«Путь Г.Псальмова в литературе уникален. Его поэзия востребована именно сейчас, когда из небытия возвращаются не только стихи, но, словно из-под спуда, все те ценности, которые были дороги поэту». [1] Людям, столь щедро наделённым разнообразными способностями, как ими был наделён Гервасий Ефремович Псальмов, казалось бы, уготован путь, ведущий к признанию. Об этом пути, с его поворотами, провалами, мучительными поисками, потом напишут биографы. В его судьбе многое способно заинтересовать будущих биографов - одно то, что он был крестьянин, и не только по рождению, но по образу жизни, проведённой в глухой Смоленской деревне. Вся жизнь Г.Псальмова – рассказ о силе преодоления, свойственной таланту. Но в его жизни отсутствует триумфальный финал – признание.
Темой данного исследования является жизнь и творчество смоленского поэта-самородка Гервасия Псальмова.
Актуальность работы обусловлена тем, что имя поэта – самородка вошло в литературу лишь недавно. На сегодняшний день наследие Г.Псальмова остаётся малоизученным. Работ по заявленной теме выявлено не было. За последние несколько лет была выполнена колоссальная работа по изучению творчества Г.Псальмова. В библиотеках и архивах России, Беларуси, Польши были собраны материалы для реконструкции биографии и творческого пути Г.Псальмова; издана книга «Стихотворения. Гервасий Псальмов» (Смоленск:Свиток, 2013); проведены презентации стихотворений, опубликована серия статей, посвящённых различным аспектам творчества Г.Псальмова; собраны и систематизированы материалы о творческом наследии Г.Е.Псальмова в коллективной монографии «Гервасий Псальмов: проблемы творчества»; 13 сентября 2016 года состоялось торжественное открытие памятника Г.Псальмову, автор скульптуры – известный Смоленский скульптор В.С.Гращенков; продолжается исследовательская работа стихотворений Г.Псальмова. В перспективе – издание максимально полного собрания сочинений, снабжённого комментариями и приложениями с архивными материалами, а также проведение конференции «Поэтические самородки русской деревни: Гервасий Псальмов».
Материалом исследования послужили издания «Стихотворения. Гервасий Псальмов» (Смоленск:Свиток, 2013) и «Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова. Великие Луки. 1914 год.
Предмет исследования – творческое наследие Г.Е.Псальмова.
Объектом исследования являются стихотворения Г.Е.Псальмова.
Цель исследования: изучить и описать творческий и жизненный путь Г.Псальмова.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
– определить основные вехи творческого и жизненного пути Г.Псальмова;
– проанализировать корпус всех известных на сегодняшний день стихотворений Г.Псальмова;
– определить место творческого наследия Г.Псальмова в историко – литературном контексте.
С момента введения творческого наследия Г.Псальмова в читательские и научные круги проведена большая работа по его изучению, в результате чего появилась серия статей, посвящённых различным аспектам псальмовского творчества, опубликована коллективная монография «Гервасий Псальмов: проблемы творчества». Однако история изучения творчества долгое время забытого смоленского поэта исчисляется всего несколькими годами. Этим обусловлена научная новизна предпринятого исследования.
Теоретической базой и методологической основой настоящего исследования послужили теоретические труды Ю.М.Лотмана, Р.О.Якобсона, Ю.Н.Тынянова, Д.С.Лихачёва, М.М.Бахтина, О.М.Фрейденберг.
Гервасия Псальмова давно нет на свете, но его творческий путь не завершён. Стихи Гервасия Псальмова стали появляться в печати. Слово поэта пробивается сквозь столетие, а значит, наделено некой удивительной силой, противостоящей безразличию и забвению.
Жизнь и творчество Гервасия Псальмова
В 2008 году в д.Васильевское Смоленской области был возрождён церковный приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построили новый храм, начались службы, возник интерес к истории прихода. Первые сведения о жизни этих мест были опубликованы в книге смоленского краеведа И.И.Орловского «Краткая география Смоленской губернии» 1907 года. При собирании материалов к своей книге И.И.Орловский воспользовался помощью священнослужителей. В книге И.И.Орловского «Краткая география Смоленской губернии» всего одно предложение о селе Васильевском, а далее целый абзац: «Из уроженцев села замечателен крестьянин Гервасий Ефремович Псальмов, бывший 17 лет учителем. Это был выдающийся самоучка – педагог, поэт, живописец, резчик, столяр, маляр, позолотчик, чертёжник и кровельщик, певец и регент хора». [2] Эти сведения почерпнуты из историко – статистического описания прихода, составленные священником Захарием Зезюлинским, настоятелем храма в селе Васильевском. Характеристику Г.Е.Псальмову о.Захарий заканчивает так: «( ) наконец, он был выдающимся поэтом». [3]
Далее выясняется, что имя Г.Е.Псальмова упоминается в знаменитом словаре Брокгауза и Эфрона. «Псальмов, Г.Е, поэт-самоучка, крестьянин Смоленской губернии.,1848-1900».[4] Предположительно, имя Г.Е.Псальмова попало на страницы словаря Брокгауза и Эфрона благодаря филологу - слависту Александру Ивановичу Яцимирскому, бывшему одному из авторов словаря. А.И.Яцимирский много лет занимался собиранием материалов о писателях – самородках. В 1901 году в журнале «Русская мысль» появилась статья Яцимирского «Неизвестный певец народного горя», посвящённая недавно умершему Г.Е.Псальмову. [5] А.И.Яцимирский в своей статье определил место Псальмова в русской литературе как «поэта - крестьянина, поэта – самоучки, поэта – самородка. Одним словом, народный поэт». [6] «Воспитанный в деревне, Псальмов высказывал в своих стихотворениях всё то, что думает и чувствует его родная деревня. Непосредственность, простота чувства и языка, вера в добро, беспредельная любовь к крестьянскому быту, к безропотному труженику – пахарю, - вот характерные особенности поэзии Псальмова». [7] Яцимирский пишет о несбывшейся мечте поэта – «видеть в печати томик дорогих ему «Песен горя». [8] Заканчивается статья словами надежды на то, что в память о поэте издание состоится.
В 1914 году под редакцией Г.Е.Клочковского вышло Полное собрание сочинений Г.Е.Псальмова. [9] Собрание сочинений представляет объёмный том - около 250 страниц. Выделяются 6 разделов: «Песни горя», «Песни любви», «Описание и прочее», «Посвящения», «Духовные стихи», «Сатиры, эпиграммы и прочее». Есть ещё один раздел «Прибавления», в который вошли стихотворения, найденные после его смерти и присланные в редакцию «Северо – западного слова» после составления сборника. Роль вступительной статьи выполняет подборка газетных статей: два некролога, три фельетона - биографии разных лет. Фельетоны и первый некролог принадлежат одному автору – Николаю Бантышу. Один из некрологов подписан «А.Епифанский». Всего несколько абзацев. «Конечно, к Псальмову нельзя предъявлять больших требований «», быть может, стихи его даже не выдерживают и снисходительной критики, но в них, в этих «Песнях горя», так ясно сквозит горячая душа деревенского поэта, что все недостатки можно простить…».[10]
Г.Е.Псальмов родился 2 октября 1848 года в деревне Андроновка близ села Васильевского Бельского уезда в семье бедных крестьян. С девяти лет работал с братом в поле, желание учиться рано запало в душу Гервасия. Но не было возможности. Помог случай. Грамотный гонщик дёгтя согласился бесплатно учить мальчика. Грамота далась Гервасию легко. В 11 лет Псальмову удалось поступить в народное училище, где преподавал священник Солнцев. Он сразу оценил способности мальчика. Личность отца Константина, его внимание и помощь благотворно действовали на мальчика. Он учился с огромным интересом и усердием, много читал, пел в церковном хоре, за что учитель удостоил его звучной фамилии – Псальмов. Успехи в учёбе были столь заметными, что в 13 лет Псальмову доверили учить грамоте крестьянских детей и даже назначили жалование – 12 рублей в год. Несмотря на юный возраст педагога, талант и рвение Псальмова были замечены и поощрены похвальным листом за «Обучение крестьянских мальчиков грамоте и за особенное усердие к церкви Божией», подписанные епископом Смоленским Антонием. Гервасий Псальмов пишет стихи и лелеет в душе мечту: вырваться из глуши и продолжить образование. Именно в этот период созрела беспредельная вера в Бога. Любовь к Богу стала верным ориентиром в жизни Псальмова, столь тяжёлой и безотрадной.
С 1875 года работа в школе, управление церковным хором. Священник села Васильевского о.Зезюлинский так пишет о хоре под руководством Г.Псальмова: «Не только прихожане его родного села, но и богомольцы из окрестных деревень, часто из далёких, приходили, чтобы услышать пение хора Псальмова». [11] Работая в школе, Псальмов сеял в души своих учеников «разумное, доброе, вечное» - любовь к Богу, Отечеству.
Пользуясь влиянием на крестьян, Псальмов основал общество народной трезвости, которое было одним из первых в Смоленской губернии. Это известие с радостью встретил С.А.Рачинский – видный общественный деятель. Он помогал бедному сельскому учителю учебными пособиями и небольшими денежными пожертвованиями. Именитому и высокообразованному соседу Псальмов посылал свои стихи, надеясь если не на помощь в их издании, то на участие и дружескую оценку.
Перед смертью Г.Псальмов хотел основать при школе особое «Общество благоповедения» и составил текст для присяги. Просты и скромны эти правила, как и сама жизнь поэта. Вот, к примеру, несколько пунктов: « Ранее 20 – летнего возраста не брать в рот хмельного, как – то, водки, пива, мёду и не курить табаку». [12] Есть и такие пункты: «Во всю жизнь не божиться, не петь дурных песен, не ругаться, не сквернословить» [13]
или «Идя дорогою в школу и обратно или собравшись на улице, отнюдь не драться, не ссориться, не затевать недостойных игр, но вести себя прилично, мирно и любовно». [14]
Г.Псальмов осознавал огромную роль образования в сельской школе, поэтому ряд стихов обращён к ученикам. В таких стихотворениях – наставлениях Псальмов стремился дать надёжный ориентир в жизни. Таким ориентиром для самого Псальмова всегда была вера в Бога. Главная цель образования – сохранить и приумножить любовь к Богу, которая не позволит ученикам сойти с правильного пути, как бы ни был он труден. Вера в Бога и следование заповедям - это и сущность, и цель интеллектуального, творческого, нравственного развития, а искусство и науки – средства постижения этой высшей сущности. [15]
Псальмов по происхождению – крестьянин. Дл него основа крестьянской жизни – тяжелейший труд на земле. Но труд этот – не проклятье, не наказание, не бессмысленный гнёт, а исполнение Божьей заповеди: вместо идеи жертвенности у Псальмова разворачивается тема осознанного несения своего креста, понимания высшей цели труда. Все многочисленные занятия и разнообразные дарования Псальмова подчинены единому представлению - вере в Бога.
Надежда Вячеславовна в жизни Гервасия Псальмова
Вера в Бога поддерживала Г.Псальмова, а любовь к жизни вернула Надежда. Наградой за годы одиночества и изнурительного труда для Г.Псальмова стала встреча с удивительной девушкой. Приехавшая из Москвы погостить в деревню к знакомой помещице Надежда Вячеславовна сразу приметила молодого человека, вдохновенно управлявшего церковным хором. Жизнь и судьба поэта - простолюдина, так долго страдавшего в глуши среди непосильного труда, тронули девушку, и в её сердце зародилось ответное чувство.
В 1878 году Псальмовы поженились. Надежда Вячеславовна – городская барышня, дочь полковника, хорошо образованная, решилась уйти из благополучной семьи и связать свою жизнь с простолюдином. Родители Псальмовой отвернулись от неё после свадьбы. Г.Псальмов мог предложить своей избраннице только тяжёлый быт, бесконечные заботы о хлебе насущном, неизбывную бедность.
Все лишения Надежда Вячеславовна переносила стоически, стараясь, как могла, помочь в работе, которая ей и не снилась. Сколь трудно ни было ей, Надежда Вячеславовна не свернула с избранного пути, не отреклась от своего выбора. Жена разделяла труды Г.Псальмова и поддерживала все начинания, неизменно оставаясь сочувствующим читателем его стихов.
В 1890 году поэт заболел тифом. И только подвижнический уход жены смог поднять Г.Псальмова с одра болезни. Среди горя и невзгод супруги Псальмовы жили одной мечтой – увидеть напечатанными сочинения Г.Псальмова. Любые попытки Гервасия Псальмова издать свои сочинения сталкивались с непреодолимыми препятствиями – связей в литературных кругах не было, как и денег на то, чтобы оплатить издание самому. И всё – таки долгожданная радость пришла. В 1899 году в газете «Минский листок» № 154 появилось его стихотворение «Ночь перед Рождеством Христовым».
Но в это время обострилась запущенная болезнь, поездка в больницу не помогла. «Доктора советуют покой и не работать, ничего тяжёлого не поднимать, то есть то, чего мой образ жизни выполнить не позволяет. Несмотря на слабосилие и боль, я всё – таки покос убрал кое – как; сена много и хорошего качества, так как с начала июня по сей день погода была чудесная: жара и временами благотворные дожди. Сегодня вот холодно. Действительно, мне нужен покой или труд умеренный и посильный, а не воловий, который удручает всех крестьян в страдную пору… Тогда я как раз написал бы что – либо порядочное и отдохнул бы душой; да и то горе, что нет возможности: без хлеба будешь, а я привык всё необходимое добывать личным трудом. Помочь или заменить меня некому: нет родных, никого, кроме единственного на всей планете милого друга – жены, да она сама слабенькая и работать в поле не может». Это фрагмент письма от 2 августа 1900 года. [16]
2 октября 1900 года Г.Псальмов умер. За день до смерти ему принесли номер «Северо – Западного слова» (17 декабря №748 1900г.) - ещё одно опубликованное стихотворение «Жене». Он плакал от счастья, но прочитать ничего уже не мог.
Похоронили Г.Псальмова возле церкви села Васильевского. Могила не сохранилась. Разрушена была и сама церковь. Детей у Псальмовых не было. Вскоре после его смерти ушла в монастырь жена, следы её затерялись. Не найти теперь тетрадок его стихов и автобиографии, упоминавшихся в одном из некрологов. Единственным напоминанием об этом человеке, прожившем наполненную трудом и творчеством жизнь, осталась изданная почти сто лет назад книга его произведений.
Заключение
13 сентября 2016 года в с. Васильевское Сафоновского района Смоленской области состоялось торжественное открытие памятника Г.Псальмову. Творчество поэта-самородка всё больше и больше проникает в образовательные круги, находя своих читателей и исследователей. Благодаря архивным разысканиям установлена девичья фамилия жены Г.Псальмова – Н.В.Пичугина [17], обнаружено также и место захоронения поэта, прежде считавшееся потерянным. С каждой новой архивной находкой возникает ряд вопросов, на которые предстоит отвечать нам - потомкам земли Смоленской.
Ученики нашей школы активно изучают творчество Гервасия Псальмова, участвуют в мероприятиях, посвящённых творчеству поэта, пишут исследовательские работы, сотрудничают с филологическим факультетом СмолГУ.
Эпитафия
Не в угоду холодного света
Песни тихие слёз и печали
Угнетённого роком поэта
Стоном горя уныло звучали.
В непогоду, в зловещий шум бури
Пел он песни свои, изнывая
От тоски. О цветах, о лазури
Раздавалась тут песня живая…
Но под гнётом судьбины жестокой
Он, любя, шёл дорогою крестной.
Смолкли песни его. Одиноко
Спит в могиле певец неизвестный
У родного села на погосте…
Что же свет ни крестом, ни плитою
Не почтил его мирные кости,
Лишь небрежно засыпал землёю?... [18]
«Жизнь и деятельность Г.Псальмова соответствует представлению о христианском подвиге. Вера в Бога делала его жизнь осмысленной, давала силы сочетать высоту духовных помыслов с тяжким физическим трудом. Явление поэта Гервасия Псальмова в XXI веке в очередной раз убеждает, что рукописи нетленны». [19]
Село Васильевское. Торжественное открытие памятника Г.Псальмову.
Библиографическая ссылка
Изосимова А.В. ВОЗВРАЩЁННЫЕ ИМЕНА: ГЕРВАСИЙ ПСАЛЬМОВ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 3. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1350 (дата обращения: 21.11.2024).