Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЭРАСТ ФАНДОРИН ПРОТИВ ШЕРЛОКА ХОЛМСА

Грабовская А.С. 1
1 10 «А» класс, Муниципальное образовательное учреждение «Школа №41», Н. Новгород
Ярцева Т.В. (Н. Новгород, Муниципальное образовательное учреждение «Школа №41»)
1. Акунин Б. Нефритовые четки / Борис Акунин — 4-е изд. — М. : «Захаров», 2009. — 704 с.
2. Акунин Б. Весь мир театр : роман / Борис Акунин ; [худож. И. Сокуров]. — М. : «Захаров», 2010. — 432 с. : ил.
3. Акунин Б. Азазель / Борис Акунин. — М. : «Захаров», 2015. — 272 с.
4. Дойл А.К. Приключения Шерлока Холмса : Пер. с англ. / Сост. и авт. предисл. В. Скороденко. — М. : Мол. гвардия, 1988. — 446[2] с. , ил. — (Школ. б-ка).
5. Конан Дойл А. Приключения Шерлока Холмса: Рассказы и повесть: Пер. с англ. / Худож. В. В. Синельщикова. — М.: Сов. Россия, 1991. —400с. , ил.
6. Краткая биография Артура Конан Дойля для школьников. Артур Конан Дойль краткая биография // Сдам на 5 // http://www.sdamna5.ru/artur_konan_dojl
7. Краткая биография Бориса Акунина для школьников. Борис Акунин краткая биография // Сдам на 5 // http://www.sdamna5.ru/boris_akunin
8. Шерлок Холмс // Википедия — свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Шерлок_Холмс
9. Эраст Фандорин // Википедия — свободная энциклопедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Эраст_Фандорин
10. Эраст Петрович Фандорин // Клуб любителей книг // http://bookmix.ru/groups/viewtopic.phtml id=1922

Каждый человек в жизни так или иначе читает. Пусть не книги, но хотя бы журналы или, даже, рекламные проспекты. Люди, которые говорят, что не любят читать все равно что-то, да читают. Чтение, неважно чего, играет огромную роль в жизни каждого человека. Но все-таки самы популярным видом чтения является чтение книг. Сейчас столько различных жанров и поджанров, что каждый найдет себе что-нибудь по вкусу: лирика, любовный роман, классика, фантастика, фентези, детектив, публицистика и многие другие. Лично я люблю многие из этих жанров, но в последнее время меня заинтересовал именно детектив.Детектив был популярен как и несколько лет назад, так и в наше время. Наверное, прародителем этого жанра, можно назвать сэра Артура Конана Дойля, подарившего миру великолепные «Приключения Шерлока Холмса». Во время Дойля детектив был очень популярен, но не только сэр Артур дарил людям захватывающие истории, но и другие писатели, такие как Агата Кристи, Эдгар Аллан По, Эрл Стенли, Уилки Коллинз и другие. Несомненно это была эпоха детективов и расцвет этого жанра. Стоит ли говорить, что сейчас детективный жанр не умер, а все также живет и дарят ему жизнь: Борис Акунин, Дед Браун, Питер Джеймс, Дарья Донцова и другие. На мой взгляд, современные авторы сохраняют преемственность поколений. Взять хотя бы Шерлока Холмса Артура Конана Дойля и Эраста Фандорина Бориса Акунина. Между ними явно прослеживаются сходства да и отличий не мало. Выбор данной темы научной работы обусловлен моим личным интересом по вопросу: «Кто же лучше: великий Шерлок Холмс или же русский детектив Эраст Петрович Фандорин?». Также, в последнее время, вокруг фигуры Шерлока замечен некий ажиотаж среди подростков и взрослых людей, в связи с выходом сериала о его приключениях, поэтому эта тема наиболее актуальна. Основной целью моей работы является анализ двух гениальных детективов, сравнение их и вывод о том, кто же все таки лучше. Передо мной стоит несколько задач:

1. Собрать информацию о каждом из персонажей, прочитав книги об их приключениях, поискать необходимую данные в интернет ресурсах.

2. Выделить главное из найденной информации.

3. Структурировать информацию и сделать вывод по окончании работы.

В своей научно работе я воспользуюсь аналитическим, сравнительным и сопоставительным методами для проведения личностного анализа и характеристики каждого из героев.

В процессе своей работы, я пользовалась различными источниками как литературой, так и интернат ресурсами. Мною были прочитаны некоторые произведения как о Шерлоке Холмсе («Этюд в багровых тонах», «Собака Баскервиллей», «Знак четырех», «Союз рыжих», «Голубой карбункул», «Скандал в богемии» и др.), так и об Эрасте Фандорине («Вест мир театр», «Нефритовые четки», «Азазель», «Турецкий гамбит» и др.), что, безусловно, помогло мне в моей работе.

Эраст Фандорин против Шерлока Холмса

Авторы

Артур Конан Дойл

Артур Конан Дойль – выдающийся английский писатель (врач по образованию), автор многих произведений детективного, приключенческого и научного жанра. Наиболее известен по циклу рассказов и повестей о Шерлоке Холмсе – вымышленном частном сыщике из Лондона. Писатель родился 22 мая 1859 года в Эдинбурге в семье ирландских католиков, которые имели достижения в искусстве и литературе. Его мать, Мэри Фоули, страстно любила книги и обладала талантом сочинительства. От нее он и унаследовал любовь к приключениям и дар рассказчика. Отец писателя, Чарльз Олтемонт Дойль, имел слабость к алкоголю и отличался неуравновешенным поведением, из-за чего семья испытывала серьезные финансовые затруднения. Образование мальчика оплачивалось богатыми родственниками. По достижении 9 лет, он был отправлен в иезуитский закрытый колледж, где возненавидел любые религиозные и классовые предрассудки.

Вернувшись домой, он переписал на свое имя все бумаги отца, который к тому времени совсем лишился рассудка. Позже, Артур написал о драматических событиях, связанных с отцом, в рассказе «Хирург с Гастеровских болот». Вскоре, он поступил в Эдинбургский университет на медицинское отделение. На его выбор повлиял молодой врач, Б. Ч. Уоллер, который был постояльцем в их доме. В университете будущий писатель познакомился с Р. Л. Стивенсоном и Дж. Барри. Первый рассказ Дойля назывался «Тайна Сэссаской долины» и был написан под влиянием работ Э. А. По и Б. Гарта. Вскоре был опубликован и его второй рассказ – «Американская история». В 1880 году некоторое время он прослужил корабельным врачом на китобойном судне. Впечатления от этого путешествия он позже описал в «Капитане “Полярной звезды”». Через год он получил степень бакалавра в медицине и всерьез занялся врачебной практикой. В 1885 году Дойль женился на Луизе Хокинс.

Начиная с 1890 года, он полностью посвятил себя литературе. В этот период появились произведения: «Знак четырех», «Торговый дом Гердлстон», «Этюд в багровых тонах», «Белый отряд», «Приключения Шерлока Холмса» и т.д. Наибольшую популярность писателю принесли именно рассказы о наблюдательном лондонском сыщике Шерлоке Холмсе и его друге Ватсоне. Читателей привлекали ироничность сыщика и его духовный аристократизм. Они требовали от автора все новых и новых приключений полюбившегося персонажа. Медицинские знания вновь пригодились Дойлю в 1900 году, когда он участвовал в англо-бурской войне. В 1906 году от туберкулеза скончалась его жена, а через год он женился на Джин Лекки. С началом Первой Мировой войны Дойль написал множество статей на военную тематику. Писатель скончался 7 июля 1930 года в результате сердечного приступа. За несколько лет до этого он успел издать автобиографическую книгу «Воспоминания и приключения».

Борис Акунин

Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили) – писатель-беллетрист, востоковед, переводчик, один из самых издаваемых российских авторов. Наиболее известен по серии исторических детективов с участием Эраста Фандорина. В цикл вошли книги «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник» и другие. Борис Акунин родился 20 мая 1956 года в городе Зестафони Грузинской ССР. Отец будущего писателя был офицером-артиллеристом, а мать – учительницей русского языка и литературы. С двухлетнего возраста Григорий проживал в Москве, учился в школе с углубленным изучением английского языка, а затем в Институте стран Азии и Африки (ответвление МГУ) на историко-филологическом факультете.

Писатель увлекался японской культурой и литературой, чему и посвятил большую часть творческой жизни. В его переводе были изданы такие японские авторы, как Кобо Абэ, Такэси Кайко, Мисима Юкио. Он также перевел работы некоторых представителей английской и американской литературы. С 1994 Акунин занимал пост заместителя главного редактора журнала «Иностранная литература». Художественной прозой он увлекся в 1998 году и стал писать под псевдонимом «Б. Акунин». Имя Борис закрепилось за писателем гораздо позже. Прочие работы он публиковал под своим настоящим именем. Широкая известность к писателю пришла вместе с циклом романов и повестей о приключениях Эраста Фандорина. Помимо этого он создал циклы «Лекарство от скуки», «Провинциальный детектив», «Жанры».

В 2000 году писатель был номинирован на премию «Букер-Smirnoff», но в числе финалистов не оказался. В этом же год он стал лауреатом премии «Антибукер». Большой популярностью пользовался роман «Азазель», который был экранизирован режиссером А. Адабашьяном. Борис Акунин был дважды женат, детей нет. Первая жена была японкой и этот брак продлился несколько лет. Вторая жена писателя корректор и переводчица. Борис Акунин имеет множество наград. Среди них, почетная грамота МИД Японии за вклад в российско-японские отношения, звание кавалера ордена Восходящего солнца и другие. Книги Б. Акунина переведены на 35 языков и издаются во многих странах.

Каждый из них жил своей стране, в свое время, до того как начали писать свои первые произведения имели другую работу и занимали свое место в обществе, но оба являлись яркими представителями своего жанра. Каждый из них наиболее популярен в свою эпоху, так как и Дойл и Акунин отражают в своих произведениях какие-то насущные и злободневные темы, которые волнуют людей именно того время.

Оба автора, несомненно, являются выдающимися писателями детективов и даже, более того, писали произведения и в других жанрах. Возможно Борис Акунин вырос на «Приключения Шерлока Холмса», что и побудило его в будущем писать в том же жанре и, даже, создать героя, чем-то похожего на Шерлока — Эраста Петровича Фандорина. Наверное, оба писателя обратились к этому жанру, в связи с тем, что он их заинтересовал или в жизни они как-то сталкивались с детективными расследованиями, поэтому и решили изложить все свои впечатления и эмоции на бумаге и продолжить, увиденные ими загадочные истории…

Досье

Шерлок Холмс

Создатель: Артур Конан Дойль

Произведения: библиография Шерлока Холмса, шерлокиана

Имя: Шерлок Холмс

Дата рождения: 1854 год

Место жительства: Лондон, Бейкер - стрит, 221-б

Рост: шесть футов - 183 см

«Ростом он был больше шести футов,но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере.»

«In height he was rather over six feet, and so excessively lean that he seemed to be considerably taller. His eyes were sharp and piercing, save during those intervals of torpor to which I have alluded; and his thin, hawk-like nose gave his whole expression an air of alertness and decision. His chin, too, had the prominence and squareness which mark the man of determination.»

Внешность: высокий худой молодой человек.Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок.

Из рассказа «Загадка Торского моста» становится известен цвет глаз Холмса:

Он уселся на каменный парапет моста, и я заметил, что его живые серые глаза вопросительно оглядывают всё вокруг.

Семья: Майкрофт Холмс (брат)

«Предки мои были захолустными помещиками и жили, наверное, точно такою жизнью, какая естественна для их сословия.»

Род занятий: частный сыщик - консультант.

Основные черты, характер: решительный характер. Холмс — многогранная личность. Обладая разносторонними талантами. Расследуя дела, которыми снабжают его клиенты, он опирается не столько на букву закона, сколько на свои жизненные принципы, правила чести, которые в ряде случаев заменяют ему параграфы бюрократических норм. Неоднократно Холмс позволял людям, по его мнению, оправданно совершавшим преступление, избежать наказания. Холмс в принципе не меркантилен, его в первую очередь занимает работа. За свой труд по раскрытию преступлений Шерлок Холмс берёт справедливое вознаграждение, но если его очередной клиент беден, может взять плату символически или вообще отказаться от неё. Также Холмс часто жалуется Ватсону, что преступники перевелись, настоящих преступлений не осталось, и он (Холмс) должен сидеть без работы.Холмс — житель викторианской Англии, лондонец, великолепно знающий свой город. Его можно считать домоседом, и он выезжает за пределы города (страны) только в случае крайней необходимости. Многие дела Холмс разгадывает, не выходя из гостиной миссис Хадсон, называя их «делами на одну трубку».В быту Холмс имеет устойчивые привычки. Он неприхотлив и практически безразличен к удобствам, совершенно равнодушен к роскоши. Его нельзя назвать рассеянным, но он несколько равнодушен к порядку в комнате и аккуратности в обращении с вещами. Холмс — убеждённый холостяк, ни разу, по его словам, не испытавший ни к кому романтических чувств. Неоднократно заявляет, что вообще не любит женщин, хотя неизменно вежлив с ними и готов помочь.

Навыки и умения:

Револьвер. Холмс явно хорошо стреляет, о чём говорит, в частности, знаменитый эпизод из рассказа «Обряд дома Месгрейвов», где Холмс выстреливал на стене монограмму королевы Виктории.

Трость. Холмс, являясь почтенным джентльменом, почти всегда ходит с тростью. Описываемый Ватсоном как специалист в фехтовании, он дважды использует её как оружие. В рассказе «Пёстрая лента» он использует трость, чтобы отогнать ядовитую змею.

Шпага. В повести «Этюд в багровых тонах» Ватсон описывает Холмса как человека, прекрасно владеющего шпагой, несмотря на то, что в рассказах он её никогда не использовал. Впрочем, шпага упоминается в рассказе «Глория Скотт», где Холмс упражняется в фехтовании.

Хлыст. В некоторых рассказах Холмс появляется вооружённый хлыстом. В рассказе «Шесть Наполеонов» хлыст даже назван любимым оружием Холмса и упомянуто, что хлыст был дополнительно утяжелён при помощи свинца, налитого в рукоять. Чуть позже в этом же рассказе Холмс разбивает хлыстом последний бюст Наполеона. Также с помощью хлыста он выхватывает пистолет из рук Джона Клэя в «Союзе рыжих» — приём, требующий виртуозного владения хлыстом. Кроме того, в рассказе «Установление личности» Холмс намеревался задать взбучку мошеннику с помощью хлыста, висевшего на стене гостиной.

Рукопашный бой. Ватсон описывает Холмса как хорошего боксёра.

«— Да нет же, Мак-Мурдо, знаете! — вдруг добродушно проговорил Шерлок Холмс. — Я не думаю, чтобы вы забыли меня. Помните любителя-боксёра, с которым вы провели три раунда на ринге Алисона в день вашего бенефиса четыре года назад?

<…>

— Уж не мистера ли Шерлока Холмса я вижу?! — воскликнул боксёр. — А ведь он самый и есть! Как это я сразу вас не узнал? Вы не стояли бы здесь таким тихоней, а нанесли бы мне ваш знаменитый встречный удар в челюсть — я бы тогда сразу узнал вас. Э-э, да что говорить! Вы — из тех, кто зарывает таланты в землю. А то бы далеко пошли, если бы захотели!»

На практическом уровне знает несколько языков. Один из них итальянский:

«— Ваш шифр несложен, сударыня. Вы нужны нам здесь. Я был уверен, что стоит мне подать знак Vieni (ит. «приходи») — и вы обязательно придёте.»

«Большое «G» с маленьким «t»—это сокращение «Gesellschaft», что по-немецки означает «компания». Это обычное сокращение, как наше «К°». «Р», конечно, означает «Papier», бумага. <…> А человек, написавший записку, немец. Вы замечаете странное построение фразы: «Такой отзыв о вас мы со всех сторон получали»? Француз или русский не мог бы так написать. Только немцы так бесцеремонно обращаются со своими глаголами.»

«Холмс пожал плечами: — Пожалуй, я действительно приношу кое-какую пользу. «L’homme c’est rien — I’oeuvre c’est tout», как выразился Гюстав Флобер в письме к Жорж Санд.»

Привычки: курит трубку и сигары, а так же употребляет кокаин.

«…я вошёл в комнату и перепугался: не пожар ли у нас? — из-за того что через дым едва брезжил свет лампы…»

«Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай — и я забуду про искусственные стимуляторы».

Играет на скрипке.

«…Я знал, что он может исполнять скрипичные пьесы, и довольно трудные: не раз по моей просьбе он играл «Песни» Мендельсона и другие любимые мною вещи…» I see that I have alluded above to his powers upon the violin. These were very remarkable, but as eccentric as all his other accomplishments. That he could play pieces, and difficult pieces, I knew well, because at my request he has played me some of Mendelssohn’s Lieder, and other favourites.

Друзья: друг и помощник доктор Ватсон.

Эраст Фандорин

Создатель: Борис Акунин

Произведения: «Приключения Эраста Фандорина»

Имя: Фандорин Эраст Петрович

Дата рождения: 8 (20) января 1856 год

Место жительства: Москва

Рост: выше среднего

Внешность: брюнет. Природа наградила Эраста Петровича тонкими чертами лица, темными, почти черными проницательными глазами. Тонкие усики расположились над линией верхней губы, на висках еле проглядывает седина, являющаяся однако, не признаком старения, а вечным, так сказать, атрибутом внешности Фандорина, на виске шрам от пули доктора Линда. На лице Эраста Петровича превалирует абсолютно спокойное выражение и только когда он волнуется, на щеках у него проявляется румянец, а в глазах зарождается лихорадочный блеск. Осанка прямая, ходит Фандорин с высоко поднятой головой, эдакая статуя командора. Одевается дорого, но не броско, со вкусом, ходит с тросточкой. Голос мягкий, спокойный. Чуть заикается и это придает Фандорину совершенно неуловимый оттенок шарма.

«Он отчего-то смешался, щеки залились краской, а длинные девичьи ресницы виновато дрогнули. Раз уж речь зашла о ресницах, уместно будет описать внешность Эраста Петровича поподробнее, ибо ему суждено сыграть ключевую роль в поразительных и страшных событиях, которые вскоре воспоследовали. Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках.»

Семья: Отец Пётр Исаакиевич Фандорин (ум. 1876), Мать Елизавета Фандорина (ум. 1856).

«И то сказать, жестоко обошлась судьба с новоиспеченным письмоводителем. Девятнадцати лет от роду остался круглым сиротой — матери сызмальства не знал, а отец, горячая голова, пустил состояние на пустые прожекты, да и приказал долго жить. В железнодорожную лихорадку разбогател, в банковскую лихорадку разорился. Как начали в прошлый год коммерческие банки лопаться один за другим, так многие достойные люди по миру пошли. Надежнейшие процентные бумаги превратились в мусор, в ничто. Вот и господин Фандорин, отставной поручик, в одночасье преставившийся от удара, ничего кроме векселей единственному сыну не оставил. Мальчику бы гимназию закончить, да в университет, а вместо этого — изволь из родных стен на улицу, зарабатывай кусок хлеба. Ксаверий Феофилактович жалеюще крякнул. Экзамен-то на коллежского регистратора сирота сдал, дело для такого воспитанного юноши нехитрое, да зачем его в полицию занесло?»

Род занятий:

– Апрель-май 1876: клерк московской полиции

– Май-сентябрь 1876 года, июль 1877-март 1878: агент Третьего отделения

– Сентябрь 1876-июль 1877: волонтёр в сербской армии

– 1878-1882: Вице-консул российского посольства в Японии

– 1882-1891: чиновник особых поручений при московском генерал-губернаторе

– 1891-1904: частный детектив, инженер и авантюрист

– 1904-1905: инженер-консультант по железной дороге департамента полиции.

Основные черты, характер: Персонаж Фандорина воплотил в себе идеал аристократа XIX века: благородство, образованность, преданность, неподкупность, верность принципам. Эраст Петрович - человек себе на уме, его лицо может оставаться абсолютно непроницаемым и понять, что именно он думает, не представляется никакой возможности. Улыбается редко и всегда искренне, никогда не нацепляет «дежурной улыбки». Вежлив, галантен с дамами, достаточно эмоционален, но эмоции предпочитает держать в себе. Манеры действительного статского советника иногда вызывают неверное впечатление что он «зазнался» или «слишком нежно себя несет, расплескать боится». Однако те, кому удавалось проникнуть за эту каменную стену, которую Фандорин старательно возвел вокруг себя, становится понятно, что это всего лишь маска. В характере Фандорина присутствует просто головокружительная храбрость и дотошность, любит «по -чистоплюйствовать», в некотором роде авантюрист. Легко может до неузнаваемости изменить свой внешний вид, если это становится нужно в том или ином деле. У Фандорина очень развиты такие черты характера, как понятие о чести и совести. Он - русский дворянин и это проглядывается во всех чертах его характера и поведении. Способен на глубокое чувство, вот только мало кто может рассчитывать подступиться к «статуе командора» чуть ближе.

Навыки и умения: стрельба из пистолета, кун-фу, превосходно владеет клинком.

«Однако Эраст Петрович и не думал отступать. Напротив, он сделал шаг на встречу и поступил с инвалидом не по-джентельменски: из правого рукава кимоно вылетела тонкая стальная цепочка с крюком на конце, обвилась вокруг деревяшки, заменявшей Сельвестеру ногу, рывок — сторож грохнулся на спину. Фандорин наступил на руку сжимавшую нож, а второй ногой нанес несостоявшемуся убийце три-четыре несильных, но точно выверенных удара, произведших самое благотворное действие: Злобный калека перестал изрыгать ругательства и, как пишут в старых романах, Совершенно смирился нравом.»

Говорит по английски, французски, немецки, японски, турецки, испански, итальянски. Является также обладателем необычной способности — он всегда выигрывает в любой азартной игре и вообще в любом споре, если результат полностью определяется случайностью.

— Маса! — стукнул по столу Эраст Петрович, зная, что, если слугу вовремя не остановить, он поочередно расскажет по всех сорок семь верных вассалов, самых любимых своих героев. — Ты лучше скажи, Мосолова видел?

— Мосорфу-доно, нэээ, — протянул Маса (разговор шел по-японски).»

Другие знания, которые по мнению Фандорин могут быть необходимы в его работе.

«- Когда мы с Масой «закупировали» дом, под каждым окном я установил по силку из замечательной охотничьей к-коллекции дез Эссара-старшего. - объяснил русский. - Я ведь рассказывал, что научился этой премудрости у сибирских охотников.Выпутаться из такой сетки без посторонней помощи совершенно невозможно - разве что, если у тебя есть большой тесак.»

Привычки: иногда курит, носит с собой нефритовые четки, доставшиеся ему после одного из расследований

Друзья: камердинер, друг и помощник Масахиро Сибато (Маса)

Таблица 1

Внешность и характер (сходства и различия)

Критерий сравнения

Холмс

Фандорин

Дата рождения

1854

8 (20) января 1856

Место жительства

Лондон, Бейкер - стрит, 221-б

Москва

Рост

шесть футов - 183 см

выше среднего

Внешность

Высокий худой молодой человек. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок.

Брюнет. Природа наградила Эраста Петровича тонкими чертами лица, темными, почти черными проницательными глазами. Тонкие усики расположились над линией верхней губы, на висках еле проглядывает седина, являющаяся однако, не признаком старения, а вечным, так сказать, атрибутом внешности Фандорина, на виске шрам от пули доктора Линда. На лице Эраста Петровича превалирует абсолютно спокойное выражение и только когда он волнуется, на щеках у него проявляется румянец, а в глазах зарождается лихорадочный блеск. Осанка прямая, ходит Фандорин с высоко поднятой головой, эдакая статуя командора. Одевается дорого, но не броско, со вкусом, ходит с тросточкой. Голос мягкий, спокойный. Чуть заикается и это придает Фандорину совершенно неуловимый оттенок шарма.

Семья

брат Майкрофт Холмс

Отец Пётр Исаакиевич Фандорин (ум. 1876)

Мать Елизавета Фандорина (ум. 1856)

Род занятий

частный сыщик - консультант

Апрель-май 1876: клерк московской полиции

Май-сентябрь 1876 года, июль 1877-март 1878: агент Третьего отделения

Сентябрь 1876-июль 1877: волонтёр в сербской армии

1878-1882: Вице-консул российского посольства в Японии

1882-1891: чиновник особых поручений при московском генерал-губернаторе

1891-1904: частный детектив, инженер и авантюрист

1904-1905: инженер-консультант по железной дороге департамента полиции.

Характер

решительный, разносторонне талантлив, не меркантилен, домосед, неприхотлив, нельзя назвать чистюлей, равнодушен к роскоши, не любит женщин

идеал аристократии: благородство, преданность, образованность, неподкупность, верность своим принципам; человек себе на уме; вежлив, галантен; храбрый, дотошный, в некотором роде авантюрист

Привычки

курит трубку, принимает наркотики, играет на скрипке

иногда курит, Носит с собой нефритовые четки

Друзья

друг — доктор Ватсон

камердинер, друг и помощник Масахиро Сибато (Маса)

 

Интересным фактом является то, что Холмс и Фандорин почти ровесники, значит жили примерно в одно и то же время. Оба примерно одинакового роста, а вот во внешности есть определенные различия. Если Фандорин такой себе педант, всегда с иголочки джентельмен, легкая седина, то Холмсу же нет дела до того как он выглядит, но при этом нельзя сказать, что он и не следит за собой. Различия ест даже во взгляде, у Холмса же он серьезный и проницательный, то у Фандорина более мягкий и спокойный. По роду деятельности тоже есть некие различия: Холмс работает сам на себя и никому ничего не должен, Эраст Петрович состоит на государственной службе, поэтом у него некий карьерный рост. По характеру сыщики отличаются кардинально: Холмс решителен и уперт, нацелен только на выполнение дела и ему абсолютно неважно что о нем могут подумать люди, Фандорин же настоящий джентельмен и держит себя даже при раскрытии деле, помимо этого храбр и авантюрин. Оба сыщика имеют помощников, которые по совместительству являются их лучшими друзьями.

Исходя из этой таблицы, я пришла к выводу, что по внешним и внутренним признаками Холмс и Фандорин имеют и сходства, и различия.

Принципы работы и способы ведения детективного расследования

Шерлок Холмс

Дедуктивный метод Шерлока Холмса

«Отбросьте все невозможное; то, что останется — и будет ответом, каким бы невероятным он ни казался.»

1. На основе всех фактов и улик строится полная картина преступления.

2. Отталкиваясь от полученной картины преступления, разыскивается единственно соответствующий ей обвиняемый.

При составлении представления о картине преступления Холмс использует строгую логику, которая позволяет по разрозненным и мало значащим в отдельности деталям восстановить единую картину так, как если бы он видел происшествие своими глазами.

«По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о возможности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь — это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену.»

«Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья — и предшествующие, и последующие. Но чтобы довести искусство мышления до высшей точки — необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты, а для этого ему нужны самые обширные познания…»

Ключевыми моментами метода являются наблюдательность и экспертные знания во многих практических и прикладных областях науки, зачастую относящихся к криминалистике. Здесь проявляется специфический подход Холмса к познанию мира — сугубо профессиональный и прагматичный, кажущийся более чем странным людям, малознакомым с личностью Холмса.

«Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак.» “You see,” he explained, “I consider that a man’s brain originally is like a little empty attic, and you have to stock it with such furniture as you choose. A fool takes in all the lumber of every sort that he comes across, so that the knowledge which might be useful to him gets crowded out, or at best is jumbled up with a lot of other things so that he has a difficulty in laying his hands upon it. Now the skilful workman is very careful indeed as to what he takes into his brain-attic. He will have nothing but the tools which may help him in doing his work, but of these he has a large assortment, and all in the most perfect order. It is a mistake to think that that little room has elastic walls and can distend to any extent. Depend upon it there comes a time when for every addition of knowledge you forget something that you knew before. It is of the highest importance, therefore, not to have useless facts elbowing out the useful ones.”

– использует метод рабочей гипотезы

– сильно обращает внимание на детали (одежду, фигуру человека и т.д.)

– проводит слежку, осмотр места преступления

– переодевание, консперация

Холмс не чужд различных уловок — использует грим, парики, меняет голос. В некоторых делах ему приходится прибегать к полному перевоплощению, что требует искусства актёра.

– хорошо знает все окрестности Лондона

– осведомлен о всех лондонских преступниках и преступных группировках

– Холмс ведёт подробную картотеку преступлений и преступников, а также пишет монографии в качестве учёного-криминалиста

– во время расследования необходимы предельное спокойствие и холодный расчет

– в некоторых делах на Холмса работает группа лондонских беспризорных мальчишек. В основном Холмс использует их в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел.

Эраст Фандорин

– всегда выигрывает в любой азартной игре и вообще в любом споре, если результат полностью определяется случайностью

– владеет несколькими языками

– хорош в стрельбе из пистолета

«У Эраста Петровича не осталось выбора. Он схватил из-под листа свой «браунинг» и, прежде чем Свист успел нажать на спуск еще раз, выстрелил наверняка, в затылок.»

– владеет кун-фу

– превосходно владеет клинком

– привычка нумеровать факты: это раз, это два

– дедукция

– логические умозаключения

– догадки

– не очень хорошо осведомлен об окрестностях и преступниках Москвы

– переодевания, консперация

– сторонник «психологической школы»

«Теперь, согласно психологической науке, чтобы снять лишнюю нервозность, следовало завести разговор на отвлеченную тему.»

– обладает чутким слухом и отличным зрением

– опрос свидетелй

– обладает обширными знаниями, необходимыми не только для детективного расследования

– осмотр места преступления

– слежка

«Дело было хорошо знакомое, небесприятное. Эраст Петрович по праву считал себя мастером выслеживания. В последние годы ему самому редко доводилось исполнять роль «хвоста». Тем охотнее тряхнул он стариной.»

– «Тем временем Фандорин подобрал удобного размера голыш. Искусством прицельного камнеметания Эраст Петрович владел в совершенстве еще с японских времен.»

Сравнительный анализ способов ведения детективного расследования

Таблица 2

Сходства

Холмс

Фандорин

– использует метод дедукции

– переодевание, консперация

– слежка

– осмотр места преступления

– есть помощник - доктор Ватсон

– хорош в рукопашном бою

– отличный стрелок из револьвера

– владеет шпагой

– говорит на нескольких языках

– опрос сведетелей

– использует метод дедукции

– переодевание, консперация

– слежка

– осмотр места преступления

– есть помощник - Маса

– владеет кун-фу

– владеет стрельбой из пистолета

– отличный фехтовальщик

– полиглот

– опрос сведетелей

 

Сходства двух детективов

Мы можем сделать вывод исходя из данных таблицы, что два величайших детектива имеют сходные черты в ведение детективных расследований. Само собой разумеется, что такие методы как опрос свидетелей, слежка, осмотр места преступления присущи всем детектива и сыщикам, но не каждый детектив владеет несколькими языками, стрельбой из оружия, фехтование и, уж точно, не каждый переодевается в другого человека меняясь до неузнаваемости.

Таблица 3

Различия

Холмс

Фандорин

– использует метод рабочей гиптезы

– имеет знания только в тех науках, которые по его мнению могут помочь ему в расследовании преступлений

– Холмс ведет пробную картотеку преступлений и преступников и пишет монографии в качестве ученого - криминалиста

– в некоторых делах на Холмса работает группа мальчишек-беспризорников, он использует их в качестве соглядатаев, оказывающих ему помощь при расследовании дел

– во время расследования необходимы спокойствие и холодный расчет

– хорошо знает все окрестности Лондона

– осведомлен о всех лондонских преступниках и преступных группировках, а также многих мировых злодеях

– привычка нумеровать факты: это раз, это два

– всегда выигрывает в любой азартной игре

– догадки

– не очень хорошо осведомлен об окрестностях и преступниках Москвы

– сторонник «психологической школы»

– обладает чутким слухом и отличным зрением

– обладает широким кругозором необходимым не только для детективного расследования

 

Различия двух детективов

Таблица 3 показывает нам различия между двумя детективами. Мы можем видеть, что Шерлок Холмс имеет больше навыков и знания необходимых для детективного расследования. Разумеется, Фандорин тоже имеет много достоинств, но его навыков не достаточно для того, чтобы раскрывать различные убийства и заговоры столь же успешно, как это делает Шерлок.

Заключение

Несомненно роль детективного жанра в литературе очень велика. Если Вас попросят перечислить основные литературные жанры, вы, даже, не задумываясь упомяните детектив. Произведения написанные в этом жанре не только дарят людям различные эмоции: авантюра, страх, нервы, ожидание разгадки финала и т.д. , но и могут расширить Ваш кругозор относительно детективных терминов, преступников, которые действительно существуют или, даже, примеры каких-то взаимоотношений между людьми и т.д. Говоря о детективе, мы сразу вспоминаем великого Шерлока Холмса Артура Конана Дойля, который вобрал в себя все то, что должен уметь и знать настоящий сыщик. Помимо Холмса существуют и другие гениальные детективы и сыщики, например Акунинский Эраст Петрович Фандорин. Чем не новый Шерлок: умен, разносторонен, талантлив. В своей работе я постаралась проанализировать и провести сравнительный анализ Шерлока Холмса с Эрастом Фандориным. Выполнила стоявшие передо мной задачи. Благодаря проделанной работе, я могу ответить на вопрос: «Кто же лучше: Шерлок Холмс или Эраст Фандорин?». Безусловно, великий Шерлок Холмс всегда будет лучше всех. Нет еще такого литературного сыщика, сумевшего бы его превзойти. Может быть в будущем еще появится, детективный жанр не стоит на месте, он развивается. Что же касается Эраста Фандорина то, конечно, до Шерлока ему далеко, но тем не менее, он достоин сравнения с Холмсом и тоже очень талантливый детектив. На самом деле, просто каждый персонаж для своего времени. Каждый из них имеет необходимые навыки и знания, которыми должен обладать настоящий детектив. Каждый жил и работал в своей стране на благо общества. В жизни каждого из этих героев: Шерлока Холмса и Эраста Фандорина люди, даже, те кто не увлекается детективом, могут найти для себя что-то, что поможет им в трудную минут, что решит какую-то их проблему или они, просто, найдут себя в этих книгах. Именно поэтом, «Приключения Шерлока Холмса» и «Приключения Эраста Фандорина» читают и перечитывают люди со всего мира.


Библиографическая ссылка

Грабовская А.С. ЭРАСТ ФАНДОРИН ПРОТИВ ШЕРЛОКА ХОЛМСА // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=305 (дата обращения: 06.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074