«Испания 711» – Мавры захватывают Европу
«Рим 476» – Падение Западной Римской империи
«Византия 1453» – Падение Константинополя
«Некто 1917» – ?
Это строки Велимира Хлебникова опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу», где он предсказал перелом 1917 года. Прекрасное название для эпатажной выставки через 100 лет, не так ли? Лаконично, интригующе. Так почему же «Некто»?
Представьте себе яйцо.
Да-да простое яйцо, скажем, куриное, которое формировалось начиная с наскальных рисунков пещерной жизни. Нечто в скорлупе принимало различные внешние атрибуты. В эпоху Возрождения гладкость поверхности и белизна яйца считались чем-то идеальным. У императоров яйцо обрамлялось драгоценностями, что во всей красе нашло отражение в шедеврах Фаберже.
А что потом?
Когда округлый предмет обрисовался со всех сторон, со всеми возможными одеяниями и прочим, настало время заглянуть во-внутрь. Яйцо покатилось по реалистичным полотнам художников и упало на поверхность авангардного искусства. Революция. Настала пора отбросить изображение, каким мы его знали раньше. Пришло нечто, а может некто, которое изменит понимание искусства. Разумеется, осознание придет не сразу, преобразования потерпят множество критики, грязи.
Почему?
Видимо, от того, что человеку всегда было трудно выйти за собственные рамки, не все привыкли видеть вместо гладкого, прорисованного до соринок прелестного яичка – желтую, растекающуюся жидкость или, может, даже голого, новорожденного птенца. Но, «Идя за формой вещей, мы не можем выйти к самоцели живописной, к непосредственному творчеству» [1].
Российскую революцию в искусстве подчеркнули политические обстоятельства в стране. Но «Некто», которое я представляю как высшую разумную силу, соединило деятелей искусства.
Для чего?
Для нового понимания собственного предназначения, для осознания смысла работ, разветвив по разным направлениям. Мышление художников «нового времени», таких как Малевич, Кандинский, Шагал, Ларионов и др. настолько ново, краеугольно и основополагающие, что 20 век с легкостью могу назвать прорывом человечества. «Искусство должно отрешаться от вчерашнего», говорил Казимир Малевич.
В 2017 году, современные выставки, как «Некто 1917», существуют в первую очередь для погружения в атмосферу прошлого, когда на переломном моменте истории мысли о чем-то абстрактном только зарождались и начинали развитие, нежели для простой документации полотен. И интересно это тем, что работы хаотичны и дают возможность смотрящему дополнить мысль создателя. «Художник должен иметь что сказать, так как его задача – не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию» [2].
Здорово, что «новое искусство» со временем приживается к понимаю людей. Замечательно, что в Россию возвращаются полотна «наших» художников, от которых в Советское время отказались. Но после 2017 года искусству пора перейти от расколотого яйца к яичнице. Что означает трансформацию – от «сырого» материала, от разбросанных мыслей к полноценному «блюду», к следующему этапу развития культуры.
«Некто» для 1917 уже известны, а кто будет первопроходцами искусства для 2017?