Не секрет, что поступая в первый класс школы, ребенок проходит сложную адаптацию во многих отношениях. Всегда есть и напряженность, и раздражительность, и замкнутость и т.п. И проще всего , когда родителей нет дома, уйти в мир компьютеров, интернета, гаджетов, спрятаться там или вообще застрять в паутине. Теряется живое общение с друзьями, ровесниками и одноклассниками.
Все это, как мама первоклассника, я прошла. Долго думала, как помочь моему ребенку и другим детям. Вот и вспомнилось забытое ныне, но очень хорошее доброе явление – как барабанный бой. И не в один барабан. А именно в несколько. Настоящий ансамбль! Посмотрела литературу, почитала мнение специалистов. Врач Заворотный В.П. (награжден медалью И. Мечникова «За вклад в укрепление здоровья нации») о коллективном барабанном бое – « это феномен социализации группы людей, объединенных одной общей целью. Здесь кроется невероятно мощный потенциал для работы с молодежью для ее правильного и гармоничного развития в социально приемлемом направлении». Так начался мой педагогический проект «Слушай страна, барабанит детвора!»
Цель проекта: патриотическое воспитание, привитие навыков коммуникативного общения, социализация детей в современной жизни, развитие эстетического вкуса.
Задачи:
• создание творческого коллектива на базе общеобразовательного учреждения – ансамбль барабанщиков;
• привитие навыков игры на барабанах;
• постановка сценических номеров;
• участие в тематических конкурсах, концертах;
• участие в городских мероприятиях;
• сплочение родительской общественности.
Реализация проекта. Рассказав об идее создания барабанного коллектива другим родителям из класса. Идею поддержали. Десять желающих попробовать нашлось. Заручились поддержкой классного руководителя. Нашли специалиста, который взялся обучать детей барабанному мастерству. Купить барабаны своим детям смогли только шесть родителей.
В октябре 2012 года начались занятия. Учились все желающие. У кого не было инструмента, отрабатывал барабанные рисунки на коробках из под барабанов .
Занятия проводили на территории школы № 34, учениками которой являются все ребята.
Занятия проводились два раза в неделю. Тот же режим занятий мы сохранили в последующем. Исключения составляют дни перед выступлениями. Репетируем каждый день.
Сначала учились самому простому – как правильно держать барабанные палочки: оказывается, для левой и правой руки «замки» выполняются по-разному!
Осваивали и простые барабанные рисунки типа «Бей, бей, бей! Бей, барабанщик, бей!»… Дальше – больше. Пошли «восьмушки и шестнадцатые», рисунки стали сложнее.
По ходу занятий выяснилось, что необходима еще и строевая подготовка, ведь для выступлений на сцене необходимо красиво выйти, правильно повернуться, не забывая при этом барабанить в такт.
Социальный педагог школы поставила ребятам правильный строевой шаг, повороты, предложила варианты перестроения.
И вот уже выученный нами «Петровский марш» превратился из стационарного (в плане перестроений) в динамичный. Сейчас, исполняя «Петровский марш», барабанщики показывают несколько сложных по наполнению ритмических рисунков и при этом перестраиваются.
Январь 2013 г. – Дебют коллектива на открытии спортивного школьного праздника «Мама, папа, я – спортивная семья».
Февраль 2013 г. – выступление на школьном конкурсе песни и строя «Февральский ветер». К этому выходу на сцену уже изготовлены костюмы по собственным эскизам и на собственные средства.
23.02.2013 г. коллектив исполняет «Барабанные ритмы» в цехе №15 ОАО Корпорации «Иркут» на праздничном концерте, посвященном дню защитника отечества.
Март 2013 г. принимает участие в концерте «Весенний калейдоскоп» с премьерой «Петровского марша»
Май 2013 г. барабанщики выступали в цехах №№7 и 15 ОАО Корпорации «Иркут» на праздничных концертах, посвященных празднованию Дня Победы,
23.05.2013 г. первое выступление на «настоящей» театральной сцене ДК им. Ю.А. Гагарина на школьном концерте перед всеми учениками своей родной школы и их родителями.
25.05.2013 г. закончили учебный год премьерой номера «Уличные ритмы», исполнив его перед одноклассниками на 70- и 100-литровых бочках. Бочки пополнили наш инструментальный ряд.
15 декабря 2013 г. ребята стали участниками проекта «Стань победителем!», проводимым телекомпанией АИСТ. Как итог – попали на экраны телевизоров в Новогоднюю ночь. Именно по дороге на этот конкурс родилось название коллектива – ансамбль барабанщиков «Ударники». Были разные варианты: «Барабарики», «Петровские барабанщики» и т.д. Но на душу всем легло простое и в то же время очень емкое по содержанию – «Ударники».
18 декабря «Ударники» стали участниками праздничного концерта, посвященного 75-летию родной 34-й школы.
14 февраля 2014 года они защищали честь школы в районном конкурсе «Февральский ветер».
20 февраля ребята стали победителями городского фестиваля патриотической песни «Февральский ветер».
2–3 мая 2014 г. ансамбль первый раз выехал за пределы Иркутска на Десятый Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Москва-Байкальск-транзит», который проходил в г. Байкальске. В номинации «Инструментальная музыка» ребята получили диплом III степени. Были также и подарки, и призы, но самое главное – приглашение в Сочи на V Юбилейный Международный чемпионат искусств!
7 июня 2014 года «Ударники» отметили своим участием в карнавальном шествии в честь дня города. Темой карнавала была цифра 7. Учитывая, что барабанщиков в коллективе 7, вопрос об участии решился сам собой. И вот уже не просто семь участников, а целая колонна в 50 человек. Здесь и родители, и учителя, и танцевальный школьный коллектив. И все рады этому празднику. С украшенной платформой, с поваром – КАШЕВАРОМ, с баком настоящей гречневой каши с тушенкой, с семерыми едоками – родителями, с ложками и тарелками, с группой поддержки – маленькими официантами с яркими помпонами, шли по улицам Иркутска. Название колонны «Один с плошкой, СЕМЕРО с ложкой». Тогда весь город увидел наших «Ударников» и услышал их барабанный бой. Радостная атмосфера праздника окрылила и укрепила мысль о том, что мы как родители все сделали правильно. Хорошо, что мы не побоялись воплотить нашу идею с барабанщиками в жизнь!
А сколько было гордости и радости. когда нашу колонну знакомые увидели по местному телевидению. Когда фото с карнавала опубликовали в газетах. И хоть мы не победили, но фото наших барабанщиков были в каждом репортаже. И это здорово! Это радует глаз, когда дети участвуют в больших мероприятиях, когда с ними идут их родители и учителя. В эти моменты – они как одна семья. И пусть ребят – участников карнавала , было чуть больше двадцати человек,. Но они в этот момент , как и во время репетиций не сидели у компьютеров и не теряли ориентацию во времени и пространстве. Они были вместе!
«Слушай страна! Барабанит детвора!!»
С этого момента мы решили, что детям необходимо и принимать участие в массовых мероприятиях.
28 Августа 2014 г. фестиваль «Живых статуй» в Иркутске ребята «Ударники» представили композицию «Крым. Артек. Мечта» и набрали большинство голосов – 407! Барабанщики получили заслуженное первое место, и завоевали первый в своей жизни кубок! Но самым главным итогом мы считаем то, что ребята на «Фестивале живых статуй» были одним целым и дружным коллективом, самым настоящим пионерским отрядом!
Октябрь 2014 г. мы сняли во многом автобиографичный семиминутный фильм «История одного барабана» . Сценарий придумали сами. Съемку осуществлял человек, приглашенный со стороны, и не имеющий к ансамблю никакого отношения. Но вот , что примечательно: наш коллектив, наши проблемы стали ему интересны. И сейчас мы вместе. Ни одно мероприятие не проходит без нашего Оператора. Так, не взяв с нас ни гроша, он отснял и смонтировал наш первый фильм. Съемки которого проходили в Иркутске, и куда вошли отрывки из наших выступлений .
Ноябрь 2014 Наш фильм «История одного барабана» участник Областного молодежного конкурса творческих работ в сфере киноискусства «Кинобедют». Никаких мест он не занял, только утешительный диплом «За волю к победе».
Декабрь 2014 участники II муниципального конкурса барабанщиков в г. Ангарске.
6 декабря 2014 года в Иркутском музее декабристов на открытом областном фестивале любительских театральных коллективов «В потомках ваше племя оживет» получил диплом в номинации «За лучшее музыкальное оформление литературно-музыкальной композиции». Наша музыкальная композиция называлась «Мы – богатыри! И была посвящена 200-летию Бородинской битвы. Новое для нас то, что к просто барабанному исполнению «Петровского марша» мы добавили небольшие действия и чтение «Бородино». В постановке номера мы уже пользовались консультациями профессионального постановщика.
23 февраля 2015 г. – премьера номера. Целая литературно-музыкальная композиция «КАЗАКИ». В ней участвуют не только барабанщики, но и их одноклассники, читают стихи, поют. Надо сказать, что номер мы предварительно показали нашим иркутским казакам. Редактор сайта «Иркут Казачий» Копылов А.Н. поделился своим мнением, высказал свои замечания. Исправив их, мы попросили высказать свои замечания актера Театра Народной Драмы Семенова В.В. И только после этого мы представили номер на суд зрителей на праздничном концерте , посвященному Дню защитника отечества.
Апрель 2015 – Организовали и провели школьную акцию «Спасибо деду за победу». Агитационная работа с классами. Собрано более 130 фотографий участников ВОВ, родственников и знакомых учащихся нашей школы. Оформлен альбом.
Апрель 2014 – участники Акции «Скажи спасибо за победу». Сочинили , записали и отправили на СТС видеопоздравление ветеранам.
«Где ветер байкальский гоняет волну,
Под звук барабана поздравим страну!
И палочки наши как сердце стучат –
Мы помним твой подвиг! Спасибо, солдат!»
Май 2015 – стали участниками конкурса плакатов «Крылья победы»
8 мая 2015 г. – участники праздничного концерта в Иркутском театре народной драмы.
9 мая 2015 г. – участники шествия «Бессмертный полк».
6 июня 2015г. День города. Праздничное шествие. Организаторы и участники колонны «Как казаки на карнавал ходили».
В апреле и сентябре 2015 года мы объявили набор новых ребят в ряды барабанщиков. Информация размещена на школьном ТВ.
Изготовили объявления и расклеили в близлежащих школах, в Центре дополнительного образования «Юннатская станция». Так же родители, работающие на ИАПО «Иркут» обеспечили размещение объявления на внутризаводской площадке.
Звонки идут. Но интересен то факт, что в основном звонят родители первоклассников и дошкольников, а старшие школьники инертны, безучастны. Однако мы верим, что заявляя о себе участием в массовых мероприятиях, мы привлечем в свои ряды новых ребят разных возрастов. И не только малышей.
Занятия в этом году будут проводиться по-прежнему 2– 3 раза в неделю. И будут включать в себя – теорию, практику, строевую подготовку и актерское мастерство.
В новом году планируем из вновь пришедших ребят сформировать младшую группу. И организовать из них целый «Шумовой» оркестр. И учитывая, что малышам барабаны, которые у нас есть, тяжело будет удержать, дадим им в руки перкуссионные инструменты (треугольники, маракасы, ксилофон, тамбурин и т.п.).
С нашими «большими» ребятами планируем постановку новых номеров, отработку прошлых. Мечтаем снять серию фильмов или мультфильмов «Барабанные истории».
Итоги. А пока мы здесь в нашем любимом Иркутске продолжаем барабанить. И жизнь доказала: «Это нужно детям!» Ребята сдружились внутри коллектива. Каждый из участников ощущает свою значимость и успешность.
Укрепляется вера в то, что научившись чему-то интересному, можешь стать интересным для окружающих. Доказательство тому, неподдельный интерес людей со стороны к коллективу. Карнавалы 2014 и 2015 годов, праздничные городские шествия в 2016 и 2018 годах. И конечно, же участие коллектива в городской колонне «Бессмертного полка».
И пусть они кое-где идут не в ногу. И удары палочек не совсем ритмичны. Но они вместе. Они коллектив.
А вокруг барабанщиков объединяются взрослые: родители, старшие и младшие братья и сестры, бабушки и дедушки, тети и дяди, приятели и одноклассники. Вот и получается большая дружная семья, которая с гордостью скажет: «Слушай страна! Барабанит детвора!»
Библиографическая ссылка
Петрова А.А. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 2-2. ;URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=969 (дата обращения: 21.11.2024).