Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ

Поливода В.А. 1 Крачковский А.А. 1
1 г. Чехов, М.О., МБОУ «СОШ №3»
Матвеева Е.В. (Чехов, МБОУ «СОШ №3»)
1. Чайковская К.А. Я живу в Мелихове: Путеводитель.
2. Куценко Е., Бондырева Н. Русская усадьба.
3. Авдеев Ю. В Чеховском Мелихове.
4. http://school1gorodec.ucoz.ru/publ/ehlektronnyj_dnevnik/chto_takoe_ehlektronnyj_dnevnik/29–1–0–158 [электронный ресурс].
5. https://studopedia.su/9_69028_stanovlenie-i-razvitie-narodnoy-zemskoy-shkoli.html [электронный ресурс].
6. Викепедия https://ru.wikipedia.org/wiki/ [электронный ресурс].
7. Информация, полученная от сотрудников музея.

Недалеко от города Чехова находится небольшое селение под названием Мелихово. На осенних каникулах наш класс был на экскурсии в Музее-заповеднике А.П. Чехова, где он прожил семь лет. Всем известно, что А.П. Чехов был не только писателем, но и врачом, общественным деятелем и строителем школ. Мы узнали, что для жителей ближайших деревень он открыл три школы: в Талеже (к сожалению она не сохранилась), в Новоселках и в Мелихове. Нам удалось почувствовать себя учениками этой школы, посидеть за партами на уроке, поиграть на переменке. Эта экскурсия произвела на нас огромное впечатление, и мы отправились с родителями туда снова, чтобы узнать подробнее о школах того времени. И сейчас предлагаем вам совершить путешествие в историю.

Тема проекта: «Путешествие во времени».

Гипотеза: Школы конца XIX века отличались от современных школ.

Предмет исследования: земские школы конца ХIХ века.

Цель проекта: узнать и показать, как изменилась система образования за сто лет.

Задачи проекта:

1. Изучить материал о том, какой была школа и какие предметы изучались.

2. Сравнить школу конца ХIХ и начала ХХI века.

3. Представить, а если бы образование осталось на том же уровне как во времена А.П. Чехова.

Крестьянские школы конца XIX в.

О распространении грамотности русского народа имеются многочисленные летописные и археологические свидетельства, начиная с ХI века. Сначала детей обучали грамоте дома, а позже стали открываться школы, в основном, при монастырях. Обучение велось с шести лет. Но большая часть населения были безграмотными. Впервые же образование стало государственной политикой при Петре I. В XVII (18) веке, в период школьных реформ того времени, в стране расширилась сеть начальных школ для простого народа. Во второй половине XIX века наблюдается активный рост земских и церковноприходских школ. Земская школа – это одноклассное народное училище, самый распространенный тип начального учебного заведения того времени.

poli-1.tif

Пообщавшись с экскурсоводами музея, изучив специальную литературу, мы узнали, что Мелиховская школа, построенная по инициативе и на средства Антона Павловича Чехова, была земской школой. В то время он был уже сильно болен и большую часть года проводил в Ялте. За ходом строительства школы в основном смотрела его сестра Мария Павловна. Построенная из добротного материала, сработанная на совесть местными плотниками, это деревянное здание сохранилось до наших дней в хорошем состоянии. Она напоминает барский дом, просторная и уютная, с высокими потолками и большими окнами. В школе был один просторный класс. «Ещё раз позвольте, многоуважаемый Антон Павлович, сказать великое спасибо за школу. Так хороша она у нас вышла, что прелесть. Тепла, суха, светла, а воздуху – хоть отбавляй. Снаружи она барский дом» – слова благодарности от учителя школы. Это были учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения, класса) одновременно занимались в одной комнате с единственным учителем. Давайте попробуем заглянуть в эту школу. Предлагаем вам совершить небольшую экскурсия по Мелиховской школе, где мы выступили в роли учеников того времени.

Педагогическая техника занятий с детьми трёх лет обучения в одном классе была весьма тонкой. Учитель в сложном порядке давал одному отделению письменную задачу, затем объяснял следующему новый материал, после чего повторял материал с третьим, и так многократно переходил от одного отделения к другому по ходу урока. Применялись и более сложные приёмы: старшему и среднему отделению читали текст, после чего среднее отделение должно было письменно ответить на вопросы, а старшее отделение – написать полное изложение; одну и ту же задачу по арифметике среднее отделение решало письменно, а старшее – в уме, и т. д. Довольно большие классы редко позволяли опросить всех детей по очереди, поэтому индивидуальные ответы у доски занимали незначительное место в обучении; вместо этого применялись другие педагогические техники – например, повторение хором за учителем. Дети, как правило, не имели возможности заниматься у себя дома – тесные и тёмные крестьянские избы мало подходили для учебных занятий. Поэтому в сельской школе не было домашних заданий. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обязательного учебного плана, как и обязательных стандартных учебников, для одноклассной школы не существовало. Только в 1897 году Министерство народного просвещения утвердило примерную программу народной школы, которая несколько расширила курс по правописанию и по математике. Министерская программа рекомендовала давать детям начальные сведения по истории, географии, естествознанию, не выделяя их при этом в отдельный предмет. Предполагалось, что учителя будут выбирать для занятий чтением такие книги, которые одновременно расширят кругозор детей. Писали на грифельных досках мелом, недостаток их в том, что написанные задания не сохранялась. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. «Если б вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича» – говорил А.П. Чехов. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Мальчиков обучалось больше, чем девочек. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8–12 лет. Обучение было бесплатным. Особенностью школ того времени было, то что часто учителя жили при школе. Они выполняли роль учителя, сторожа и дворника. Учебный год в земской школе был очень коротким и продолжался, как правило, семь месяцев (с 1 октября по 1 мая), из которых около месяца приходилось на Святки, Страстную и Святую недели. По окончании школы проводились выпускные экзамены, по результатам которых выдавались свидетельства об окончании школы.

Современная школа

Прошло более ста лет, современная школа с развитием человечества и появлением новых технологий сильно изменилась. Мы учимся в МБОУ СОШ №3 г. Чехова, Московской области. Наш город с гордостью носит имя великого человека – учителя, писателя, врача, общественного деятеля – А.П. Чехова. Наша школа основана в 1939 году. Это была небольшая деревянная постройка, где дети обучались до 8 класса. В 1965 году она стала десятилеткой. Новое красивое здание построено 2006 году. На сегодняшний день в нашей школе обучается 1415 учеников в 48 классах, из них 20 классов начальной школы с 612 учениками. В вестибюле нашей школы установлен турникет для прохода. Чтобы пройти, необходимо поднести свою карточку-пропуск к считывателю, расположенному на турникете. Столовая, раздевалки, просторные светлые коридоры, и вот мы уже в своем кабинете, где обучаемся с первого по четвертый класс. Это первый этап общего образования детей. Получая начальное образование, мы приобретаем первые знания об окружающем мире, навыки и культуры поведения в обществе. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства. В Российской Федерации начальное общее образование считается обязательным и общедоступным. Обучение детей в школах обычно начинается с семи лет. Все предметы, за исключением английского языка, музыки, физкультуры, изобразительного искусства, как правило, преподаёт один учитель – классный руководитель. Остальные – учителя-предметники. Благодаря новым технологиям урок может быть увлекательным и интересным, с помощью компьютера и проектора мы наглядно видим изучаемый материал в презентациях и обучающих фильмах. Использование современных технологий позволяет сделать обучение интересным. С 2012 года появились «Электронный дневник и журнал». Они представляют собой систему для взаимодействия школьников, родителей, учителей и администрации школы и города, посредством интернета и SMS. С помощью электронных дневников родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, узнать вовремя о предстоящем родительском собрании, а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Школьникам, электронная система напомнит расписание и домашнее задание. А также даст возможность посмотреть статистику и рейтинги своих оценок по неделям, месяцам или годам. Учителя получат удобный и быстрый способ общения с родителями, кроме того, электронный журнал поможет в подготовке отчетов по успеваемости, рейтингов учащихся по успеваемости, а также позволит проводить электронные тесты для учеников, даже в их отсутствие в школе. В каждой современной школе есть специально оборудованные классы, в которых проводятся определенные предметы: спортивный зал – для занятия физкультурой, кабинеты химии, физики, биологии. Они оборудованы, специальными демонстрационными столами, лаборантскими, в классе информатики у каждого ученика персональный компьютер. Они распахнут для нас свои двери после окончания 4 класса, но это ещё всё у нас впереди.

Заключение

Сравнивая школу конца ХIХ и начала ХХI века, нам удалось установить, что образование для всех детей стало не просто доступным, но и обязательным. Увеличилось количество классов, изучаемых предметов и численность учащихся. Во всех современных школах установлена пропускная система. Школьные кабинеты оснащены компьютерами, нетбуками и проекторами, благодаря этому наглядно виден изучаемый материал в презентациях и обучающих фильмах. Для некоторых уроков предусмотрены специально оборудованные кабинеты, в которых проводятся определенные предметы: спортивный зал, кабинеты химии, физики, биологии, музыки. Знания оценивает учитель и ставит оценки в электронный дневник. Мы еще в школе, а родители уже знают наши оценки.

Гипотеза подтвердилась частично, цели и задачи школ разных времен общие – обучение и воспитание детей. Но есть и отличия:

Мелиховская школа построена на средства А.П. Чехова – в настоящее время школы строятся на государственные средства.

В здании школы только один кабинет– в нашей школе насчитывается 48 кабинетов.

Зачастую учителя жили при школах – сейчас проживание учителей при школах не предусмотрено.

Одновременно занимались три класса в одном помещении – сейчас каждый класс занимается отдельно.

Не было школьных тетрадей, дети писали на грифельных досках – сейчас по каждому предмету имеются к учебникам рабочие тетради для индивидуальной работы на каждого ученика.

Звонок подавался колокольчиком сторожем – сейчас электрический звонок.

Изучались только чистописание, чтение, арифметика и Закон Божий – в настоящее время мы изучаем 9 предметов, а в старших классах намного больше.

Дети учились с октября по май (т.к. помогали взрослым в поле), каникулы зависили от природных условий – сейчас учебный год с сентября по конец мая с фиксированными каникулами.

И самое главное, до XIX века большая часть населения была безграмотной – сейчас каждый ребенок обязан получить образование.

В результате нашего увлекательного и интересного путешествия в прошлое, мы сделали главный вывод, что человечество идет вперед и развивается. Мы бы не смогли получить в школе конца XIX века столько знаний и навыков, как в современной школе.

Работая над этим проектом, нам удалось побывать в роли учеников XIX века, мы посидели за партами, попробовали пописать на грифельных досках, посчитать на счетах, поиграть в игры того времени.

За последние 120 лет школы очень изменились: дети стали изучать больше предметов, образование стало не просто доступным, но и обязательным для каждого ребенка. А с появлением новых технологий учиться стало гораздо интересней. Но это – наша история, которую мы должны знать и помнить, быть благодарными нашему великому русскому писателю, врачу и общественному деятелю – А.П. Чехову за то, что он не был равнодушен к развитию образования в России. И может быть, именно благодаря ему, в нашем городе появилась возможность обучаться многим детишкам. «А как это было?» – мы теперь знаем.

Интересно, а какой будет школа через 120 лет? Но об этом нам расскажут уже другие ребята.


Библиографическая ссылка

Поливода В.А., Крачковский А.А. ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ // Международный школьный научный вестник. – 2019. – № 4-3. – С. 324-326;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1163 (дата обращения: 26.11.2020).