Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО «АЛЕША ГОРШОК» И А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»

Брагин И.А. 1
1 с. Пестравка, Самарская область, ГБОУ СОШ с. Пестравка, 8 «А» класс
Смарчкова Т.В. (с. Пестравка, Самарская область, ГБОУ СОШ с. Пестравка)
1. Данные LENTA.RU https://lenta.ru/news/2017/06/28/poor/Детская Библия: Ветхий Завет http://www.planetaskazok.ru/legend/detskajabiblijavethijzavet
2. Рассказ А.П. Патонова «Юшка» http://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html
3. Рассказ Л.Н. Толстого «Алеша Горшок» http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0300.shtml
4. Словарь живого великорусского языка В.И. Даля – http://slovardalja.net/word.phpwordid=40818
5. Сравнительный анализ рассказа «Легенда о Данко» М. Горького и рассказа «Юшка» А. Платонова https://videouroki.net/razrabotki/vozlyubi-blizhnego-svoego-razrabotka-uroka.html
6. Толковый словарь С. Ожегова – http://www.ozhegov.org/contact.shtml

В наше время мы все чаще встречаемся с проблемой, когда люди выражают негуманное отношение к людям, которые не такие, как они. Мы порой не знаем, как себя вести с такими людьми. Зачастую подростковое поколение относится к ним отрицательно или равнодушно, потому что не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Большинство из нас судят о таких людях по внешнему виду, не задумываясь, почему эти люди не такие, как все, что с ними произошло и почему они такими стали. А ведь много ответов на происходящее вокруг нас мы можем найти в русской классической литературе. При чтении и осмыслении прочитанных произведений мы сталкиваемся с так называемыми «вечными темами», то есть с имеющими вневременное, внечеловеческое значение: жизнь и смерть, любовь и ненависть, поиск смысла жизни, человек и природа, взаимоотношение людей.

Все эти темы в произведениях разных писателей напрямую связаны с мировоззрением самого автора.

Смысл, истинное содержание человеческой жизни – центральное звено в тематике народных рассказов, над созданием которых трудились Л.Н. Толстой и А.П. Платонов.

Служение добру, незлобивая христианская любовь, смирение, с одной стороны, вражда, разъединение людей, греховные соблазны, с другой, составляют те основные внутренние напряжение, вокруг которых и развиваются повествования. Герои народных рассказов являются либо носителями одного из этих противостоящих начал, либо людьми, погруженными в свои повседневные заботы, не задумывающимися над смыслом своего существования. Народ для этих писателей всегда был носителем высоких нравственных принципов, именно простым людям присущи красота и величие, доброта и душевная открытость. Именно среди таких людей живут особенные, праведные люди.

Произведения Л.Н. Толстого и А.П. Платонова обладают той особенностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих нас вещах, переворачивает наше понимание смысла жизни. Писатели в своих рассказах блистательно нам раскрывают сущность простых людей, красоту их души. Благодаря этому меняются наше восприятие мира, меняемся мы сами и естественно стараемся менять мир к лучшему.

Возьмем для примера всего лишь два рассказа этих писателей. В рассказах Л.Н. Толстого «Алеша Горшок» и А.П. Платонова «Юшка» главные герои, праведники, нам показаны убогими. Авторы нам показывают взаимоотношения разных людей: обычных и необычных, сильных и слабых, добрых и злых. Прошло много времени с момента написания этих рассказов, но проблемы социального, психологического и нравственного конфликта.

Цель работы:

- осмысление отношений людей к праведникам в разное время.

Задачи:

1. Разработать анкету и провести анкетирование «Мое отношение к праведникам».

2. Выявить актуальность проблемы, связанные с негуманным отношением человека к убогим праведным людям.

3. Познакомиться с рассказами Л.Н. Толстого «Алеша Горшок» и А.П. Платонова «Юшка.

4. Сравнить отношения окружающих людей к главным героям.

Гипотеза

Праведник имеет богатый внутренний мир, ему не нужно богатство. Он руководствуется принципами справедливости и честности. Праведник никогда не нарушит правил нравственности, не сделает зла, не навредит окружающим, он живет строго по религиозным заповедям и предписаниям. Сострадание и понимание таких людей делает свое дело. “Так всякое доброе приносит и плоды добрые”, – говорится в Евангелии. Я думаю, что в современном мире отношение к праведным людям неоднозначное. И если обратиться к русской классике, то мы поймем, что значит негуманное отношение к убогим людям, которые зачастую являются праведниками.

Методы работы:

1.Теоретический – анализ литературы по теме.

2. Компаративный – (путем сравнения позволяет выявлять общее и особенное в тексте)

3. Анкетирование.

4.Обобщение полученных данных.

Объект исследования:

1. Рассказ Л. Н. Толстого «Алеша Горшок».

2. Рассказ А. П. Платонова «Юшка».

3. Анкеты

Предмет исследования:

Отношение к убогим людям, которые зачастую являются праведниками.

Проблема негуманного отношения к убогим праведным людям в наше время с точки зрения школьников

Проблема негуманного отношения к убогим людям в наше время очень актуальна. По телевидению мы постоянно видим жестокое или безразличное отношение людей к крайне бедным, беззащитным людям, что не является праведным. Я считаю, что эта проблема заключается в отсутствии духовности и нравственности человека.

Так как человек отвечает за свои проступки перед законом с 14 лет, то к этому времени у него должна быть сформирована ответственность за свои проступки. Поэтому я решил провести анкетирование с учащимися моего возраста (Приложение). В моем опросе приняли участие 22 человека. Цель анкетирования – выявить отношение школьников к людям, которых они считают убогими и каким они представляют себе праведника.

Результаты этого анкетирования таковы:

На первый вопрос анкеты – «Кто такой, по вашему мнению, праведник?». Ответы моих сверстников были разнообразными, поэтому я выбрал те, которые немного отличаются друг от друга:

«Человек, который указывает правильный путь в жизни или наставляет на праведный путь.»

«Человек, который ведет правильный образ жизни.»

«Человек, который живет «правильно», по правилам.»

«Человек, который не поступает как ему хочется, а поступает правильно.»

«Я думаю, что это хороший, добрый, правдивый человек.»

«Человек, который придерживается моральных норм.»

«Человек, который верит в Бога.»

«Праведник – это человек, действующий в нормах морали и пытающийся делать мир лучше.»

«По моему мнению, праведник – это человек, который живет по законам морали, по «человеческим» правилам.»

Таким образом, представления моих сверстников о праведнике по смыслу совпадает с определением, которое дал Сергей Иванович Ожегов, составитель толкового словаря русского языка: «Праведник – человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.»

К следующим вопросам моей анкеты, были предложены варианты с ответами, которые учащиеся должны были выбрать один или несколько.

«Придерживаетесь ли Вы норм моралй»

• Да – 11 чел. (50%)

• Нет -0 чел. (0%)

• Стараетесь придерживаться- 10 чел. (45,45%)

Здесь можно сделать вывод, что мои сверстники придерживаются или стараются придерживаться норм морали, что является хорошим показателем на сегодняшний день, хотя один участник не согласился с предложенными ответами и дал свой собственный: «Я поступаю так, как считаю нужным».

«Кого ты считаешь убогим?»

• Человек с ограниченными возможностями – 7 чел. (31,81%)

• Просто несчастный человек -3 чел. (13,63%)

• Человек, которому необходима помощь – 8 чел. (36,36%)

• Человек, который живет ради кого-то, не причиняя вреда другим людям – 2 чел. (9%)

Два участника анкетирования выбрали из предложенных два варианта ответа одновременно, что составляет 9%.

Тут мнения разделились: одни считают убогими людей с ограниченными возможностями, другие считают их несчастными людьми, третьи думают, что им нужна помощь и двое респондентов считают, что это люди, которые живут ради кого- то, не причиняя вреда другим людям.

«Как часто в повседневной жизни можно встретить крайне бедного человека?»

• Довольно часто-2 чел. (9,1%)

• Редко – 7 чел. (31,81%)

• Иногда -10 чел. (45,45%)

• Ни разу не встречал(а) – 3 чел. (13,63%)

В нашей жизни встречаются крайне бедные люди, которым нужна наша помощь. И если каждый из нас сможет чем – то помочь этим людям, то мир будет добрее и счастливее. Главное, я думаю здесь помощь даже не материальная, а проявление участия к таким людям.

«Как подростки относятся к убогим людям»

• С жалостью, сочувствием- 4 чел. (18,18%)

• Безразлично –11 чел. (50%)

• С неприязнью – 5 чел. (22,72%)

• Доброжелательно – 2 чел. (9,1%)

Большинство опрошенных ответили: или безразлично, или с неприязнью, но среди опрошенных есть и те, кто ответил, что доброжелательно, с жалостью и сочувствием. Это свидетельствует, что проблема антигуманного отношения к убогим людям в наше время действительно еще очень актуальна.

«Если убогий попросит у тебя помощь на улице, поможешь ли ты ему?»

• Да, конечно – 13 чел. (59,1%)

• Сперва подумаю – 8 чел. (36,36%)

• Нет – 1 чел. (4,54%)

• Затрудняюсь ответить – 0 чел. (0%)

Можно сделать вывод, что в случае обращения таких людей за помощью им обязательно помогут добрые и отзывчивые люди. Так как большинство опрошенных ответило именно так. К сожалению, есть и такие люди, которые просто пройдут мимо.

Проблема негуманного отношения к убогим праведным людям в рассказе Л.Н. Толстого «Алеша Горшок»

Главный герой произведения Л. Н. Толстого – Алеша Горшок – это добрый, отзывчивый, трудолюбивый мальчик «Алеша сызмальства стал помогать отцу». К сожалению, он был лишен любви, ласки не только со стороны окружающих, но и со стороны своих родителей: отец называл его «дурак», родная мать его била даже за случайно разбитый горшок («он споткнулся и разбил горшок», из-за чего ребята стали дразнить его «Горшком»). Но даже сама природа по рождению как будто бы посмеялась над ним: «худощавый, лопоухий (уши торчали, как крылья), а нос был большой», «грамота не далась Алеше». Но несмотря на это, он вырос не озлобленным, а добрым человеком, «он молчал либо смеялся». И лишь автор называет его имя ласково Алеша, а все окружающие его люди унизительно называют «Горшок». Алеша рос, но, к сожалению, отношение к нему не изменилось, это можно заметить, когда он пошел на работу к купцу: «Алеше дали сапоги братнины старые, шапку отцовскую и поддевку», но даже это не раздражало Алешу: «Алеша не мог нарадоваться на свою одежду».

Алексей не способен противостоять окружающим, у него нет никакой приспособленности к жизни. Отец называет его «безответный», он не способен сказать «нет». Это мы видим, когда все заставляют его что-то делать: сначала отец, потом хозяйка, приказчик, хозяйские сын и дочь, кухарка «Сбегай, брат», или: «Алеша, ты это устрой. Ты что ж это, Алешка, забыл, что ль? Смотри, не забудь, Алеша». Все просто эксплуатируют Алешу. Здесь можно увидеть жизнь Алеши, как праведника – христианина, который не нарушает заповеди Божьи: «почитай и уважай родителей», «не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего», несмотря на то что ему очень трудно.

Но судьба посылает Алеше человека, которому действительно нужен Алексей, а не его услуги. Этим человеком является Устинья, которая жалеет его и помогает ему, чем может. Между Алешей и Устиньей есть что – то общее: она работящая, одинокая, молодая, и автор ее также называет ласково «Устюша». Они как бы дополняют друг друга. «Она любила говорить, а ему приятно было ее слушать». И возникшие между Алешей и Устиньей чувства впервые заставляют Алешу сделать что-то ради себя, он делает Устинье предложение, и она с радостью принимает его: «Отчего ж не пойти». Но как праведник Алексей не может ослушаться своего отца, который думает только о деньгах, а не о чувствах своего сына, приказывая ему прекратить думать о женитьбе. И Алексей смиренно подчиняется, но теперь на его лице выходят настоящие, далеко спрятанные чувства: «засмеялся и тут же заплакал».

Главному герою приходилось очень много работать, по сути он не жил своей жизнью. Так он и умер на работе. Это произошло, когда он отдирал с крыши примерший снег. Снег в рассказе символизирует холод в сердцах окружающих его людей. И даже перед смертью, когда ему было больно, «Больно везде, да это ничего», Алеша думает не о себе, не о своих страданиях, а о том, что хозяин обидится.

Алеша – это герой – праведник. Автором неслучайно упоминаются его молитвы, «он молится без слов, только руками и сердцем». Алеша отличается от всех окружающих его людей добротой, смирением, неспособностью постоять за себя, отсутствием воли и характера. И именно в совокупности все эти отличия и стали проблемой негуманного к нему отношения со стороны чужих и «родных» людей.

Проблема негуманного отношения к убогим праведным людям в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

Юшка – главный герой рассказа А.П. Платонова. Создается впечатление, что настоящего его имени Ефим никто не знал, поэтому его все звали Юшкой, так можно назвать блаженного или юродивого. Он не был таким, как все, маленький, почти слепой, одет постоянно в одну и ту же одежду без смены. Юшка вызывал смешанные чувства у жителей города: брезгливость, жалость, равнодушие. Никто не проявлял к нему ни уважения, ни сострадания, не воспринимал его всерьез: ни дети, ни взрослые. Кроме того, взрослые люди, пугали своих детей судьбой этого человека: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! – Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!». Они считали его совершенно ненужным, бессмысленно живущим на свете: «Лучше бы ты умер, Юшка, – говорила хозяйская дочь. – Зачем ты живешь?». А он отвечал: «Это отец и мать меня родили, их воля», но в ответ только над ним посмеивались.

Главный герой не был похож на жителей города, он отличался от них беззлобностью, всепрощением, он любил всех, даже того, кто его обижал, и этим вызывал у людей злобу и раздражение. Каждый хотел причинить ему боль, как будто бы после таких «разговоров» с Юшкой людям становилось легче, будто бы они очищали свою душу, «сбрасывая» всю злость на этого никчемного, по их мнению, человека. Так продолжалось двадцать пять лет, пока после очередного «разговора» Юшка не смог подняться с дороги. Вскоре Юшку нашел шедший мимо столяр – мертвого, истекшего кровью. Он – один из немногих, кто пожалел героя: «Помер, – вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..». Однако в дом кузнеца, где работал всю жизнь Юшка, пришел попрощаться с «юродивым» весь город: «К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни».

После смерти Юшки выяснилось, что он долгое время заботился о девочке-сироте, которую отдал в одну московскую семью, а потом отдал в школу с пансионом. И именно к ней он ходил каждое лето, чтобы отдать все накопленные им деньги на весь год для учебы и для жизни этой девочке. Она была для него самым дорогим и любимым существом. Но несмотря на всю людскую злость по отношению к дорогому ей человеку, она смогла остаться в этом же городе, где жил Юшка, и лечить этих же людей бесплатно от чахотки. Это говорит о том, что она так же похожа на Юшку, человека, способного прощать.

Юшка – это убогий праведник, который несмотря на злость, ненависть к нему со стороны людей, был добрым человеком, который жил по библейским законам, на зло отвечал добром. Его поступки достойны уважения.

Приложение 1

Анкета

1. «Кто такой, по вашему мнению, праведник»?

2. Придерживаетесь ли Вы норм моралй

· Да.

· Нет.

· Стараетесь придерживаться.

3. Кого ты считаешь убогим?

· Человек с ограниченными возможностями.

· Просто несчастный человек.

· Человек, которому необходима помощь.

· Человек, который живет ради кого-то, не причиняя вреда другим людям.

4. Как часто в повседневной жизни можно встретить крайне бедного человека?

· Довольно часто.

· Редко.

· Иногда.

· Ни разу не встречал(а).

5. Как подростки относятся к убогим людям:

· С жалостью, сочувствием.

· Безразлично.

· С неприязнью.

· Доброжелательно.

6. Если убогий попросит у тебя помощь на улице, поможешь ли ты ему?

· Да, конечно.

· Сперва подумаю.

· Нет.

· Затрудняюсь ответить.

Заключение

Рассказы Л. Н. Толстого «Алеша Горшок» и А. П. Платонова «Юшка» нам показывают примеры жестокого взаимоотношения людей к главным героям Алеше и Юшке, которые живут в жестоком мире, где нет сострадания, любви к ближнему, уважения. Ведь на месте главных героев может оказаться любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, который не может за себя постоять, не важно, млад он или стар, как наши герои. Хотя рассказы были написаны еще в начале и середине XX века («Алеша и горшок» в 1905 г., «Юшка» – в 1945 г.), тема их актуально и сегодня, когда за чертой бедности в России находятся 22 миллиона человек, что составляет 15% населения страны, что дает возможность оказаться в похожей ситуации любому человеку.

bragin1.tiff

Проведенное мною анкетирование еще рас доказывает актуальность выбранной мной темы о негуманном отношении к убогим людям.

Чтобы изменить мир к лучшему, нужно меняться, а именно научиться сопереживать, уважать старшее поколение, почитать своих родителей, бабушек и дедушек и просто не быть равнодушным человеком, а это и есть нормы морали, к которым мы должны следовать по жизни и которым придерживаются праведники. Лучше лишний раз предложить помощь своему товарищу, чем наблюдать со стороны за его неудачами. И тогда, я уверен, мир станет добрее, лучше.

Рассказы Л. Н. Толстого «Алеша Горшок» и А. П. Платонова «Юшка» нас учат не повторять ошибок наших предшественников, они учат состраданию, пониманию, сопереживанию.


Библиографическая ссылка

Брагин И.А. ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗАХ Л. Н. ТОЛСТОГО «АЛЕША ГОРШОК» И А. П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-5. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=749 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674