Ты прав – одним воздушным очертаньем, я так мила
Весь бархат мой с его живым миганьем – лишь два крыла
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
Афанасий Фет
Созерцая бабочек, ты ни только получаешь удовольствие, но и подобно тому, как шахматисты развивают интеллект, любование этими прекрасными созданиями обостряет и развивает эстетическое чувство, учит пониманию красоты и гармонии мироздания. А это столь же необходимо человеку для полноценной жизни, как логическое мышление. Из чего можно выделить актуальность вопроса – приобщение к миру прекрасного, посредством наблюдения и как итог - получение новых знаний и духовное обогащение.
Приступая к работе, у меня возникало много вопросов, и чтобы приблизиться к разгадке и к ответам на них, я поставила цель: «Изучение процесса развития бабочки на примере Волнянки Эутрикс белопятнистой (Limantridae – Еuthrix albomaculata)»:
- размах крыльев 50-55 мм.,
- среда обитания – Сибирь и Дальний Востока
- питается различными злаками.
Для выполнения поставленной цели я должна решить ряд практических и теоретических задач:
- познакомиться с биологией бабочек;
- изучить возможность проведения эксперимента в домашних условиях и методы его проведения;
- провести эксперимент по наблюдению развития бабочки Волнянки Эутрикс белопятнистой в домашних условиях.
На основании этого я выдвинула гипотезу: можно ли провести в домашних условиях эксперимент по наблюдению развития бабочки.
Этапы работы:
- сбор информации;
- проведение эксперимента;
- анализ этапов эксперимента;
- выводы по результатам эксперимента.
Методы исследования:
- поиск и изучение информации;
- наблюдение;
- эксперимент;
- анализ.
«– Должна ли я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками? Они, должно быть, прелестны».
Антуан де Сент-Экзопери «Маленький принц»
Несмотря на то, что бабочку изучают давно, она не перестает удивлять. Видя бабочку в повседневной жизни, мы привыкли к этому маленькому чуду и думаем, что всё уже знаем о ней, не подозревая о невероятном и удивительном. Давайте с Вами повнимательней и рассмотрим это невероятное и удивительное.
Почему же бабочки так красивы? Секрет удивительной красоты и многообразия бабочек именно в чешуйках – их цвет, структура и расположение. Эти чешуйки – видоизмененные волоски, как перья у птицы, прикреплены к крылу бабочки. Окраска чешуек зависит от пигмента и оптического преломления света. Пигмент бабочка может вырабатывать сама и получать из меню гусеницы, а металлический перелив её крыльев – это оптическое преломление белого цвета – за счет этого и создаётся эффект мыльного пузыря на соломинке. [1,2]
Ещё что невероятно на фоне очевидного и уже изученного – это усики бабочек, с помощью которых они получают полную информацию из окружающей среды. Они помогают им ориентироваться в пространстве - служат радаром, воспринимать сигналы – запахи для поиска самки. Усики – это ещё и глаза бабочки, без них она слепнет, с помощью их она воспринимает колебания и вибрацию воздуха, уходя от опасности. Жить без усиков бабочка не сможет.[2]
Рассматривая и изучая бабочку всё ближе и внимательнее, ты наблюдаешь и открываешь ни только их строение и возможности, а также их особенности поведения. И некоторые для меня были открытием
Помимо того, что бабочки являются сладкоежками и гурманами, а также любят принимать солнечные ванны, которые так им необходимы для полёта, меня заинтересовало наблюдение – обилие бабочек вокруг луж. Что это? Они пьют или этому есть ещё какое – либо объяснение? И оказалось, что все самцы – спариваясь теряют соли из своего организма, и для пополнения солей и восстановления солевого баланса, они и пьют из луж, вода в которых солёная.[3]
Ещё моё наблюдение за бражниками, которые как выяснилось являются лучшими летунами среди бабочек и пролетают до 15 метров в секунду, разогреваясь при этом до 40 град. Цельсия. Вы пробывали, когда – нибудь поймать бражника рукой – это нелегко. И если у Вас это получится, то Вы почувствуете обжигающее тепло. Так я убедилась, что тепло, а значит и солнечные лучи, которые так любят бабочки, подставляя им свои крылья, необходимы для полёта.
Но главным в моём исследовании является эксперимент по развитию бабочки, поэтапно посмотреть и приблизиться к этому чудесному превращению. Для того чтобы решить эту задачу я собрала яйцо на злаковом растении и поместила в прозрачный контейнер. Через некоторое время я обнаружила гусениц и отобрав аккуратно одну из особей, поместила в бумажный короб с кормовым растением, сделав в крышке отверстия. В этот момент мне удалось проанализировать гусеницу, которая у меня образовалась – это оказалась гусеница Волнянки Эутрикс белопятнистой. Гусеница является ядовитой, имея ядовитые волоски, поэтому я была предельно осторожна. Оставив гусеницу и предоставляя ей комфортные условия: корм, необходимость беречь от прямых солнечных лучей, удалять помет – источник плесени, я стала ожидать следующей стадии – окукливания. За этот период я была свидетельницей нескольких линек гусеницы.
При последней линьки – гусеница сбрасывает кожу и появляется куколка. В куколке происходят все процессы по образованию бабочки, именно поэтому трогать ее руками или перекладывать нельзя, чтобы не помешать и не повредить будущему насекомому. Куколка не ест и она не подвижна.
За сутки до выхода бабочки куколка меняет цвет, становясь более прозрачной, созревая бабочка начинает двигаться и разрывает куколку. И вот перед нами существо, обычного размера только ноги и усы. Кровь по жилкам наполняет крылья, ими она начинает ритмично махать, и они расправляются на глазах, движения замедляются и бабочка готова к полёту. Это чудо – появление бабочки на свет - свершилось, и я была свидетелем полного цикла превращения Волнянки Эутрикс белопятнистой.
В заключение я хочу сделать следующие выводы:
- В процессе работы я изучила биологию бабочек, т.е. их морфологические признаки, особенность питания, развития.
- По ходу моей работы я освоила методы проведения эксперимента развития бабочки на примере Волнянки Эутрикс белопятнистой в домашних условиях.
- В результате проведенного мною эксперимента в процессе - насекомое проходит несколько стадий. То есть, бабочки имеют непрямое развитие (с превращением), стадии: личинка (гусеница), которая совсем не похожа на бабочку, питается другой пищей и стадию неподвижной куколки. На стадии куколки у нее образуются органы взрослого насекомого (крылья, мышцы и др.), а также происходит формирование систем: пищеварительной, нервной, половой.
- Работая над экспериментом, я доказала, что развитие бабочки возможно с участием человека (в определённых условиях), что даёт дополнительные возможности пополнения популяции, делая тем самым это – актуальным решением в борьбе с исчезновением отдельных видов.
- Таким образом восполняя популяцию отдельных видов, мы сохраняем эко баланс нашей планеты, тем самым давая моему эксперименту практическое применение.
Но главный итог моих наблюдений - я стала свидетелем образования, развития и рождения необыкновенного, еще одного чуда природы - появления бабочки, получая ещё и эстетическое удовольствие, созерцая происходящее.
Библиографическая ссылка
Козлова А.Ю. БАБОЧКА - РОЖДЕНИЕ ЧУДА // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1314 (дата обращения: 21.11.2024).