Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РОЛЬ ДИАСПОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА

Агаекян С.А. 1
1 с. Старомарьевка, МКОУ «СОШ №7», 9 «Б» класс
Акобян А.Т. (с. Старомарьевка, МКОУ «СОШ №7»)
1. Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы А839 Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов- на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. – 416 с.
2. Беликов Г. Святыни двух народов // Ставрополььская правда. 02.03.1994.
3. Великая Н.Н. Армяне терского левобережья в VIII- XIX вв. // Studia Pontocaucasica. 2. Армяне Северного Кавказа. – Краснодар, 1995. – С.194–195.
4. Сароян Г.А. История армянского народа в кратком изложении. – Краснадар, 2015.
5. Международная научная конференция, посвященная 100–летию Геноцида армян, состоялась в Нижнем Новгороде // Наири. Альманах: Сборник материалов об Армении и армянской диаспоре. Вып. 7. – Н. Новгород: 2017, 208
6. Мурадян М.Ф. Российско-армянские отношения в последнем десятилетии XX века // Голос Армении, 04.IV.2002.
7. Этносоциологические исследования Армении и Диаспоры 10. – Ереван: Институт этнологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, 2016.
8. Cohen R. Global Diasporas. 2nd edition, 2008.
9. https://www.ronl.ru/doklady/sociologiya/419700/.
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Форт-Росс.
11. https://www.youtube.com/watchv=6e6dAkZl3KM.
12. Selected Social Characteristics in the United States: 2008. U.S. Census American Community Survey (2008). Архивировано 29 февраля 2012 года
13. [https://ria.ru/society/20170407/1491561565.htm.l
14. Русские в Калифорнии // Оренбургский университет.
15. http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm.
16. http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm.

Диаспоры являются широко распространенными этническими или национальными группами в разных странах. На протяжении веков по многим причинам люди переезжали из своих стран. Для некоторых поводами переезда являются позитивные факторы, а некоторым просто трудно оставаться там, где они есть, и часто мигрируют из-за таких негативных факторов, как нищета, голод, преследования, дискриминация, гражданская война или безработица. Все это является причиной появления диаспор.

Слово Диаспора произошлj от греческого, которое означает «рассеяние». Диаспора- это часть народа или этноса, которая проживает не на своей Родине. Представители этих этносов образуют сплоченные этнические группы в той стране, где они проживают. Сегодня на фоне глобализации мировой интерес к диаспорам как к социально-политическому и этнокультурному феномену чрезвычайно возрастает. Благодаря экономической и политической глобализации миграционные процессы стали играть важную роль в формировании современной системы международных отношений. В этой связи растущая роль и влияние диаспоры становится чрезвычайно важным явлением на международной арене. Диаспора может способствовать реализации внешнеполитических целей государства. В качестве мобилизованных групп с сильным чувством идентичности диаспоры могут играть свою роль, как во внутренней, так и в международной политике. Более того, многие исследователи, проведённые учёными в области миграционных процессов, говорят, что помимо их финансовой и материальной ценности, диаспоры приносят интеллектуальный, политический, социальный и культурный капитал, связывающий родное государство с принимающим государством во всем мире. Некоторые государства как Армения и Израиль устанавливают и поддерживают контакты со своей диаспорой за рубежом, и за это отвечают соответствующие министерства.

Очень часто члены диаспоры сохраняют коллективную память: видение или миф о своей первоначальной стране, исхода из её географического положения, истории и достижений. Многие считают страну исхода своим родным и идеальным домом: тем местом, в которое они и их потомки в конечном итоге вернутся, когда условия будут подходящими. Не редко члены диаспор преданы идеи всемирной поддержки страны исхода и полагают, что им следует сообща взяться за это и тем самым обеспечить ее безопасность и процветание.

Крупнейшие диаспоры мира: китайская диаспора – более 50 миллион человек, индийская диаспора – более 25 миллионов человек, русская диаспора – более 25 миллионов человек, польская диаспора- 21 миллион человек, украинская диаспора – 12 миллион человек, армянская диаспора – около 8 миллион человек, еврейская диаспора – около 8 миллионов человек, цыганская диаспора- около 8 миллионов человек, греческая диаспора- 7 миллион человек и так далее. (https://www.ronl.ru/doklady/sociologiya/419700/).

Цель исследования: изучение истории возникновения различных диаспор и их роли в жизни государств.

Гипотеза: диаспоры играют уникальную роль в международных отношениях, потому что они находятся между двумя странами, разделяют две культуры, имеют эмоциональные инвестиции в двух странах и сохраняют социальные связи в двух обществах.

Задачи: исследование особенностей жизни и адаптации крупнейших диаспор в мире; знакомство с историей возникновения и развития диаспор; анализ и обобщение полученных данных.

Объектом исследования выступают крупнейшие диаспоры мира и России.

Предметом исследования является политическое, историческое и культурное взаимодействие диаспор со своей первоначальной страной исхода и той страны, где они проживают.

Методы исследования:

– изучение научной, публицистической, художественной литературы, интернет источников, источников информации на армянском, на английском и на русском языках;

– консультации с научными сотрудниками Армении, России, Грузи, США;

– анализ и синтез исторических документов и исследуемой литературы;

– опрос и анкетирование;

– сравнительно – сопоставительный анализ;

– типизация;

– фотографирование;

– изучение и обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы: обобщить теоретические представления о диаспорах России и мира.

Практическая значимость исследовательской работы: результаты исследования могут быть использованы для проведения тематических классных часов, для докладов по темам при подготовке к урокам истории и МХК, а также при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.

Актуальность работы: Россия представляет собой одну из самых полиэтнических стран мира, в стране проживает около 200 этносов, каждый из которых имеет характерные особенности духовной и материальной культуры.

По виду деятельности данная работа является исследовательской работой, так как выдвинута гипотеза, которая доказана в процессе исследования темы.

По содержанию данная исследовательская работа относится к межпредметной.

По организации – индивидуальная.

По времени – долговременная (долгосрочная: май – сентябрь 2018 г.)

Армянская Диаспора

Трагическая судьба армянского народа привела к возникновению армянской диаспоры еще столетия назад. Армяне в разных количествах проживают во всех уголках мира: в России, США, во Франции, в Болгарии, в Кипре, в Индии, в ЮАР, в странах бывшего Советского Союза… Но самая большая диаспора – в России, затем в США. По официальным данным переписи 2010г. в России проживает 1980000 армян. Самые большие диаспоры- в Краснодарском крае, в Ставропольском крае и в Ростовской области. [Г. А. Саарян «История Армянского народа в кратком изложении»Краснадар 2015]

Однако кроме вторжения захватчиков на территории Армении причиной образования диаспоры так же можно назвать экономическую причина.

Диаспора на армянском будет Սփյուռք (Спюрк), что в переводе означает «рассеяние».

Я живу в многонациональном селе Старомарьевка (Ставропольского край), которая населена разными этнические группами: лезгины, чеченцы, даргинцы, русские, украинцы, армяне...

Межнациональные браки- частое явление в нашем селе. Самые распространенные – это браки между русскими и армянами. Сама я являюсь плодом огромной любви русской девушки и армянского парня. Моя мама родилась в селе Сергиевка Ставропольского края, а мой отец был еще маленьким, когда его семья переехала из Карабаха.

Любовь к Родине и уважение к своим корням воспитывали во мне с раннего детства. И когда в первые я прочитала книгу про Геноцид армян и сообщила о своем желании посетить мою историческую Родину и музей Геноцида в Ереване, моя мама, не задумываясь, отвезла меня туда, несмотря на то, что у нас нет никаких близких родственников там.

А в этом году мне выпало счастье – посетить Армению с 14 дневным визитом в рамках программы «Шаг к дому», организованной Министерством Диаспоры Армении для детей и молодежи, живущих за пределами Армении. Благодаря этой программе я узнала очень многое про эту великолепную страну. Я поняла, что там, в Армении, также народ с любовью и с уважением относится к представителям других национальностей. А к России и к русскому народу особо трепетное отношение. Русская культура для многих армян стала такой же родной, как и армянская. И дружба между этими народами испытана не годами, а веками. Армяне про русский народ всегда говорит: «наш великий друг севера».

Благодаря этой программе я не только посетила свою историческую Родину, увидела ее достопримечательности, но и приобрела много друзей, не только живущих в Армении, но и в других странах мира.

Сохранение армянства и развитие национальной самобытности армянского народа в Армении и в Диаспоре являются основополагающими ценностями национальной безопасности.

Девизом Министерства Диаспоры Республики Армения является слова великого армянского поэта Егише Чаренца: «О, армянский народ. Спасение твое – в твоем единстве!».

«Шаг к дому», созданная для детей и молодежи из Диаспоры в возрасте 13–21 года, осуществляет свою деятельность, целью которой являются ускоренные курсы обучения армянскому языку и организация ознакомительных экскурсий по достопримечательным местам Армении.

В этом году 550 детей из 25 стран мира посетили свою историческую Родину благодаря этой программе. Грандиозное открытие с песнями и танцами состоялась в Русско-армянском (славянском) университете, что было очень символично.

В программу вошёл ознакомительный̆ курс, посвященный̆ 2800-летию со дня основания Еревана, посещение музея истории Еревана, музея истории Армении, института древних рукописей̆ им. Месропа Маштоца – Матенадаран, исторического музей-заповедника Эребуни, музея Современного искусства, поездка участников в Апаран и участие в программе «Ворлд Вижн Армения», выезд в Ошакан, посещение могилы Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита в 405–406 годах и экскурсия по скверу армянских Букв, посещение церкви Святого Геворга в Мугни, поездка в Хор Вирап. Ознакомительный̆ курс, посвящённый столетию Республики Армения, посещение в центр креативных технологий «Тумо» и посещение школы «Айб». Проводились познавательные уроки по теме «Христианство. Роль церкви в сохранении национальной̆ идентичности». Посещение виртуального университета АГБУ. Были организовани выезды в Майр Атор Св.Эчмиадзин, встреча-обсуждение с министром диаспоры РА о грантовых программах в Loft, посещение военного университета им. Вазгена Саргсяна. Выучили песню «Ераз им еркир Айрени» («Мечта моя страна родная» (слова и текст Роберта Амирханяна). Посетили лингвистический университет им. В.Брюсова, американский университет Армении, французский университет Армении, Армянский государственный экономический университет, Дилиджанскую международную школу и многое другое. Последние 3 дня участники отдыхали в лагере, расположенном в горнолыжном городе Цахкадзор. В последний день была организована встреча с премьер-министром Армении с Николем Пашиняном, концертная программа и прощальный костер.

Пусть мало нас, но величают нас – армяне… Всех остальные себя не ставя выше, Должны признать – и мир наш тем богат,

Что есть у нас библейский Арарат, Что небо только в зеркале Севана В себя смотреться сможет постоянно, Отлит в Давиде образ человека, Что здесь писалась музыка Нарека, В скале упрямо вырубали храмы. Пусть мало нас, но величают нас – армяне…

Это отрывок из стихотворения великого армянского поэта 20ого века Паруйра Севака «Пусть мало нас, но величают нас – армяне». Известно, что армяне всегда гордятся своими корнями и соотечественниками, которые прославляют армян, делая великие дела вдали от своей исторической Родины, принося славу своему народу и своей исторической Родине. В Армении есть даже специальная телепередача «Армяне мира», которую ведет Артем Ерканян. Среди таких великих людей – Шарль Азнавур – французский шансонье, композитор, поэт, писатель и актер армянского происхождения. Согласно совместному журналу TIME и CNN, Азнавур признан лучшим эстрадным исполнителем XX века. Не только певческая, но и общественная деятельность Азнавура заслуживает почтения и уважения. Он чтит свои корни, не забывая о своем многострадальном народе. Им написаны множество песен, посвящённых Армении и армянскому народу. Узнав о страшном землетрясении в Спитаке 1988 г., Азнавур провел множество благотворительных акций. Также он привлек к съемке клипа написанную им композицию «Для тебя, Армения» около 100 французских деятелей кино и французской эстрады. Песня была занесена в книгу рекордов Гиннеса, как композиция, занявшая первое место сразу же после премьеры и не сдающая позиции в чатах Франции.

Серж Танкян – знаменитый американский рок музыкант армянского происхождения. По сообщению Blabbernmouth, Серж Танкян начал кампанию, в ходе которой обратился к властям США с требованием признать геноцид армян в Османской Империи в 1915 г. Танкян написал большую статью, в которой рассказал историю Геноцида армян и объяснил, почему его так сильно беспокоит эта тема – его бабушка и дедушка были жестоко убиты.

Ульиам Сароян – американский писатель армянского происхождения, эмигрировавший из города Битлиса (нынешняя Турция). Прозаик, который обращался к самым различным жанрам и темам: от своей исторической Родины «Армянин и армянин» до пацифизма «Приключения Весли Джексона».

Анри Верной – знаменитый французский режиссер и сценарист армянского происхождения, который в памяти армян навсегда останется своим знаменитым, трогательным фильмом о Геноциде армян «Майриг». Этот фильм был озвучен на многих языках, но название везде осталась именно по армянский – МАЙРИГ, то есть мама.

«С пяти лет держал свечи в армянских церквях. А церковь не только вера, она и культура. Пел литургию, великого нашего Комитаса. И если я – сын церкви, то, следовательно, и сын армянской культуры», – говорил Анри Верной.

Нубар-паша – египетский государственный деятель армянского происхождения, первый премьер министр Египта. Играл большую роль в общественно политической и культурной жизни армянской общины Египта, а также всего Спюрка (армянской диаспоры). Будучи великим патриотом своего народа, который в то время чах под игом Османской империи и для которого он не жалел не средств ни своей жизни, также был преданным государственным деятелем Египта. Его реформы особенно были велики в судебной системе. Заслуги Нубар- паши перед Египтом были отмечены высшими наградами, почетными титулами; его именем были названы две улицы (в Каире и в Александрии). А в Ереване целый район назван в его честь – Нубарашен.

Невозможно перечислить список всех армян, чьи имена золотыми буквами вписаны в историях тех государств, где они жили и творили, тех которые одновременно сердце отдавали своему народу и своей исторической Родине.

На примере этих великих армян я хотела доказать, что не имеет значения, где, в какой стране ты живешь и какая у тебя профессия, ты должен чтить и уважать законы этой страны, не забывая свои корни и свою историческую Родину.

Хочется отметить слова Императора Николая II: «Помните о том, что при посещении далеких заморских стран вы являетесь представителями России! Ведите себя достойным образом, чтобы поддержать честь русского имени среди народов стран, которые вам придется посетить». Эти слова применимы не только русскому народу и представителям России, а всем народам мира. Именно так можно создать атмосферу толерантности, любви и уважения в той среде, где находится любая диаспора.

США – страна эмигрантов. Русская диаспора в США

Соединенные штаты Америки всегда славились тем, что на их территории гармонично проживают представители самых разных национальностей, являющихся выходцами из практически всех уголков нашей планеты. Одними из самых больших по численности являются диаспоры выходцев из республик бывшего СССР.

Но в этой главе я хочу особое внимание уделить русской диаспоре США.

Американцы называют всех выходцев из СССР просто «русскими» – “Russian”. Но не всегда этническая идентификация и родной язык русских американцев совпадает с этническими происхождениями в силу межэтнического смешения и процессов ассимиляции, миграции и т.д.

По данным 2008 г. о своем русском происхождении заявило примерно 3 миллиона американцев. [ Selected Social Characteristics in the United States: 2008. U.S. Census American Community Survey (2008). Архивировано 29 февраля 2012 года.]

Волны иммиграции из России в США носили своеобразный характер. Например, британские иммиграции носили массово – переселенческий характер, мексиканский – трудовой, армянский – беженцы в большинстве случаев. А иммиграции из России в основном происходили потому, что данные группы искали жизни более свободной от религиозных, политических, экономических и других ограничений в Российской империи и СССР.

Первая волна иммигрантов была связана с российским освоением Америки в XVIII – XIX веках и была представлена малочисленными русскими первопроходцами, основавшими вдоль побережья Тихого океана.

На Аляске существует русское сообщество: это потомки первопроходцев и старообрядцев, эмигранты и эскимосы. Основателем русских поселений на берегах севера – западной Америки – был купец Александр Баранов. Память о нем хранится как в музеях Аляски, так и России.

Уже в наши дни ученый и путешественник Михаил Малахов организовал проект «Наследие Русской Академии». Он инициировал несколько экспедиций на Аляску. К одной из них присоединился Иван Савельев из Северного арктического федерального университета. По его словам русская культура по-прежнему является неотъемлемой частью жизни коренного населения. Даже местные индейцы и другие народы сделали некоторые заимствования у русских. Например, такие слова как вилка, ложка, лавка, платок... Они нередко используют русские имена. Как рассказывал Савельев, каждый второй индеец говорит, что в его жилах течет русская кровь, это для них было проявлением аристократизма. Из заимствованных традиций – баня, свадьбы, дни рождения, колядки, Рождество.

Савельев также утверждает, что в некоторых школах Аляски власти США пытались вводить русский язык как обязательный предмет, но это редкое явление, исключение из правил. На Аляске по-прежнему существуют русские общины старообрядцев. По сей день они предпочитают держаться обособлено.

Многие из этих людей – прекрасные рыбаки, зарабатывают этим на жизнь. Они строят большие лодки. Даже после того, как они покинули Россию много сотен лет назад, все еще общаются между собой по – русский, и у них очень необычный английский акцент. Их русский несколько архаичен, в нем сохранились слова, которые в настоящее время не используются (https://ria.ru/society/20170407/1491561565.html).

Форт Росс – русское поселение на побережье Северной Калифорнии, в 80 км к северу от Сан-Франциско. Оно было основано в 1812г. Русско-Американской кампанией для промысла и торговли пушниной.

Идея создания крепости и русского поселения в Калифорнии принадлежит А.А. Баранову. Это колония предназначалась для снабжения Аляски продуктами питания.

Испанцы проявляли права на эти территории, но практически они не смогли колонизировать эти земли. Их непосредственными хозяевами выступали индейцы племени кашайа – помо, которые, по некоторым данным, разрешили русским использовать землю для создания Росса за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги, несколько ниток бус.

Индейцы привлекались к работе в поселении с самого начала его существования. Между индейцами и русскими, в отличие от других калифорнийских колонистов, отмечается почти полное отсутствие вооруженных столкновений, хотя угроза таких столкновений иногда возникала. В ответ на истребление индейцами скота русская администрация отправляла виновных на Аляску.

Именно в крепости Росс появились первые в Калифорнии ветряные мельницы и судостроительные верфи, фруктовые сады и виноградники. Кроме этого русские колонисты впервые привезли в Калифорнию многие блага европейской цивилизации, на- пример, оконные стекла. В 1837–1840 годах Егор Черных вел первые в Калифорнии систематические наблюдения за погодой. Уже в 1814 г. в Росси был создан фруктовый сад, где были посажены персиковые деревья и виноградная лоза.

Население Росс было многонациональным: здесь жили русские, привезенные из Аляски алеуты, клеопы, индейцы соседних племен, якуты, финны, шведы и даже полинезийцы. Многие индейцы и алеуты были крещены и хорошо владели русским языком.

В 1839 г. Русско-Американская кампания приняла решение продать Росс. В 1841г. крепость Росс была продана американскому предпринимателю Джону Саттеру, основателю поселения Новая Гельвеция.

18 октября 2012 г. в рамках мероприятия по празднованию 200-летия форта состоялся торжественный запуск воссозданной мельницы – столбовки. В 1814г мельница первоначально была срублена в Кириллове в Вологодской области, а затем разобрана и вновь собрана в Форт – Россе. В 2011г кинокомпания «МОРОЗфильм» (режиссер Юрий Павлович Мороз, актер и продюсер Дмитрий Харатьян, сценарист Дмитрий Полетаев) снимает документальный фильм «Русская Америка» центральной частью которого является «Форт Росс», а в 2012 г. приступает к работе над фантастическим фильмом «Форт – Росс». [Газета «Оренбургский университет». Русские в Калифорнии]

Много фильмов снималось также на Брайтон Бич, у которого есть и другое название – Маленькая Одесса. Здесь снимались такие известные фильмы как «Москва на Гудзоне», «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон – Бич опять идут дожди», (Россия, США), «Брат- 2» (Россия), «Дети шпионы» (США), «Маленькая Одесса» (США)...

Самая многочисленная волна иммигрантов из России в США была связана с падением железного занавеса в конце 1980 – начале 1990-х годов, когда прибыли многочисленные группы не только русских, но и евреев, украинцев.

Район Брайтон Бич расположен в Нью-Йорке, на самом юге Бруклина, на берегу Атлантического океана. Этот район стал известным в СССР с середины 1970– годов. Это было местом компактного проживания эмигрантов из СССР, в основном евреев с Украины и из России. После развала СССР в Брайто – Бич стали селиться выходцы из стран бывшего СССР. Район широко известен русскоязычными фирмами – ресторанами, кафе, концертными залами. Самая широкая инфраструктура обслуживания на русском языке.

В годы Великой депрессии Брайтон Бич был заселен бедными слоями населения. Очень долго, вплоть до конца XX века, район считался не престижным – грязные улицы, криминальная обстановка.… Как это не удивительно, расцвету района способствовали именно перестройка и развал Советского Союза, когда в поисках заработка тысячи бывших граждан потянулись в США. Здесь смешались иммигранты времен застоя, так называемые «колбасные эмигранты» конца 1980-х – 1990-х годов бизнесмены. Все в основном стремились туда из-за низких цен на жилье. Кроме того, многие эмигранты хотели, чтобы их дети, выучив английский, не забыли русский язык. И в итоге, появились большое количество фирм, магазинов, ресторанов, клубов, офисов, банков, детских учебных и игровых центров, работающих на русском языке и предназначенных в основном для русскоязычных клиентов.

Фактически благодаря иммигрантам жить в Брайтон Бич сегодня становится не только удобно, но и престижно. Если раньше респектабельные коренные американцы презрительно относились к району, то в настоящее время многие из них не просто переезжают пожить на лето возле океана, но и продолжают скупать дома и квартиры на Брайтон – Бич.

В 1987 г. был создан театр балета на Брайтоне, который известен как русский хореографический центр в Бруклине и является одной из самых известных школ русского балета.

На Брайтон Бич находится православная церковь иконы Неупиваемая Чаша.

В 2006 г. от района Брайтон Бич был избран первый русскоязычный депутат законодательной Ассамблеи штата Нью-Йорк-Алек-Брук-Красный.

Итак, на примере русской диаспоры США мы еще раз убедились, что диаспоры могут способствовать развитию и процветанию экономической, социо-культурной и политической жизнью той страны, куда переехали данные группы, если приехав, они будут уважать и чтить законы этой страны. И как мы видим, несмотря на немалый позитивный вклад в развитие страны прибытия, представители русской диаспоры стараются сохранять свою самобытность и не подвергаться ассимиляции.

Ставрополье – многонациональный край в России

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России!

Тарабукин Максим, ученик 11 класса МОУ «СОШ» с. Деревянск

Россия – многонациональная страна, где проживают около 200 народов и этнических групп. Именно поэтому вопросы межнациональных отношений являются главными для нашего общества. Это видно по первым строкам Конституции Российской Федерации. В Преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» (статья 42).

Ставропольский край, где родилась я и проживаю со своей интернациональной семьей, тоже является многонациональным регионом. Диаспоры Ставрополья и их национально – культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов в крае и во всем северокавказском регионе. В крае действует 20 НКА (национально – культурные автономии) которые представляют народы Дагестана, армян, греков, немцев, корейцев, туркмен. Зарегистрировано 70 национально – культурных организаций, включая славянские (на начало 2003).

По данным Переписи 2010 года в крае проживает 2 786 281 человек.

Национальный состав

Русские 2 232 153

Армяне 161 324

Даргинцы 49 302

Греки 33 573

Цыгане 30 879

Украинцы 30 373

Ногайцы 22 006

Азербайджанцы 17 800

Карачаевцы 15 598

Туркмены 15 048

Чеченцы 11 980

Татары 11 795

Турки 10 419

Аварцы 9 009

Кабардинцы 7 993

(http://nazaccent.ru/geo/stavropol/)

Как мы видим, армяне занимают второе место по численности населения после русских. Уже более чем 400 лет как армяне проживают на территории ставропольского края. Краевая армянская национально-культурная автономия была создана на учредительной конференции в Пятигорске в мае 2002 г. представителями армянских диаспор Ставрополя, Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Железноводска, Георгиевска. Диаспора активно формирует национально-культурные организации, традиционно уделяя внимание реализации религиозных, культурных интересов (строительство церквей, изучение языка, издание литературы, отмечание национально-значимых событий). В крае действуют более 10 общин, а в краевом центре – Краевой Совет армянских сообществ края. Ведется большая работа по возрождению армянских церквей. Построены церкви в Кисловодске и Буденновске, завершается строительство храмов в Пятигорске и Георгиевске, церковь в Ставрополе, на улице Войтика (http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm).

По численности населения в Ставрополье четвертое место занимают даргинцы. Национально-культурные организации дагестанских землячеств отличаются культурно-просветительским характером, отсутствием религиозного экстремизма, прароссийской ориентацией, этнической лояльностью. Имея городские, региональные, краевые общины, представители дагестанских этнических групп инициируют, прежде всего, гуманитарную, благотворительную деятельность (http://www.eawarn.ras.ru/centr/eawarn/doklad/ch9.htm).

Пятое место занимают представители греческой диаспоры. В рамках греческой общины края работают центры, ассоциации, организации профессиональной, возрастной направленности (предпринимательские, учительские, научно-исследовательские, молодежные и др.). Особая сторона деятельности греческого землячества – крепкие связи с исторической родиной, разнообразными гуманитарными, благотворительными, общественными и правительственными организациями, движениями, которые занимаются проблемами греков – понтийцев, греческой диаспоры России. Многие греки – это потомки переселенцев из Османской империи или Цалкинского района Грузии. Они, как и многие армяне, оказались в этом российском южном регионе, спасаясь от резни и гонений на религиозной и национальной почве, организованные националистическим правительством Турции того времени. Основное занятие местных греков – области образования, юриспруденции и медицины. Одной из ярких представительниц греческой диаспоры является бывший учитель английского языка 29-й школы г. Ставрополя – Стафарандова Мария Дмитриевна, которая является автором чудесного сборника «Лики любви» 2009 г. Она в 1977–1980 годах преподавала немецкий язык в с. Старомарьевка и о себе оставила очень приятные воспоминания. Мария Дмитриевна и ее семья часто посещают свою историческую Родину, стараются, чтобы их дети и внуки уважали свои корни и знали греческий язык.

Туркмены. Несмотря на относительную разбросанность по территории края, ставропольские туркмены, вышедшие 350 лет назад из Азии, представляют единую этническую общность, в которой функционирует родной туркменский язык, сохранены исторические и культурные традиции, восходящие как к древности, так и к недавнему прошлому, сформировавшиеся на основе культурной интеграции проживающих рядом этносов – калмыцкого, ногайского, татарского, русского и других народов Северного Кавказа. Ставропольские туркмены считают себя северокавказскими туркменами и не смешивают себя с туркменами Средней Азии. Связь ставропольских туркмен с их соплеменниками, живущими на территории Туркмении, крайне незначительна, а их бытовой уклад и язык подверглись сильному влиянию народностей Кавказа: ногайцев, карачаевцев, калмыков и других.

Немцы. С 1990 г. в крае сложились более 15 национально-культурных организаций этнических немцев (в Ставрополе, Георгиевске, Невинномысске, городах КМВ, Изобильном, Нефтекумске, а также в сельских населенных пунктах Георгиевского, Шпаковского, Кочубеевского, Андроповского, Изобильненского, Красногвардейского районов). Ставропольская немецкая диаспора стремится к активизации связей с Германией в целях осуществления программ местного обустройства. В местах компактного проживания (в том числе и в Ставрополе) строятся центры и дома российско-немецкой дружбы, организуются курсы языка.

Старомарьевка также является многонациональным населённым пунктом. Она населена армянами, лезгинами, даргинцами, чеченцами, азербайджанцами, табасаранцами... Каждый год социальный педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Хохлова Валентина Федотовна проводит анкетирование среди учащихся нашей школы. Вот как выглядит национальный состав нашей школы за последние 3 года.

Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка на 01.09.2018 г.

№ п/п

Национальность

%

1

Русские

61,7

2

Армяне

23,5

3

Даргинцы

4,1

4

Чеченцы

1,1

5

Аварцы

1,5

6

Лезгины

3,9

7

Азербайджанцы

1,2

8

Цыгане

1,5

9

Табасаранцы

0,7

10

Ассирийцы

0,1

11

Туркмены

0,2

12

Карачаевцы

0,3

13

Сирийцы

0,1

Итого

742 учащихся

100

Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка на 01.09.2017 г.

№ п/п

Национальность

%

1

Русские

61,2

2

Армяне

23,6

3

Даргинцы

3,8

4

Чеченцы

1,0

5

Аварцы

1,0

6

Лезгины

4,1

7

Азербайджанцы

2,1

8

Цыгане

0,9

9

Табасаранцы

0,7

10

Сирийцы

0,1

11

Туркмены

0,3

Итого

734 учащихся

100

Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка на 01.09.2016 г.

№ п/п

Национальность

%

1

Русские

62,9

2

Армяне

23,3

3

Даргинцы

4,4

4

Чеченцы

0,8

5

Аварцы

1,4

6

Лезгины

3,8

7

Азербайджанцы

1,7

8

Табасаранцы

0,07

9

Другие

0,98

Итого

709 учащихся

100

Одними из любимых фестивалей нашей школы, что происходят ежегодно, являются утренники, посвященные дружбы народов Кавказа. Учащиеся нашей школы независимо от национальной принадлежности с огромным удовольствием принимают участия, представляя тот или иной народ Кавказа.

Заключение

В ходе проведённой работы был изучен и синтезирован материал о многочисленных диаспорах мира, России и США.

Данное исследование показало, что каждая национальность, сохраняя свои традиции и культуру, вносит свою «лепту» в развитие общей культуры той страны, где проживает. Кто не знает Расула Гамзатова, Эдуарда Асадова, Чулпан Хаматову, Гарика Мартиросяна, Николая Цискаридзе?! Этот список можно продолжать чуть ли не бесконечно. Плюс знаменитые спортсмены, бизнесмены, политики, певцы, танцоры.... Зачастую мы даже не задаем себе вопрос, к какой национальности относится тот или иной яркий представитель того же шоу бизнеса, главное для нас – талант. И не случайно, что в предвыборной статье президент России Владимир Владимирович Путин написал: «… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».

Данные выводы подтверждают выдвинутую гипотезу: диаспоры играют уникальную роль в международных отношениях, потому что они находятся между двумя странами, разделяют две культуры, имеют эмоциональные инвестиции в двух странах и сохраняют социальные связи в двух обществах.

В данной работе на примере разных диаспор мира я доказала, что растущая роль и влияние диаспоры становятся чрезвычайно важным явлением на международной арене. Диаспора может способствовать реализации внешнеполитических целей государства Понимание этого факта необходимо в целом для всех стран, но особенно для тех, кто сегодня занимает ведущее место в современной мировой политике и должен рассматриваться как инструмент для продвижения национальных интересов в улучшении имиджа внешней политики страны.

Моя работа имеет практическую направленность: может быть использована для проведения тематических классных часов, для докладов по темам при подготовке к урокам истории и МХК, а также при подготовке к сдаче ЕГЭ по истории, обществознанию и английскому языку.

Приложение

agaek-1.tif

agaek-2.tif

Открытие программы «Шаг к дому» в Славянском университете города Ереван. Агаекян Сабрина – с правой стороны

agaek-3.tif

Участники программы «Шаг к дому» на ступеньках языческого храма I века в селе Гарни Республики Армения

agaek-4.tif

Эгише Чаренц – знаменитый армянский поэт.

agaek-5.tif

Паруйр Севак – знаменитый армянский поэт

agaek-6.tif

Шарль Азнавур – всемирно знаменитый шансонье

agaek-7.tif

Серж Танкян – знаменитый американский рок музыкант армянского происхождения.

agaek-8.tif

Уильям Сароян – знаменитый американский прозаик армянского происхождения

agaek-9.tif

Анри Верной – знаменитый французский режиссер армянского происхождения

agaek-10.tif

Нубар-аша – первый премьер министр Египта, армянин по происхождению, христианин

agaek-11.tif

Александр Баранов – русский государственный деятель, предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке

agaek-12.tif

Подписание договора о продаже Аляски 30 марта 1867 года. Слева направо: Роберт С. Чу, Уильям Г. Сьюард, Уильям Хантер, Владимир Бодиско, Эдуард Стекль, Чарльз Самнер, Фредерик Сьюард. © Фото : public domain

agaek-13.tif

Окрестности города Николаевск, штат Аляска. © Sputnik / Татьяна Лукьянова

agaek-14.tif

Школа в Николаевске, штат Аляска. © Sputnik / Татьяна Лукьянова

agaek-15.tif

Город Уиттиер, Аляска. © Fotolia / nvcstudio

agaek-16.tif

Фестиваль песни и танца кавказских национальностей в МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка. (2017– 2018уч. год). Агаекян Сабрина- с права вторая на нижней ступеньке. В национальном костюме украинки


Библиографическая ссылка

Агаекян С.А. РОЛЬ ДИАСПОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-1. – С. 89-102;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=937 (дата обращения: 17.09.2019).