Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Баканова Е.А. 1
1 МБОУЦО №6 г.Тулы
информатика
самостоятельность
урок

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности.

Методологическую основу самостоятельной работы составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, где учащимся надо проявить знание конкретной дисциплины.

Классификация самостоятельных работ

Самостоятельные работы, которые я использую в своей деятельности, делятся на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие и контрольные

Обучающие самостоятельные работы даю на уроке в ходе объяснения нового материала. В итоге выполнения таких работ сразу видно усвоен материал учащимися или нет, выявляются сложные моменты, также дают о себе знать пробелы в знаниях.

Например, при изучении темы «Внутренняя и внешняя память компьютера» учащимся дается работа на определение объема ОЗУ и жесткого диска данного компьютера. Для активизации мыслительной деятельности учащихся во время изложения нового материала предлагаю составить «шпаргалку» по данной теме. Это заставляет ребят обдумывать отдельные мысли, выделять главное.

Тренировочные самостоятельные работы составляю из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. Из тренировочных самостоятельных работ у меня в наличии разноуровневые карточки, по ним учащиеся привыкают работать самостоятельно.

Закрепляющие самостоятельные работы способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.

Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Такие работы я провожу перед изучением новой темы для того, чтобы знать, насколько ученики усвоили предыдущий материал, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.

Самостоятельными работами развивающего характера являются домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, и др.

Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на нахождение второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.

Типы самостоятельных работ

В своей работе я применяю различные типы самостоятельных работ:

а) воспроизводящие работы по образцу, необходимые для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. На этом уровне учащиеся идентифицируют объекты и явления, узнают их, сравнивая с известным образцом. Это задания на повторение действий по образцу. Результатом действий учащегося в этом типе работ выступает умение выполнять учебные задания, показанные учителем.

б) реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, приводящие к осмысленному переносу знаний в типичные ситуации, создающие условия для мыслительной активности и формирующие основания для творческой деятельности. Здесь я применяю учебные задания воспроизводящего характера. Это решение типовых задач, выполнение действий по алгоритму, нахождение готовых ответов в тексте и др. На этом уровне учащиеся уже начинают обобщать, сравнивать результаты деятельности, корректировать. Результатом деятельности учащихся выступает сформированные умения по решению типовых задач.

Например, при изучении темы «Алгоритмы ветвления» предлагаю из предложенных шаблонов выбрать тот, который является алгоритмом задачи.

в) эвристические самостоятельные работы, которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Такие работы учат отбору необходимых знаний, творческому поиску новых решений, обобщению, систематизации знаний; вырабатывают такие качества, как гибкость ума, умение найти выход в нестандартной ситуации. Это может быть самостоятельное объяснение, анализ явлений, фактов, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

г) творческие работы, в ходе которых учащиеся получают принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, самообразования, решения проблемных задач. На данном этапе учащиеся сами ставят перед собой цели деятельности, выбирают учебное задание, формулируют проблемы, выдвигают гипотезы и план их решения. Результатом выполнения такой деятельности выступают новые знания.

Например, при изучении текстового процессора предлагаю учащимся задания на оформление рекламных объявлений, грамот, афиш и т.д. А при изучении темы «Базы данных» ребята проектируют и создают структуру базы «Моя коллекция», в которой находятся от 15 до 20 записей.

Задания подбираю по возрастающей сложности, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Нельзя давать учащимся задание уровнем выше – в лучшем случае будет потеряно время, в худшем – интерес к учению.

Самостоятельная работа, которая организуется мною в учебном процессе, может быть самой разнообразной.

К основным видам самостоятельной работы относятся:

  1. Работа с книгой: учащимся предлагается поработать с учебником, прочитать и выполнить задания, в процессе урока и дома;
  2. Упражнения, которые обычно даются на закрепление ранее изученного материала
  3. Выполнение практических и лабораторных работ: учащиеся применяют полученные знания на практике;
  4. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы: в процессе проверки таких работ сразу выясняется, кто знает пройденный материал, кто готовился и кто понимает;
  5. Подготовка проектов, докладов, рефератов: в процессе выполнения этих работ учащихся демонстрируют, как они умеют отбирать нужную информацию осуществлять поиск в различных источниках, изучать различную литературу;
  6. Домашние опыты, наблюдения, у учащихся развивается кругозор, вырабатывается умение делать выводы и заключения;
  7. Техническое моделирование и конструирование, у учащихся вырабатывается умения смоделировать или сконструировать тот или иной объект, тем самым развивается такой психический процесс как воображение.

Данные виды работ способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, сопоставление, умение делать логические выводы, поиск новых решений. Помимо этого, участие в самостоятельной деятельности формирует у учащихся познавательный интерес, создает положительную мотивацию к обучению, развивает интеллектуальную сферу личности, формирует умения и навыки в определенной деятельности.

Методические рекомендации, которым я придерживаюсь для организации самостоятельной работы.

  1. Не перегружать учащихся творческими заданиями.
  2. Чередовать творческую работу с заданиями во внеурочное время.
  3. Давать учащимся четкий и полный инструктаж:
    • цель задания
    • условия выполнения
    • объем
    • сроки
    • образец оформления
  4. Осуществлять текущий контроль и учет.
  5. Оценивать, давать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

 


Библиографическая ссылка

Баканова Е.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 6. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1244 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674