Название журнала на английском
Scientific journal ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Savitskaya Z.D. 1
1

Я не напрасно беспокоюсь

Чтоб не забылась та война

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила, нам нужна

Ю. Воронов

Введение

2020 год Указом Президента России был объявленГодом памяти и славывцелях сохранения исторической памяти ивознаменование 75-летия Победы вВеликой Отечественной войне. Великая Отечественная война - событие всемирно-исторического значения. Победа в ней Советского Союза в значительной степени определила ход и характер послевоенного мирового развития. Война оставила неизгладимый след в сознании миллионов советских людей, стала для них важнейшим событием личной биографии, вехой исторической памяти, разделив жизнь на периоды "до" и "после" войны. На протяжении всех послевоенных лет она неизменно входила в круг тех исторических событий, к которым было приковано внимание общества.

Актуальность темы обуславливается тем, что в наше время многие забывают подвиги воинов прошлого века, особенно молодое поколение. И поэтому отсутствует любовь к отчизне, гордость за мужество, уважение к армии. А также впоследнее время имеется тенденция фальсификации фактовВеликой Отечественной войны, попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк Василий Осипович Ключевский: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем"[4].

Говоря об актуальности темы исследовательской работы, необходимо также сказать, что в годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания [5].

Цель: создать календарь школьника по истории Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Изучить хронику Великой Отечественной войны.

2. Выявить наиболее значимые события военного времени и систематизировать их.

3. Разработать методику составления календаря.

Гипотеза: Материалы и задания, представленные в календаре, помогут заинтересовать школьников в изучении истории нашей страны, а в частности Великой Отечественной войны.

Объект: Календарь.

Предмет: календарь школьника по истории Великой Отечественной войны.

Новизна проекта. Впервые сделана попытка создания календаря школьника, основанного на реальных событиях и фактах истории Великой Отечественной войны, разработана методика практических заданий по теме.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в изучении материалов по истории страны, не входящих в школьный курс истории для 6-ых классов.

Практическая значимость исследования: предложенный сборник нацелен на создание у школьников целостного представления об истории Великой Отечественной войны. Также он направлен на формирование умения систематизировать исторические факты, пользоваться информационными источниками различных типов для решения познавательных задач (таблицами, текстовыми источниками, иллюстрациями, картами), аргументировать различные оценки и версии, используя исторические знания, описывать результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме. Материалы календаря можно использовать на уроках истории, для подготовки и проведения конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий, для организации самостоятельной работы обучающихся.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка проблем, исследование гипотезы; эмпирические методы: изучение источников, информации.

Основная часть

Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ» [2].

Разные народы в разное время создали и пользовались тремя видами календарей: солнечным, лунным и солнечно-лунным. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положено движение Солнца, позволяющее согласовать сутки и год. В настоящее время жители большинства стран пользуются именно этим типом календаря.

Виды календарей по содержанию (по тематике) [6]:

- профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские); производственные; исторические; православные; лунные; садоводческие; календари народных примет; календари знаменательных дат; календарь рыболова; календарь праздников и т.д.

Основные виды календарей по форме следующие:

· настольный, настенный, отрывной, перекидной, квартальный, карманный, плакатные.

Виды календарей в современном обществе составляются, исходя из их содержания и, основаны на григорианском календаре (кроме православного). Функции и назначения календарей схожи: они помогают правильно организовать время, планировать дела, встречи, позволяют не забывать дни рождения родных, праздники, знаменательные даты [1].

За основу нашего календаря мы взяли календарьшкольника 80-ых гг. XX века СССР. Календарь выходил ежегодно и был направлен на расширение кругозора на основе изучения материалов из самых разных областей знания. Мы же в своем календаре сузили сферу знания до истории конкретного события, а именно истории Великой Отечественной войны. При составлении календаря мы не только изучили и систематизировали материал по истории войны, но и учли уровень осведомленности наших одноклассников, обратившись к ним с вопросами: Назовите героев ВОВ. Назовите города, где проходили крупные сражения. Какие фильмы о войне ты знаешь. Какие книги о войне ты читал. Какое значение имела Победа советского народа в ВОВ. Назовите памятные места города Тюмени, связанные с событиями ВОВ. Какой вклад в Победу внесла Тюмень и Тюменская область.

В календаре, в хронологической последовательности отражены важные даты и события, связанные с Великой Отечественной войной, дается краткая информация о них [5].

Важной частью календаря является раздел с вопросами и заданиями для самопроверки (см. рисунок 1). Их в календаре около 30 заданий.

Рис. 1 - Примеры заданий

Календарь носит ярко выраженный эмоционально-игровой характер. В ряде случаев читателям предлагается стать участниками конкретных ситуаций военного времени. Например, предлагается представить себя в роли художника - плакатиста и придумать агитационную фразу для плаката с призывом к действию, защиты Родины.

Так же, в качестве примере можно привести задания по работе с историческими картами и схемами. Это позволит сформировать у обучающихся пространственное мышление, представления о локализации исторических событий.

Конечным результатом нашей работы является викторина «Тюмень в годы Великой отечественной войны». С помощью викторины можно узнать и вспомнить, какую роль играла Тюмень в годы Великой Отечественной войны и какой вклад внесли в победу жители города. На рисунке 2 можно увидеть, как выглядит викторина.

Рис. 2 – Викторина «Тюмень в годы Великой Отечественной войны»

Работая над проектом, мы расширили свои знания по истории Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война останется наиболее важным и скорбным событием последних столетий в нашей истории. В связи с этим каждый из нас обязан знать свои корни и исторические военные события, происходившие с участием нашего народа.

Заключение

История – это память поколений. В неразрывной цепочке истории нашего Отечества история Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. имеет особый смысл и значение.

Работая над проектом, мы изучили историю календарей, рассмотрели их разнообразие. В результате был создан собственный календарь школьника, посвящённый 75-летию Победы Великой Отечественной войне, который, как мы думаем, на сегодняшний день очень актуален.

Разработанный нами календарь поможет учащимся узнать о крупных сражениях, об отступлении наших войск и значимых победах, о жизни в тылу врага, о тяжёлых буднях людей, трудившихся для фронта, для победы и.т.д. Предлагаемые задания в календаре, помогут расширить кругозор учащихся о Великой Отечественной войне.

В войну была вовлечена вся страна, каждый её житель, и наш город не стал исключением. В календаре показана история города Тюмени и Тюменской области во время ВОВ, где говорится о подвигах наших земляков, воинах Советской Армии.

От тех страшных лет нас отделяет уже большая временная дистанция. И это заставляет нас не просто вспоминать, но и внимательно анализировать и саму Великую Отечественную войну, и её влияние на последующую жизнь нашей страны, и в том числе на современность.

Эта святая тема для нас требует дальнейшего изучения, еще есть много того, что мы должны знать.