Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОСОБЕННЫЕ» ГЕРОИ – ДЕТИ С ОВЗ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. КОРОЛЕНКО «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ», В. КРАПИВИНА «ТА СТОРОНА, ГДЕ ВЕТЕР», А. ЛИХАНОВА «СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ»)

Астафьева М.А. 1 Власова С.П. 1 Горячева Ж.Р. 1
1 г.о. Жуковский Московской области, МОУ «СОШ №4», 8 «А» класс
Верина Н.А. (г.о. Жуковский Московской области, МОУ «СОШ №4»)
1. Басинский П.В. Републикация «Слепой музыкант» и слепой критик // Литературный журнал/ 16.02.2013. – http://www.megalib.com/statii/37–news/231–l-r---.html/
2. Бялый Г.А. Неизбывное, бодрое, героическое («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет» В.Г. Короленко) публикуется по книге: Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы / Сост. В.И. Кулешов – М.: Дет. лит., 1983. Электронная версия подготовлена А.В. Волковой.
3. Гареева Т.С. Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей // Молодой ученый. – 2018. – №18. – С. 460–463. – URL https://moluch.ru/archive/204/49969/.
4. Короленко В.Г. Слепой музыкант. – М.: Астрель АСТ, 2010.
5. Крапивин В.П. Та сторона, где ветер. – М.: Школьная библиотека, 2016.
6. Лиханов А.А. Солнечное затмение. – М.: ЭКСМО, 2011.
7. Федотова Е.В. Герой и время в повестях А. Лиханова: автореф. дис. … канд. филол. // Человек и наука. – http://cheloveknauka.com/geroy-i-vremya-v-povestyah-a-lihanova#ixzz5j1QxWmki/

Задача исследования: выяснить, как в русской литературе показаны «особенные герои».

Объект исследования: герои произведений – дети с ОВЗ, их родители и окружающие.

Предмет исследования: тексты художественных произведений В. Короленко «Слепой музыкант», В. Крапивина «Та сторона, где ветер» и А. Лиханова «Солнечное затмение».

Цель исследования:

1. Выяснить особенности изображения особенных героев в русской литературе

2. Сравнить и сопоставить героев В. Короленко «Слепой музыкант», В. Крапивина «Та сторона, где ветер» и А. Лиханова «Солнечное затмение»

3. Проанализировать композицию и сюжеты данных произведений, сравнить и сопоставить их.

4. Проанализировать отношение общества к детям с ОВЗ.

Гипотеза. От воспитания и отношения окружающих и общества в целом зависит характер человека с ОВЗ, общение с такими «особенными людьми» благотворно влияет на человека

Задачи исследования:

1. Анализ текстов художественных произведений В.Г.Короленко «Слепой музыкант», В. Крапивин «Та сторона, где ветер» и А. Лиханов «Солнечное затмение»

2. Исследование отношения социума к людям с ОВЗ через анкетирование обучающихся МОУ СОШ №4 5а, 6а, 7а, 8а, 10а классов

3. Исследование отношения социума к людям с ОВЗ через социалогический опрос ВКонтакте.

Этапы работы:

1. Подготовительный: компиляция материалов о детях с ОВЗ в современной психолого-педагогической литературе, чтение художественных произведений В. Короленко «Слепой музыкант», В. Крапивина «Та сторона, где ветер» и А. Лиханова «Солнечное затмение».

2. Аналитический:

• анализ характеров героев на основе их воспитания, отношения общества к ним

• анализ социологического опроса «В контакте»

• анкетирование обучающихся 5а, 6а, 7а, 8а и 10а классов МОУ СОШ №4

3. Заключительный: выводы, практическое применение.

Мы все рождаемся разными. Кому-то Бог даровал все: и ум, и красоту и здоровье, а кого-то лишил здоровья, но при этом даровал ум и душевное благосостояние. Людей с ограниченными возможностями здоровья в нашем мире называют «инвалидами». В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение, указание на ущербность. На латыни это слово означает «бессильный», «негодный». Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменить на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т.д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, к тем, кто лишён зрения, слуха или частей тела. Люди по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряжённо.

Основная часть

Инвалиды или люди с ограничением некоторых возможностей такие же, как и мы. Да они чем-то отличаются от нас, «здоровых» людей, но в чем-то они даже лучше и порой и умнее нас. Они особенные.

Характеристика героя, анализ композиции и сюжета повести В.Короленко «Слепой музыкант»

Эта повесть вызывает большой интерес у литературных критиков. В 1916 году М.А. Щербина доцент Московского университета, ослепший в двухлетнем возрасте, написал статью о повести Короленко «Слепой музыкант», где обвинял писателя в искажении истины. Щербина утверждал, что «слепорожденный, не знавший света человек, не может переживать по поводу того, что не видит солнца и не различает цветов». Ему ответил критик А.Г. Горнфельд, который был уверен, что «не с точки зрения психологии слепых важен и интересен для нас слепой Петр Попельский, а с точки зрения неистребимых запросов нашего духа, запросов, равно живых и законных и для слепого, и для зрячего». А.Г. Горнфельд характеризовал главного героя как человека, которого природные особенности «не пригнетают, а окрыляют», особенность физиологии «рождает их протест и рождает их творчество».

Нельзя не согласиться и с утверждением Г.А. Бялого о том, что «главный герой повести – слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он – музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой». Сюжет «Слепого музыканта» включает в себя два повествования. Первое – о том, как слепорожденный мальчик инстинктивно тянулся к свету. Второе – о том, как «подавленный личным несчастьем человек поборол в себе эгоистическую сосредоточенность на собственном страдании и сумел выработать активное сочувствие ко всем обездоленным людям». (Г.А. Бялый).

Нам было интересно узнать, как формировался характер героя, под влиянием чего менялась его жизнь.

С самого рождения Петра оберегала мать. Она делала за сына все, считая, что таким образом оберегает его от опасности. Но её брат, дядя Максим, считал, что, несмотря на жизненные трудности, нужно самому учиться их преодолевать. Дело в том, что этот герой не понаслышке знал, как тяжело жить инвалиду: во время войны он был ранен: «правую ногу ему совсем отрезали, и потому он ходил на костыле...» Странная наружность пугала посторонних, и только близкие к инвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце.

Мальчик пытался познавать мир с помощью осязания, и у него это получалось. Дядя Максим развивает в мальчике любознательность и желание узнавать мир. Максим стремится к тому, чтобы Петрусь был максимально самостоятельным: «Благодаря режиму, который был заведен по плану Максима, слепой во всем, где это было возможно, был предоставлен собственным усилиям, и это принесло самые лучшие результаты», «день мальчика был заполнен, нельзя было пожаловаться на скудость получаемых им впечатлений». Максим занимается физическим развитием племянника, учит его кататься на лошади. «Умелые уроки Максима, которому пришлось изучить для этого специальные приемы обучения слепых, очень нравились мальчику». Максим мечтает для Петра не о спокойствии, а о полноте жизни. Он хочет, чтобы племянник испытал в жизни «кипучие кризисы и борьбу»: Максим обучает слепого всему (истории, литературе и т.д.) А уроки музыки преподает мать. Она пытается рассказывать сыну обо всём с помощью звуков, она учит его импровизации.

Кроме семьи, на формирование характера Петра повлияла девочка Эвелина: «Дружба с этой девочкой, была настоящим даром судьбы». Героиня искренне любит слепого. Но несмотря на все старания родных и Эвелины сделать так, чтобы слепой не чувствовал себя ущербным, общение со здоровыми сверстниками, приехавшими в усадьбу, повергает героя в глубокую тоску.

Кульминация произведения – это эпизод, рассказывающий о поездке в монастырь, где герои узнают о романтической истории слепого бандуриста Юрко и встречаются со слепыми монахами. Именно в этот момент Пётр чувствует свою ущербность, свою ненужность социуму. Кроме того, уязвленное самолюбие и ревность превращают слепого в человека, который не может избавиться от негатива, от обиды на жизнь.

Дядя Максим пытается помочь племяннику пережить этот душевный кризис. С помощью Максима слепой Петр под видом крестьянина идет на богомолье к иконе. Дядя Максим «хотел, чтобы племянник почувствовал чужое горе и перестал так носиться со своим…» И герой изменился: «глаза его оставались попрежнему чистыми и попрежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась». Недаром на концерте Петра, ставшего знаменитым пианистом, а главное – счастливым, любящим человеком, Максим говорит: «Он прозрел, он действительно прозрел». Слепой Петр Попельский в конце концов не только осознал себя необходимым для жизни, но так или иначе не то реально, не то метафорически, во всяком случае противоестественно, преодолел на миг свою слепоту.

Характеристика героя, анализ композиции и сюжета повести В. Крапивина « Та сторона, где ветер»

Филолог Гареева Т.С. в работе «Художественное своеобразие произведений В.П. Крапивина о детях и для детей» отмечает, что в повести «Та сторона, где ветер» раскрыта тема, которая цепляет за душу даже взрослого, но о которой, как правило, пишут крайне редко. Это проблема адаптации ребенка, ставшего инвалидом, к новым условиям жизни и адаптации инвалида, вернувшего себе здоровье, к нормальной жизни».

Именно с этой точки зрения мы хотим рассмотреть это произведение. Один из героев произведения потерял зрение в раннем детстве, зато он умеет делать обычные вещи необычным образом. Например, запускать воздушных змеев в полном мраке.

Герои повести: слепой мальчик Владик и неуспевающий ученик Генка – доказывают, что с особенными детьми можно дружить, они тоже могут играть, плакать и радоваться, мечтать, заниматься любимым делом. По моему мнению, эти дети достойны уважения и похвалы, ведь многие из таких детей умеют, то, что не умеет обыкновенный ребенок со всеми возможностями.

Главного героя Владика почти все детство растил папа, мама от них ушла, когда узнала, что ее сын стал инвалидом. «Пока надежда была, пока по врачам его таскали, по больницам, я молчал. Потом написал ей. Она сперва письма посылала: «Вернусь, приеду скоро. Потом перестала…»

Отец развивает в мальчике самостоятельность. Он не запрещает ему забираться на высокий шкаф и прыгать оттуда. В этой опасной игре, которая так поражает Генку, тоже воспитание: ведь так сын всегда знает, что отцовские руки, родительская поддержка рядом всегда. Папа научил мальчика ходить, читать, кататься на велосипеде. В произведении отчетливо видна авторская позиция, выраженная в том, что именно «любовь родителей и их стремление понять своих детей может преодолеть любые проблемы во взаимоотношениях разных поколений» (Гареева Т. С.)

Владик, как и все мальчики, любит пускать змеев. Воздушный змей, поднимающийся высоко в небо, – символический образ. Небо как мечта, а змей, которого держит нитка, – это и ограничение возможностей, и поддержка, без которой трудно слепому. Когда Владик запускал змея, он познакомился с Генкой. Генка сначала не понял, что мальчик слепой «Ничего ведь не заметно. Он ходит совсем как.. ну, как обыкновенный человек…»

Благодаря отцу, Владик не ощущает себя беспомощным инвалидом. У него, как и у всех людей, есть мечта – он хочет стать метеорологом. А ещё он ловит молнии, потому что верит, что электрический заряд сможет вернуть ему зрение, потерянное в детстве. У Владика несгибаемый и упорный характер. Он старается во что бы то ни стало добиться своей цели. Эта черта удивляет Генку. Владик становится для него примером преодоления проблем. И двоечник, уже смирившийся с мыслью быть оставленным на второй год из-за двойки по английскому языку, начинает учить «те слова, которые читались вовсе не так, как были написаны, и которые нельзя выговорить, не вывихнув язык».

Кульминационный момент повести – это события, произошедшие во время грозы. Ослепительные молнии, которых так боится Генка и которые так хочет поймать Владик, переворачивают жизнь героев. Уличный мальчишка и двоечник, преодолевая свой страх, бежит спасать упрямого, смелого, но не осознающего смертельной опасности слепого. Сверкание молний, искрящийся от электрического тока провод, ливень – и подростки на крыше… Теперь они оба верят в то, что преодолеть можно почти всё.

А потом случается чудо – и в одесской клинике Владику восстанавливают зрение, теперь у него видит один глаз. Мечта, казавшаяся ранее не возможной, сбылась! И что же? Мир стал другим, и все, что было раньше для мальчика обыкновенным, стало совсем иным.

И мальчик потерялся в этом мире. Все, что раньше Владик умел делать, будучи слепым, сейчас оказывается очень непростым. Герой почти ничего не может по сравнению со своими друзьями. Он заново учится рисовать и писать, конечно, как любой человек он злится на свою неумелость, но по-прежнему такой же гордый и упрямый, и целеустремленный. Ведь нельзя отчаиваться: рядом отец и есть друг, которому он нужен, который всегда поддержит в нужную минуту, а самое главное никогда не предаст и не бросит в трудную минуту.

Характеристика героя, анализ композиции и сюжета повести А.А. Лиханова «Солнечное Затмение»

Героиня этой повести передвигается только в инвалидной коляске, большую часть жизни она проводит в интернате, но тяжёлое воспаление лёгких возвращает Лену домой. И привычная жизнь этой «особенной героини» рушится.

Родители очень любили Лену и оберегали её, старались создать ей «комфортные условия», т.е. изо всех сил ограничивали самостоятельность дочери. Лена же не хотела смиряться с положением беспомощного инвалида. Именно благодаря тому, что Лена ценит свою жизнь, она нашла свою любовь, и даже изменила жизнь Фёдора. Этот парень понял и принял Лену.

Параллельное повествование позволяет автору сопоставить жизнь и семьи двух подростков. Романтик, любящий голубей, – Фёдор и девочка в инвалидной коляске, в которой учителя и родители чувствуют такую суровость и честность, что порой им кажется, что Лена старше их.

Как пишет Федотова Е.В. в своей статье «Герой и время в повестях А. Лиханова»: «Писатель не делает скидок на возраст, уверенный, что детство нельзя лишать разговора о серьезных вопросах. «Отцы» и «дети», подчеркивает А. Лиханов в своих произведениях, живут в одном общем мире, где есть и хорошее, и плохое. И подросток может и должен решать непростые проблемы долга, чести, совести, верности, дружбы и любви, которые встают перед ним, как перед любым взрослым человеком».

Отталкиваясь от этого высказывания, мы проанализировали несколько эпизодов повести, помогающих разобраться в характере главной героини.

Прежде всего, вспомним эпизоды, рассказывающие о том, как жили девушки в интернате. Каждый день девушки учились, получали справедливые оценки. Все учителя знали, что у девушек есть девиз: «Нас не надо жалеть». Было негласное правило: на недостатки не обращай внимания! «Да, у них там была необычная жизнь, в которой коляски и костыли, парализованные руки и ноги, уродство и красота не играют абсолютно никакой роли – ни вот на чуточку, и мера ценностей взвешивается на иных весах – на весах сердечности, любви и души». Поэтому в зеркало смотрели только для того, чтобы причесаться.

Все знают, что дома, в любви и комфорте, больному человеку лучше. Но Лена так не считала. В интернате героиня чувствовала себя равной среди равных. Более того, здесь она могла проявить свои лидерские качества. Она любила, когда всё правильно и когда всё на своих местах. Героиня не выносила конфликтов. Если в интернате происходили ссоры, то Лена на своей коляске неслась прямо на поссорившихся,- своей «тачанкой» она толпу разгоняла». Поначалу даже зашибала кого-то. Но вскоре, все знали, что лучше не ссориться. В интернате у всех девочек было настолько развито чувство собственного достоинства, что они даже устраивали танцы. Среди себе подобных Лене было легко, она не чувствовала своей ущербности. Дома всё оказалось сложнее. Мы согласны с филологом Федотовой Е.В. полагающей, что «Солнечном затмении» образ дома наполняется острополемическим содержанием. Он – вбирает в себя существующее в жизни нерасторжимое единство счастья и горя, гармонии и разлада и приобретает черты «гнезда и тюрьмы».

Дома Лена всё чаще испытывала одиночество. Мама решила уйти с работы, чтобы ухаживать за дочерью. Вот тут Лена воспротивилась: «Если ты уйдешь с работы, – сказала она, – я буду считать, что вы признали меня неполноценной, не умеющей властвовать собой, беспомощной и никчемной инвалидкой». Маме пришлось покориться. Лена вообще умела «вертеть» людьми, как выразилась однажды девочка из интерната Зина, и это умение не держалось на болезни героини, напротив, оно держалось на ее жестком требовании не считать ее больной.

Но и у такой сильной девочки бывали тяжёлые минуты – и Лене не хотелось жить. Она действительно была красивая. Это все замечали. Но героиня часто задумывается о том, что ей жилось бы легче, будь она уродкой. Любовь к Фёдору обостряет мировосприятие девочки, и она задаёт отцу страшные вопросы: «Зачем я расту? Женщина рождается на свет, чтобы рожать сама! А я! А я никогда не смогу стать матерью! Не смогу полюбить! И меня никто не полюбит, ты понимаешь? Так зачем же все это?»

И отцу трудно найти ответ и утешить дочь.

И тогда неожиданно помощь приходит от Фёдора, странного одинокого подростка, каждый день разговаривающего с голубями.

Лена наблюдает за ним из окна и невольно слышит о том, как ему живётся. В семье у Фёдора пил отец, а у матери пропали деньги. «Разве ему легче, хоть в порядке у него и руки и ноги?» А юноша, узнав, какая на самом деле девочка наблюдает за ним, удивляется и сначала жалеет красавицу, лишённую возможности ходить. Лена прогоняет его, но Фёдор возвращается, потому что понимает: «она думает про себя, вот что. Только про себя и про свои беды. И эти ее беды застят весь свет…»

Писатель подвергает своих героев испытанию любовью. Этот эпизод –кульминация произведения. Первый опыт любовного переживания изменяет, обогащает обоих героев: у Лены пробуждается интерес к «чужой жизни», в Федоре крепнет уверенность в том, что не только человек зависит от судьбы, но и судьба от человека. А потом они вместе смотрят солнечное затмение, и Лена произносит важную фразу: «Все беды – это солнечное затмение, а жизнь – само солнце… Все-таки жить хорошо. На солнце смотреть. Но чтобы все понять, надо увидеть это пятно… Ты меня понимаешь?»

Финал «Солнечного затмения» звучит печально. Ведь правду скрыть невозможно… Лена и Фёдор, познавшие тяжесть этого мира, но продолжающие противопоставлять себя миру: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. НЕ ДОЛЖЕН!»

Лена и Фёдор – очень сильные люди, которые благодаря своим качествам, помогли друг друга. И быть может, обретут любовь.

Анализ анкетирования обучающихся 5а, 6а, 7а, 8а,8б и 10а классов МОУ СОШ №4 (Приложение 1. Анализ анкетирования).

В этом году в нашей школе открыли РАС-класс, а также среди учеников 7а класса есть девочка с ОВЗ(ДЦП). Поэтому мы провели анкетирование, в котором приняли участие 103 человек, и выяснили следующее.

На вопрос: Есть ли среди ваших знакомых люди с ОВЗ?

– 90 % выбрали ответ: «Да».

– 5 % выбрали ответ «Нет».

– 5 % выбрали ответ «Не знаю».

На вопрос: Помогаете ли Вы таким детям (людям)?

– 94 % выбрали ответ: «Нет».

– 6 % выбрали ответ «Да».

На вопрос: Дружите ли Вы с такими людьми?

– 60 % выбрали ответ: «Да».

– 40 % выбрали ответ «Нет».

На вопрос: Как Вы относитесь к детям (людям) с ОВЗ?

– 90 % выбрали ответ: «Поддерживают нормальное общение с такими людьми»

– 10 % выбрали ответ «Безразличны такие дети»

– 10 % выбрали ответ «Не переносят общение с такими детьми»

Интересно, что многие ученики 7а ответили, что среди знакомых /одноклассников нет детей с ОВЗ, то есть они воспринимают одноклассницу с ДЦП как равного себе, полноценного человека.

Анализ социологического опроса «Вконтакте»

Мы провели социологический опрос в социальной сети «В контакте», предложив респондентам в возрасте 13–18 лет ответить на несколько вопросов (Приложение 2. Анализ социологического опроса.)

На вопрос: «Как ты относишься к людям с ОВЗ?» – ответили 49 человек, из них

– 29 % выбрали ответ: «Мне всё равно».

– 71 % выбрали ответ «Хорошо».

– 0 % выбрали ответ «Плохо».

На вопрос: «Есть ли среди твоих знакомых люди с ОВЗ?» – ответили 49 человек, из них

– 27 % выбрали ответ: «Да».

– 57 % выбрали ответ «Нет».

– 16 % выбрали ответ «Не знаю».

На вопрос: «Мог бы ты дружить с человеком, у которого ОВЗ?» – ответили 50 человек, из них.

– 64 % выбрали ответ: «Да»

– 12 % выбрали ответ: «Да, дружу»

– 2 % выбрали ответ «Нет»

– 22 % выбрали ответ «Не знаю»

На вопрос: «Читал ли ты книги о детях-инвалидах?» – ответили 46 человек, из них

– 87 % выбрали ответ: «В.Короленко «Слепой музыкант»

– 15 % выбрали ответ: «В.Крапивин «Та сторона, где ветер»

– 2 % выбрали ответ «А.Лиханов «Солнечное затмение»

– 15 % выбрали ответ «Другие книги»

На вопрос: «Книги о людях с ОВЗ улучшают отношение общества к таким «особенным людям»?» – ответили 40 человек, из них

– 98 % выбрали ответ: «Да»

– 2 % выбрали ответ «Нет»

Выводы и практческая значимость исследования

Мы сравнили и сопоставили «особенных героев» – детей с ОВЗ, описанных разными писателями, и пришли к следующим выводам:

«Особенный герой» находит своё предназначение и становится полноправным членом общества, если родители развивают в нём самостоятельность, учат его всему, чему учат и здоровых детей, выявляют и развивают его способности и таланты.

Русские писатели, описывая «особенного героя», обращают внимание читателя на то, что с такими детьми можно и нужно дружить, потому что у них можно научиться терпению, целеустремлённости, решительности и искренности.

Книги русских писателей доказывают, что общение с особенными людьми делает человека добрее, сострадательнее, благороднее. Такие герои могут стать для читателя примером верности своим идеалам.

Писатели проводят своих «особенных героев» через испытания, эти эпизоды – кульминация произведения- и после этого герои понимают и принимают и себя, и окружающих и обретают любовь, дружбу и признание общества.

Очень важно, чтобы общество принимало и уважало человека с ОВЗ, чтобы к таким людям относились как к равным, и помогали бы им, если это понадобиться.

Несчастливы бывают те люди с ОВЗ, кто те, кто не может избавиться от негатива, от обиды на жизнь. Или те, кто горит желанием доказать всему миру, что он не отличаются от всех остальных, воспринимает сочувствие и желание помочь, как унижение.

Практическое применение: блок-схемы «Формирование характера героя» могут быть использованы на уроках литературы. (Приложение 3. Блок-схемы «Формирование характера героя»).

Приложение

Приложение 1

Анализ анкетирования обучающихся МОУ «СОШ №4»

vlas-1.tif

vlas-2.tif

vlas-3.tif

vlas-4.tif

Приложение 2

Анализ социологического опроса «Вконтакте»

vlas-5.tif

vlas-6.tif

vlas-7.tif

vlas-15.tif

Приложение 3

Блок-схемы «Формирование характера героя»

vlas-17.tif

vlas-18.tif

vlas-19.tif


Библиографическая ссылка

Астафьева М.А., Власова С.П., Горячева Ж.Р. ОСОБЕННЫЕ» ГЕРОИ – ДЕТИ С ОВЗ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В. КОРОЛЕНКО «СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ», В. КРАПИВИНА «ТА СТОРОНА, ГДЕ ВЕТЕР», А. ЛИХАНОВА «СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ») // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4-2. – С. 161-168;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1124 (дата обращения: 30.05.2020).