Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Ustinova N.G. 1
1

Переход общества к качественно новому состоянию влияет на цели обучения. Поэтому первоначальными целями обучения становятся развитие умственных действий (УД), формирование самостоятельности и творчества, усвоение знаний, умений, навыков (ЗУН).

Выпускник должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности: учебную, трудовую, эстетическую. Для этого нужно постараться развить основные качества творческой личности: умения нестандартно мыслить, переносить знания в незнакомую ситуации, выдвигать гипотезу, моделировать, принимать решения выстраивать аргументацию. Все это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей воспитывающей среды.

При личностно ориентированном подходе творческий поиск учителя развивается примерно в таком ключе:

«Проектная деятельность как основа исследовательского навыка личности учащихся».

«Диалог как метод раскрытия личности учащихся в процессе обучения».

«Психолого-педагогическое обоснование познавательной деятельности ученика».

«Стимулируется активность каждого с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей».

«Возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания».

«Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем».

«Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащихся».

«Работа с каждым учеником, выявление и учет его склонностей и предпочтений».

Отсюда следуют выводы, чрезвычайно важные для педагога: для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности; человек стремиться к самопознанию и самореализации; совершенствование происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми

На уровне учебного материала учитываются потенциальные возможности материала учебного проекта. Можно выделить несколько направлений, по которым проектируется индивидуальное обучение и которое вне его не может быть реализовано в полной мере:

  • Развитие эмоциональной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации.
  • Развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира. Подобная деятельность предполагает использование изобразительного движения, музыки, драматизации.
  • Развитие рефлексии, понимаемой как обращение ученика к своему внутреннему миру, своему опыту – мышления, деятельности, переживаний. Ему предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал.
  • Развитие коммуникативных умений, связанных не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.

Педагогов привлекает личностно ориентированная технология по следующим причинам:

Во-первых, в условиях классно-урочной системы учащиеся легче вписываются в учебный процесс, не затрагивая содержания образования, которое определено стандартом для базового уровня.

Во-вторых, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и способствуют интеллектуальному развитию детей и их самостоятельности, доброжелательности по отношению к учителю, друг к другу.

Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы. Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагностики.

После описания основных компонентов личностно ориентированного подхода можно его строение представить в виде схемы:

В моей практике при организации уроков русского языка и литературы ведущими являются следующие приемы:

  • Использование диалога и полилога;
  • Создание ситуации успеха и выбора;
  • Использование приемов и методов для развития интеллектуальной и творческих способностей учащегося;
  • Выбор домашнего задания.

В учебной деятельности часто возникает диалог-спор или диалог-согласие.

В диалоге –согласии участники выражают общие или сходные позиции и во многом дополняют друг друга. Этим достигается более глубокое взаимопонимание и достижение поставленной цели в разрешении проблемы. Культура этого вида диалога разработана в значительно меньшей степени, чем диалога-спора.

Хотя, на мой взгляд, этот вид диалога чаще присутствует на наших уроках, чем спор. Он популярен при анализе лирических произведений, небольших прозаических текстов, когда текст понятен и принимается большинством сразу и не вызывает каких-либо разногласий.

Создание ситуации успеха является одним из ведущих приемов личностно-ориентированного подхода. Данная технология позволяет развивать индивидуальные способности учащегося и уникальность группы. Нестандартные уроки, дифференцированные задания, дидактические игры помогают реализовывать данную технологию на практике.

Нестандартные уроки – это наиболее эффективная нетрадиционная форма обучения. Разработанная система нестандартных уроков открывает пути для вовлечения школьников в духовные искания, дает возможность организовать деятельность каждого с учетом индивидуальных свойств, создает атмосферу творческого общения в коллективе.

К каждому из подобных уроков подбираются дидактические материалы и игры, продумываются способы, как включить в работу всех учеников, прогнозируются трудности, которые могут им встретиться.

Таким образом, уроки-соревнования, уроки-панорамы, уроки-практикумы в форме деловой игры, уроки-путешествия ,уроки-конференции, уроки-презентации, обеспечивает большую познавательную активность и развитие личностных способностей.

Так, например, в 10 классе был проведен урок-путешествие «Тропа к Некрасову», на котором учащиеся выступали в роли экскурсоводов в виртуальном музее на каждом этапе жизни и творчества поэта. Каждая экспозиция была представлена в виде слайдов и стихотворений, посвященных этому периоду.

Познавательную деятельность учащихся стараюсь активизировать с помощью необычных упражнений постановки проблемных вопросов, создания ситуаций, показывающих очевидную необходимость знаний.

Возможность творческой деятельности – это стимул и смысл учебного процесса.

В 5 классе по ФГОС в конце четверти прошла защита творческих проектов.

5 “а” класс готовил материал о баснописцах и о русских баснях.

5 “б” класс представил информацию о творчестве И.А Крылова в виде газеты и рефератов.

Классы были поделены на группы, которые и выполняли свой вид работ.

В формировании положительной мотивации при обучении особое значение имеют элементы игры на уроках. Главное в дидактических играх – умение создавать и поддержать не уроке (внеклассном мероприятии) психологический комфорт и ситуацию речевого общения.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры.

I. «Выбери три слова» (Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

    

рыбка

вьюга

чулок

I

подъезд

склад

ворона

 

дубки

варенье

чучело

 

съемка

град

ворота

 

гриб

ручьи

чум

 

подъем

клад

воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

 жыи  

л

ански

кьоинк

лыж        

и

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Развитию творческих способностей способствуют и дифференцированные домашние задания. Так, например, задания по теме «Падеж имен существительных»:

I. Подготовьте сообщение о происхождении названий падежей.
II. Вспомните 2–3 пословицы о книгах, запишите их, определите падеж существительных.
III. Просклоняйте существительное книга. Пользуйтесь памяткой на с. 36

На уроке контроля в VI классе по теме “Лексика” предлагаются следующие задания по вариантам:

I. 1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омонимы: печальный, влажный, сердитый сырой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спорт, игра).

2) Подберите синонимы к словам строить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, месяц; овсянка, овсянка?
3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, каменный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.

II. 1) Выпишите только профессиональные слова: кафтан, барабан, октава, свекла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд.
2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).
3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты – устаревшие.

III.1)Что такое неологизмы?

2) Когда профессиональные слова становятся общеупотребительными?

3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пионер, целинный?

Таким образом, использование таких технологических приемов и методов личностно-ориентированного обучения способствует развитию ярких творческих способностей учащихся.

Организация учебного процесса на основе использования технологических приемов личностно ориентированного подхода дает положительные результаты:

  • повышается интерес к урокам;
  • эффективно развивается устная и письменная речь учащихся;
  • повышается культура языка и речи;
  • углубляются и расширяются лингвистические компетенции;
  • развиваются творческие способности;
  • преодолеваются коммуникативные барьеры;
  • развиваются интеллектуальные способности, мышление;
  • определяются эстетические и нравственные ориентиры;
  • осуществляется подготовка к олимпиадам на основе дифференцированного подхода.