Меня всегда интересовала истории родного города. Неизвестную фотографию я обнаружила совершенно случайно, просматривая старые документы в колледже. Эта фотография остановила мой поиск – было понятно, что обнаружен интересный исторический фотодокумент, касающийся истории жителей города.
На фотографии видно, что она была сделана в начале 20 века. Фотографию можно отнести к разряду «неизвестных изданий», она не имеет выходных данных, тем интереснее узнать подробности жизни, судьбы и деятельности неизвестных горожан города Гусь-Хрустального.
История России писалась и переписывалась не один раз, однако, одним из самых достоверных свидетельств прошлого является фотография. И у меня возникла идея создания фотолетописи жителей Гусь-Хрустального – «Гусь-Хрустальный в нашей памяти (история жителей родного города в фотографиях)». (Приложение 1) Это важно и необходимо для того, чтобы мои сверстники могли ощутить свою связь с прошлым, лучше понять свое настоящее – именно так история становится актуальной и помогает строить будущее. Каждый посетитель группы сможет уточнить данные любой фотографии, написать к ней комментарий, добавить в проект снимки из своей коллекции или семейного архива.
Тема исследования актуальна, так как вопрос о социально-экономическом положении рабочих города Гусь-Хрустального в начале 20 века практически не исследовался, поэтому узнать новое о жизни горожан очень интересно.
Целью исследовательской работы является изучение неопубликованного ранее фото как источника в формирование представлений о социально-экономическом положении рабочих в Гусь-Хрустальном в начале 20 века, и создание истории города, истории жизни горожан с помощью фотографий из домашних архивов земляков.
Вначале я определились с научно-исследовательской тематикой и выбрала тему нашего исследования. Так как в архивах колледжа была найдена фотография рабочих – мастеровых г. Гусь-Хрустального, заинтересовавшая меня, то темой нашего исследования стала история социально-экономической жизни рабочих начала 20 века родного города, которая была тесно связана с социальной политикой Мальцовых, владельцев заводов Гусь-Хрустального. Но главной задачей я вижу восстановление преемственности поколений, восстановление интереса к прошлому жителей города, отдельных горожан, трудовых династий.
Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:
– извлечь максимальное количество информации о социально-экономическом положении рабочих по фотографии;
– восстановить недостающие сведения в истории родного города с помощью публикаций и обсуждений фото;
– узнать о судьбах некоторых рабочих города Гусь-Хрустальный;
– привлечь к исследованию широкий круг горожан, студентов и др., создав группы в Интернете «Гусь-Хрустальный в нашей памяти (история жителей родного города в фотографиях)».
Историография проблемы. Характеризуя историографическую базу в области исследования социально-экономического положения рабочих на предприятиях Мальцовых в Гусе-Хрустальном в начале XX века, круг вопросов, рассматриваемых в рамках темы неравнозначно освещен в исследовательской литературе. И необходимо отметить, что исследование истории рабочих Гусь-Хрустального несколько тенденциозно и односторонне. Советские исследователи рассматривают проблему с точки зрения классового подхода и в рамках общероссийской истории. А современные историки этот вопрос считают не актуальным.
Источники Деятельность предпринимательской династии Мальцовых – владимирской (гусевской, мещерской) – представлена в фондах Государственного архива Владимирской области (ГАВО). Содержащиеся в них дела затрагивают производственно-экономические, технико-технологические и финансовые стороны деятельности заводов гусевской группы, а также показывают особенности ведения бизнеса, меценатства, благотворительности, отражают личностно-психологические и социокультурные аспекты деятельности Мальцовых, что важно для раскрытия нашей темы. Имеются сведения о производственных характеристиках Гусевской группы заводов: ассортименте продукции, объемах производства, численности рабочих, видах использованного сырья и источниках его получения и т. д. Важную роль в воссоздании облика и особенностей жизнедеятельности рабочих играют опубликованные источники. Юридический статус заводов, правовое положение различных категорий заводского населения, направление промышленной политики государства исследовались по материалам Свода законов и Полного собрания законов Российской империи, указам различных ведомств, по документам делопроизводства правительственных органов и т. д. Исследование документов и других источников позволило воссоздать общую картину жизни рабочих в г. Гусь-Хрустальный и опираясь на эти данные сделать вывод о том, что фото является важным источником для создания историй жизни отдельных людей, семей, династий города.
Практическая значимость исследования: данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, при оформлении музейной экспозиции. Главным итогом работы должно стать повышение интереса молодых людей, горожан к истории родного города, к судьбам их прадедов, к истории малой родины.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (ноябрь 2018 – январь 2019 г.)
1 .Осознания актуальности проблемы;
2. Установление связи с музеем.
Экспертиза фотографии в музее (Н.Т. Пак).
Начать сбор материалов по теме в литературе и в сети Интернет. Одновременно со сбором информации создавали базу данных, в которой накапливали копии документов, фрагменты текстов из книг, Интернет-подборки, фотографии..
Работа над созданием проекта в Интернете «Гусь-Хрустальный в нашей памяти (история жителей родного города в фотографиях)».
Первый этап: практический (февраль – апрель 2019 г.)
1. Работа по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности творческой группы.
2. Обеспечить широкое обсуждение темы в СМИ и Интернете.
3.Выпуск проекта в Интернете «Гусь-Хрустальный в нашей памяти (история жителей родного города в фотографиях)».
Второй этап: итогово-аналитический (май 2019 г.)
1. Обобщение работы по реализации проекта.
2. Презентация проекта на ученической конференции
3. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.
1. История одной фотографии. Анализ предмета изучения
Легенда фотоснимка:
– Фотография сделана во дворе одного из домов города Гусь-Хрустальный, предположительно, «у Клавдии Иванеевой» в начале 20 века. (Приложение 2).
– На снимке запечатлены двое мужчин в праздничной одежде горожан – мастеровых, в сидячем положении. Они расположились за столом, накрытом к чаю, сервированного посудой – чайными парами, бутылками, стаканами, предположительно, выпускаемой заводами Гусь- Хрустального.
– Автор неизвестен.
– Фото выполнено в черно-белом цвете.
– Сохранность: Состояние фотографии удовлетворительное, имеются царапины, трещины, по краям неровности. Фотография наклеена на картонку, на обратной стороне имеется записи «у Клавди Ивинеевой», цифры.
– Датировку снимка точно определить трудно, предположу по деталям одежды и украшениям – карманные часы, пояс с бляхой, что фотография сделана в первое десятилетие XX века.
– Мужчинам, запечатлённым на снимке примерно лет 25–30, они сидят на разных концах стола, на табуретах, сидящий слева держит в левой руке стакан и сигарету, в правой руке бумаги. Сидящий справа мужчина положил правую руку на стол. Позы свободные – нога на ногу и оба смотрят прямо в объектив. Выражение лиц спокойное, по позе можно судить об уверенности характера этих людей.
– Одежда гражданская, брюки заправлены в сапоги. Сидящий слева, одет в короткую куртку, видны цепочки от карманных часов, на голове мягкая шляпа. Второй мужчина в косоворотке и одетом поверх нее пиджаке. На нем – пояс с украшением. Типичная одежда мастеров-рабочих в начале 20 века.
– Проанализировав фотографию, делаю вывод: фотография очень старая, ей уже более 100 лет. За столом, накрытом во дворе доме предположительно «у Клавди Ивинеевой», сидят мужчины – горожане. Вероятнее всего мужчины рабочие – мастеровые с хрустального завода. Но, как и в любом расследовании в случае с нашей фотографией тоже может быть несколько версий. Есть предположение, что мужчина справа это – Н.М. Осьмов. Рабочий шлифовальни, организатор Гусевского Военно-революционного комитета в 1917 году
2. Из истории жизни рабочих города начала ХХ века
В 1880 году был составлен «План усадьбы Гусевской фабрики действительного статского советника Ю.С. Нечаева Мальцева». По плану имение Гусь разместилось на площади равной 92 000 десятинам с 12 000 жителями. Все население жило исключительно в домах владельца. ( Приложение№3). На Всемирной выставке в Чикаго 1893 года Гусевской хрустальный завод был отмечен бронзовой медалью. В каталоге выставки указывалось, что завод ежегодно вырабатывает изделий на 250 000 рублей, для варки хрусталя используются русские материалы, сбыт осуществляется в Москве, Петербурге, Нижегородской и Ирбитской ярмарках и еще в 43 городах России. В 1896 году старшие фабричные инспекторы составили сборник, в котором говорилось: «На заводах посудных (хрустальных) работают сменно, так что выработка горшка оканчивается через 3–4 смены. В промежутке смены полагается полчаса на «передышку». По окончании выработки, следует варка, 18–24 час, во время которой мастера, баночники, хлопцы отдыхают...». По Гусевскому хрустальному заводу сообщалось: рабочих – 451, рабочих дней в году 285, средний дневной заработок взрослых – 62,6 коп., общий дневной заработок – 51 копейка. Если заработок стекловара (в процентах) взять за 100, то соответственно получали помощники стекловара – 60, баночники (подростки) около 25–30, а хлопцы (подростки и малолетние) – 15–20 процентов от заработной платы стекловара. В 1900 году на заводе работало 576 мужчин и 74 малолетних, он отапливался дровами, сучьями, торфом, освещался керосином. 603 семьи проживали в квартирах владельца, 47 семей в наемных. При гусевских фабриках была устроена богадельня, две школы на 700 учеников, больница на 66 коек, аптека при больнице (Приложение №4).
В начале XX века Гусь-Хрустальный стал крупным фабричным посёлком. Накануне Первой мировой войны в нём проживало 12 тыс. человек.
В 1914 по завещанию бездетного Ю.C. Нечаева-Мальцова его состояние перешло к его родственнику – графу П. Н. Игнатьеву. В 1918 предприятие было национализировано. В советский период изделия не раз представлялись на престижных международных выставках.
Социально-экономические условия жизни рабочих часто определялись политикой владельцев.
Промышленники же, занимаясь благотворительностью на своих предприятиях, создавали условия для материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда, понимая, что забота о кадрах в конечном итоге будет способствовать улучшению выпускаемой продукции, увеличению прибыли, а также нормализации отношений между руководством предприятия и рабочими.
Наиболее эффективной в этом плане является деятельность С. И. Мальцова, создавшего на территории трех губерний огромное хозяйство. Он практиковал самые разнообразные формы оказания материальной помощи рабочим. Ежегодно на эти цели тратилось более 60 тысяч рублей. При этом «благотворительный капитал» определялся суммой в 500 тысяч рублей, а по мере расходования он должен был непрерывно пополняться .
Важной составляющей социальной работы С. И. Мальцова была забота о благосостоянии заводского населения. Через год после смерти С. И. Мальцова в 1894 году было организовано «Акционерное общество Мальцовских заводов», в котором новой формой организации трудовой и социальной помощи стало создание благотворительных обществ.
Промышленно-предпринимательская деятельность Мальцевых имела широкий «социокультурный резонанс», выразившийся в развитии социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, жилищное строительство, улучшение бытовых условий, формирование системы материального обеспечения населения заводских районов и др.).
За историческим фоном мы несколько забыли об объекте исследования. Следует напомнить, что на фотографии типичные представители рабочего класса, кому были адресованы эти социокультурные программы.
Работа на мальцовских предприятиях была тяжелой, но это компенсировалось социальными гарантиями. С целью оказания помощи детям, старикам, вдовам, сиротам и больным, проживавшим на территории заводских поселений, была создана целая система трудовой и социальной помощи. Для одиноких и престарелых людей устраивались богадельни, для нетрудоспособных мастеровых, вдов, сирот устанавливались пенсии и пособия. Среди рабочих была достигнута почти поголовная грамотность, искоренено пьянство. Вот как отзывался о Мальцове его современник – Немирович-Данченко: «В своих бесконечных поездках по Руси я нигде не встречал такого странного капиталиста, который выпускал продукцию себе в убыток, лишь бы не остались без работы его бывшие крепостные люди. Который платит пособия старикам и увечным. Строит и отдает бесплатно дома с участками для сада и огорода. Который не чурается никакой «мужицкой работы» и порой месяцами без отдыха работает вместе с теми самыми мужиками, разделяет с ними все тяготы жизни, ест из одного с ними котла...». Рабочие стекольных заводов имели свою специализацию: составители материй – шихты, стекловары , мастера, владеющие тайнами варки стекла. Трудна работа шуралей, которые поддерживают температуру в печи, работали шлифовальщики и алмазчики. Пользовались авторитетом стеклодувы. Условия работы были тяжелые. Владельцы заводов понимали важность и необходимость создания приемлемых социально-экономических условий жизни для рабочих. Начинается строительство жилых домов. В народе каменные дома стали называть «мальцовскими». Первоначально они строились для служащих хрустальной фабрики и бумагопрядильни, а позднее для лучших мастеров хрустального завода. «Мальцевских» домов было построено более 400, по трем типам: дом с кухней, дом без кухни, дом с кухней в подвальном этаже и флигель. Каждый дом делился глухой перегородкой на две половинки, флигель – на четыре. При каждой половинке находились: сени, чулан или амбар, погреб, хлев и свой отдельный двор. Почти каждая семья имела огород, сенокос и корову. Казарм было выстроено более 20, которые в левобережной части располагались по Акиманской, Мариинской, Ткацкой, Кунишовской улицах. Несмотря на то, что казармы были пронумерованы, в народе они имели собственные имена – Генеральская №7 (ул. Луначарского), Золотая №8 (ул. Красноармейская), Питерская №9 (ул. Прядильная), Вдовья №10 (ул. Карла Маркса), Светличка №18 (ул. Старых большевиков), Пьяная №21 (ул. Старых большевиков), Степочкина №16 (ул. Старых большевиков), Большая №24 (ул. Васильевская)(рис16) Духовая №6 (ул. Луначарского) и другие. Названия казарм имели под собой определенное обоснование. Например, казарма №8 была построена на низкой болотистой местности. Дубы, которые использовали в качестве фундамента, от собственной тяжести бесследно уходили в грунт. Строительство велось так долго и так дорого, что в народе эту казарму назвали «Золотой».(Приложение 5).
Газета «Владимирские ведомости» в 1901 году отмечала: «При въезде на Гусь вас поражает вид красивых домиков, каменных, крытых черепицей или железом. Таких домиков на фабрике 425». В 1913–1918 годах Гусь стал одним из лучших в Российской империи фабричным поселением. Его регулярная планировка развивалась согласно популярной в тот период теории «города-сада». Промышленная застройка зонировалась, отдельно выделялись удобные жилые массивы с приусадебными хозяйствами и общественные группы. Были разбиты парки и зеленые зоны. Вертикальная планировка архитектуры шла на повышение с зеленых одноэтажных окраин к многоэтажным домам и промышленным зданиям в центре и доминантам в виде дымовых труб заводов. В 1918 году Гусь-Хрустальный получил статус города.
Заключение
В результате работы мы пришли к следующим выводам.
1. Одна фотография может содержать в себе неисчерпаемую информацию.
2. Прошлое, запечатленное на старой фотографии, близко и дорого нам. Оно учит помнить своих земляков, с уважением относиться к их жизни.
3. Исследуя старые фотографии, соприкасаешься с историей страны, родного края и судьбами людей, которые вложили свой скромный вклад в служение обществу и стране.
4. Необходимо изучать историю своей малой родины, потому что без знания прошлого нельзя построить будущее.
Данное исследование является началом в рассмотрении большой темы об истории тружеников Гусь-Хрустального. Последним этапом станет отслеживание работы групп в Интернете и дальнейшее исследование истории рабочих
И еще одна версия – исследуя материал было обнаружено визуальное сходство одного из фигурантов с Н.М. Осьмовым, рабочим шлифовальщиком, организатором гусевского Военно-революционного комитета в 1917 году. Но это уже другой уровень информации и поиск требует кропотливой работы. Это и определило направление моих дальнейших исследований.
Приложение 1
Гусь-Хрустальный в нашей памяти
В документах Гусевского стекольного колледжа была найдена старая фотография. Мы не знаем этих людей – можем только предположить, что это мастеровые гусевских заводов. Надеемся получить более полные сведения с Вашей помощью, уважаемые жители города.
В ближайшее время вас ожидает ряд интересных, эксклюзивных публикаций на исторические темы. Пишите нам, присылайте старые фото, участвуйте в обсуждениях! Особый интерес для нас представляют фото довоенной и послевоенной поры из частных (домашних) альбомов гусевчан. Даже одна фотография может рассказать очень много.
Приложение 2
Начало ХХ века. Гусь-Хрустальный
Приложение 3
План поселка Гусь-Хрустальный Владимирской губернии Ю.С. Нечаева-Мальцева
Приложение 4
Больница. Гусь-Хрустальный . Начало ХХ века
Мужское училище. Гусь-Хрустальный. Начало ХХ века
Фабричный магазин. Начало ХХ века. Гусь-Хрустальный
Приложение 5
Вид на большую казарму. Начало ХХ века. Гусь-Хрустальный
Библиографическая ссылка
Костенко К.А. «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ…» (ИЗ ЖИЗНИ РАБОЧИХ Г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОГО В НАЧАЛЕ XX ВЕКА) // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-4. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1021 (дата обращения: 03.12.2024).