Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВОЛНУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ ПОЭТА-ЗЕМЛЯКА НИКОЛАЯ ОСИПОВА

Авилова Д.А. 1
1 г. Тутаев, Ярославская область, МОУ «СШ №3», 9 «Б» класс

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный и волнующий мир – мир поэзии. И, открыв томик любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному». А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже и глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера лирического героя, приблизиться через его образы к самому поэту. Поэт становится духовным наставником, мысли и советы которого тебе дороги. Узнавая стихи поэтов – земляков, проникаешься особой любовью к Родине.

С берегов великой реки Волги вошёл в поэтический мир Николай Осипов, воспевший в своих стихах необыкновенную красоту родного края. Он живёт радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Пишет о том, что нам близко и дорого, – о красоте родного края, о людях, живущих здесь.

Своей излюбленной теме – неповторимой красоте волжского городка – поэт отдал более 30 лет упорной работы.

В стихах Осипова слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.

Поэт изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется, показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние.

Писать стихи Николай начал с детства. получалось у него это великолепно:

Я хочу, чтобы вечер и утро

Одевались зарёю в парчу

С самоцветами и перламутром. («Желание»).

Николай воспевает красоту родного края в разное время года: «.Весенние мотивы», «Весна», «Апрель», «Мечты о лете», «В то лето дважды цвёл шиповник», «Осень», «Осень золотая», «Скоро осень опечалится», «Разбросала осень золото», «Зимняя сказка», «Обсыпает иней мохнатый» и другие. Искренностью и чистотой чувств привлекают строки:

Плывут, плывут по Волге льдины,

На неподвижном берегу,

Столетние ссутулив спины,

Застыли вётлы на снегу. («Весна»)/

Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей весной – порой обновления, перерождения, любви. От стихов веет тишиной, умиротворением. Какой-то особенной лиричностью, образностью отличаются стихи младшего брата. Они совсем другие. Читая томик стихов Николая Осипова, хочется выйти на крупный волжский берег, окунуться в синеву небес:

В синем небе жаворонки звонко

Разливают песнь свою над полем.

Отчий край, родимая сторонка,

Как легко дышать твоим раздольем! («В синем небе жаворонки звонко…»).

Темы родины и природы тесно взаимосвязаны. Поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая природу, Н. Осипов тем самым описывает и родину, так как природа – часть родины:

Разбросала осень золото,

Сыплет ветер серебром,

Речкой надвое расколота

Дремлет нива под жнивьём. («Разбросала осень золото»).

Ой ты, Русь, деревенскою силой

Ты веками была сильна.

Пол-Европы поила, кормила… («Опустел сиротливый просёлок»).

Светом, необыкновенной нежностью и простотой, звуками наполнены все стихотворения поэта: ветры «зашуршат колючей стернею», «над берёзками родимыми

затрещит зима морозами», «отзвучала нынче песнями журавлиная печаль» и т.д. Поэт создает незабываемый эмоциональный настрой, который сохраняется на всю жизнь:

В лесу, где мохнатые ели

В молчанье суровом стоят,

Живут, отдыхая, метели

И ветры холодные спят. («Зимняя сказка»).

Здесь в каждой его строчке контраст и гармония, соединение, казалось бы, несоединимого. Эти строки хочется переложить на музыку и одновременно изображать красками на холсте:

Обсыпает иней мохнатый.

Всё на солнце в волшебном огне.

На скрипучем снегу, как когда-то,

Я кормлю у крыльца голубей. («Обсыпает иней мохнатый»)

Поэт, используя очень простые, доступные образы создает незабываемые картины русской природы. Любовь к природе к родным волжским берегам делает лирику Николая Осипова огромной поэмой о России.

Лирический герой стихотворений Николая Осипова – человек, горячо любящий и остро чувствующий родную природу во многих, часто еле уловимых, оттенках. Нам открывается прекрасный мир цветов, звуков, запахов. Сравнения и метафоры помогают поэту раскрыть его в своем естественном многообразии. Весна не просто проходит, а «проходит невидимкой, Снегами талыми шуршит», старый тополь не просто растёт во дворе, а «скрипит во дворе у колодца», заброшенной деревеньке сочувствует природа: «…выплакало небо очи голубые, над полями тенью сумерки густые…». Поэт рисует сказочные волшебные образы:

В сиянье голубого дня

С утра, без устали звеня,

Как будто одержим спросонок,

Над мокрым полем жаворонок. («Апрель»).

Голый лес не будет хмуриться:

Встретит сказочною просекой… («Скоро осень опечалится»).

У Николая Осипова и цвет, и звук удивительно соединяются в одном образе:

Отливает золотом солома,

Неба выцвел голубой платок,

Бабьим летом я иду из дома

В тишину разъезженных дорог. («За грибами»).

Возле леса, где колышется овёс,

Шёл дорогою могучий старый лось.

И в вечерней гаснущей заре

Куст раскидистых рогов его алел. («Лось»).

Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек и озер, наполненных многоголосыми звуками, окрашенными в переменчивые цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в постоянном движении и изменении: то ослепительно белый, с воем и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, подчас закованный в лед и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный, а то алый, бесконечно глубокий, в лучах зорь и зарниц.

Лирический талант Н. Осипова виден даже в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений. Радость и горе, буйство и печаль, наполняющие его стихи, он выражает немногословно, добиваясь выразительности в каждом слове, в каждой строке. Нескольких строк ему достаточно для создания законченной и яркой картины:

Оттого ль тоскою осень над полями

Изливает душу вместе с журавлями.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое – запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Созданную поэтом картину можно видеть, слышать, обонять.

Творчество Н. Осипова – очень противоречиво и неоднородно, порою беспросветно грустное и безысходное, порою жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но именно в лирике выражено все, что составляет душу его творчества: до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы.

В стихотворении «Мечты о лете» поэт в каждом четверостишии «рисует» определенный образ. Читаешь и представляешь тихую речушку с хороводом стрекоз и кваканьем лягушек, лес с припрятанными до поры ландышами и лесным дирижёром-дятлом, луг со множеством цветов и насекомых:

Я вижу: над тихой речушкой

Стрекозы кружат хоровод.

И слышу, как громко лягушка

Весеннюю песню поёт.

В стихах Николая Осипова природа оживает, для него она живая, как человек. Она и поёт, и радуется, но, бывает, и грустит, и даже плачет. Читая лирические произведения Николая Осипова, мы понимаем, что в мире есть красота – это природа, которая восхищает, удивляет, радует нас. Она делает человека выше духовно, заставляет задуматься о смысле жизни, об отношении к окружающему миру.

Поэтическое творчество Николая Осипова – одна из ярких, глубоко волнующих страниц поэзии нашего родного края, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Его стихи наводят на глубокие нравственно-философские размышления, дают возможность вглядеться в своё настоящее, вникнуть в то, что происходит вокруг, понять своё предназначение.


Библиографическая ссылка

Авилова Д.А. ВОЛНУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ ПОЭТА-ЗЕМЛЯКА НИКОЛАЯ ОСИПОВА // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 3-3. – С. 407-408;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1098 (дата обращения: 15.12.2019).