Предлагаю сценарий литературной викторины «Умники и умницы». Материалом для составления сценария послужили книги по школьной программе и рекомендуемые для внеклассного чтения в школе.
Правила игры
Отобранных игроков называют агонистами (от греч.«агон» – состязание). Судит игру и оценивает ответы «ареопаг» (по названию древнегреческого суда)— жюри. В каждой игре (агоне) участвуют три агониста, им предоставляются на выбор три дорожки, по которым можно передвигаться, правильно ответив на вопрос.
Дорожки различаются по длине и цвету соответственно:
– На красной дорожке два «шага» и нет права на ошибку.
– На желтой – три «шага» и возможность ошибиться один раз.
– На зеленой – четыре «шага» и возможность допустить два неверных ответа.
Очерёдность выбора определяется по итогам выступления игроков в течение не более 1 минуты на заданную тему, которое участники должны приготовить перед началом игры (конкурс красноречия).
Если игрок на своей дорожке превышает допустимый предел неверных ответов, но он вновь становится теоретиком и уходит в зрительный зал.
Тот, кто первым прошел свою дорожку, становится победителем.
В зале присутствуют «теоретики» (те агонисты, которые не играют в этом туре), они могут ответить на те вопросы для умников и умниц, на которые не смогли дать ответ основные игроки.
За правильный ответ теоретик получает жетон. В конце игры победителей награждаем «Орденами умников» I, II, III степеней.
Позиция категории в агоне печатается на отдельном листе и вывешивается на стенде, либо выводится на слайде презентации.
ПЕРВЫЙ АГОН
В первом агоне участвуют ___________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Как вы думаете, почему учительница играла со своим учеником на деньги?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, мать героя, Вадик
Рассказчик: Почему герой поехал учиться в райцентр?
Ответ: У нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр.
Рассказчик: Почему героя признавали в деревне за грамотея?
Ответ: Писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше всего добавляя от себя.
Рассказчик: О чем мечтал герой в райцентре?
Ответ: Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой.
Рассказчик: Отчего герой сильно худел?
Ответ: Похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же ещё я постоянно недоедал.
Рассказчик: На что герой тратил выигранный рубль?
Ответ: Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на поляне до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока.
Мать героя: Почему мать, увидев сына, испугалась за него?
Ответ: Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня.
Мать героя: Почему мать хотела забрать героя домой?
Ответ: При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но когда она стала уезжать, не вытерпел и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил её и себя, – я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.
– Собирайся, – потребовала она, когда я подошёл. – Хватит, отучился, поедем домой.
Вадик: Каким рассказчик увидел Вадика?
Ответ: Рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей чёлкой. Я вспомнил: он ходил в седьмой класс.
Вадик: За что Вадик и Птаха избили героя?
Ответ: Я и сам удивлялся своей меткости, мне надо бы догадаться придержаться её, играть незаметней, а я бесхитростно и безжалостно продолжал бомбить кассу.
ВТОРОЙ АГОН
Во втором агоне участвуют __________
Конкурс красноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Почему рассказ называется «Уроки французского?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, Лидия Михайловна, Тишкин, Вадик
Рассказчик: Почему герой считал, что ему нельзя бросать учебу?
Ответ: Тогда про меня скажут, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый.
Рассказчик: Какой герой увидел Лидию Михайловну?
Ответ: Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде … До меня доходил запах её духов.
Рассказчик: Как герой описывает себя?
Ответ: Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Рассказчик: Как питался герой осенью, после того, как дядя Ваня не приезжал?
Ответ: После школы, крадучись, как вор, я шмыгал в сараюшку, совал несколько картофелин в карман и убегал на улицу, в холмы, чтобы где-нибудь в удобной и скрытой низинке развести огонь.
Рассказчик: Почему герой снова стал играть?
Ответ: Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как я смогу держать себя я. Но больше всего меня подгонял голод. Мне нужен был рубль – уже не на молоко, а на хлеб. Других путей раздобыть его я не знал.
Лидия Михайловна: Что сказала об игре героя учительница?
Ответ: – И всё-таки на деньги играть не надо, – задумчиво сказала Лидия Михайловна. – Обошёлся бы ты как-нибудь без этого. Можно обойтись?
Вадик: Что сказал Вадик, когда герой пришёл играть?
Ответ: – Чего ты пристал к человеку, Птаха? – щурясь на меня, сказал Вадик. – Понял, человек играть пришёл. Может, он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?
Вадик: Почему Вадик допустил героя в игру?
Ответ: Ему, видно, надоела скучная, неинтересная игра, поэтому, чтобы пощекотать себе нервы и почувствовать вкус настоящей игры, он и решил допустить меня в игру.
Тишкин: Что рассказал Тишкин в классе после избиения героя?
Ответ: – Хи, упал! – выкрикнул Тишкин, захлёбываясь от радости. – Это ему Вадик из седьмого класса поднес. Они на деньги играли, а он стал спорить и заработал. Я же видел. А говорит, упал.
ТРЕТИЙ АГОН
В третьем агоне участвуют __________расноречия
Перед началом игры агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Какие минуты в жизни мальчика вы считаете самыми тяжелыми?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку. Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, Лидия Михайловна
Рассказчик: Что было в посылке, полученной героем?
Ответ: Макароны, несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена.
Рассказчик: Что герой сделал с посылкой?
Ответ: Он догадался, что её отправила Лидия Михайловна, и отдал ей.
Рассказчик: Как герой догадался, что посылку отправила Лидия Михайловна?
Ответ: – Потому, что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
Рассказчик: Какую реку упоминает в своем рассказе герой?
Ответ: Ангару (в Ангаре ходила рыба)
Рассказчик: В какой обуви ходил герой?
Ответ: Из всего класса в чирках ходил только я. (обувь, сшитая из одного куска кожи).
Лидия Михайловна: Почему голос Лидии Михайловны сбивал героя с толку?
Ответ: У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был таким – то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе – она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаенности и ненужной экономии.
Лидия Михайловна: Зачем учительница послала посылку герою?
Ответ: Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.
Лидия Михайловна: Вспомните, как описана Лидия Михайловна в рассказе
Ответ: Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы.
Лидия Михайловна: Опишите комнату учительницы.
Ответ: Чистенькая, аккуратная квартира. В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник с проигрывателем – редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо.
ФИНАЛ
В финале участвуют _______________
Конкурс красноречия
Перед началом финала агонистам было дано задание выступить с публичной речью на тему «Была ли права Лидия Михайловна, играя с учеником на деньги?» Время для выступления – одна минута. Ареопаг оценит ваше выступление, поставит баллы, после чего агонисты выберут для себя дорожку.
Пока агонисты обдумывают ответ, предлагаю теоретикам ответить на вопрос: Когда, по мнению Лидии Михайловны, стареет человек?
Ответ: Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребёнком.
Итак, дорожки распределены. Начинаем состязание. Выберите вопрос из следующих категорий: рассказчик, Лидия Михайловна, директор
Рассказчик: Была ли польза от дополнительных занятий с Лидией Михайловной?
Ответ: Толк от этого выходил, постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, они уже не обрывались у моих ног тяжелыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то улететь.
Рассказчик: Как со временем стал относиться герой к учительнице7
Ответ: Все ещё, конечно, стеснялся, забивался в угол, пряча свои чирки под стул, но прежние скованность и угнетенность отступали, теперь я сам осмеливался задавать Лидии Михайловне вопросы и даже вступать с ней в споры.
Рассказчик: Хорошо ли учился герой?
Ответ: Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось делать? – за тем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было … По всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки.
Рассказчик: Что было во второй посылке, которую герой получил от Лидии Михайловны?
Ответ: Макароны и три красных яблока.
Лидия Михайловна: Что сказала Лидия Михайловна об учителях?
Ответ: Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя … Иной раз полезно забыть, что ты учительница, – не то такой сделаешься букой и бякой, что живым людям скучно с тобой станет.
Лидия Михайловна: В какую игру предложила играть герою учительница?
Ответ: «пристенок» или «замеряшки» (игра с монетами)
Лидия Михайловна: Откуда родом была Лидия Михайловна?
Ответ: – Поеду к себе на Кубань.
Лидия Михайловна: Вспомните, что сказала учительница об игре на деньги?
Ответ: Игру на деньги ничем другим подменить нельзя. Этим она и хороша и плоха одновременно. Мы можем договориться о совсем маленькой ставке, а все равно появится интерес.
Директор: Как отреагировал Василий Андреевич на игру Лидии Михайловны и ученика?
Ответ: – Я теряюсь сразу назвать ваш проступок. Это преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё … я двадцать лет работаю в школе, видывал всякое, но такое …
И он воздел над головой руки.
ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ