Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАСЛЕДИЕ ШАХМАТНОГО КОРОЛЯ

Чебакова С.Ю. 1
1 МБОУ-СОШ с. Ягодного Асиновского р-на Томской области
краеведение
спорт
искусство
персоналии
биографии
шахматы
экслибрисы
спортивные соревнования
1. Александрова, Л. Формула жизни Василия Кеменова / Л. Александрова // Образ Жизни (Асино). — 2014. — 6 февраля (№ 6). — С. 5 : фото.
2. Асино в экслибрисах художника В. Т. Кеменова: [буклет] / МУ Асин. центр. библ. сист., Гор. клуб "Экслибрис", Галерея графики; [сост.: Власова Л. М., Самодуров К. В.]. — Асино [Томская область]: Издательство Асиновское, 2006. — 1 л. (слож. в 4 с.); 22 см. — 110-летию города Асино посвящается.
3. Бухарова, Н. «Асиновский чародей» / Н. Бухарова // Наше Причулымье (Асино). – 2002. – 4 февраля (№ 14). – С. 3-4.
4. Бухарова, Н. "Благослови, ликующая лира..." / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2006. — 5 окт. (№ 55). — С. 5: ил.
5. Бухарова, Н. В Асино открылся музей графики / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2013. — 3 октября (№ 40). — С. 5: фото.
6. Бухарова, Н. За тысячу километров от северной столицы / Н. Бухарова // Наше Причулымье (Асино). – 2001. – 5 июня (№ 65). – С. 3.
7. Бухарова, Н. "Запечатлённая душа..." / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2009. — 26 нояб. (№ 48). — С. 4.
8. Бухарова, Н. История одного экслибриса, или как звали Ермака? / Н. Бухарова // Наше Причулымье (Асино). – 2002. – 9 июля (№ 74). – С. 3.
9. Бухарова, Н. Мастера русского экслибриса: искусство малой графики / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2006. — 10 авг. (№ 41). —
С. 7: ил.
10. Василий Тимофеевич Кеменов: педагог, художник, патриот: [буклет] /МУ Асин. межпос. централиз. библ. сист.; сост. Т.А. Зольникова.— Асино [Томская область]: [б. и.], 2007. — 1 л. (слож. в 3 с.); 21 см. — (Асино в лицах).
11. Бухарова, Н. Педагог, художник, патриот / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2007. — 3 февр. (№ 8). — С. 1: ил.
12. Бухарова, Н. Пером и штихелем / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2009. — 8 янв. (№ 2). — С. 6: фото.
13. Бухарова, Н. "Свой след оставить на земле..." / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2009. — 29 янв. (№ 5). — С. 2: фото.
14. Бухарова, Н. "Ciя книга принадлежитъ..." / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2009. — 3 дек. (№ 49).— С. 4: рис.
15. Бухарова, Н. Творческое наследие Кеменова / Н. Бухарова // Диссонанс (Асино). — 2011. — 19 мая (№ 20). — С. 4.
16. Власова, Л. Книжка – на ладони / Л. Власова // Наше Причулымье (Асино). – 1999. – 23 октября (№ 124). – С. 2.
17. Власова, Л. М. "Причулымские зарисовки" / Л. М. Власова // Диссонанс (Асино). — 2010. — 14 янв. (№ 2). — С. 3: фото.
18. Ефимова, Н. Н. День памяти В. Т. Кеменова / Н. Н. Ефимова // Диссонанс (Асино). — 2016. — 4 августа (№ 31). — С. 4: фото.
19. Ефимова, Н. Н. Историко-патриотическое воспитание личности через социокультурное пространство музея / Н. Н. Ефимова // Роль библиотек в развитии патриотического и гражданского самосознания молодежи: межрегиональная научно-практическая конференция 24-25 марта 2015 г., [Томск]: сборник докладов / Департ. по культуре и туризму Том. обл., Том. обл. дет.-юнош. б-ка; [сост. Ю. С. Суворина; ред. Л. Г. Духанина]. — Томск, 2015. — С. 111-116.
20. Земляки помнят В. Т. Кеменова // Образ Жизни (Асино). — 2009. — 29 янв. (№ 5). — С. 2: фот.
21. И оживут воспоминания // Наше Причулымье (Асино). – 2001. – 16 октября (№ 122). – С. 2.
22. Иванов, А. Графика зимы сибирской / А. Иванов // Диссонанс (Асино). — 2014. — 16 января (№ 3). — С. 4: фото.
23. Кеменов, В. Т. Графика зимы сибирской: [20 сюжетов: комплект открыток] / В. Т. Кеменов; [МБУ "АМЦБС", Сектор графики, Общественный музей графики]. — [Асино [Томская область]: б. и., 2014]. — 1 обертка (20 отд. л.): ил.
24. Кеменов, В. Т. Понемногу обо всем: (статьи, мемуары, эссе, 1978-2005 гг.) / В. Т. Кеменов. — Асино; [Томск: Издательство Асиновское], 2007. — 147 с.: ил.
25. Кеменов, В. Экзюпериана в экслибрисах / В. Кеменов // Наше Причулымье (Асино). – 2000. – 29 июня (№ 76). – С. 4.
26. Кузьмина, О. Маленькое окно в большой мир: Творчество земляков / О. Кузьмина // Наше Причулымье (Асино). — 2001. — 16 авг. — С.2.
27. Купцова, В. Впервые побывали в Северске: Выставки / В. Купцова // Наше Причулымье (Асино). — 2003. — 9 дек.
28. На празднике книги // Образ Жизни (Асино). — 2013. — 5 сент. (№ 36). — С. 2: фото.
29. Нечунаев, А. Пушкинский экслибрис: (стих.) / А. Нечунаев // Моя Пушкиниана / В. Т. Кеменов. — Томск; Асино, 2003. — С. 8.
30. Первый в Сибири музей графики открылся в Асино // Образ Жизни (Асино). — 2013. — 3 октября (№ 40). — С. 2: фото.
31. Присуждаем звание уже 39 лет // Образ Жизни. — 2006. — 26 окт. (№ 43). — С. 5.
32. Причулымские зарисовки: художник Василий Тимофеевич Кеменов: [буклет] / Муницип. бюджет. учр-ние "Асин. межпосел. централ. биб. система" [и др.]; [сост. Т. А. Зольникова]. — Асино [Томская обл.]: [б. и.], 2013. — 1 л. (слож. в 3 с.); 21 см. — (Серия "Асино в лицах").
33. Субботина, В. Уникальное наследие - в музее / В. Субботина // Экологический индикатор (Асино). — 2013. — № 11 (окт.). — С. 4 : ил.
34. Творческое Причулымье: вып. 1. Увлечен экслибрисом...: [биобиблиогр. список литературы] / Асиновская межпоселенческая централизованная библиотечная система, Библиотечно-эстетический центр, Информационно-библиографический отдел, [сост. Л. Я. Алиферова]. – Асино [Томская обл.]: [б.и.], 2005. - 16 с.: ил.
35. Титов, И. Шахматы: кое-что из истории / И. Титов // Диссонанс (Асино). — 2008. — 24 апр. (№17). — С. 6.
36. Час памяти Василия Кеменова // Диссонанс (Асино). — 2016. — 25 августа (№ 34). — С. 7: фото.
37. Энс, Т. "Формула жизни" / Т. Энс // Действие (Томск). — 2014. — 13 февр.

Введение

Актуальность. Происходящие в нашей стране экономические, социальные и культурные изменения ставят перед современной школой задачи формирования личности обучающихся, обладающих общей культурой, развитым мышлением, способных к дальнейшему саморазвитию. Сферой, в которой проявляются полученные в процессе учебной и внеурочной деятельности знания, умения и навыки, является, прежде всего, культура. «В её достижениях, с одной стороны, проявляется результат образования, а с другой стороны – культура выступает своеобразным критерием качества образования» (Воронина Е.В.). Культурный потенциал личности обучающихся является нравственно-эстетическим регулятором поведения, его уровень определяет духовные потребности и творческую инициативу, формируя взаимоотношения с природой, людьми и обществом в целом.

Выстраивая учебно-воспитательный процесс школы на необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям невозможно не учитывать специфику ближайшей социокультурной среды. Знание жизни родного края, его истории, культуры и творческого потенциала земляков является важным инструментом для развития познавательной, нравственной и эстетической сфер личности обучающихся, средством формирования патриотических чувств, духовных начал и коммуникативных способностей.

Цель исследования: привлечение внимания школьников и педагогов к творчеству талантливых земляков через внеурочную деятельность.

Объект исследования: творчество асиновского художника-графика Василия Тимофеевича Кеменова.

Предмет исследования: тема шахмат в творчестве В. Т. Кеменова.

Гипотеза исследования: расширение знаний обучающихся о талантливых земляках стимулирует развитее творческого потенциала школьников и повышает престиж учебного заведения.

Тема исследования: «Влияние творческого наследия талантливых земляков на потенциал школьников и престиж учебного заведения».

Задачи исследования:

1. Исследовать творческое наследие В. Т. Кеменова.

2. Выявить влияние шахмат на творчество В. Т. Кеменова.

3. Обобщить материал по исследуемой теме.

4. Уточнить взаимосвязи между темой шахмат в творчестве В. Т. Кеменова и выстраиванием внеурочной деятельности современного учебного заведения на примере МБОУ – СОШ с. Ягодного Асиновского района Томской области.

5. Реализовать мероприятие шахматной тематики в рамках внеурочной деятельности.

6. Проанализировать влияние проведённой работы на творческий потенциал школьников и престиж учебного заведения на примере МБОУ – СОШ с. Ягодного Асиновского района Томской области.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ автобиографической и библиографической литературы, анализ и обобщение результатов исследований.

2. Практические: наблюдение, метод опроса (интервью).

В работе используется приём планирования – этапы исследования включают в себя определение темы, задач, позволяющих раскрыть исследуемую проблему, составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению, сбор материала и оформление полученных результатов.

Памяти

Василия Тимофеевича Кеменова

посвящается

kemenov.jpg

(1929 – 2006)

Основная часть

Учитель научи ученика,

Чтоб было у кого потом учиться

Евгений Винокуров

Василий Тимофеевич Кеменов, Почётный гражданин и автор герба города Асино, заслуженный учитель РФ, художник-график, чемпион города и области по шахматам.

Шахматист – именно эту сторону многогранной личности Василия Тимофеевича я решила подробно изучить. Моё решение было связано с предстоящим областным турниром по шахматам среди школьников «Мемориал В.Т. Кеменова», который будет проходить в начале ноября 2019 года на базе нашей школы в селе Ягодное. Я не знала, с чего начать, но меня познакомили с Людмилой Моисеевной Власовой, которая была хорошо знакома с Кеменовым и помогла мне определиться с основными этапами работы. Я начала знакомиться с материалами о Василии Тимофеевиче, предоставленными Библиотечно-эстетическим центром.

С увлечением читая автобиографическую книгу «Понемногу обо всём», я неоднократно поражалась, как скромно написал о себе такой талантливый человек. Василий Тимофеевич любил людей и много делал для них. Он с ранних лет понял, что каждый сам выбирает свой путь. Будучи ещё маленьким, он успешно добивался поставленных задач, вырос честным, скромным, считал, что в человеке главное – порядочность.

После получения педагогического образования Василия Тимофеевича направили работать в Сибирь. Семья Кеменова переехала в город Асино в 1954 году. Работая в школе № 4 Василий Тимофеевич активно пытался заинтересовать учеников тем, чем увлекался сам: теннисом и шахматами, ставшими неотъемлемой частью его жизни. Многие ученики поныне благодарны своему учителю за то, что он научил их понимать искусство и любить спорт. Особенно сблизился Василий Тимофеевич с десятиклассником Виктором Жуковым. Витя стал для учителя достойным соперником: он быстро просчитывал варианты ходов, хорошо знал дебюты партий, обыгрывал своего наставника.

Ближе познакомившись со всеми школьными шахматистами Василий Тимофеевич решил провести тренировочный турнир. Другие учителя в нём участвовать отказались, в то время как старшеклассники восприняли идею с энтузиазмом. Первый шахматный турнир он провёл в 1955 году. Кроме самого инициатора в нём участвовали 12 старшеклассников. Опыт и постоянные тренировки не давали Василию Тимофеевичу чёткой уверенности в том, каков будет его дебют в этом соревновании. И не напрасно – победив всех участников, учитель проиграл своему главному противнику – Виктору Жукову.

Турнир стал первым шагом, началом красочной шахматной жизни Кеменова. На протяжении многих лет он набирался опыта, состязаясь с начинающими и уже состоявшимися игроками, много времени уделял теории, разбирая партии ведущих шахматистов. На анализ 750-ти партий, включённых в трёхтомник В.В. Ботвинника, у Василия Тимофеевича ушло более двух лет. Анализировал свои партии, решал шахматные задачи, собирал необходимую литературу, которой постоянно пользовался. Прекрасно понимал, чтобы играть в силу первого разряда, нужно ежедневно заниматься теорией. Участвовал Василий Тимофеевич и в заочных соревнованиях – это были игры по переписке – довольно сложное и волнительное действо, которое требует длительного ожидания ответного хода.

Кропотливая работа приносила плоды: Василий Тимофеевич на протяжении десяти лет, начиная с 1961 года, оставался непобедимым чемпионом города, а в 1971 году стал чемпионом области среди сельских шахматистов. В 1972 году Кеменов решил не участвовать больше в турнирах, но шахматы не оставил – интеллектуальная игра стала частью его жизни. Как писал сам Василий Тимофеевич: «Да, шахматы, если ими увлечён по-настоящему, отнимают много времени, сил, энергии, но они, главное, приучают к трудолюбию и организованности, к твёрдой оценке окружающего и, не в последнюю очередь, к самокритичности». Неудивительно, что в авторе этих строк присутствовали все перечисленные качества, благодаря которым довольно успешно совмещал он увлечения шахматами и графикой. Графические работы Василия Тимофеевича известны далеко за пределами нашей страны. Особое место в сердце Кеменова-художника занимали экслибрисы, исполнение которых требует особой точности, таланта ювелира – один неверный штрих и гравюра пропала.

Руке художника принадлежит более 400 мини-гравюр. Многие асиновцы имеют книжные знаки, созданные и подаренные Кеменовым. Целая серия гравюр автора посвящена Пушкинской теме. Один из книжных знаков серии создан для Музея А.С. Пушкина в США.

Не остались без внимания и шахматисты. Велась большая переписка, приходили заявки из разных городов и стран: В.Ф. Тарасов, В.К. Дергачёв, А.М. Зарецкий (Асино), Г.А. Супрунюк, А.В. Сазонов (Москва), С.Б. Рольбанд (Свердловск), В.А. Жуков (Чукотка), А.П. Никулин (Стрежевой), Ф.Г. Сфырней (Молдавия); Г. Майер (Германия), В. Гижицкий (Польша).

В 2005 году по инициативе Валилия Тимофеевича был организован первый районный конкурс экслибрисов юных художников.

Начиная с 2007 года конкурс стал имени Василия Тимофеевича Кеменова.

В 2014 году в Общественном музее графики, созданном по инициативе семьи Кеменовых, при библиотечно-эстетическом центре г. Асино была проведена выставка графики с точным названием «Шахматный король». На выставке была представлена полная серия экслибрисов шахматной тематики. Но какое еще наследие досталось нам от шахматного короля?

Сегодня, в век цифровых технологий шахматы уверенно отстаивают свою позицию. Ими теперь увлекается подрастающее поколение, в них играют как в школе, так и после нее. В школьную программу шахматы ввёл Василий Кеменов. На сегодняшний день в Асиновском районе в школах идет активное привлечение детей к этому виду спорта. В этом году в нашей школе открылся инновационный центр «Точка роста», в котором проходят занятия шахматами. Хочется надеяться, что это подвигнет многих школьников увлечься этой игрой. В Асино существует организованный Василием Тимофеевичем шахматный клуб, в котором преподают бывшие ученики шахматиста.

«Учитель, научи ученика, чтоб было у кого потом учиться!» – эти слова о Василии Тимофеевиче Кеменове. Этот удивительный человек оставил нам не только богатое творческое наследие, не только память о своих победах и добродетельности: он принес городу, нет – Сибири! – широкую славу далеко за рубежом. Подготовил достойную смену тех, кто сегодня продолжает и модернизирует его дело – своих учеников. Один из них – известный асиновский шахматист Петр Викторович Лазоренко, являющийся руководителем шахматного клуба, при котором работает секция юных шахматистов. Он утверждает, что его наставник не только объединил возле себя любителей шахмат, но и создал шахматную организацию, в которой выросли игроки, получившие высокие титулы и разряды.

Величайшее богатство оставил нам Великий Человек! Активный общественник, художник, шахматист, примерный семьянин – он никогда не сидел без дела. Неотъемлемыми частями его характера были любовь к людям и жажда жизни. «Сколько помню отца, он всегда был в деятельности, причем внешняя активность определялась внутренней напряженной работой. Не представляю, чтобы папу кто-то принуждал или что-то внешне определяло его поведение. Он жил своей, какой-то особенной, отличной от других жизнью, но одновременно взаимодействуя с людьми ближайшего окружения», – так писала об отце дочь Валентина Васильевна Звягина в предисловии к сборнику «Понемногу обо всем» (составитель Власова Л.М.), составленном из его мемуаров, статей, эссе.

2 ноября 2019 года в школе с. Ягодного Асиновского района Томской области прошло региональное физкультурное мероприятие по быстрым шахматам, посвященное памяти десятикратного чемпиона города Асино Кеменова Василия Тимофеевича.

В шахматном турнире приняли участие 40 игроков из Асиновского, Первомайского районов и Томска. В рамках мероприятия автором исследовательской работы была презентована книга о В.Т. Кеменове «Наследие шахматного короля», изданная с помощью МБУ «Асиновская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Турнир был проведён на высоком уровне. Победители и призёры получили медали, грамоты и памятные сувениры.

Базой для проведения этого мероприятия наша школа была выбрана благодаря предложению педагога дополнительного образования Никонова Евгения Павловича. Этот простой и улыбчивый педагог, учительствует у нас с 2017 года и заслужил уважение учащихся. Он тоже многое делает для детей: сопровождает нас на конкурсы разного уровня различных отраслях знаний. Организовал в нашей школе занятия по шахматам и военно-патриотический клуб, собрал вокруг себя юнармейцев, учредил пресс-клуб. Благодаря ему мы прыгали с парашютами, опускались на дно реки с аквалангами, покоряли Хакасию, принимали участие в конкурсах Общественной академии народного образования в городе Сочи.

Я бы хотела сказать, что Евгений Павлович чем-то похож на Василия Тимофеевича.

Но это еще не всё! В нашей школе по инициативе Евгения Павловича создан и работает «класс юного пчеловода». На данный момент учащиеся изучают теорию пчеловодства, а как только наступит весна, приступят и к практическим занятиям. Будут работать на пасеке. В 5 и 6 классе был введён урок по игре в шахматы, Евгений Павлович с энтузиазмом взялся за дело, и очень скоро получил «плоды». В этом году один из его лучших подопечных Иванюков Максим выполнил третий юношеский разряд в разделе «Классика» и получил сертификат юного спортивного судьи. При прохождении детского этапа кубка России «Мемориал В.А. Дохленко» Максим выполнил первый юношеский разряд в том же разделе и стал рассматривать шахматы не как увлечение, а как вид спорта. Сейчас он продолжает развивать профессионализм и набираться опыта. Посмотрим, каким будет дебют семиклассника на областном турнире в стенах родной школы.

В этой школе я учусь пятый год и могу говорить о ней с гордо поднятой головой. Именно здесь мне помогли раскрыть и развить способности, о которых я даже не подозревала. Благодаря преподавателю литературы Марине Васильевне Краснопёровой, научившей меня излагать свои мысли на бумаге, я начала принимать участие в литературных конкурсах.

Начиная работу о Василии Тимофеевиче Кеменове, я думала, что писать о человеке, с которым не могу встретиться и поговорить, очень сложно. Теперь с уверенностью заявляю, что ни разу об этом не пожалела. Жизненный и творческий путь Василия Тимофеевича произвел на меня неизгладимое впечатление. Для меня это урок воспитания в себе качеств достойного служения людям. Жизнь Василия Тимофеевича Кеменова продолжается памятью о нём и творческими делами его последователей.

Прошедший через трудное детство, но всегда добивающийся целей, Василий Тимофеевич Кеменов – ПЕДАГОГ, НАСТАВНИК, ШАХМАТИСТ, ХУДОЖНИК, АКТИВИСТ, ПАТРИОТ и просто - НАШ ЗЕМЛЯК!

Заключение

Знания о талантливом земляке выявленные в процессе исследовательской работы были оформлены автором исследования в брошюру. Которая была распространена среди обучающихся нашей школы, подарена библиотекам школы, села, районного центра, районному архиву, людям интересующимся историей края, участникам и организаторам шахматного турнира имени В. Т. Кеменова. История жизни этого человека, его увлечения шахматами вызвала интерес к его биографии и увлечениям. В результате президиумом областной шахматной федерацией томской области было принято решение продолжить шахматные турниры регионального характера на территории нашей школы, назвав их мемориалом имени В. Т. Кеменова.

Таким образом значительно повышен престиж школы, а в результате её обучающиеся прониклись особым уважением к жизни и творчеству Василия Тимофеевича. Появились желающие среди моих сверстников продолжить изучение биографии интересного земляка. Например, когда была готова эта работа, ребята выяснили, что после сдачи здания нашей школы в эксплуатацию в 1975 году, все стенды её кабинетов были оформлены рукой художника-графика В. Т. Кеменова. Это будет темой следующего исследования других обучающихся.

Исходя из выше сказанного, будем считать, что построенная в начале исследовательской работы гипотеза доказана.

Приложения

Занятия в шахматном клубе

100_2939.jpg

Экслибрисы В. Т. Кеменова

 


Библиографическая ссылка

Чебакова С.Ю. НАСЛЕДИЕ ШАХМАТНОГО КОРОЛЯ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 1. – С. 9-9;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1263 (дата обращения: 06.03.2021).