Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПАЛЬЦЫ, КАК ИСТОЧНИК СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ

Сухарькова А.В. 1
1 г. Магнитогорск, МОУ «СОШ № 63», 5 «А» класс
Сухарькова В.В. (Магнитогорск, МОУ «СОШ № 63»)
1. http://studbooks.net/1861698/pedagogika/vzaimosvyaz_melkoy_motoriki_funktsiy_mozga_ispolzovanie_vzaimosvyazi_psihologo_pedagogicheskoy_rabote_detmi.
2. http://lomonpansion.com/articles_2_3497.html.
3. http://www.liveinternet.ru/users/4669494/post411236015.
4. http://maminsite.ru/early.files/early5.html.
5. http://u4isna5.ru/stati/26-statidoshkolnoeobrazovanie/178-motorika.
6. http://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie-melkoy-motoriki.
7. http://fb.ru/article/258490/melkaya-motorika-ruk-chto-eto-i-rekomendatsii-po-razvitiyu-motoriki.
8. https://www.babyblog.ru/user/Zarema1991/73895.
9. http://www.maam.ru/detskijsad/chto-takoe-melkaja-motorika-i-pochemu-vazhno-e-razvivat.html.

К исследованию такой темы меня натолкнуло предыдущее участие в городской конференции, на которой девочки других школ показали свои таланты: чайные домики, расписные платки, глиняная посуда. Мне стало интересно, откуда столько фантазии, почему дети, которые делают что-то руками, так творчески развиты и откуда берутся эти творческие наклонности и способности? Есть ли зависимость между руками и мозгом? Что сначала: в голове появляется идея, и руки воплощают ее, или руки начинают делать, а голова развивает и заканчивает идею? На эти вопросы я попыталась найти ответы с помощью интернета.

Творческим проектом исследовательской работы стало изготовление презентации и двух поделок.

Завершила работу я анкетированием моего класса и выводами.

Цель исследования. Узнать, какова связь между способностями, дарованиями, развитием в целом и движениями кистями и пальцами рук.

Задачи:

1. Изучить историю жестикуляции и моторики.

2. Выявить зависимость между развитием моторики и развитием ребенка в целом.

3. Узнать, какую роль играют движения кисти и пальцев рук в умственном и творческом развитии ребенка.

4. Определить, какие качества развивают занятия и упражнения по развитию мелкой моторики.

5. Провести анкетирование среди одноклассников.

6. Сделать соответствующие выводы и заключения.

План исследования:

1. Изучить, собрать, систематизировать информацию о моторике.

2. Провести анкетирование.

3. Сделать выводы и написать заключение.

4. Подготовить презентацию.

5. Подготовить наглядный материал - поделки.

Гипотеза. Применение заданий и упражнений по развитию мелкой моторики положительно влияет на творческие способности, мышление, фантазию и ловкость.

История

Наши предки общались с помощью жестов, постепенно к которым добавлялись звуки, возгласы. Движение пальцев совершенствовалось: человек изготавливал орудие труда и охоты, одежду, жилища. В связи с этим в мозге развивался отдел отвечающий за движения кисти рук и пальцев и параллельно развивалась речь человека. Это сейчас ученые узнали, что эти два отдела моторный центр (отдел, отвечающий за движения рук) и речевой отдел находится очень близко. Поэтому, было выдвинуто предположение, чтоб развить в человеке таланты, творческие наклонности, воображение, мышление и ловкость, необходимо развивать моторику рук, а так же массаж ладоней благотворно влияет на развитие всех этих вышеперечисленных качеств.

Также влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Ученые считали, что игры с участием рук приводили в гармоничные отношения тело и разум.

Роль движения кисти рук и пальцев в развитии человека

Я прочитала слова знаменитого педагога-новатора, писателя, кандидата педагогических наук Василия Александровича Сухомлинского: «Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» и, меня, очень заинтересовало такое суждение, я решила в нем разобраться.

Г. Хильдрет и Н. Манн – ученые, которые провели эксперимент: у детей, в шесть недель снималась энцефалограмма мозга, затем у этих детей тренировались руки с помощью массажа, пассивных сгибаний и разгибаний пальцев. Через два месяца после тренировки снова снималась ЭФГ. Как оказалось, что тренировки значительно ускорили процесс созревания мозга.

В дошкольных учереждениях занятия чередуются с пальчиковыми играми типо: «Сорока-Белобока», «Ладушки», массаж ладоней с помощью катания между ладошками шестигранного карандаша, это не только снимает напряжение и усталость, а так же стимулирует разум.

В психическом развитии ребенка многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, то есть развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит с направлением и траекторией движения (координация)

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь требует использования точных , координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы чтобы одеваться, писать, рисовать, обслуживать себя, выполнять множественные и учебные действия.

Мелкая моторика и творческое развитие

МОТОРИКА – это совокупность движения тела управляемая мозгом с помощью центральной нервной системы.

Одевание, обувание самого себя - требует скоординированных действий (чтоб попасть, например, в рукав или попасть шнурком в отверстие, застегивание пуговиц)

Рисование/ разукрашивание - развивает фантазию, концентрацию внимания, воображение, четкость действий: способность не заходить за линию рисунка который разукрашиваешь.

Вязание, вышивание, бисероплетение - сложные и четкие движения пальцами, требующие особой сноровки, ловкости и четкости движения и не только, чтоб получить результат, а так же чтоб не поранится. Так же вязание и вышивание помогает достичь высшей степени расслабления, сравнимое с медитацией. Снижается мышечная активность и частота сердечных сокращений. Вязание снижает риск развития слабоумия. Вязание делает ребенка счастливее: при использовании изделия самому, он слышит в свой адрес комплименты и слова восхищения.

Вырезание бумаги, оригами, аппликации, так же развивают мышление, воображение, четкость действий, ловкость рук, фантазию.

Игра на музыкальных инструментах - укрепляются мышцы кисти рук, пальчики становятся более чувствительными. При игре на гитаре обе руки задействованы одинаково, значит, оба полушария развиваются равномерно.

Правое полушарие отвечает за зрительные образы, ориентацию в пространстве, воображение, мечты, ритм, цвет. Левое полушарие отвечает за речь, письмо, счет, интуицию, логику.

И еще множество всевозможных занятий и упражнений по развитию моторики : лепка, собирание пазлов, рисование на песке, перебирание бусин- всё это активизирует мозг ребенка развивая мышление, фантазию, воображение, ловкость, терпение, усидчивость, спокойствие, аккуратность, общительность (сближение людей по интересам в кружки)

Практическая часть

В практической части я хотела показать два вида творческой работы. На изготовление которых, меня натолкнул праздник «Осенины». В осенний период появляется много природных материалов, при подключении фантазии и воображения из них можно сделать много поделок.

Первая поделка будет «Осеннее лукошко».

Мне понадобятся:

– Основание (плотный картон круглой формы)

– Шишки

– Веточки рябины

– Ножницы

– Термоклей

!!!!Работая с горячим силиконом, нужно быть внимательным и аккуратным, так как у пистолета есть нагревательные элементы, об которые можно обжечся.

Для начала, я отсортировала шишки по размеру. Затем, начиная с самых крупных, по одной шишечке приклеивала к круглому основанию(которое я вырезала из плотного картона). И так, нанося клей на каждую шишку, я приклеивала их друг к другу. Затем, к получившейся корзинке приклеила ручку- небольшой кусок проволоки. Эта ручка также была декорирована шишками, и бантом.

По окончании работы Лукошко заполнилось веточками рябины, орешками, осенними листьями и сухоцветами.

sukh-1.tif sukh-2.tif

sukh-3.tif sukh-4.tif

sukh-5.tif sukh-6.tif

Еще одна поделка выполнена в распространненной технике: лепка. Овощная картина должна получиться из вылепленных мной фруктов. Материал для лепки я выбрала соленое тесто, так как оно пластичное, легко поддается деформации, а спустя время высыхает, и есть возможность разукрасить любыми цветами.

Мне понадобилось:

– вода

– мука

– соль

– рамка

– краски и кисточки.

Для начала приговлю само тесто. Растворю в стакане теплой воды соль, затем добавила муки, оновременно вымешивая «тесто». Муки сыпала до тех пор, пока масса не стала пластичной и перестала липнуть к рукам.

Затем делим тесто на заготовки для фруктов. Будет одна большая капуста, гроздь винограда, персики, сливы и самые маленькие детали, вишни и листики. Все эти заготовки оставляем сушиться, для ускоренной сушки можно поставить в духовой шкаф при медленном огне. Когда наши фрукты и листики высохнут, я приступаю к их разукрашиванию. Затем снова оставляю сушиться. Когда все детали будут готовы: просушены и разукрашены, я приступаю к их приклеиванию к рамке с помощью горячего силикона.

!!!! Работая с горячим силиконом, нужно быть внимательным и аккуратным, так как у пистолета есть нагревательные элементы, об которые можно обжечся.

sukh-7.tif sukh-8.tif

sukh-9.tif sukh-10.tif

sukh-11.tif sukh-12.tif

sukh-13.tif

Вывод

Мелкая моторика играет огромную роль в развитии творческих способностей. Если родители хотят вырастить гения, то необходимо развивать и активизировать точки на ладошках детей с помощью массажа, игр, выполнения творческих работ, игре на музыкальных инструментах. Ведь все эти точки непосредственно связаны с мозгом с помощью нервной системы. И, найдя многочисленные доказательства, развития творческих способностей, воображения, фантазии, я смело могу сказать, что пальцы – это источник способностей и дарований.

Благодаря занятиям и упражнениям по развитию мелкой моторики, так же развиваются личностные качества:

– спокойствие

– усидчивость

– внимание

– концентрация

– фантазия

– мышление

– речь

– терпение

– ловкость

– трудолюбие

– воображение

– общительность

Анкетирование

Я провела анкетирование среди ребят моего класса. Мне стало интересно, что ребята знают о мелкой моторике. Ответы ДА\НЕТ.

1. Играли ли, Вы, когда-нибудь в пальчиковые игры типо «Сороки-Белобоки»?

2. Массируете ли, Вы, свои ладони?

3. Слышали, Вы, о таком понятии, как мелкая моторика?

4. Как, Вы, думаете, лепка и рисование это интересное занятие?

5. Изготавливали ли, Вы, изделие своими руками?

6. Считаете ли, Вы, себя творческой личностью?

Всего в опросе учавствовало 19 учеников моего класса. 10 ребят ответили, что не играли в пальчиковые игры, остальные 9 играли. Очень обрадовало то, что 13 ребят массируют свои ладошки, остальные 6 не делают этого. На вопрос о понятии «мелкая моторика» 15 одноклассников слышали и знают что это такое, четверо не знают этот термин. 17 ребят считают лепку и рисование интересным занятием, два ученика так не считают. Почти все мои одноклассники, а именно 18 человек, изготавливали поделки своими руками, один ученик этого не делал. Мнения разделились почти поровну в ответах о считании себя творческими личностями: десять ребят считают себя таковыми, а девять ребят не считают так.

Заключение

Закончив свой интересный и творческий проект, скажу, что мне понравилось исследовать, ведь я сама узнала много интересного, научного и познавательного. Теперь я тоже буду массировать свои ладошки для активации мозговой деятельности.

Думаю, я достигла цели проекта, то есть доказала свою гипотезу о положительном влиянии заданий и упражнений по развитию мелкой моторики на творческое развитие и развитие детей в целом.

Работа над проектом показала мне важность и высокую ценность развития мелкой моторики в развитии способностей и дарований.

Приложение 1

ВОПРОС

Ответы

ДА (чел.)

Ответы

НЕТ (чел.)

1. Играли ли, Вы, когда-нибудь в пальчиковую игру типо «Сорока-белобока»?

9

10

2. Массируете ли, Вы, свои ладони?

13

6

3. Слышали ли, Вы, о таком понятии, как «мелкая моторика»?

15

4

4. Как, Вы, думаете, лепка и рисование интересное занятие?

17

2

5. Изготавливали, Вы, когда-нибудь, изделие своими руками?

18

1

6. Считаете ли, Вы, себя творческой личностью?

10

9

sukh-14.tif

Ряд 1 (синий) – ответы ДА Ряд 2 (красный) – ответы НЕТ


Библиографическая ссылка

Сухарькова А.В. ПАЛЬЦЫ, КАК ИСТОЧНИК СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-2. – С. 315-320;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=842 (дата обращения: 06.06.2020).