Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ДЕФИЦИТ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ

Грачева Л.В. 1
1 МКОУ Аксарихинская СОШ, п. Восточный Камышловский район, учитель русского языка и литературы

Так получилось, что чаще всего во время моей учебы у нас менялись учителя по технологии. С 5 по 8 класс их было 3. С 9 класса мы стали ходить на уроки технологии в УПК (Учебно-производственный комбинат). Там за 9 класс мы меняли направления подготовки почти каждую четверть: швейное дело (на настоящих швейных машинах, которые раньше были на швейной фабрике), вязание крючком, экономика, кулинария и дизайн. Мальчики посещали модули деревообработки и металлообработки. В 10-11 классы мы занимались по одному модулю, который выбрали в начале 10 класса. Можно было выбрать модули знакомые с 9 класса или модуль автодело (сдать на права), либо медицинский (типа подготовительные курсы в медколледж). В моём случае это была экономика.
В 5-8 классе уроки технологии были в школе, раздельно для мальчиков и девочек. Мальчики работали на станках по дереву и по металлу. А мы, девчонки почти каждый год с новой учительницей постигали азы домоводства. Шили фартук и юбку, которая была очень даже достойно сшита, я щеголяла в ней в 7 классе. Вязали крючком и спицами. Готовили винегрет, суп, пекли блины, оладьи, печенье и т.д. Консервировали овощи. Говорили про внешность, волосы, гигиену, манеры и даже разбирали – собирали вилку электроприборов. И это было как-то естественно. Парни в стружке и опилках, а мы в сшитых юбках.

Когда я пришла работать в школу, я была несколько шокирована тем, что уроки технологии у мальчиков и девочек совместные. И ведет их женщина-учитель. Тема шитье, значит, шьют все. Девочки юбку, мальчики- шорты. Тема кулинария, значит, готовят все. Обработка дерева, металла в теории и для мальчиков и для девочек. Принесут заранее обработанные разделочные доски и выжигают на них или расписывают. Девочкам нравятся такие уроки технологии – эти занятия для них, и мальчикам тоже нравятся. Они обожают готовить, печь и даже шитье у них вызывает интерес. Все это прекрасно, мальчикам лишним не будет – макароны себе сварят или пуговицу пришьют. Но чисто мужских навыков у мальчиков не формируется. И это печально. Хорошо, если есть отец, который покажет и научит. Скворечник сколотит вместе с сыном на конкурс. Научит насосом камеру на велосипеде накачивать, шуруповёртом крутить и полки с фоторамками весить. А если такого папы нет? И в школе технология, как говорят мои ученики «девчачья»? Все, хана!

У моей соседки трое детей. Старшая девочка уже шестиклассница. Она легко накормит младших, на осенних каникулах научилась замешивать тесто для пельменей и лепить их, а ведь замешивать тесто для пельменей совсем не просто. Она увлекается изготовлением украшений из пряжи, оформляет ободки, плетёт браслеты, рисует на ткани.

Моё подростковое детство прошло на стыке 20 и 21 века в мотоциклетной столице страны – Ирбите. Мотоциклы, даже не по одному были в каждой семье. В 16 лет можно было получить права на управление мотоциклом. Все мои знакомые парни-подростки получали мотоциклы в наследство от родителей, проводили время в гаражах, чинили-разбирали и были счастливы. Сейчас никто не получает в наследство мотоциклы и не корпит над ними. Сейчас редко можно найти подростка увлеченным чем-то увлеченным кроме интернета и игр.

Детский психолог Катерина Мурашова несколько лет назад проводила эксперимент с подростами. В течение 8 часов подросток оставался наедине с собой, нельзя было пользоваться гаджетами, интернетом, смотреть ТВ, слушать радио и музыку. Гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают и они сами себя не могут занять. Из 68 детей с 12 до 18 лет эксперимент полностью выполнили только 3 человека. Два мальчика и девочка. Один из мальчиков клеил модель корабля, другой перебирал свои коллекции, потом пересаживал цветы. Остальные дети завершали эксперимент досрочно, потому что с их слов «больше не могли», испытывали вегетативные симптомы типа тошноты, тремора и т.д. Психолог подтвердила свою гипотезу, а я сделала еще один вывод: дети, способные делать что-то своими руками, увлеченные каким-то прикладным творчеством прекрасно переживаю отсутствие гаджетов и компании.

Рядом с моим домом стоит дом, который недавно построили, но не смогли заселить из-за бюрократических препон. Сейчас постепенно этот дом облюбовали подростки. Они медленно, но верно его разбирают и это не от того, что они какие-то хулиганы, а от того что им интересно. Они просто не знают, как построен этот дом, из каких материалов, как вставлены окна и т.д. Современные подростки просто лишены возможности практического познания мира. Они не проводят время в гараже у мотоцикла или велосипеда на худой конец. Они не помогают отцу в строительстве бани или сарая.

На днях, пробегая мимо, я увидела клочки утеплителя, которые валяются около дома. Похоже, подростки стали разбирать стену… На мой взгляд, именно сейчас важно не упустить этих любознательных подростков класса 6-7 и дать им такую возможность, познать окружающий бытовой мир. К сожалению, это не всегда могут сделать школа и родители. Как тогда быть?


Библиографическая ссылка

Грачева Л.В. ДЕФИЦИТ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 6-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=816 (дата обращения: 11.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674