Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИЗЛУЧЕНИЕ И КВАНТОВАЯ ГИПОТЕЗА ПЛАНКА. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗЛУЧЕНИИ

Садофьев И.Д. 1 Филиппов В.А. 1
1 г. Коломна, МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»», 11 «Г» класс
Дорохова Е.В. (г. Коломна, МБОУ «Гимназия №2 «Квантор»»)
1. О.Ф. Кабардин, А.Т. Глазунов, В.А. Орлов, А.А. Пинский, А.Н. Малинин «Физика. 11 класс» – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Статья «Болометр»
3. Статья «Формула Рэлея-Джинса»
4. Статья «Светодиоды. Устройство. Виды. Работа. Применение»

Как известно, в природе существует три вида теплопередачи – теплопроводность, конвекция и излучение. Про последнее мы хотели бы рассказать подробнее.

Излучение – это явление испускания телом энергии в окружающую среду. Актуальность темы:

– Изучение механизма возникновения и распространения излучения;

– Экспериментальная проверка различных теорий излучения;

– Применение знаний об излучении на практике: в приборах, при изготовлении материалов;

Постановка проблемы: чтобы разобраться в механизме излучения, ответим на 3 вопроса:

– Как происходит излучение и что оно из себя представляет?

– От чего зависит мощность излучения тела?

– Как распространяется и поглощается энергия излучения?

Цель работы: с помощью школьного курса физики и лабораторного оборудования, а также необходимой информации из Интернета, ответим на поставленные вопросы.

Задачи:

– Выяснить, как происходит излучение;

– Проверить соответствие теоретических выводов и результатов эксперимента;

– Применить теоретические знания на практике;

Личный вклад: обобщение знаний по данной проблеме, что может быть использовано в образовательных целях.

2. Излучение с точки зрения волновой теории

2.1. Механизм излучения

Согласно волновой теории, излучение тела возникает следующим образом. При нагревании атомы тела начинают колебаться с большей амплитудой, вследствие чего сталкиваются друг с другом. Часть из них при этом переходит в возбужденное состояние. Но долго в возбужденном состоянии атом находиться не может, а потому переходит в обычное, при этом испуская электромагнитную волну. Таким образом, излучение – это совокупность электромагнитных волн различных частот.

Как распределена энергия среди этих волн?

Для ответа введем несколько физических понятий и величин.

2.2. Абсолютно черное тело

Абсолютно черное тело поглощает всю энергию попадающего на него излучения [1].

Известно, что при любой не разрушающей тело температуре оно сильнее всего излучает и поглощает волны одних и тех же частот (то есть спектр излучения соответствует спектру поглощения). Таким образом, абсолютно черное тело излучает волны всех частот. Пример абсолютно черного тела – отверстие в непрозрачной сфере, очень малое в сравнении с ее радиусом [1].

Так как спектр излучения Солнца почти соответствует спектру излучения абсолютно черного тела такой же температуры, Солнце можно считать абсолютно черным телом [1].

Именно для абсолютно черного тела были выведены все формулы, которые мы рассмотрим ниже.

2.3. Характеристики излучения

Интегральной светимостью тела называется отношение мощности излучения к площади поверхности тела [1]:

sadof001.wmf

Спектральной светимостью тела называется отношение интегральной светимости в данном диапазоне длин волн к ширине диапазона [1]:

sadof002.wmf

В 1879 году австрийский физик Иозеф Стефан экспериментально установил, а австрийский физик Людвиг Больцман теоретически доказал, что интегральная светимость абсолютно черного тела прямо пропорциональна четвертой степени его температуры [1]:

sadof003.wmf

Коэффициентом пропорциональности является постоянная Стефана-Больцмана [1]:

sadof004.wmf

2.4. Распределение энергии в спектре

Как было указано выше, тело излучает энергию в виде электромагнитных волн, причем энергия распределена по ним неравномерно.

Видно, что распределение энергии в спектре определяется зависимостью спектральной светимости тела от длины излученной волны.

Построить график этой зависимости помогает болометр – прибор, измеряющий мощность падающего на него излучения [2].

Принцип работы болометра таков: излучение, попадая на тонкую проволочку, покрытую сажей, вызывает повышение ее температуры (см. рисунок №3 из Приложения 1). Так как сопротивление металла прямо пропорционально его температуре, можно подключить в цепь (см. рисунок №8 Приложения 1), состоящую из проволочки и источника тока, гальванометр, который целесообразнее проградуировать в ваттах. Далее по формулам можно найти спектральную светимость тела, излучение которого улавливалось болометром и построить график искомой зависимости (см. график 1 из Приложения 2) [2].

2.5. Закон сохранения энергии

Возникает новый вопрос: согласуется ли наша теория с законом сохранения энергии?

Для ответа на него необходимо теоретически получить формулу, выражающую зависимость спектральной светимости тела от частоты излучаемой волны, что и сделал в 1900 году английский физик Джон Рэлей на основе волновой теории, а Джеймс Джинс усовершенствовал эту формулу, в итоге она приняла такой вид [3]:

sadof005.wmf

Сравним результаты, полученные по ней, с экспериментальными данными (см. график 2 из Приложения 2). Видно, что при малых частотах закон Рэлея-Джинса справедлив, но при больших дает абсурдный результат – выходит, что абсолютно черное тело излучает в секунду бесконечно большое количество энергии, причем большая часть энергии приходится на волны ультрафиолетового, рентгеновского и гамма-излучений! Этот парадокс назвали ультрафиолетовой катастрофой. Классическая физика зашла в тупик [3].

3. Излучение с точки зрения квантовой теории

3.1. Квантовая гипотеза

Выход нашел в том же 1900 году Макс Планк. Он предположил, что абсолютно черное тело испускает и поглощает энергию не непрерывно, а отдельными порциями – квантами.

Энергия кванта прямо пропорциональна его частоте, а коэффициентом пропорциональности является постоянная Планка [1]:

sadof006.wmf

sadof007.wmf

3.2. Формула Планка

На основе своей гипотезы Планк вывел теоретически формулу, устанавливающую зависимость спектральной светимости тела от частоты испускаемых квантов. Эта формула прекрасно согласуется с экспериментальными данными [1] (см. график 3 Приложения 2):

sadof008.wmf

Также выполняется и закон смещения Вина (гласящий, что частота, на которую приходится максимум спектральной светимости, обратно пропорциональна температуре тела) [1]:

sadof009.wmf

Таким образом, квантовая теория была принята научным сообществом как справедливая.

4. Эксперимент

4.1. Теория работы

Мы провели эксперимент по определению постоянной Планка. Для этого нам потребовался полупроводниковый лазер (см. рисунок №1). Теория работы такова: при замыкании цепи электроны в ней начинают двигаться. Их максимальная кинетическая энергия – произведение заряда на разность потенциалов, создаваемую источником тока. Попадая в полупроводник, электроны возбуждают часть атомов, которые при возвращении в нормальное состояние испускают фотоны (см. рисунок №2 Приложения 1).

Следовательно, закон сохранения энергии для рассмотренного процесса принимает вид:

sadof010.wmf

На пути луча лазера поставим дифракционную решетку – прибор, изменяющий направление движения луча. Тогда на экране мы получим дифракционную картину – совокупность светящихся точек справа и слева от центрального максимума (места, куда упал бы луч при отсутствии дифракционной решетки, см. рисунок №4 Приложения 1).

Для дифракционной решетки справедлива формула:

sadof011.wmf,

где d – период дифракционной решетки (частное от деления ширины решетки на количество штрихов), φ – угол отклонения луча , m – номер максимума, для которого ведутся измерения, λ – длина волны света.

Отсюда выводим выражение для постоянной Планка:

sadof012.wmf

4.2. Ход работы

Теперь перейдем от теории к практике.Измерив расстояние от дифракционной решетки до экрана, переходим к опыту. Заметив положение первого максимума, начинаем уменьшать напряжение до тех пор, пока лазер еще испускает свет. Снимаем показания вольтметра (см. рисунок №5 Приложения 1)и сводим все данные в таблицу.

Константы

Измерения

Вычисления

e, Кл

d, м

c, м/с

U, В

l, мм

x, мм

m

sin φ

h, Дж*с

sadof013.wmf

sadof014.wmf

sadof015.wmf

1,87

870

86

1

?

?

 

Вычисляем синус φ и определяем постоянную Планка.

sadof016.wmf

sadof017.wmf

Полученный нами результат незначительно отличается от реального, что свидетельствует о погрешностях в измерениях. Относительная погрешность равна:

sadof018.wmf

5. Практическое применение квантовой теории

5.1. Фонарь на солнечных батареях

Вернемся к квантовой теории. Имеет ли она практическое применение? Ответ мы получим, если посмотрим вокруг. Например, возьмем обычный садовый фонарь (см. рисунок №6 Приложения 1). Он запасает энергию с помощью солнечных батарей, действие которых основано на явлении фотоэффекта, теоретически обоснованного квантовой теорией. Ночью фотореле вследствие отсутствия света замыкает цепь светодиода – фонарь начинает освещать пространство вокруг себя [4].

5.2. Светодиоды

Основная часть светодиода – p-n-переход. Состоит он из полупроводников двух типов (в одном основными носителями заряда являются дырки (место, откуда вылетел электрон; условно считаются положительными частицами), а в другом – свободные электроны. При пропускании через переход тока дырки и электроны начинают рекомбинировать (электрон встраивается в дырку), что сопровождается испусканием фотонов, так как энергия электрона уменьшается [4] (см. рисунок №7 Приложения 1).

Наряжали ли вы новогоднюю елку? И там вам помогают светодиоды, из которых состоит гирлянда. Заметно, что гирлянда светится разными цветами. Это происходит из-за различного сопротивления светодиодов (напряжение пропорционально сопротивлению, а длина волны фотонов, в свою очередь, напряжению). С помощью микросхемы задается изменение напряжения с определенной частотой – и огни мигают.

Приложение 1

Рисунки и схемы

sadoff1.tif

Рис. 1

sadoff2.tif

Рис. 2

image003.jpg

Рис. 3

image004.jpg

Рис. 4

image005.jpg

Рис. 5

image006.jpg

Рис. 6

image007.jpg

Рис. 7

image008.jpg

Рис. 8

Приложение 2

Графики

image009.jpg

График 1

image010.png

График 2

image011.png

График 3

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– Тела испускают и поглощают энергию не непрерывно, а отдельными порциями – квантами;

– Энергия кванта определяется его частотой и постоянной Планка, значение которой можно вычислить экспериментально, пользуясь установкой не очень высокой сложности;

– Именно на основе квантовой теории были сделаны важнейшие открытия в физике (объяснение фотоэффекта и линейчатых спектров атомов), разработаны технические приспособления, используемые и сейчас;

– Квантовая гипотеза Планка оказала огромное влияние на дальнейшее развитие физики и технологий, определив, как происходит излучение;


Библиографическая ссылка

Садофьев И.Д., Филиппов В.А. ИЗЛУЧЕНИЕ И КВАНТОВАЯ ГИПОТЕЗА ПЛАНКА. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗЛУЧЕНИИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-4. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=723 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674