Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА

Окунева А.А. 1
1 ст. Советская, МОБУ ООШ № 27, 8 класс
Окунева Н.Ф. (ст. Советская, МОБУ ООШ № 27)
1. Пушкин А.С. Сказки. – М., Детская литература, 1993.
2. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М., Художественная литература 1990
3. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., Просвещение, 1989 г.
4. Русские народные сказки. – М., Детская литература, 1987 г.
5. Русские писатели. Библиографический словарь. – М., Просвещение, 1990 г.
6. Зубарева Е.Е. Детская литература. – М., Просвещение, 1989 г.
7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., Педагогика, 1987
8. Интернет ресурсы:
http://www.profistart.ru/ps/blog/26398.html
http://infourok.ru/material.htmlmid=21176
http://do.gendocs.ru/docs/index-15956.html
9. С.М. Соловьев «Цвет и жанр в произведениях Пушкина» – интернет-ресурс
10. Пушкин. Жизнь и творчество / Е. А. Маймин ; [отв. ред. Д. С. Лихачев] ; Акад. наук СССР. – Москва : Наука, 1982.

Видение мира в цвете – одно из самых ярких визуальных ощущений, дарованных человеку. Каждый народ любит свой цвет. Чуваши любят черный цвет, русские любят красный и белый цвета, северные народы – зеленый, африканцы – белый, евреи – бело-голубой цвет и т.д. Цвет – это определенный символ, несущий функциональную нагрузку, отражающий традиции того или иного народа. Разнообразие цветовых ощущений отражает разницу мировосприятия, а нужно, чтобы мировосприятие попадало в Закон вечности (кругооборот энергии), а не было результатом эмоций. Подсчитано, сколько раз Пушкин использовал слово «любовь» (630 раз), а вот сколько раз он использовал слова «красный», «белый» – не подсчитано. И никто не знает, какой же любимый цвет у Пушкина. Эволюция человека идет по обеспечению полноценной работы обоих полушарий мозга, по пути синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве, а исследователи творческого мышления поэта говорят только о форме (мысли) и поэтическом мастерстве.

Немаловажную роль цвет играет в живописи и литературе. Читая поэтические произведения, невольно обращаешь внимание, как мастерски поэт вносит цветовую палитру, какую она несет эмоциональную нагрузку. И я решила рассмотреть роль цвета в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина.

Актуальность исследования

В настоящее время творчество А.С. Пушкина изучено достаточно широко. Различные исследователи изучили его творчеству с разных аспектов. Я же рассмотрю творчество А.С. Пушкина на предмет выявления цвета, которое до нас еще не было никем изучено. Многие его стихи захватывают своей неподдельной высокой поэзией.

Гипотеза: предположительно, что золотой и красный цвет чаще использует Пушкин в своих сказках.

Цель исследования: анализ произведений А.С. Пушкина на предмет выявления цветовой палитры и ее роли в произведениях поэта.

Объект исследования: произведения А.С. Пушкина разных периодов

Предмет исследования: роль цвета в творчестве Пушкина

Задачи исследования:

- рассмотреть произведения поэта с точки зрения цветовой палитры;

- определить частотность использования цветов;

- выявить преобладающие цвета в творчестве А.С. Пушкина

- определить роль цвета в анализируемых произведениях поэта.

Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении русской литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.

Цвет как составляющая поэтического наследия поэзии

Цвет интересен не только психологам, но и литературоведам, которые исследуют цветовые предпочтения разных авторов. Использование цвета в литературном произведении является дополнительным средством выявления своеобразия в стилистике, как единичного произведения, так и творчества писателя в целом. Цвет в литературе, в отличие от цвета в живописи, – функция неосознанная, интуитивная. А. С. Пушкин принадлежит к числу тех редких писателей, которые изменяют колорит в зависимости от жанра и тех задач, которые решаются в художественном произведении. В этом он отличается от таких художников, как Державин Г.Р., Лермонтов М.Ю., Тургенев И.С., Толстой Л.Н., для произведений которых характерно цветовое постоянство и единство. Мы постараемся рассмотреть роль цвета в творчестве А.С. Пушкина, выявить соотнесение цветов по разным этапам творчества поэта, определим набор цветовой палитры наиболее часто встречающихся в творчестве поэта.

Одним из первых, кого заинтересовала эта область изучения творчества поэта, был С.М. Соловьев, он отмечает, что «лирика, поэмы, сказки, драматические произведения «окрашены» по-разному: в каждом из жанров сильно различаются не только второстепенные, но и главные тона спектра. Наиболее поразительным является спектр драматических произведений. Здесь только две краски: всеопределяющая черная, составляющая в спектре драмы 46,1%, и белая – 16,6%. Синий и желтый занимают в спектре по 8,4%, в то время как упоминания других цветов совершенно единичны».

В отличии от обильной колористики сказок, Пушкин в лирике зрелых лет смягчает краски. Более того, при чтении лирики и поэм Пушкина с первого взгляда поражает одна особенность: они кажутся почти лишенными цвета. При огромном количестве портретов, пейзажей, описаний Пушкин необычайно скуп на краски, с неохотой оперирует ими, и везде, где это оказывается возможным, красочный эпитет заменяет эпитетом иного плана. А так ли это проанализирую произведения поэта.

Роль цвета в творчестве А.С. Пушкина

Сказки А.С. Пушкина – любимые книги детей с раннего возраста. Ребят привлекает не только сказочный сюжет, необычные герои, но и яркость образов. Как истинный художник, Пушкин мастерски «раскрасил» страницы своих произведений разными цветами. Рассмотрим некоторые фрагменты из сказок писателя и определим значение цветов в них.

Золотой цвет

okuneva1.tiff

Золото всегда ценилось на Руси, поэтому в золотой цвет окрашивались персонажи волшебные, удивительные. Золотой цвет – символ солнца, богатства, могущественности и волшебства, чуда. Он связан с поклонением наших предков богу Яриле. Так, 33 богатыря были одеты в золотую кольчугу, шлемы и вооружены золотым оружием:

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской.

Белка грызла орешки с золотой скорлупой:

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут.

Рыбка и Петушок тоже были золотыми, что подчеркивает их волшебство и необычные способности.

Разумеется, золото в сказках также имеет значения денег, богатства:

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

okuneva2.tiff

Однако золото не только означает нечто ценное, но и злое, обман, ложь. Блеск его ослепляет, лишает бдительности, осторожности, делает слишком доверчивой и беззащитной. Например, яблоко в сказке «О мертвой царевне…» было золотое, и оно словно искушало царевну съесть его, утаивая свои ядовитые свойства под привлекательной, ослепительной оболочкой:

И к царевне наливное,

Молодое, золотое,

Прямо яблочко летит...

«Позолоченным» назван и месяц в данной сказке. Но он не приносит зла героям, наоборот, пытается помочь.

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Черный цвет

Черный цвет обычно обозначает траур, зло, несчастье, отрицательные качества персонажей и мистические, страшные места, а также «черную работу» . «Этого цвета, – говорили наши предки, – нужно опасаться и избегать». Поэтому в сказках Пушкина все, что связано с черным, имеет негативное значение. «Почернело синее море», когда старик в последний раз приходил к рыбке. Оно, как и сама рыбка, было явно рассержено тем, что старуха так много о себе возомнила:

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря.

Сама же старуха говорила: «Не хочу быть черною крестьянкой…», имея в виду незавидную долю простых крепостных женщин.

«Чернавка» не случайно носит такое прозвище в «Сказке о мертвой царевне…». Именно она должна была выполнить «черную», злую работу: погубить царевну.

«Черная зависть» – одним из основным качеств мачехи в сказке «О семи богатырях…». Черной зависть названа потому, что это она толкает человека на дурные поступки.

Белый цвет

okuneva3.tiff

В своих сказках А.С. Пушкин часто использует и этот цвет. Белый – полная противоположность черному цвету. Он обозначает искренность, доброту, сияние, душевную чистоту. Именно такой является героиня «Сказки о царе Салтане…»:

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«…С белой зори до ночи…», говорится у Пушкина.

Утро («зоря») считалось временем, когда день прогоняет ночь – время нечисти, побеждая ее. Таким образом, показано торжество справедливости, сила добра.

Красный цвет

okuneva4.tiff

Красный цвет имеет много значений, но у Пушкина лишь одно – красота. Именно этот цвет помогает увидеть яркость красок, жизни, праздников. Так -же есть значение величия, могущества. В народе он всегда считался самым ярким и красивым. В праздники девушки надевали красные сарафаны и вплетали в косы алые ленты, а парни наряжались в рубашки этого же цвета.

Выражение «Красна девица» использовалось, чтобы подчеркнуть красоту девушки, ее юность, молодость.

Этот же эпитет употребляли, когда обращались к солнцу: «Красное солнышко!».

К красну солнцу наконец

Обратился молодец…

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Синий цвет

okuneva5.tiff

Синий цвет очень насыщенный и холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Он вызывает чувство настороженности. Синий цвет в сказках А.С. Пушкина представлен лишь одним объектом: морем. Разные оттенки этого цвета имеют и разные значения.

okuneva6.tiff

Светло-синий – это спокойствие, умиротворенность, доброжелательность, чистота. Этот цвет море приобрело, когда старик пришел в первый раз.

Синий более темного оттенка – взволнованность, предостережение, предзнаменование чего-то плохого. Таким было море было, когда старик во второй раз пришел к рыбке.

Темно-синий, почти черный цвет – злоба, раздражительность, гнев.

В третий раз море было почти черным, волны бились о берег моря, дул сильный ветер:

Старичок отправился к морю

(Почернело синее море).

Зеленый цвет

okuneva7.tiff

Зеленый – цвет нового, свежего, молодого. Также он обозначает теплую, летнюю погоду, когда вся растительность цветет и благоухает, наполненная солнечным светом и теплом. Но этот цвет используется у Пушкина в сказках крайне редко, он лишь мелькает на фоне ярких красок.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Так выглядит остров, куда волна выплеснула бочку с Гвидоном и его матерью. Дуб – символ новой жизни героев.

Итак, цвет имеет большое значение в сказках Александра Сергеевича Пушкина. Каждый предмет окрашен в свой цвет не случайно: он придает новое значение предмету или персонажу в сказке, заставляет нас восхищаться или же, наоборот, испытывать отрицательные чувства. Краски помогают более ярко представить картину происходящего или характер героя.

Проведя анкету, я узнала, что ребята нашей школы на первое место поставили красный цвет, его назвали – 75 % .

Золотой – 45 % . Зеленый – 55 % Синий – 55 % Белый – 8 %.

okuneva10.tif

Рассматривая значение цветовой лексики на примере сказок А.С. Пушкина, мы встречаемся с зеленым дубом, красным солнышком, синим морем, белой лебедью, румяной красной девицей, белой зарей. Цветопись является своеобразным ключом сюжетного действия сказок, придавая им разные оттенки – грусти, радости, тревоги, смятения. В каждой из них свой колорит.

В ходе своей работы я узнала, что по насыщенности красками сказки Пушкина занимают одно из первых мест во всей русской литературе.

Гипотеза подтвердилась, что золотой цвет использует А.С. Пушкин чаще всего.

Что Пушкин для меня?

Он для меня, как дивная жар – птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грез очарованье.

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

okuneva9.tiff

Цвет в «Поветях Белкина»

Интересна изменчивость колорита Пушкина даже внутри самого жанра. Подтверждением тому могут служить «Повести Белкина». Первая из них – «Выстрел» – «окрашена» всего тремя цветовыми пятнами: это красная шапка Сильвио с золотыми кистями и зеленое сукно на полу графского кабинета. В этой красочной триаде словно запечатлен основной конфликт произведения – неистовый, страстно-импульсивный Сильвио (красный – цвет страсти, возбуждения) и холодное спокойствие, невозмутимость графа (зеленый – успокаивающий, умиротворяющий цвет). Контраст этот ощутим в повести и выражен самыми разными способами.

В «Метели» доминирует белый цвет. Оно и понятно: зима, снег, буран. Но им окрашено и платье Марьи Гавриловны, замужней по воле нелепого случая героини. Белое платье ее подчеркивает чистоту и девственность Марьи.

Белый цвет вообще любим Пушкиным – это символ доброго, возвышенного, радостного. И потому-то он часто так «окрашивает» героев-фаворитов, придавая им дополнительные характерологические свойства.

В повести «Гробовщик» явно превалирует желтая краска. Цвет этот, пожалуй, наиболее загадочный и неоднозначный – он ярок, но в то же время неприятен и печален, он связан с юностью и одновременно это признак болезни, увядания, смерти. В «Гробовщике» желтый цвет уместен и понятен: клиенты Адрияна Прохорова – мертвецы. Но Пушкин придает краске характерологическое значение, и она в глазах гробовщика получает мажорное звучание. Неспроста ведь домик, который давно хотелось приобрести Адрияну, – желтого цвета. Желты и шляпки его дочерей, надеваемые лишь по торжественным случаям. И купчиха Трюхина, которую мечтает похоронить гробовщик, желта как воск. Желты лица гостей-покойников, явившихся ему в кошмарном сне, желта будка Юрко (до пожара).

Примечательна и концовка повести. Она совершенно «бесцветна», но в ней подспудно присутствует краска.

И опять-таки желтая – это яркое солнце, освещающее постель спящего гробовщика. Солнце словно выводит героя из мира мертвецов, оживляет его, и потому в этом случае краска (не названная в тексте) оборачивается иной своей ипостасью.

Проделанный анализ позволяет говорить о том, что Пушкин равнодушен к красочному портрету, развернутому пейзажу, к изображению интерьера, – словом, ко всему зрительно-статичному. Выразительность Пушкина явно превалирует над изобразительностью.

Заключение

Проанализировав цветовую палитру в поэтических произведениях А.С. Пушкина, можно сделать вывод, что поэт цвету уделял огромное значение. Так в сказках А.С. Пушкина цвет не только придает сказкам эмоциональность, помогает представить ярко и образно картины и сюжеты сказок, но и увидели, что поэт намеренно использует цвета для описания внешности человека, бытовых понятий, природы, во взаимоотношении с героями. Таким образом, можно отметить, что цветовую символику А.С. Пушкин использует преимущественно для описания природы, животного мира (неотъемлемой части природы) и человеческой внешности. При этом используются постоянные эпитеты, которые при многократном повторении приобретают символическое метафорическое значение: «руки белы», «золотые перстни», «красные сапожки», «лебедь белая», «красное солнце», «рыбка золотая», «сивая кобыла», «бурая медведица», «золотой петушок», «зайка серенький» и другие. Это дает возможность слушателям, а как ясно, сказки нацелены для детей, это помогает юным слушателем, оценить мастерство поэта и взять уроки добра и справедливости.

А в стихотворениях цвета выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. В творчестве А.С. Пушкина цвет символизирует не только отношение к предметам действительности, он отражает внутренний мир автора через переживания его героя. А исходя из анализа цветовой палитры, можно сделать вывод, что душевного покоя у поэта нет, он в поисках, в смятении, поэтому и преобладают в его философской лирике, о назначении поэта мрачные краски, лишь цвет окрашивается и появляется блеск там, где поэт находит покой – в друзьях, любви, на лоне природы. Краски сменяют одна другую, как быстротечный ритм жизни, который задал себе поэт. Он прожил мало, но жизнь его была насыщена событиями и огромным количеством душевных переживаний, смятений.

Действительно, как река жизни течет, меняя свои оттенки от природы, так и в творчестве А.С. Пушкина цвета подвластны только его душевному состоянию.


Библиографическая ссылка

Окунева А.А. ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 5-5. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=751 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674