Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СЕЛЬСКИЙ ТРУД В ЛИТЕРАТУРЕ И ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Доманова К.Г. 1
1 пгт Хиславичи, МБОУ «Хиславичская СШ», 9 «Б» класс
Сафонова Т.В. (пгт Хиславичи, МБОУ «Хиславичская СШ»)
1. Абрамов Ф.А. «Братья и сестры: в 4-х книгах. Братья и сестры. Книга первая. Две зимы и три лета. Книга вторая». – М.; Вече, 2012. 512 с.
2. Арина А. «Колхозы в 1938 г». Социалистическое сельское хозяйство. 1939г., № 12.
3. Булгаков М.А. «Записки юного врача». Издательство: Эксмо-Пресс, 2017 г. – С. 192.
4. Капралова О. «Притчи народов мира» Издательство: Литагент «5 редакция»fca24822-af13-11e1-aac2-5924aae99221, 2014.
5. Литература Смоленщины. 9 класс; В 2 т. Т.2: Учебник хрестоматия по литературному краеведению/ Составление, методические материалы Г.С. Меркина. – 2-е изд., перераб. – Смоленск:Универсум, 2003. – С. 300.
6. Милохин Д.В., Сметанин А.Ф. Коми колхозная деревня в послевоенные годы (1946-1958). М., Наука, 2005.
7. Пузиков В. И., Сергеев Д.Н. «Люди в белых халатах»» Документальная повесть 1897-1991гг. Copyright: Владимир Пузиков, 2013
Свидетельство о публикации №213021000873.
8. Солженицын А.И. «Матренин двор»: рассказы/ А.И. Солженицын: (предисл. Л. И. Сараскиной): художн. В. Бритвин. – М.; Дет. лит., 2014. – 220с.
9. http://obuchonok.ru/node/1175
10. http://istmat.info/node/23766

«В кузнице отремонтировали две лопаты. Одна из них осталась стоять в углу сарая, другую – крестьянин привез на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе лопаты вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Та, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной.

– Скажи, как ты стала такой красивой?

– Тебя изувечило безделье, а я стала красивой от труда». (Ольга Капралова «Притчи народов мира»).

С древних времен, когда существо, мало напоминавшее представителя человека разумного, научилось держать палку, а затем производить ею действия, до сегодняшнего века – века нанотехнологий, труд является неотъемлемой частью существования цивилизации. Что мы, молодое поколение двадцать первого века знаем о труде, о том, как менялось понятие труда в зависимости от эпохи, политики, мировых катаклизмов? Как в разные периоды развития цивилизации менялось отношение к труду, какую ценность представлял труд для наших предков?

Чтобы найти ответы на интересующие вопросы, я думаю, справедливым будет обратиться за помощью к нашей великой литературе. Ее смело можно назвать летописью нашей истории. Именно литература всегда мгновенно реагировала на изменения, происходящие в обществе.

Решив принять участие в научно-исследовательской работе, я задала себе вопрос, что знаю я о труде? В первую очередь о сельском труде, поскольку родилась и живу в поселке. Очень многое я узнала от своих бабушек, они – дети послевоенного времени рассказывали, насколько тяжело было поднимать сельское хозяйство из разрухи. Меня заинтересовало, как этот советский период в жизни нашего государства рассматривает литература.

Принимая во внимание все вышеизложенное, мне хотелось бы предложить вашему вниманию небольшое исследование, которое я провела.

Актуальность исследования

В настоящее время очень мало уделяется внимания сельскому труду, работать на селе стало не модно и не престижно. Современная молодежь, окончив обучение в родных сельских школах, стремится покинуть малую родину. Мы плохо информированы о трудовой деятельности советского времени, времени наших родителей, наших бабушек и дедушек, а без знания истории своих предков невозможно построить будущее.

Цель работы: провести исследования и ознакомиться с уровнем знаний современных подростков поселка Хиславичи о труде в советское время, о том, насколько глубоки их познания в литературе этого периода. Узнать, что в их представлении означает термин «сельский труд». Познакомиться с произведениями литературы советского периода и выявить особенности описания сельского труда авторами различных литературных стилей.

Задачи: с помощью анкетирования ознакомиться и проанализировать знания подростков о произведениях советских писателей, рассказывающих и труде в сельской местности; исследовать особенности описания сельского труда в произведениях советской литературы разных жанров; ознакомиться с формой оплаты труда сельского населения в советские годы; сделать выводы.

Гипотезы: авторы произведений советского периода освещали тяжелый сельский труд. Сегодня практически отсутствуют произведения о труде деревенских жителей, современная молодежь стремится к городской жизни.

Методика исследования: разработка анкеты для подростков и проведение анкетирования, обработка полученных результатов, изучение литературных произведений и их анализ, выводы.

Объекты исследования: – молодежь в возрасте 14-15 лет; – произведения художественной литературы советского периода.

Структура работы: введение, четыре основных параграфа, заключение, список литературы, приложения.

1. Незнание – блуждание в потемках

1.1. Активность

Для проведения исследовательской работы, мною была составлена анкета, с вопросами которой можно ознакомиться в Приложении 1. Здесь же приведена таблица количества учеников 8-9 классов в образовательном учреждении и количество обучающихся, принявших участие в анкетировании (Табл. 1). Из диаграммы 1 в Приложении 1 видно, что активность ребят составляет чуть более 30%.

1.2. Анализ результатов

Вопросы участникам задавались как в письменной форме, так и в устной. Проведя обработку полученных данных, я пришла к следующим выводам:

первый вопрос о классиках русской литературы особых затруднений не вызвал. Ребята вспомнили, как описывают тяжелый сельский труд замечательные писатели XIX-начала XX веков. Все, без исключения, справились с первым вопросом. Самым популярным оказался Н.А. Некрасов и его поэма «Мороз, красный нос». Многие процитировали знаменитые строки: « В полном разгаре страда деревенская… Доля ты! Русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать». Были названы: «Мертвые души» Гоголя Н.В. («Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»), «Записки охотника» И.С. Тургенева, а так же произведения наших смоленских писателей: письма «Из деревни» А.Н. Энгельгарда и « Школьная робинзонада» М.М. Пришвина.

Второй вопрос о периоде советской литературы, вызвал затруднения. Только 40% ребят с ним справились. Почти все вспомнили А.И. Солженицына и его произведение «Матренин двор», многие назвали «Поднятую целину» М. Шолохова, хотя и признались, что не читали романа. Третий вопрос остался открытым. Ничего о современной литературе, поднимающей проблемы сельского труда, ребята сказать не смогли. Как снижается уровень знаний произведений художественной литературы о сельском труде у подростков от классических к современным произведениям, отображено на графике 1 (Приложение 2). Результат весьма неутешителен. Сам собой напрашивается вывод о том, что в настоящее время слишком мало освещается жизнь села, канули в прошлое времена, когда труд на земле-матушке считался почетным и благородным.

2. Из песни слова не выкинешь

Как бы, не хотелось порой забыть тяжелые времена, но историю не перепишешь. Не все периоды развития нашего государства были наполнены победами, очень много бед и лишений пришлось испытать русскому народу. Литература не оставалась в стороне. Мне хотелось бы сделать акцент на годы советской власти, годы, когда наш героический народ пережил многие политические перипетии, годы страшной Великой Отечественной войны. Труд сельских жителей помогал поднимать нашу великую державу, независимо от того, что происходило в мире.

2.1. М.А. Булгаков «Записки юного врача» («Полотенце с петухом»)

Действие рассказа происходит в земской Мурьинской больнице в сентябре 1917 года. Именно сюда по распределению после окончания учебы приезжает молодой врач: « Я содрогнулся, оглянулся тоскливо на белый облупленный двухэтажный корпус, на небеленые бревенчатые стены фельдшерского домика, на свою будущую резиденцию…, протяжно вздохнул». Далее рисуются убогие картинки деревенской жизни. Герой осознает, что работать ему придется почти в полевых условиях и к тому же одному, хотя по штату должно было работать два врача. Очень эмоционально описывает автор душевное беспокойство юного доктора. Он слишком молод и не уверен в себе, поэтому, когда привозят молодую девушку со страшными травмами, герой впадает в оцепенение: «Вот как потухает изорванный человек, – подумал я, – тут уж ничего не сделаешь»… И только неимоверная сила воли заставляет врача бороться за жизнь пациентки. Он сам до конца не верит в ее спасение: «Умирай. Умирай скорее, – подумал я, – умирай, а то что же я буду делать с тобой?» Операция проходит успешно, но надежды на то, что девушка выживет, нет: «- Когда умрет, обязательно пришлите за мной…».

Через два с половиной месяца на пороге больницы стояли счастливый отец и его выжившая дочь на костылях, врач растерялся. Единственное сокровище, которое могла преподнести спасителю девушка – «длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом».

Тяжелый труд сельского врача. Тексты рассказов из «Записок юного врача» дают основание предполагать, что объемы работы возрастали с каждым месяцем: «Ко мне на прием по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Я перестал обедать» («Вьюга»). Сельскому доктору буквально приходилось работать день и ночь. В таблице 2 (Приложение 2) приведена статистика из архивных материалов об объеме работ в первые месяцы своей практики самого автора – М.А. Булгакова в Никольском медицинском пункте. Сухая статистика, но она говорит о тяжелой работе.

А какое жалованье получал сельский доктор в 1917-20-х гг? В своей книге «Люди в белых халатах», которая вышла в 2013г, в главе «Медицина на стыке эпох» (Ставропольская губерния) автор – В. Пузиков пишет: «Чтобы закрепить медицинские кадры на местах, установить жалование фельдшерам в месяц по 100 рублей, а врачам – по 200 рублей. Волостные общества и районы, чтобы удержать «…любимых и достойных людей», могут устанавливать доплаты к жалованию врачей по своему усмотрению. Каждое село должно участвовать в содержании районных больниц и районного персонала».

2.2. А.И. Солженицын «Матренин двор»

Повествование рассказа начинается с «возвращения наугад – просто в Россию» главного героя, от имени которого ведется повествование. С самых первых строчек произведения ощущается какая-то безысходность. Герой – учитель математики ищет работу в сельской школе. Однако он не слишком желанный гость. «Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили. Тоже и для них редкость была – все день просятся в город, да покрупней». Прибыв на станцию Торфопродукт, увидев убогую действительность («Меж торфяными низинами беспорядочно разбросался поселок -- однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых»), герой знакомится и селится жить у местной пожилой женщины Матрены.

Рассказ автора о непростой и трагичной жизни Матрены Васильевны, дает понять читателю, что многие сельские жители прошли этот путь. Эта простая русская женщина олицетворяет собою нищее крестьянство этого времени. Люди работают за трудодни, им приходится воровать торф, чтобы не замерзнуть, пьют, много пьют. «Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».

В этом произведении вся правда о труде деревни.

2.3. Ф.А. Абрамов тетралогия «Пряслины»

Не могла я не вспомнить о произведении Федора Абрамова о нелегкой жизни деревни. «Роман в четырех книгах» состоит из нескольких книг «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета», а также «Пути-перепутья» и «Дом». Связанные совместными персонажами и местом действия (северное село Пекашино), данные книги рассказывают о тридцатилетней судьбе русского северного крестьянства, начиная с военного 1942 года. Пожалуй, это произведение наиболее точно отображает всю действительность того времени. Тяжелый крестьянский труд и нелегкие человеческие взаимоотношения не оставляют читателя равнодушным.

В пинежской деревне Пекашино живет большая дружная семья кузнеца Пряслина, прозванного Волей-силой за богатырский рост. В первые дни Великой Отечественной войны уходит он на фронт. Вся тяжесть крестьянского труда легла в Пекашине на плечи женщин, детей, стариков. С утра до ночи трудится в колхозе жена – Анна. Вынужден бросить школу и начать работать сын Мишка. С детьми, домашним хозяйством управляется десятилетняя Лиза, которая плачет и ругает младших за их слова: «Исть хочу. Лиза, дай хлеба. Исть хочем». Так жили в войну многие крестьянские семьи: работали, не жалея себя, все отдавали фронту, будущей победе.

Получив похоронку, «всю ночь на полу, уткнувшись в подушку, охала, стонала раздавленная горем Анна». За одну ночь повзрослел Михаил. Переодевшись во все отцовское, он идет в кузницу. Мальчишка в годы войны работал наравне со взрослыми: пахал, сеял, помогал матери кормить большую семью. «В общем, его мужские руки нарасхват рвали безмужние бабы». Самой высокой наградой за труд для Михаила, стали слова председателя колхоза Анфисы Петровны, сказанные на колхозном празднике по случаю Победы: «Да, бабы, за первого мужика. Михаил всю войну выстоял. За первого».

Дождались. Долгожданная победа! Кажется, что теперь все изменится, наладиться… А жизнь в колхозе все так же нелегка. Новой повинностью обременяют людей – сплавка леса. Адский труд! «Лес – всем мукам мука!». Дальше – еще тяжелей. Подписка на облигации государственного займа. Людям приходится отдавать последние сбережения. Часто это приводит к трагедиям.

Из колхозных амбаров выгребали последнее, а семьи крестьян еле сводили концы с концами. Люди начинали воровать сено из колхозных стогов, зерно с тока. Ситуация заставляла председателей колхозов идти на рискованные меры. Так поступает Худяков, который заводит амбары с двойным дном, для того чтобы скрыть от районного начальства часть урожая, иначе было не накормить изголодавшихся за войну людей.

Жизнь не стоит на месте. В последней книге «Дом» разворачивается другая душевная драма. Тревожит главного героя отношение крестьян к земле. Тяжелая техника выворачивает землю наизнанку. «Да ведь это же могила для семян! Разве росток пробьется через этот пласт?» – думает Михаил, стоя у поля на котором раньше земля без навоза родила. Управляющий совхоза объясняет Пряслину: «У нас план. Это железный закон нашей жизни». Снова деревню «загоняют в угол» обман, воровство, пьянство, безразличие.

Почему русские люди, которые прошли через ад, сумевшие победить врага и выжить в страшные военные годы, в мирное время не могут создать общество, основанное на милосердии, взаимопомощи, справедливости? Этот вопрос актуален и сегодня.

3. Сельская жизнь

3.1 Оплата сельского труда

Четвертый вопрос в анкете касается такого понятия, как трудодень. Все опрашиваемые объяснили это понятие. Такая оплата труда колхозников описывается во всех произведениях советского периода.

Трудодень – это измеритель количества и качества труда, вложенного каждым членом колхоза в общественное производство колхоза. Он определял право колхозника на колхозные доходы. Трудодень, являясь мерой труда в колхозе, в то же время служил мерой оплаты труда. Они начислялись только членам колхоза и только за их работу в общественном хозяйстве колхоза. Учет трудодней вел бригадир. Один раз в неделю колхозник обязан был предъявить свою трудовую книжку бригадиру для записи в нее выполненных работ и количества выработанных трудодней.

Какой же был минимум, который должен был выполнить колхозник, что он мог приобрести на заработанные трудодни? В Приложении 3 помещена копия трудовой книжки Кононенко Марии Прокофьевны, жительницы Хиславичского района, которая вступила в колхоз в 1949 году. Во фрагменте документа отображены сведения работы женщины за 12 лет (1957-1969гг). Установленный минимум трудодней с 1965года для колхозницы составлял – 250. Поскольку эту норму женщина перевыполняла, делаем вывод, что работала Мария Прокофьевна очень добросовестно. А как же иначе? Чтобы прокормить детей, колхозникам приходилось работать много, не гнушаясь самой тяжелой работой. Что же можно было получить за свою работу? Государство рассчитывалось с работником, как деньгами, так и натуральными продуктами: зерном, картофелем, а так же сеном и соломой. Однако получить хоть какие-то деньги в деревне было не просто – большая доля колхозов вообще их не выдавала.

А что было, если колхозник по какой-либо причине не отрабатывал положенные тр/дн.? Ответ суров: «…он мог лишиться оплаты до 25% от общего числа выработанных трудодней (например, в колхозах Коми АССР на этом основании в 1948 году было не оплачено 256 тыс. тр/дн.). С 1948 года председатели колхозов получили право также высылать не выполняющих трудовой «минимум» (100-120 тр/дн) в Сибирь и на Дальний Восток (без всякого решения суда). Только за лето 1948 года в СССР, число таких ссыльных составило около 23 тыс. человек». (Д.В. Милохин, А.Ф. Сметанин. Коми колхозная деревня в послевоенные годы (1946-1958). М., Наука, 2005).

3.2. «Обязательства»

В 1932-1933 годах советские колхозники получили «обязательства» по государственным поставкам. Это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые производили колхоз и личные подворья крестьян. Уровень налога неуклонно повышался. Если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 кг мяса (единоличники – от 62 до 90 кг), то в 1948 году – уже 40-60 кг мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200л до 280-300л в год. В 1948 году колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно 30 – 150 куриных яиц. Также регламентировались поставки шерсти, картофеля, овощей и др. продуктов с каждого колхозного приусадебного участка. В таблице 3 (Приложение 4) приведены данные о натуральном налоге с колхозников и единоличных хозяйств в 1939 г.

При этом, от уплаты обязательных поставок, например, по мясу и яйцам, не освобождались дворы, которые не имели мясных животных или кур. Отменен натуральный налог у советских крестьян был лишь в 1958 г.

Были и другие обязательства колхозов перед государством, и денежные налоги и государственные займы… Все выдержали наши прадедушки и прабабушки, наши дедушки и бабушки.

Феномен в том, что личные хозяйства колхозников, которые составляли 5-7% от общего фонда сельскохозяйственных земель, были самым эффективным поставщиком продуктов в стране. Они давали по обязательным государственным поставкам в 1940 году до 30% всего картофеля в стране, мяса скота и птицы – 25 %, яиц – 90%, молока – 26%, шерсти – 22%.

Приложение 1

Анкета для учащихся 8-9 классов

1. Назовите произведения, авторов русской классической литературы, в которых присутствует тема сельского труда.

2. Назовите произведения, авторов художественной литературы советского периода, повествующие о жизни в деревне, труде сельского населения.

3. Какие произведения современной художественной литературы, поднимающие проблемы российской деревни вам известны?

4. Что вам известно о таком понятии, как трудодень?

5. Какие произведения художественной литературы XX века на ваш взгляд, можно считать пособием по выбору будущей профессии?

6. Хотели бы вы в будущем связать свою жизнь с сельской местностью?

Таблица 1

Количество обучающихся, принявших участие в анкетировании

Количество обучающихся, чел.

8 класс

9 класс

ИТОГО

МБОУ «Хиславичская СШ»

33

58

91

Приняли участие в анкетировании, чел

     

МБОУ «Хиславичская СШ»

11

17

28

Процент участия (%) от количества

33

29

31

domanova1.tif

Диаграмма 1

Приложение 2

domanova2.tif

График 1. Уровень знаний современной молодежи произведений художественной литературы, повествующей о сельском труде

Таблица 2

Из годового отчета за 1916г о деятельности Никольского медицинского пункта

Посетители (чел.)

октябрь

ноябрь

декабрь

итого

1. Приходящие

306

535

852

1693

2. Амбулаторные

806

1198

1184

3188

3. Эпидимические

23

42

57

122

4. Лечились в течение трех месяцев

82

82

82

82

ИТОГО

     

5085

Приложение 3

domanova3.tif domanova4.tif

Приложение 4

Таблица 3

Натуральный налог с колхозников и единоличных хозяйств 1939 г.

   

единица

обложения

с колхозников

с единоличников

Мясо

 

двор

3245 кг

6490 кг

Кожи:

овец и коз

двор

0,52,0 шт.

13 шт.

свиней

двор

0,51,0 шт.

0,51,5 шт.

Шерсть:

овечья

овца

2001100 гр.

5001400 гр.

козья

коза

130200 гр.

150220 гр.

верблюжья

верблюд

15002400 гр.

18002700 гр.

4. Подведем итоги

В заключение своей работы, мне хотелось бы обратиться к последним двум вопросам анкеты. На вопрос о произведениях, которые можно считать пособием по выбору профессии, все единогласно ответили, что не могут привести примеры таких. Самое печальное то, что никто из опрошенных не хотел бы связать свою будущую жизнь с селом. Реакция ребят была одинаковая: « А что здесь делать? Работать за копейки? Лучше жить в городе, снимать жилье. Отработал каким-нибудь менеджером по продажам и весь вечер свободен. Деревня – это постоянный труд».

В ходе проведенных исследований наши гипотезы подтвердились. Действительно советскими писателями описывался тяжелый труд деревни. Современная молодежь «бежит» из сельской местности в поисках более «удобной», комфортной городской жизни. Очень мало современных произведений, которые могли бы стать «путеводителем» при выборе будущей профессии.

Какова же значимость моего небольшого исследования?

Теоретическая значимость работы заключается в том, что с помощью проведенного опроса, я смогла выяснить, насколько хорошо знают мои ровесники произведения о сельском труде разного периода развития нашей страны. Полученные данные позволили сделать выводы о том, что труд в сельской местности в данный момент не пользуется популярностью. Подростки предпочитают закончить обучение и покинуть родной поселок, так как не видят перспективы его развития.

Практическое значение состоит в том, что полученные данные можно использовать в организации школьных часов, посвященных историческим корням нашего народа, мужеству наших дедов и прадедов, которые, несмотря на все лишения и тяготы, смогли выстоять, поднять страну из разрухи. Работу можно использовать в качестве дополнения к урокам истории и обществознания.


Библиографическая ссылка

Доманова К.Г. СЕЛЬСКИЙ ТРУД В ЛИТЕРАТУРЕ И ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-2. – С. 251-257;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=660 (дата обращения: 17.07.2019).