии›…/muzyka-vblokadnom…
11. Назаров М. Борис Гольц, ушедший из жизни... (Электронный ресурс) –http://www.conservatory.ru/files/Musicus_43_Nazarov.pdf
12. Петров Л.П. С восхищением и благодарностью (Электронный ресурс) – BiletExpress.ru›teatr-articles/239/721.html
13. Сайт о музыке и музыкантах «Бельканто» (Электронный ресурс) – http://www.belcanto.ru/sofronitsky.html
14. Сайт Преображенской С.П. (Электронный ресурс) – preobrazhenskaya.com
15. Флейшман В. (Электронный ресурс) – virtualmuseum-school5.narod.ru›…fleishman.pdf
16. Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса, комментарии А.Н. Крюкова (Электронный ресурс) – e-libra.ru›read/363390-chelovek-iz-orkestra.htm.

27 января для меня и моих близких – памятный день. Мой прадед, Николай Филимонович Побережец, служил корректировщиком зенитного огня в частях береговой артиллерии ПВО. Я горжусь своим прадедом. Жаль, что смог услышать его воспоминания только со слов родителей. Побережец Н.Ф. очень любил музыку, он рассказывал близким о том, что даже в самые страшные месяцы блокады воинам помогала песня. Я захотел узнать как можно больше о музыкальной жизни осажденного города. Мой прадед не собирал афиши, пластинки, поэтому за «музыкальными» артефактами я обратился в школьный историко-краеведческий музей «Остров Котлин». История предметов, сплетенная воедино с воспоминаниями о войне, перенесут меня в далекое прошлое.

Цель моей работы: сформировать представление о музыкальной жизни осажденного города. Задачи: узнать о деятелях искусства блокадного Ленинграда, попытаться услышать «фронтовую» музыку с помощью экспонатов школьного музея.

О музыкальной жизни Ленинграда написаны десятки книг. Я прочел произведения А.Н. Крюкова: «Музыка в кольце блокады», «Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда», «Музыка в городе-фронте», «Человек из оркестра» Блокадный дневник Льва Маргулиса. Для меня открылся целый пласт неизведанного: я смог узнать о композиторах, исполнителях, музыковедах, которые внесли огромный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. В рамках одной научно-исследовательской работы к сожалению, рассказать обо всех музыкантах и композиторах у меня не получится, поэтому я остановлюсь только на некоторых из них.

Блокадные труженики

В блокадном Ленинграде жили и работали десятки деятелей культуры. Композиторы сочиняли произведения о стойкости, смелости, поднимая боевой дух защитников города. Многие погибли, сражаясь против фашистских захватчиков или умерли от голода. Как же хочется назвать их поименно! Соблюдая рамки исследовательской работы, я осознанно упущу сведения о Д.Д. Шостаковиче, авторе 7 Ленинградской симфонии, а постараюсь затронуть имена менее известные.

Композиторы

Выпускник Ленинградской консерватории, Б. Гольц создавал симфонические и вокальные произведения, умер от голода в марте 1942 г. Композиторы В. Томилин (1908-1941), В. Фризе (1912-1941), В.И. Флейшман в годы войны вступили в ряды ополчения и погибли в бою у станции Невская Дубровка в 1941 г. Композитор, профессор консерватории, Калафати В.П. (1869-1942), учитель Д.Д. Шостаковича, умер от истощения в первую блокадную зиму. Книги А.Н. Крюкова рассказали мне о Л.А. Портове (1899-1942). До последнего дня своей жизни композитор участвовал в репетициях и концертах Большого Симфонического оркестра Радиокомитета, умер от голода в 1942 г. Н.А. Малаховский (1892-1942), автор сонат, пьес, музыки к фильмам и спектаклям погиб в осажденном городе. В годы блокады жил и работал в Ленинграде композитор, музыковед и педагог, В.М. Богданов-Березовский (1903-1971), в 1943 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В годы блокады О.А. Евлахов (1912-1973) создал вокально-симфонический цикл «Ленинград», балладу «Ночной патруль», фортепианную сюиту «Ленинградский блокнот».

Исполнители

Я прочел о замечательном дирижере И.С. Миклашевском (1894-1942). Художественный руководитель, главный дирижер Государственной Академической Капеллы умер в Ленинграде от истощения весной 1942 г. Используя Интернет-ресурсы, я ознакомился с блокадным дневником Л.М. Маргулиса (1910 -1975). Скрипач симфонического оркестра рассказывал о выступлениях на мобилизационных пунктах, в воинских частях, госпиталях. Перелистывая страницы дневника, я смог лучше понять музыкальную жизнь Ленинграда в годы блокады, особенно в первую зиму 1941-1942 гг. С конца 1941 года Маргулис работал в Большом симфоническом оркестре Радиокомитета, участвовал в премьере 7 симфонии Д. Шостаковича 9 августа 1942 года. Познакомившись с книгой А. Бушен «Подвиг пианиста», я узнал о ленинградском пианисте и композиторе, Каменском А.Д. (1900-1952 гг.) За четыре года войны пианист дал свыше 500 концертов, вдохновляя ленинградцев на победу. В годы блокады фортепианную музыку дарил слушателям пианист В.В. Софроницкий (1901-1961). «В зале Александринки было три градуса мороза. Я играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев... Но как меня слушали, как мне игралось! ...» [13]. Весной 1942 года истощенного музыканта на самолете вывезли из блокадного Ленинграда в Москву. Он выполнил свой долг перед городом сполна. Перед защитниками города в годы войны выступали вокалисты. С.П. Преображенская (1904 – 1966) дала около полутора тысяч концертов в Ленинграде и Кронштадте. В школьном музее я прослушал пластинку с песней «Матросская лирическая» в исполнении Л. Кострицы (1919-1970). Вокалист всю блокаду выступал в составе фронтовых бригад.

Музыковеды

Всю свою жизнь отдал изучению творчества П.И. Чайковского советский музыковед А.Е. Будяковский (1905-1941). Он преподавал в консерватории, читал лекции, писал статьи о музыке, скончался от пневмонии зимой 1941г. Литературные и интернет-источники помогли мне узнать о Б.В. Асафьеве (1884-1949гг.) – музыковеде, музыкальном критике, педагоге. В годы блокады он написал «Дифирамб великому городу» Творчество помогло музыковеду и композитору выжить. Р.И. Грубер (1895 – 1962) – советский музыковед, преподаватель Ленинградской, а позже Московской консерваторий, он ради своей книги «История музыкальной культуры» прилетел в осажденный Ленинград в 1941 г. Только после того, как типография Володарского напечатала книгу, музыковед был эвакуирован из города.

Взгляд в прошлое сквозь призму школьного историко-краеведческого музея «Остров Котлин». О школьном музее

Музыка композиторов блокадного Ленинграда звучала на передовой, ее слушали по радиовещанию, ею могли насладиться, включая патефон. В годы войны музыка помогала выжить. О том, какие средства воспроизведения звука были в «сороковые-роковые», какая звучала музыка, мне помогла узнать экспозиция музея школы № 422 города Кронштадта.

Историко-краеведческий музей начал создаваться в 2002 году по инициативе учителя истории Шлендовой М.А. Первая экскурсия состоялась 18 мая 2004 года в день рождения Кронштадта. Сегодня музей «Остров Котлин» проводит краеведческую, поисковую, исследовательскую и экскурсионную работу. Его собрание насчитывает около 2000 экспонатов, в библиотеке более 735 экземпляров книг по краеведению, за годы работы созданы 28 роликов о жизни школы, аудиозаписи о Кронштадте, фотоальбомы, презентации. Музей занимает 3 помещения. Все экспонаты связаны с историей родного города, с историей школы. Артефакты попадают в музей различным образом. Часть коллекции – предметы, принадлежащие семье Шлендовой М.А. Среди них – значительная часть «музыкальных экспонатов», которые необходимы мне для исследовательской работы. Отдельные предметы приносят ребята и ветераны. Из большого количества экспонатов музея я старательно выбрал предметы, связанные с музыкальной жизнью блокадного города.

Устройства для воспроизведения звука

В музее хранятся 2 патефона военного времени. Один из них был произведен на заводе Ордена Ленина «Молот» в Вятских Полянах. Я узнал, что патефон – это механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В качестве привода использовали пружинный двигатель, а для того, чтобы мелодии были слышны на значительном расстоянии, применялся раструб. Портативный патефон производился со встроенным под крышкой рупором, его можно было легко переносить с места на место. Приборы имели регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной – двух сторон пластинки (78 оборотов, около 5 минут на сторону). В 30-50 годы патефоны были распространены, но не каждая семья могла себе его позволить. Поэтому один патефон выставлялся на окне, и под любимые мелодии танцевали все собравшиеся на улице. В годы войны музыка звучала, несмотря ни на что. Ее можно было услышать даже в окопах, прочный футляр позволял переносить патефон, защищая от грязи и сырости. Я узнал, что патефон, находящийся в школьном музее, принадлежал Шлендовой П.О. – свекрови заведующей школьным историко-краеведческим музеем. Завернутый в тряпку вместе с вещами и документами патефон и 2 пластинки эвакуировался в Пермь, а вернулся в Кронштадт только после окончания войны. Он и сегодня может порадовать слушателей прекрасными музыкальными звуками, несмотря на годы. Небольшой чемоданчик, в котором находится корпус, рупор патефона и пластинка, в годы войны был настоящим сокровищем и даже предметом зависти, как гармонь или гитара. Он заменял исполнителей, которые не могли выступать перед воинами каждый день. Патефоны школьного музея – живые свидетели истории. Они не только молчаливо рассказывают о страницах военного времени: о людях, о событиях, но и поют. Мне стало интересно: хранятся ли патефоны в домах кронштадтцев. Для этого я опросил учащихся нашей школы. Оказалось, что ни в одном доме нет патефонов. С появлением других средств воспроизведения аудиоинформации, они были выведены из обихода. Заведующая школьным музеем бережно сохранила патефон для истории.

Грампластинки

В школьном музее собрана целая коллекция пластинок, которая для меня стала настоящим кладом. К сожалению, практически все пластинки – послевоенного времени. Для того чтобы получить наиболее полную информацию о грампластинках, я обратился к интернет ресурсам.

Я узнал, что пластинка – носитель звуковой информации – диск, с нанесенной на него непрерывной спиральной канавкой. С конца 19 века и до конца 20 века они были очень популярны. Пластинки –хрупкий материал, чувствительный к температуре и влажности воздуха, при неосторожном обращении быстро выходит из строя. Первоначально пластинки изготавливали из эбонита, позже из шеллака, вырабатываемого тропическими насекомыми Юго-Восточной Азии. Они были относительно толстые, тяжелые, ломкие. Каждая сторона пластинки звучала не дольше пяти минут. Только после войны появился винил. В 1948 году американская компания «Колумбия» стала использовать винил и опробовала технологию уплотненной записи, пластинка стала звучать до 30 минут. В России только в 1952 году завод начал выпускать виниловые долгоиграющие пластинки.

Как рождались грампластинки

В школьном историко-краеведческом музее я увидел тонкие и легкие виниловые пластинки. Мне стало интересно, как они создавались в советское время? Я узнал, что перед тем, как завод начнет штамповать тысячи пластинок с песней «Синий платочек» в исполнении К. Шульженко, необходимо создать лаковый диск. В хранилище звукозаписей находится магнитная лента с музыкальной фонограммой. Ее переносят на лаковый диск с помощью резца рекордера. Далее при помощи электрического тока создается никелевая матрица, с которой уже прессуют виниловые пластинки. Я узнал, что штамповка происходит при помощи гидравлических прессов. Благодаря работе десятков людей на свет появлялась она, та, которая звучала в домах советских людей в довоенные годы и на передовой в сороковые-роковые. Сегодня и пластинки, и патефоны являются частью коллекции музеев. В школьном историко-краеведческом музее хранятся пластинки разных годов выпуска, произведенных на различных заводах СССР. Я решил узнать подробнее о том, где они рождались.

Где производили грампластинки

На каждой пластинке, являющейся частью музейного фонда, сохранилась этикетка с информацией о заводе-изготовителе, о музыкальном произведении, записанном на ней, об исполнителях. Я начал поиск информации о заводах грампластинок.

1. Услышав танго «Куст сирени», популярное в 30-40 годах прошлого века, я выяснил, что данная грампластинка была выпущена на Ленинградском заводе. Он начал свою работу в 1948 году в городе Ленина на Цветочной улице, 11.

2. Мое внимание привлекла следующая пластинка, выпущенная Артелью «Пластмасс». На этикетке я прочел краткую надпись, указывающую порядковый номер, название музыкального произведения: «Матросская лирическая» композитора Г. Холодовского на слова В. Крахта, исполнитель – оркестр под управлением дирижера Ан. Бадхена. Я узнал, что Артель «Пластмасс» располагалась в строениях 1-3 по Калашниковской (с декабря 1952 года – Синопской) набережной Ленинграда. Артель начала свою работу в начале 1946 года. С 1957 года стала называться фабрикой, следовательно, пластинка с записью «Матросской лирической» появилась до 1957 года. К 1961 году был освоен выпуск долгоиграющих пластинок. С образованием фирмы «Мелодия» в начале 60-х годов выпуск дисков на фабрике «Пластмасс» прекратился. За период 1947-1958 годов фабрика издала множество записей ленинградских артистов и коллективов (О. Нестеровой, Л. Кострицы, А. Райкина и др.). Были записаны голоса и популярных деятелей искусств, посетивших Ленинград во время гастролей: Л. Утесова, К. Шульженко, М. Бернеса. Оркестром студии в разные годы руководили М. Ветров, Ю. Шахнов, Е. Заблоцкий, Г. Дониях, А. Бадхен. Оркестр под управлением А. Бадхена записал песню Г. Холодовского. Мне захотелось выяснить год выпуска пластинки, ведь на этикетке он не обозначен. Я выяснил, что номера грампластинок с 1182 до 1374 были выпущены в 1954 году. В какие годы была написана сама песня, я не смог. Информация о композиторе для меня оказалась закрытой, я узнал, что поэт В.К. Крахт (1904–1972) сочинял тексты песен и оперетт, популярных в 1930 – 1950-х годах. Несмотря на то, что эта пластинка не прошла дороги войны, она мне дорога, т.к. принадлежала тем людям, которые не понаслышке знают о ней.

3. Перебирая пластинки, являющиеся частью коллекции школьного музея, я остановился на той, которая была выпущена Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия» Апрелевским ордена Ленина заводом. Аудиоинформация не является музыкальной, она рассказывает об истории СССР. В подмосковном селе Апрелевка в 1910 году была открыта первая русская фабрика немецкого бизнесмена Г. Моля по изготовлению массы для граммофонных пластинок и их прессовки. Позднее фабрика получила название Апрелевский завод грампластинок. В годы войны на заводе большими тиражами выпускались пластинки с одной единственной песней «Вставай, страна огромная!», в остальных цехах производили авиабомбы. Пластинки 1941–1942 годов выпуска отправлялись прямиком на фронт для поднятия боевого духа советских бойцов. По окончании войны завод был восстановлен немцами. В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в которую вошел Апрелевский завод, имеющий внутреннюю железную дорогу. В советские годы он был самым крупным заводом грампластинок в мире. В 90-е годы 20 века фирма «Мелодия» сумела пережить тяжелые времена. Сегодня она продолжает свою работу, выпуская архивные записи на компакт-дисках.

4. Просматривая пластинки, я увидел ту, что была произведена на Ленинградском заводе грампластинок, введённом в строй в 1948 году на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода «Tempo». С 1957 до 1964 года у него было другое название «Аккорд». С 1964 года завод вошел в состав «Мелодии».

5. Мне удалось найти несколько пластинок, выпущенных на Рижском заводе «Rigas Skanu Ierakstu Un Skanuplasu Fabrika». Я узнал, что завод был основан в 1950 году на базе фирмы «Беллакорд-Электро» и располагался на улице Калнциема, дом 40. В 1964 году завод вошёл в состав «Мелодии» под названием «Рижский завод грампластинок Всесоюзной фирмы «Мелодия». В 1965 году завод освоил выпуск долгоиграющих грампластинок, с 1971 года – стереофонических. В 1973 году был построен кассетный цех и налажен выпуск компакт-кассет. В 1979 году произведено 10 миллионов грампластинок. В 1981 году завод наградили орденом «Знак Почёта». Пластинки с любимыми песнями продавались в республиках Советского Союза и за рубежом. После распада СССР завод был приватизирован, у него появился новый хозяин – компания «Синтез-рекордс». В 1999 году завод был объявлен банкротом. Но это все произошло через несколько десятков лет после появления на свет нашей пластинки, ныне музейного экспоната. Я послушал Песню о пуховом платке (Г. Пономаренко – В. Боков) в исполнении оренбургского русского народного хора. Песня была написана в 1958 году, она рассказывает о матерях, которые в годы войны провожали своих детей: не только сыновей, но и дочерей на войну, которые работали не покладая рук, отдавая все фронту, приближая победу.

6. Еще один завод грампластинок оказался в поле моего зрения. Он был построен в районе Глухово г. Ногинска в 1934 году и был оснащен самым лучшим отечественным и иностранным (немецкой фирмы «Electrola») оборудованием. К 1935 году завод выпустил более миллиона пластинок. Уже к 1938 году в магазинах появились грампластинки Ногинского завода. Продукция была дефицитной из-за нехватки и дороговизны сырья. Поэтому первое время пластинки не покупали, а обменивались на равноценные по весу битые. У покупателей пользовались особым спросом записи песен Л. Утесова, К. Шульженко. Осенью 1941 года оборудование было эвакуировано в Ташкент, где начал работу Ташкентский завод грампластинок. После окончания войны производство пластинок осталось в Ташкенте, а в Ногинске разместили завод топливного оборудования для тракторов. В школьном историко-краеведческом музее находится несколько пластинок Ногинского завода, они одни из самых старых в коллекции.

Моя любимая пластинка

Как много новой и полезной для меня информации я почерпнул от нежных и хрупких пластинок. Теперь я попытаюсь рассказать об одной единственной, которая для меня стала родной и близкой. Довольно тяжелая пластинка обычного диаметра 25 см испещрена большим количеством царапин. Крупные и глубокие полосы на поверхности диска не дают возможности полностью прослушать записанные на него музыкальные произведения. В центре пластинки сохранена информация, нанесенная на бумажный носитель. Потемневшая от времени бумага сохранила изображение и текстовую информацию. В глаза мне бросился рисунок, изображающий прекрасную исполнительницу песен в длинном платье и сидящего за роялем аккомпаниатора. К сожалению, я не нашел книг, рассказывающих о пластинках, поэтому в качестве помощника использовал интернет-ресурсы. Выяснилось, что пластинка была выпущена Ногинским заводом, о котором я писал выше. Она могла появиться на свет с 1935 по 1941 годы. На каждой стороне пластинки записана только одна песня. Я узнал, что «Пожарный вальс», записанный на одной из сторон, сочинил композитор Л. Дидерихс. После окончания 1-й школы в Детском Селе он поступил в консерваторию. Джазовая музыка привела его в 1929 году в джаз-оркестр Л. Утесова. Утесов высоко оценивал талант пианиста и композитора, рано ушедшего из жизни. Слова лирической песни написал В.И. Лебедев-Кумач (1898–1949). Среди его песен самыми знаменитыми стали «Широка страна моя родная», «Священная война». Нежный, лирический вальс исполнила дочь Л. Утесова, Эдит (1915–1982) – советская эстрадная певица, обладающая выразительным сопрано. Вместе с отцом она начала выступать с 1936 года, хотя впервые вышла с ним на сцену в 1933 году. Более точной информации о временном промежутке записи песни я не нашел. Пронзительное звучание саксофона, танцевальные ритмы унесли меня в далекие предвоенные годы. Я вспомнил фильм «Веселые ребята», в котором выступил Леонид Утесов, вспомнил праздничные звуки джаз-оркестра. Яркое, броское звучание оркестра, хрустальный, звенящий голос Э. Утесовой слушала П.О. Шлендова, которой принадлежала эта пластинка. Музыка говорила о том, что война непременно закончится и вновь настанет мир. На другой стороне пластинке вновь звучал прелестный голос Э. Утесовой. Вместе с отцом она исполняла детскую песенку «Борода». Советский композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР, В.Я. Кручинин (1892–1970) написал задорную песню, в шутливой форме раскрывающую мощь и силу нашей страны. Огромная прекрасная борода главного героя песни позволяет разместить на ней тысячи коней, 3 Буденовских полка, 22 броневика и т.д. Автор слов не записан, что вызывает у меня 2 версии: текст песни не известен и воспринимается, как народный, то ли слова были сочинены Л. Утесовым. Мне очень понравилась эта задорная песня, вызывающая улыбку.

Я узнал о том, что несколько песен взяла с собой в эвакуацию свекровь заведующей школьного музея, Шлендова П.О. Вероятно, описанная мной пластинка одна из них. Несмотря на обилие царапин, она была бережно сохранена и оказалась в экспозиции музея. Пластинка исходя из внешнего вида использовалась очень часто, но ни разу не падала. На ней нет трещин и сколов. На этикетке в центре диска нет следов от воды, нет жирных пятен, что свидетельствует о том, что пластинку берегли. Записанные на пластинку произведения свидетельствуют о музыкальном вкусе П.О. Шлендовой. Исходя из прочих дисков, хранящихся в их семье, можно заключить следующее: покупались пластинки с произведениями народной музыки и популярной. Классические произведения я увидел и смог услышать только на одной пластинке, принадлежавшей Шлендовым. Это были произведения короля вальсов И. Штрауса. На бумажной этикетке, находящейся в центре диска, я увидел стоимость – 7 рублей, на тот период времени это довольно дорого. И последнее, пластинка, которая прошла через радости и горести семьи, для меня стала не только носителем информации, но и книгой истории – «Истории музыкальной жизни предвоенных и военных лет».

Перфорированная бумага для пианолы

Помимо тех музыкальных артефактов, о которых рассказал выше, в школьном историко-краеведческом музее я встретил еще один. Оказывается, внешне обычная бумага с отверстиями, намотанная на металлический стержень, – это экспонат, связанный с музыкой. Интернет-ресурсы помогли мне выяснить, что перфорированная бумажная лента, которую я увидел в музее, использовалась с середины XIX века в механическом пианино – пианоле. В начале XX века клавиши пианоелы управлялись при помощи этих лент. Бумажная лента двигалась, молоточки подпружиненных клавиш, попадая в зоны перфорации, ударялись о рояльные струны. В результате рождались чудные мелодии. Механические пианино выпускали до середины 20 века, то есть оно могло звучать и наверняка звучало в годы блокады в домах горожан.

Заключение

Рассказы прадеда, Побережца Н.Ф., приоткрыли мне страницу жизни блокадного Ленинграда. Я захотел узнать как можно больше о деятелях искусства, приближавших победу, мечтал услышать музыку, звучащую тогда, более полувека назад. Мне это удалось. Экспозиция школьного музея «Остров Котлин» помогла мне увидеть и услышать предметы, связанные с музыкальной жизнью блокадного Ленинграда. Любимые мелодии, льющиеся из патефона – это частица истории. Пластинки, которые находятся в музее, дают возможность услышать чудесные голоса исполнителей – всех тех, кто вместе с защитниками города приближал победу.

Для меня музыка блокадного Ленинграда наполнилась особым содержанием, я стал несколько ближе к своему прадеду, который очень любил музыку. Результатом моего исследования стал каталог грампластинок, которые хранятся в школьном музее, а также экскурсия, которую я готовлюсь провести для учащихся своей школы. Теперь уже им я расскажу об одной странице героической истории своей страны, своего города, которую необходимо знать и помнить.


Библиографическая ссылка

Трофимов Н.Е. МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ОСТРОВ КОТЛИН // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-1. – С. 48-53;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=560 (дата обращения: 18.10.2018).