Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КРУЖКЕ «ЭТНО-РУСЬ»

Гаврилюк О.А. 1
1 МБОУ "СОШ № 7"
креативность
самореализация личности
проектный метод обучения
самовоспитание и раннее профессиональное самоопределение
личная деятельность обучающегося
эмоциональная и социальная значимость
1. https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-kruzhkovoy-rabote-moda-i-vremya-klassi-3973937.html
2. https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/09/22/obobshchenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-povyshenie

Известные слова о том, что красота спасёт мир, многим кажутся утопией. Но разве мы в конце XX столетия не исчерпали своих надежд изменить мир с помощью войн, экономических успехов, соперничества или науки? Разве не привели эти надежды к международному тупику?

Остается одна нереализованная возможность – построить мир на сознании красоты: красоты природы, красоты человека и человеческих отношений, красоты искусства.

В наш новый век еще не осуществлен великий идеал полного слияния искусства с жизненными потребностями, как это было в Китае, Египте, Древней Греции, в Западной Европе в Средние века, но мы должны работать и приближать это время, чтобы искусство, а значит, и красота вошли в наши дома.

Одна из задач образования – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых, обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани и т.д. [1]

Неотъемлемой характеристикой современного образовательного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в современном мире, в разнообразных жизненных практиках.

Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному и креативному мышлению. Проведенный социологический опрос показал, что 94% учителей европейских школ считают, что креативность – фундаментальный навык, который школа должна развивать, 95,5% считают, что креативность можно развивать в любой области знания, и 41% учителей проходили тренинг обучения креативности.

Российские учителя связывают креативность (творческую инициативу) в основном с дисциплинами искусства. Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития детей.

Развитию художественно-эстетического творчества уделяется большое внимание. Использование в развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного роста и самоопределения.

Обучающиеся любят музыку, сказку, рисование, лепку, шитьё, вязание на спицах и крючком, лоскутное шитьё, вышивание, и сценические представления.

Дополнительное образование уделяет внимание не только динамике развития способностей, но и воспитанию, самовоспитанию и раннему профессиональному самоопределению, знакомит с миром профессий и ориентирует школьников на работу в различных сферах общественного производства. Выходя за рамки предмета, веду кружок Этно – Русь, который позволяет формировать всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами различными техниками ДПИ.

Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:

1. Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.

2. Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.

3. Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.

4. Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

5. Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса.

Метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «я сам», «я сделаю», «я умею».[1]

При реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы использую проектный метод обучения, который, на мой взгляд, является основой методики в образовании. Это интегративное дидактическое средство развития. Отсюда следует, что результаты выполнения индивидуального проекта отражают важные компоненты такие, как:

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Каждый этап работы развивает специфические умения и навыки проектирования:

- формулирование ведущей проблемы и постановка задачи, вытекающей из этой проблемы;

- поиск нужной информации, вычленение и усвоение необходимых знаний из информационного поля;

- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. [2]

Во время проведения занятий в кружке «Этно-Русь» обучающийся проходит разные этапы:

– делать то, что хорошо получается. Тогда испытываешь положительные эмоции, радость, наслаждение от деятельности.

- необходимое повышение уровня оптимальной сложности, в процессе которой развивается не только любимая деятельность, но и более сложная. Поэтому работая над выбором следующего проекта, мы совместно с ребенком принимаем решение усложнить его, повышая уровневую планку, это личная деятельность обучающегося, во время которой он выполняет проект и проявляет творчество. Ценность данной деятельности заключается в том, что она помогает ребёнку осознать важность своего развития и реализовать себя в будущем.

Работа в кружке расширяет кругозор обучающихся, повышает общую культуру, заставляет изучать историю техники и традиции декоративно – прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду. В кружке занимаются от 6 до 15 человек, занятия проводятся регулярно 2 раза в неделю. В тематике кружка в теоретической и практической части, заложены исторические и патриотические аспекты, любовь к Родине, природе. Например, в кружке изготавливали сутажные украшения, русские народные костюмы, сценические костюмы, была создана коллекция по профориентации для начальной школы, а также диаграммы на тематику ВОВ, празднование «Масленицы», «Рождество Христово» и т.д. Оформлены картины вышитые крестом и гладью. В классе оборудован музей, где экспонируются работы обучающихся. [2]

Занятие любимым делом приносит ощущение эмоциональной и социальной значимости, формирует желание связать с этой деятельностью свою жизнь, даёт ориентир в мире профессий.

 

Результативное участие обучающихся в (очных) олимпиадах и конференциях (5-9 классы):

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии: 2014- 2020 г.- 14 победителей, 9 призёров;

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии: 2014-2020- 3 победителя, 2 призера;

Всероссийская олимпиада школьников по технологии: 2014г. – участник;

- победитель проекта «Дизайн костюма»;

- по итогам участия в ВОШ-2014 года включена в список участников поездки по местам Нобеля (Швейцария)

Конференции исследовательских работ школьников:

«Ступень в будущее» - 2020г. муниципальный этап – трое дипломантов 1 степени (очный); региональный этап – трое дипломантов 1 степени г. Новый Уренгой, Лабытнанги.

«Юность. Наука. Культура» г. Обнинск - 2016г. всероссийский этап – один дипломант I степени (очный) Общероссийской малой академии наук; диплом II степени в командной игре (очный) Общероссийской малой академии наук «Юность. Наука. Культура»

Российская академия инновационных технологий (заочный) «Юный ученый» г. Москва. – всероссийский этап – 2 дипломанта I степени.

- Диплом I степени Российская академия инновационных технологий Международный творческий конкурс «Будущее в наших руках» Детская исследовательская работа;

- Диплом I степени V Окружной заочный конкурс детских творческих проектов «Мир увлечений» и т.д.

Таким образом, результативное участие в ВОШ, конференциях и различных конкурсах показывает, что обучающиеся выходят на высокий уровень мастерства, у них развивается художественный вкус, чувство прекрасного. И они, как будущие строители, по кирпичику, внесут это чувство прекрасного, в свою работу.


Библиографическая ссылка

Гаврилюк О.А. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КРУЖКЕ «ЭТНО-РУСЬ» // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=1394 (дата обращения: 20.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074