Введение: При изучении фонетических средств разграничения речевого потока выделяют, с одной стороны, изменение частоты основного тона, интенсивности, длительности, спектра; с другой стороны, ударение, паузацию, аллофонию, фонемную комбинаторику.
Особая роль при сегментации речевого потока принадлежит фонотактической информации, которая входит в число делимитативных средств языка. Данному аспекту в последнее время посвящено немалое количество работ на материале самых различных языков. Так, на материале немецкого языка решаются следующие задачи: определяются фонемы, необходимые для описания сегментации высказываний; рассматривается распределение ударения, определяется влияние ударения на реализацию краевых фонем; исследуется комбинаторика пограничных фонем. В процессе сегментации определяются гласные (долгие, краткие, дифтонги); согласные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, гортанные, губные, смычные, щелевые, сонанты).
Целью данной статьи является: рассмотрение роли сегментации речевого потока в немецкой речи.
Делимитативную функцию выполняет аспирация глухих смычных взрывных (p, t, k) в позиции перед ударными гласными, перед (l, n, r) + гласный, после ударного гласного. В позиции после паузы (p, t, k) всегда аспирируются, что особенно ярко выражено в начале реализации синтагмы. Аспирация имеет место и в середине высказывания после краткой паузы. Таким образом, наличие или отсутствие аспирации смычных взрывных глухих согласных служит в немецкой речи целям разграничения речевого потока.
Некоторые авторы вводят сегментную фонему / + /, после которой [p, t, k] всегда аспирируются. Эта сегментная фонема имеет следующие аллофоны: в начале или в конце синтагмы она выступает как пауза определённой длительности; в рамках высказывания в свободной вариации – либо как краткая пауза, либо как её отсутствие.
Интерпретация паузы / + / как фонемы стыка имеет следующие преимущества: а) способствует принятию более надёжных решений в плане разграничения речевого потока; б) даёт возможность объединить ряд фонетических элементов (фонетических слов, ритмических структур) в более крупные блоки – синтагмы. Позиции, в которых выступает / + /, обычно совпадает с синтаксическими и морфологическими границами. Фонема стыка / + / функционирует, как правило, перед ударными сегментами, если последние выступают в начале морфемы. Перед последовательностью [p, t, k] + безударный гласный и перед безударным гласным в начале морфемы / + / часто отсутствует.
Немаловажную роль при сегментации немецкой речи играет учёт аллофонического варьирования вибранта. Вибрант в потоке речи может быть рассмотрен как целый класс вариантов, различающихся, как на перцептивном, так и на акустическом уровнях. Варьирование вызвано комбинаторикой, своеобразием линейных отношений в речевой цепи. Аллофония / r / обусловлена: а) поствокальной позицией после долгого ударного гласного; б) поствокальной позицией в безударном окончании [ә]. Установлено, что артикуляторно-акустические характеристики /r/ определяются артикуляторно - акустическими характеристиками соседнего гласного.
К числу акустических коррелятов делимитативных средств синтагмы следует отнести, прежде всего, изменение длительности начальных и конечных аллофонов на морфологических, лексических и синтаксических стыках. Данные, полученные на материале слитной речи, показали, что главным фактором, влияющим на длительность стыковых аллофонов, является позиция звука в фонетическом слове, синтагме, фразе.
В некоторых языках для различения взрывных согласных, играющих важную роль в процессе разграничения звучащей речи, наряду с признаком звонкости используется признак аспирации, а также комбинация этих признаков звонкости и аспирации.
При восприятии звучащей речи и средств сегментации для слушающего значима аллофония. Слушающий воспринимает аллофоны, которые несут информацию о структуре речевого высказывания в целом.
Для различных признаков реализации звуков в потоке речи характерна различная степень вариативности на слуховом уровне. Так, признаки напряжённости, полноты и протяжённости реализации как признаки обобщённого аллофонического качества отличаются наиболее высокой степенью совпадения перцептивных оценок.
Признаки места артикуляции согласных трактуются на слуховом уровне весьма вариативно. Например, аллофоны фонем [d], [t] нередко идентифицируются на слух одними аудиторами как смычные апикального типа. Другими – как смычные дорсального типа. Данные аллофонической градации признака глухости/звонкости позволяют сделать наиболее общий вывод о том, что фонологически звонкие смычные выявляют в потоке речи большую степень вариативности голосового тона, чем фонологически глухие смычные.
Исследование восприятия твёрдого приступа начальных гласных неприкрытых слогов позволило заключить, что реализация твёрдого приступа гласных в немецкой разговорной речи имеет место в ударной позиции синтагматически спаянных блоков. В позиции абсолютного начала фразы и после паузы. В безударной позиции преобладают случаи нереализации твёрдого приступа гласных, приводящие к стяжению слогов с дальнейшим перераспределеним границ слога. Факторами, детерминирующими нереализацию твёрдого приступа анлаутных гласных неприкрытых слогов являются: а) ненапряжённость артикуляции; б) безударная позиция; в) качество гласного; г) качество предшествующего компонента стыка; д) пауза без перерыва звучания.
Заключение:
В системе консонантизма немецкой разговорной речи обнаружены значительные количественные и качественные модификации согласных, что объясняется ослабленной артикуляцией, приводящей к частичному или полному выпадению некоторых характеристик согласных, появлению у них новых характеристик на границах синтагм.
Таким образом, при восприятии синтагмы, кроме вышеуказанных признаков, могут учитываться:
- фонологические особенности языка;
- фонотактическая информация на участке границы между синтагмами;
- информация о позиционно-комбинаторной аллофонии, возникающей вследствие модификации звуков в речевом потоке;
- специфика распределения акустических (спектральных, частотных, динамических) признаков во времени;
- пороговые величины, характеризующие процесс слухового восприятия;
- особенности предъявления речевого сигнала, степень зашумлённости при восприятии, экстралингвистические факторы и т.д.).
Библиографическая ссылка
Казакова Е.А. ОБРАЗОВАНИЕ СИНТАГМАТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РЕЧИ И ПРИЗНАКИ ЧЛЕНЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ НА СИНТАГМЫ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1312 (дата обращения: 23.11.2024).