Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему одни люди пишут красиво, а другие коряво и неразборчиво?
И вообще, в мире компьютерных технологий почерк отошел на второй план. Сегодня уметь печатать на клавиатуре намного важнее, чем аккуратно и разборчиво писать.
Мне стало интересно: для чего современному ребенку нужно учиться красиво писать?
Я изучила поставленный вопрос на примере учеников МАОУ «Гимназии №6» г. Перми (рис.1) в своей научно-исследовательской работе.
Для современного общества этот вопрос очень актуален. Сегодня все больше детей и взрослых пишут не красиво и не аккуратно. И споры по поводу обучения красивому письму возникают все чаще. Одни уверены, что процесс обучения каллиграфии очень хорошо влияет на развитие терпения, внимания, аккуратности, интеллектуальных способностей ребенка... Другие - не видят смысла в обучении красивому письму.
Объектами исследования в моей работе стали ученики 2-го, 6-го, 11-го классов. Предметом исследования - почерк учеников. Целью работы было выяснить и объяснить почему важно современному ребенку учиться красиво писать.
В процессе изучения поставленного вопроса я выполнила ряд задач:
- изучила литературу по поставленному вопросу;
- выяснила значение терминов «каллиграфия» и «почерк»;
- проследила исторический процесс развития, разрушения традиций и культуры письма;
- изучила, как влияют занятия каллиграфией на развитие и здоровье человека;
- провела исследование среди учащихся гимназии и их родителей, части педагогов гимназии, и получила результаты;
- проанализировала результаты исследования и сделала выводы;
- дала советы по приобретению навыков красивого письма.
Для исследования я использовала методы:
- анкетирование;
- эксперимент;
- анализ результатов анкетирования и эксперимента.
Практическая значимость моей научно-исследовательской работы - заинтересовать учащихся гимназии регулярно посещать занятия, на которых обучают правильно и красиво писать.
Я выдвинула гипотезу, которую в результате своих исследований должна была подтвердить или опровергнуть: занятия каллиграфией помогают ребенку не только научиться красиво писать, но и развивают в нем усидчивость, внимание, аккуратность, воображение, а также повышают интеллект и улучшают его здоровье.
Свой путь к достижению поставленной цели в исследовательской работе я начала с изучения ключевых понятий - почерк и каллиграфия.
В толковом словаре С.И.Ожегова дается следующее определение почерку – это «манера писать, характер начертания букв в письме».
Каллиграфия же (в переводе с греческого) – это красивый почерк (kallos «красота», graphe «писать»).
Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма, искусством изображения слова.
Таким образом, я выяснила что каллиграфия – это красивый почерк.
Следующий мой шаг - история. Я узнала, что писать учились ещё пещерные люди. Они изображали на каменных стенах и сводах своего жилища древних животных, природу, постепенно придавая рисункам сюжеты. Спустя время, рисунки превращаются в символы, знаки (иероглифы), которые обозначают отдельное слово. И люди еще издавна стремились делать это красиво. Ведь в мире, окружавшем древнего человека, было множество тайн, загадок. Способность изображать знаки воспринималась как величайшее чудо, данное свыше. [1, 2]
В России в давние времена в лицеях, церковно-приходских школах и других образовательных учреждениях каллиграфия была одним из основных предметов.
Каллиграфия – это первое искусство, с которым знакомили ученика. Обучая ребенка грамоте, с ним занимались каллиграфией не только для облегчения процесса запоминания букв, но, и чтобы заложить основы художественного вкуса.
Спустя время каллиграфия исчезает из школьной программы. Ее заменяет чистописание. Школьники писали в специальных тетрадях с частой косой разлиновкой. Первые полгода для письма использовали карандаш, и только потом перья. Вот почему у старшего поколения красивый почерк.
И это ещё не всё. Самое главное – письмо было отрывным, т.е. писали отдельными элементами.
Позже решили, если не отрывать перо от бумаги, дети будут писать гораздо быстрее. Частую косую разлиновку отменили, считая, что она наносит вред глазам, а шариковыми ручками стали писать с первого дня в школе.
Тогда эти нововведения окончательно разрушили традиции и культуру письма, которую пытались долго сохранить, а также привели современное общество к проблеме корявого и неразборчивого почерка. [4]
Сегодня, в эпоху цифровых технологий, когда картинки в интернете становятся более важными, когда интернет представляет собой источник знаний, развлечений и игр, у детей отсутствует желание научится правильно и красиво писать. Ученик оказывается не заинтересованным искусством красивого письма - каллиграфией, ему оно кажется скучным и утомительным. Монотонность и однообразие в написании букв, их комбинаций быстро ведет к потере интереса такого рода занятию. Зачем тратить время на обучение каллиграфическим навыкам, если в окружающем мире столько всего интересного? Да и технологии вытесняют рукопись, а ребенок все равно научится как-то писать, и будет какой-то почерк у него…
Так почему нужно учиться красиво писать?
Перед тем как ответить на этот вопрос, я разбиралась как влияют занятия каллиграфией на здоровье и развитие человека.
Занятия по обучению правильному и красивому письму оказывают положительное воздействие на физическое состояние людей. Человек учится правильно держать пальцы, ладони, запястья и руку, что помогает развиваться тончайшим мышцам на руках и оказывает влияние на мышцы плеч, спины и ног.
В процесс обучения каллиграфии мозг начинает усиленно работать: правая часть мозга задействована для того, чтобы чувствовать, насколько правильно пишутся линии, она следит, чтобы все элементы были написаны одинаково и правильно, следит с каким темпом и ритмом выполняется письмо. В эти моменты восстанавливается ровное и спокойное дыхание.
Во время занятий каллиграфией мозг развивается. Кончики пальцев, используемые при письме, снабжены нервными клетками, которые интенсивно взаимодействуют с мозгом. Письмо активизирует работу нервов, и это способствует развитию речи и мышления, воображения, внимания. [4]
Процесс обучения красивому письму помогает формировать терпение и аккуратность, усердие и точность. [3]
Каллиграфия продлевает жизнь – это научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Есть даже мнение, что с помощью систематических занятий каллиграфией можно вылечить любую болезнь. Это связано с тем, что в процессе обучения пациенты расслабляются, их эмоции успокаиваются, дыхание становится равномерным, пульс замедляется, давление снижается, напряжение в мышцах уменьшается. Ряд исследований показали, что каллиграфическое письмо позволяет улучшить состояние людей с нарушением внимания. У детей, отстающих в умственном развитие от своих сверстников, письмо совершенствует логическое мышление, повышает умение рассуждать. У людей, которые страдают депрессией, письмо поднимает настроение, и плохие мысли уходят. [4]
Важно помнить! Положительного влияния от занятий каллиграфией не будет, если использовать только шариковую ручку. Для достижения хороших результатов работайте простым карандашом, перьевой ручкой, или кистью и акварельной краской. [3]
Чтобы до конца разобраться в вопросе необходимости обучения правильному и красивому письму я провела исследования среди учеников МАОУ «Гимназии №6» г.Перми и их родителей, и части педагогического состава. Выяснила: для чего гимназистам нужно учиться красиво писать, и нужно ли им посещать занятия каллиграфией.
Свое исследование я выполнила в несколько этапов. По завершении каждого был проведен анализ полученных данных, сделаны выводы.
Первый этап – анкетирование. В нем приняли участие 78 учащихся (22 - учащиеся 2-го класса, 27 - учащиеся 6-го класса и 29 - учащиеся 11-го класса), 78 родителей, 10 педагогов.
Анкеты для учащихся, родителей и педагогов представлены на рис.2.
а)
б)
Рис.2 «Анкеты для учащихся и их родителей, педагогов
МАОУ «Гимназия №6» г.Перми»
(а – анкета для учащихся и родителей; б – анкета для педагогов)
По результатам анкетирования я сделала следующие выводы:
- В гимназии есть учащиеся, которые готовы посещать регулярно урок каллиграфии, т.к. считают, что, обучаясь красивому письму они научаться не только правильно и красиво писать, но и разовьют внимание, усидчивость, терпение. Их рукописные работы будут выглядеть достойно. Но таких меньшая часть. А большую часть составляют те учащиеся, которые не могут уделять время занятиям по обучению красивому письму из-за большой загруженности, и учащиеся, которые вообще не видят необходимости улучшать свой почерк, т.к. его можно заменить печатным текстом.
- Большинство родителей гимназистов не видит необходимости в уроке каллиграфии.
- Педагоги гимназии считают, что урок каллиграфии нужен. Ученики научатся правильно и красиво писать, и тем самым добьются отсутствия снижения оценок за плохой почерк. Благодаря этому уроку учащиеся разовьют в себе качества, которые помогут им в учебе, а в дальнейшем в работе и повседневной жизни. Кроме того, они повысят свои интеллектуальные способности.
Второй этап исследования - эксперимент. Именно он подтвердил значимость занятий по обучению красивому письму. Я проверила как воспринимают информацию учащиеся и насколько развито их внимание, если они посещают занятия по обучению красивому письму.
В эксперименте участвовали ученики 2-го, 6-го и 11-го классов. Им было предложено за 40 секунд в квадрате с буквами обозначить указанные слова.
Перед экспериментом были заданы уточняющие вопросы, которые помогли в обработке полученных данных и составлении выводов.
Предложенные для проведения эксперимента задания и уточняющие вопросы представлены на рис.3.
а)
б)
Рис.3 «Задания для проведения эксперимента»
(а – задания эксперимента для учащихся 2-го класса;
б – задания эксперимента для учащихся 6-го и 11-го классов)
По завершению эксперимента я получила следующие результаты:
- Во 2-м классе в эксперименте принимало участие 29 человек, 9 из которых посещают факультативный курс «Пишу красиво». Так же все второклассники ежедневно в течении 10 минут занимаются списыванием текстов (списывание подразумевает переписывание текста аккуратным и правильным почерком). По результатам эксперимента с поставленной задачей почти все ребята во 2-ом классе справились полностью, и лишь 6 человек задание выполнили частично.
- В 6-ом классе в эксперименте принимало участие 27 человек, в 11-ом – 29. Никто из учащихся не посещает занятия по обучению красивому письму, систематического списывания нет. Для шестиклассников и учащихся 11-го класса в рамках эксперимента было предложено однотипное задание. В результате, менее половины шестиклассников справились полностью с поставленной задачей. Но и в 11-ом классе с заданием справились не все: 7 человек его выполнили частично. Хотя я была уверенна, что учащиеся 11 класс, в силу своего возраста, обозначат все заданные слова, ведь предложенное задание рассчитано на учащихся 6-го класса.
По результатам проведенного эксперимента я пришла к выводу, что обучение каллиграфии играет не только важную роль в формировании аккуратного и правильного почерка, но и способствует быстрому восприятию информации учащимися, развивает их внимание.
Я тоже из тех учеников, которые не имеют каллиграфический почерк. При выполнении заданий по русскому языку я считала, что элементы, буквы в словах пишу правильно и красиво. Но каждый раз педагог исправляла их написание. И это вызывало у меня недоумение. Ведь я стараюсь! Для меня обучение красивому, аккуратному и правильному письму началось с преодоления обид и возмущения.
Сегодня каллиграфия для меня стала ежедневным занятием. В течении 10 минут я списываю несколько высказываний из текста, выданного педагогом.
Один раз в неделю я посещаю факультативный курс «Пишу красиво» в МАОУ «Гимназия №6» г.Перми, где я получаю знания и навыки правильного письма (рис. 4).
Раз в месяц в студии, где я учусь рисовать, проводят занятие каллиграфии, на котором мы создаем композиции из букв или при помощи букв, что меня очень увлекает (см. рис.5). Ведь здесь я развиваю свое воображение.
Занимаясь каллиграфией, я не пишу пером, в моих руках карандаш, кисть, а чаще просто шариковая ручка, но все поставленные передо мной задачи по освоению навыков красивого письма я стараюсь выполнить аккуратно и правильно. И сегодня я стала замечать, что моя способность выполнять каллиграфические задания меняется в лучшую сторону.
Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий. Но совершая их над собой, я воспитываю в себе усердие, аккуратность. Недаром каллиграфы говорят: «Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас».
Мне бы очень хотелось Вам дать много советов по приобретению навыков красивого письма. Но из длинного списка я выберу, на мой взгляд, самый значимый: с вашей стороны должно быть ваше личное нескончаемое желание участвовать в процессе обучения красивому письму.
В результате проделанной мною исследовательской работы я поняла, что современные дети воспринимают письмо как процесс, который они когда-то освоили. Работать, усовершенствовать его в будущем они не считают нужным.
Каллиграфия в современном обществе утратила свою значимость. Из обычного школьного урока она превратилась в искусство, которым владеет далеко не каждый.
Результатами своих исследований я подтвердила гипотезу: обучение каллиграфии играет не только важную роль в становления каллиграфического почерка, но и развивает терпение и волю, внимание и аккуратность, воображение, а также положительно сказывается на интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитие гимназиста.
К сожалению, значимость каллиграфии сегодня понимают не все учащиеся и не каждый родитель. Хотя педагоги настоятельно рекомендуют обучаться красивому письму.
Хочется отметить, что моя научно-исследовательская работа привлекла гимназистов, и они заинтересовались каллиграфией. Занимаясь красивым письмом, они смогут развить в себе много замечательных качеств.
Благодаря знаниям, которые я получила при написании моей научно-исследовательской работы, я по-новому взглянула на свой почерк и ответила на вопрос «Для чего же современному ребенку необходимо учиться красиво писать?».
Библиографическая ссылка
Липина М.А. ДЛЯ ЧЕГО СОВРЕМЕННОМУ РЕБЕНКУ НЕОБХОДИМО УЧИТЬСЯ КРАСИВО ПИСАТЬ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1345 (дата обращения: 21.11.2024).