Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МО РФ (НА ПРИМЕРЕ КАДЕТ КЫЗЫЛСКОГО ПКУ)

Сотнам Т.В. 1
1 г. Кызыл, ФГКОУ «Кызылское ПКУ», 9 класс
Ондар Т.Д. (Кызыл, ФГКОУ «Кызылское ПКУ», ФГКОУ Кызылское ПКУ)
Смоленова А.М. (Кызыл, ФГКОУ «Кызылское ПКУ»)
1. Алексашкина Л.Н. История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2013. – 431 с.
2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. История России. 6 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2016.
3. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. История России 7 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2016.
4. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я. История России 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2016.
5. Даргын-оол Ч.К. Изменения ценностных ориентаций молодежи Тувы в постсоветский период // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / Под ред. Ю.В.Попкова. – Новосибирск: Нонпарель, 2004. – Вып.6. – С.199–202.
6. Даргын-оол Ч.К. Тувинский национальный характер и проблема социального развития Тувы // Этносоциальные процессы в Сибири: Темат. сборник. – Новосибирск: Сиб. Науч. Изд-во, 2006. – Вып.7. – С. 147–150.
7. Донгак В.С. Этническая идентичность тувинцев: Автореферат диссертации на соискание уч.степ.канд.социол.наук. – СПб., 2004. – 25с.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М: Просвещение, 2009. – 24 с.
9. Когатько Д.Г., Тхакахова В.Х. Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика. – СПб.: Алетейя, 2010. – 136 с.
10. Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2004. – 160 с.
11. Общая методика преподавания обществознания в школе / под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008. – 606 с.
12. Обществознание. 5 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 127 с.
13. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2014. – 111 с.
14. Обществознание. 7 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.
15. Обществознание. 8 класс: учеб.для общеобразоват.организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
16. Тишков В.А. Этнология и политика: статьи 1989 – 2004 гг. – М.: Наука, 2005. – 240 с.
17. Тишков В.А. Старые и новые идентичности. – http://www.valerytishkov.ru/cntnt/fotoalbomy/obrazy_ros1/ff.html
18. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: ФГАУ ФИРО, 2012. – 227 с.
19. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. – М., 2004.
20. http://slovarozhegova.ru/view_search.php. – 20.03.2016.
21. http://www.kremlin.ru/appears/2004/02/05/2116_type63374type63378_60337.shtml. – 20.03.2016.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/8/38137.

В последние десятилетия в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это связано с потребностью в формировании и укреплении идей, способствующих объединению российского народа.

Вопросы формирования российской идентичности у обучающихся довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации очень важны. В таких учебных заведениях воспитанников ориентируют, прежде всего, на служение Отечеству. Чтобы воспитать истинного патриота и ответственного гражданина России, нужно, в первую очередь, сформировать у него чувство принадлежности к государству и сообществу граждан.

Цель исследования состоит в разработке практических, методических рекомендаций для выявления степени выраженности и формирования российской идентичности кадет Кызылского президентского кадетского училища. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

• изучить теоретико-методологические основы понятия гражданская идентичность;

• провести опрос, анкетирование у кадет Кызылского ПКУ и обучающихся МБОУ СОШ №1 г.Кызыла; провести анализ полученных данных;

• разработать практические рекомендации на основе выявленного уровня выраженности российской (гражданской) идентичности для успешного развития российской идентичности у кадет Кызылского ПКУ.

Объектом исследования является российская идентичность кадет Кызылского ПКУ – довузовского образовательного учреждения Министерства обороны РФ.

Предмет исследования – степень выраженности российской идентичности кадет Кызылского ПКУ.

Гипотеза – использование разработанных практических рекомендаций будет способствовать повышению уровня сформированности российской идентичности обучающихся. Степень российской (гражданской) идентичности кадет Кызылского ПКУ выше, чем степень сформированности российской (гражданской) идентичности обучающихся МБОУ СОШ №1 им. М.А. Бухтуева г. Кызыла.

Методы исследования. Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе (использование понятийного аппарата и привлечение методологии социологии, истории, психологии, этнологии). В качестве методов выступили анализ документов, литературы и источников, социологический опрос, наблюдение, а также общенаучные методы познания – индукция, дедукция, синтез, анализ, обобщение и др.

Тема российской идентичности затрагивалась различными учеными, мыслителями и писателями.

Нами рассмотрен труд Д.Г. Когатько, В.Х. Тхакахова «Российская идентичность. Культурно-цивилизационная специфика» [9], в котором авторы в русле социологии цивилизаций рассматривают структуру, функции, элементные особенности российской сопринадлежности. Отдельное внимание уделяется процессам конструирования и трансформации российской идентичности в новой России.

В современный период известным ученым является В.А. Тишков, возглавляющий Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Он изучает этнологию в свете политики, сводит формирование признаков этноса к результату деятельности государственной власти [16].

Основательно исследовала национальную, этническую идентичность тувинцев В.С. Донгак [7]. Ею проведены социологические исследования для выявления содержания этнической идентичности тувинцев, в ходе которых выявлена доля тувинцев с выраженной российской идентичностью. Ч.К. Даргын-оол [5] изучила изменения ценностных ориентаций молодежи Тувы в постсоветский период по итогам социологического опроса, а также анализировала особенности национального характера тувинцев.

Разработка методических рекомендация по развитию российской идентичности кадет Кызылского ПКУ как образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации проводится впервые.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты данной исследовательской работы могут быть учтены при проведении воспитательных мероприятий по патриотическому направлению, формированию толерантности.

Структура работы. Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложений.

1. Теоретические основы и практические аспекты изучения российской идентичности

1.1. Результаты социологического опроса среди кадет и школьников

Российская (или – Гражданская) идентичность – это соотнесение человека с государством, осознание своей принадлежности к определенной гражданской общности, переживание, ценностное отношение к своему гражданству и соответствующее поведение. Мы рассмотрели гражданскую идентичность по трем компонентам: когнитивный (знания), эмоционально-ценностный (отношение, переживание), поведенческий (действия).

Формирование и развитие гражданской идентичности происходит в различных учреждениях: школах, общественных организациях, учреждениях культуры, спорта и дополнительного образования, средствах массовой информации, но основы все же закладываются в семье.

На уроках истории, обществознания, русского языка и литературы, географии и других предметов происходит формирование когнитивного компонента российской идентичности, то есть знаний и представлений о России, ее характеристиках, истории и культуре ее народа.

В современной системе образования России приняты новые стандарты, методологической основой которых является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно которой современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8].

Эмоционально-ценностный компонент может формироваться на уроках, но закрепляется он на воспитательных мероприятиях патриотической направленности, на которых у обучающихся формируется и развивается чувство гордости за Родину, положительное отношение к ней, эмоции (волнение, тревога, спокойствие) и переживание.

От правильного формирования этих двух компонентов зависит реализация третьего компонента – действие или поведение гражданина на благо Родины.

Опираясь на описанные в литературе факторы формирования гражданской идентичности (предложенные такими учеными, как А.Г. Асмолов О.А. Карабанова, Т.Д. Марцинковская и другими российскими учеными): познавательный (когнитивный), эмоционально-ценностный, поведенческий) нами был составлен опросник для изучения сформированности российской идентичности среди обучающихся подросткового возраста (Приложение 1) и проведен анонимный опрос, в котором участвовали 120 кадет Кызылского ПКУ, обучающихся с 5 по 8 класс и 120 школьников, обучающиеся в школе №1 г.Кызыла также с 5 по 8 класс. Всего в исследовании участвовало 240 обучающихся.

В первом вопросе открытого типа необходимо было вписать ответ самостоятельно без опоры на предложенные варианты ответов, в остальных девяти – выбрать ответ из предложенных. В опроснике семь вопросов прямо связаны с изучением предпочтения или Тувы, или России и направленны на выявление российской идентичности, данные вопросы служат основными для подсчета итогового процента и подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы. Три вопроса в опроснике являются дополнительными к основным и направлены на изучение отношения испытуемых к Туве и России, ответы на данные вопросы предполагают выбор от одного до трех ответов.

Анализ ответов кадет Кызылского ПКУ и обучающихся школы МБОУ СОШ №1 г. Кызыла на «основные» вопросы опросника (Приложение 2).

Своей Родиной считают Россию 65 % кадет и 47 % школьников, Туву – 17 % кадет и 33 % школьников. И Тува, и Россия – не разделимы в восприятии Родины у 13 % кадет и 17 % школьников.

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Своей Родиной считаю….

человек

%

человек

%

человек

%

Россию

78

65

56

47

134

56

Туву

20

17

40

33

60

25

И Россию, и Туву

41

13

20

17

61

25

Нет ответа

6

5

4

3

10

4

Таким образом, мы можем сказать, что 17 % кадет считают своей Родиной Туву, а обучающиеся школы – 33 %, а это может обозначать, что у данных кадет и школьников российская идентичность сформировалась еще не полностью. Однако 65 % кадет и 47 % школьников все же считают своей Родиной Россию, т.е. у них российская идентичность уже сформирована в большей степени.

Даже находясь в другой стране 17 % кадет и 27 % школьников будут считать себя и называть себя «тувинцами», однако по 76 % кадет и 66 % школьников будут считать и называть себя «россиянами».

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Находясь в другой стране (например, в Австралии), я буду считать себя…

человек

%

человек

%

человек

%

Тувинцем

20

17

32

27

52

22

Россиянином

92

76

80

66

172

72

Свой ответ

8

7

8

7

16

7

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Меня больше волнуют проблемы…

человек

%

человек

%

человек

%

Тувы

2

2

16

13

18

8

России

54

45

28

23

82

34

И России, и Тувы

64

64

76

63

141

59

Меня не волнуют проблемы ни Тувы, ни России

-

-

-

-

-

-

45 % кадет и 23 % школьников волнуют проблемы России, 3 % и 13 % (соответственно) – Тувы, проблемы и Тувы, и России беспокоят 59 % всех испытуемых.

Любовь к «малой» родине отмечена среди 3 % кадет и 18 % школьников (возможно, это связано с тем, что некоторые из кадет-испытуемых родились и выросли за пределами Тувы), к «большой» Родине – России, у 64 % кадет и 16 % школьников; 33 % всех кадет и 66 % школьников, участвующих вопросе высказали свою любовь равнозначно и к «малой», и «большой» родине.

Патриотами и гражданами России считают себя 31 % школьников и почти больше половины от общего числа исследуемых кадет – 63 %, патриотизм по отношению к своей «малой родине» обозначили 6 % школьников.

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Для меня важнее

человек

%

человек

%

человек

%

Любовь к «малой родине» (своему городу, поселку, селу)

4

3

21

18

25

10

Любовь к «большой родине» (России)

76

64

20

16

96

40

Оба варианта верны

40

33

79

66

119

50

Оба варианта не верны

-

-

-

-

-

-

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Считаю себя гражданином и патриотом:

человек

%

человек

%

человек

%

Своей «малой родины» (своего города или села, родной республики, края, области)

-

-

25

21

25

10

Своей «большой родины» (России)

76

63

37

31

113

47

Оба варианта верны

44

37

58

48

102

43

Оба варианта не верны

-

-

-

-

-

-

Лишь 3 % кадет и 13 % школьников испытывают чувство личной гордости, когда слышат о выдающемся достижении в Туве. И 53 % кадет и 37 % школьников – об успехах и победах в России, при том, что для 46 % кадет и 50 % школьников важны события, происходящие и в России, и в Туве.

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся достижении

человек

%

человек

%

человек

%

В Туве

4

3

16

13

20

8

В России

61

53

44

37

105

44

Оба варианта верны

55

46

60

50

115

48

Полученные данные по данному вопросу («Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся достижении») тесно перекликаются с тем, насколько близко принимают для себя кадеты и школьники что-либо, произнесенное оскорбительное в адрес Тувы и/или России.

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес

человек

%

человек

%

человек

%

Жителей Тувы

12

10

21

18

33

14

Жителей России

37

31

32

27

69

29

Оба варианта верны

59

49

67

56

126

53

Оба варианта не верны

-

-

-

-

-

-

Вполне закономерно, что именно кадеты и школьники, особенно тувинской национальности, переживают, когда слышат оскорбительные фразы в адрес жителей Тувы. Это свидетельствует о сформированной этнической идентичности.

Анализ ответов кадет и школьников на «дополнительные» вопросы опросника показал следующее: 100 % кадет при слове «Россия» чувствуют гордость за свою страну и 87 % – радость, а вот у школьников ниже – 70 % и 60 % соответственно. Тревогу за будущее своей страны высказали 30 % испытуемых кадет, у школьников – 50 %. И отрицательный ответ дан у школьников больше (13 %), чем у кадет (3 %).

Большинство как кадет, так и школьников при слове «Тува» чувствуют гордость (70 % и 73 % соответственно), 67 % и 73 % (соответственно) – радость, 27 % от общего числа исследуемых кадет, и 40 % школьников – тревогу. Необходимо отметить, что по 13 % кадет и 23 % школьников испытывают чувство сомнения.

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

При слове «Россия» я испытываю: (выбери не более 3 ответов)

человек

%

человек

%

человек

%

Гордость

120

100

84

70

204

85

Радость

104

87

80

66

184

77

Сомнение

-

-

-

-

-

-

Скуку

-

-

-

-

-

-

Обиду

-

-

-

-

-

-

Гнев

-

-

-

-

-

-

Тревогу

40

30

60

50

100

42

Ничего не испытываю

4

3

16

13

20

8

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

При слове «Тува» я испытываю: (выбери не более 3 ответов)

человек

%

человек

%

человек

%

Гордость

84

70

88

73

172

72

Радость

80

67

88

73

168

70

Сомнение

16

13

28

23

44

18

Скуку

8

7

4

7

12

5

Обиду

12

10

16

13

28

12

Гнев

8

7

8

7

16

7

Тревогу

32

27

48

40

80

33

Ничего не испытываю

16

13

16

13

32

13

Заметим, что чувства, испытываемые кадетами и школьниками по отношению к России, были более конкретно обозначены при ответах на вопросы, чем чувства, испытываемые по отношению к Туве (где были отмечены все предложенные варианты чувств). Можно предположить, что для обучающихся обеих групп чувства к России более понятны и определены, чем к Туве.

В том, что объединяет Россию и Туву и является общим для них, кадеты и школьники групп дали примерно одинаковое количество ответов (разница не велика). Таким объединяющим фактором 73 % кадет и 80 % школьников считают историческое прошлое, 43 % кадет и 56 % школьников – общие проблемы и опасность, 37 % /40 % – законы, привычки и образ мышления, гражданство, 20 % / 66 % – русский язык и 13 %/26 % – экономические связи.

Ответы

Кадеты Кызылского ПКУ

Обучающиеся МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева

Общее количество ответов

Россия – многонациональная страна. Как ты думаешь, что объединяет такие разные народы большой страны? (выбери не более 3х ответов)

человек

%

человек

%

человек

%

Историческое прошлое

22

73

24

80

46

19

Русский язык

6

20

20

66

26

11

Привычки и образ мышления граждан РФ

11

37

12

40

24

10

Гражданство

11

37

10

33

21

9

законы

11

37

9

30

20

8

Общие проблемы, опасность

13

43

17

56

30

13

Экономические связи

4

7

8

26

12

5

Ничего не объединяет

-

-

-

-

-

-

Свой вариант

-

-

-

-

-

-

Анализ ответов на «основные» вопросы опросника показывает, что для кадет (64 %) и школьников (63 %) важными проблемами являются проблемы и Тувы, и России. 60 % кадет и 66 % школьников с уважением и любовью относятся как к Туве, так и к России. Такое соотношение подтверждает сформированность как этнической, так и гражданской идентичности.

Таким образом, проведя расчет и анализ семи основных пунктов опросника, мы пришли к выводу, что российская идентичность сформирована у 66 % кадет и у 34 % школьников.

Полученный результат показывает, что выдвинутая нами гипотеза в ходе проведения эксперимента нашла свое подтверждение: сформированность российской идентичности у кадет Кызылского ПКУ на 32 % выше, чем у школьников, обучающиеся в МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева.

Для изучения того, что означает для кадет, соотносимые со словами «русский» и «российский» и производные от них, дополнительно был проведен соответствующий опрос испытуемых тех же групп. Для этого предлагалось ответить на такие вопросы, как: «Какое понятие для тебя шире – «российский» или «русский»?», «Какие события из истории России вызывают у тебя гордость?»

Так, для 100 % кадет тувинской национальности шире по смыслу понятие «российский», а не «русский», так же, как и 80 % испытуемых русской национальности и родившихся/выросших за пределами Тувы, где 20 % кадет выбрали слово «русский».

Таким образом, говоря о сформированности российской идентичности среди кадет нужно отметить ее более широкий охват и детальное наполнение при восприятии и понимании России, возможно, связанное с тем, что данные испытуемые изначально обучаются и воспитываются в учебном заведении Министерства обороны РФ.

Повышенный уровень сформированности российской идентичности у кадет, по сравнению со школьниками, обучающимися в МБОУ СОШ №1 г. Кызыла им М.А. Бухтуева, мы можем объяснить успешным проведением работы по воспитанию чувства патриотизма и готовности защищать Родину, которая проходит в стенах Кызылского ПКУ, проведением мероприятий, направленных на формирование позитивной российской идентичности кадет.

У кадет русской национальности, а также других национальностей, родившихся и воспитанных за пределами Тувы, российская идентичность является первоочередной, т.е. они с детства осознавали себя русскими и ассоциировали себя непосредственно с Россией; у кадет же тувинской национальности, родившихся и выросших в Туве, в первую очередь, формировалась этническая идентичность. После поступления в кадетское училище, где изначально воспитывается любовь к Родине – России, готовность защищать ее и развивать себя во благо Родины, такие воспитанники усваивают такие установки. Мы можем предположить, формирование российской идентичности у них будет более ярко выражено на фоне этнического самосознания.

Способы формирования и укрепления российской идентичности среди обучающихся подросткового возраста

Для дальнейшего формирования, развития и/или укрепления российской идентичности обучающихся-подростков мы предлагаем следующие рекомендации:

– на уроках истории, обществознания и географии уделять большое внимание именно российской идентичности, рассказывать, что объединяет всех россиян – независимо от темы и содержания параграфа (мы увидели, что не во всех разделах такая мысль подчеркивается), формировать представление об общей исторической судьбе всех народов России;

– на уроках русского языка и литературы подчеркивать, что именно русский язык является общим языком общения для всех россиян, формировать осознанное отношение к изучению русского языка как объединяющему фактору всех жителей России;

– проводить воспитательные мероприятия патриотической направленности, больше применять слово «российское», так как мы выявили, что именно это слово воспринимается кадетами шире;

– на воспитательных мероприятиях уделять внимание именно эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности, чтобы кадеты выражали позитивное отношение к России, чувствовали гордость, воодушевление;

– проводить работу по ознакомлению с символами России – флага, герба, гимна, а также Конституции, национальными героями, бытовыми символами;

– формировать поведенческий компонент гражданской идентичности через развитие органов самоуправления, организации работы детских общественных организаций, мероприятий, проводить акции, осуществлять социальные и практико-ориентированные проекты.

Заключение

Гражданская идентичность – это соотнесение человека с государством, осознание своей принадлежности к определенной гражданской общности, переживание, ценностное отношение к своему гражданству и соответствующее поведение. Мы рассмотрели гражданскую (российскую) идентичность по трем компонентам: когнитивный (знания), эмоционально-ценностный (отношение, переживание), поведенческий (действия, деятельность).

Формирование и развитие гражданской идентичности происходит в различных учреждениях: школах, общественных организациях, учреждениях культуры, спорта и дополнительного образования, средствах массовой информации, но основы все же закладываются в семье.

Опираясь на описанные в литературе факторы формирования гражданской идентичности, предложенные такими учеными, как А.Г.Асмоловым О.А.Карабановой, Т.Д. Марцинковской и другими российскими учеными нами был составлен опросник для изучения сформированности российской идентичности среди обучающихся подросткового возраста и проведен анонимный опрос, в котором участвовали 120 кадет Кызылского ПКУ, обучающихся с 5 по 8 класс и 120 школьников, обучающиеся МБОУ СОШ №1 им. М.А. Бухтуева г.Кызыла также с 5 по 8 класс. Всего в исследовании участвовало 240 обучающихся.

Анализ ответов на «основные» вопросы опросника показывает, что для кадет (64 %) и школьников (63 %) важными проблемами являются проблемы и Тувы, и России. 60 % кадет и 66 % школьников с уважением и любовью относятся как к Туве, так и к России. Такое соотношение подтверждает сформированность как этнической, так и гражданской идентичности.

Анализ основных пунктов опросника позволил сделать о том, что российская идентичность сформирована у 66 % кадет и у 34 % школьников.

Полученный результат показывает, что выдвинутая нами гипотеза в ходе проведения эксперимента нашла свое подтверждение: сформированность российской идентичности у кадет Кызылского ПКУ на 32 % выше, чем у школьников, обучающихся в МБОУ СОШ №1 им. М.А. Бухтуева г.Кызыла.

Повышенный уровень сформированности российской идентичности у кадет, по сравнению со школьниками мы можем объяснить успешным проведением работы по воспитанию чувства патриотизма и готовности защищать Родину, которая проходит в стенах Кызылского ПКУ, проведением мероприятий, направленных на формирование позитивной российской идентичности кадет.

Также говоря о сформированности гражданской идентичности среди кадет нужно отметить ее более широкий охват и детальное наполнение при восприятии и понимании России, возможно, связанное с тем, что данные испытуемые изначально обучаются и воспитываются в учебном заведении Министерства обороны РФ, ориентирующего кадет на будущее служение во благо России.

Для проверки второй, выдвинутой нами гипотезы – использование разработанных практических рекомендаций будет способствовать повышению уровня сформированности российской идентичности обучающихся, нами предложены рекомендации по формированию и укреплению российской идентичности у обучающихся на уроках истории, обществознания и географии, русского языка и литературы, на воспитательных мероприятиях, на которых формируются когнитивный и эмоционально-ценностные компоненты, а также по формированию поведенческого компонента гражданской идентичности через развитие органов самоуправления, организации работы детских общественных организаций, мероприятий, проводить акции, осуществлять социальные и практико-ориентированные проекты.

Проверить правильность, выдвинутой нами второй гипотезы возможно не ранее, чем через год, при условии следования данных нами рекомендаций.

Приложение 1

Опросник «Российская идентичность»

1. Своей Родиной считаю:

• Россию

• Туву

• И Россию, и Туву

2. Находясь в другой стране (например, в Австралии), я буду считать себя:

• Тувинцем

• Россиянином

• Свой ответ________________________

3. Меня больше волнуют проблемы:

• Тувы

• России

• И России, и Тувы

• Меня не волнуют проблемы ни Тувы, ни России

4. Для меня важнее:

• Любовь к «малой родине» (своему городу, поселку, селу)

• Любовь к «большой родине» (России)

• Оба варианта верны

• Оба варианта не верны

5. Считаю себя гражданином и патриотом:

• Своей «малой родины» (своего города или села, родной республики, края, области)

• Своей «большой родины» (России)

• Оба варианта верны

• Оба варианта не верны

6. При слове «Россия» я испытываю: (выбери не более 3х ответов)

• Гордость

• Радость

• Сомнение

• Скуку

• Обиду

• Гнев

• Тревогу

• Ничего не испытываю

7. При слове «Тува» я испытываю: (выбери не более 3х ответов)

• Гордость

• Радость

• Сомнение

• Скуку

• Обиду

• Гнев

• Тревогу

• Ничего не испытываю

8. Я испытываю чувство личной гордости, когда слышу о выдающемся достижении:

• В Туве

• В России

• Оба варианта верны

9. Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес:

• Жителей Тувы

• Жителей России

• Оба варианта верны

• Оба варианта не верны

10. Россия – многонациональная страна. Как ты думаешь, что объединяет такие разные народы большой страны? (выбери не более 3х ответов):

• Историческое прошлое

• Русский язык

• Привычки и образ мышления граждан РФ

• Гражданство

• Законы

• Общие проблемы, опасность

• Экономические связи

• Ничего не объединяет

• Свой вариант

Авторы анкеты: педагог-психолог учебного отдела Кызылского ПКУ Смоленова А.М., педагог-организатор Кызылского ПКУ Шмит И.Д.


Библиографическая ссылка

Сотнам Т.В. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МО РФ (НА ПРИМЕРЕ КАДЕТ КЫЗЫЛСКОГО ПКУ) // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-4. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1030 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674