Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Сиротина Н.М. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А. Котова"
русский язык
технологическая карта урока
7 класс
правописание наречий
о-ё после шипящих на конце наречий

Цели:

Образовательные:

создать условия для

ознакомления учащихся с правописанием гласных О,Е  на конце наречий после шипящих;

организации деятельности учащихся по первичному усвоению новых знаний, отработке умения применять данное правило.

Развивающие:

создать условия для

развития орфографической зоркости, внимания, логического мышления, творческих способностей учащихся;

совершенствования умений анализировать, сравнивать, обобщать информацию, строить высказывание на грамматическую тему;

формирования навыка  работы с информацией.

Воспитательные:

создать условия для воспитания интереса к урокам русского языка,  культуры учебного труда.

Тип урока: открытие нового знания.

Технологии обучения: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы и формы обучения, используемые  на уроке:

Создание проблемной ситуации, беседа, работа с учебником, изучение текста, выполнение упражнения, создание схем, чтение схем; формы – индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

УУД:

предметные: научиться правильно выбирать гласную на конце наречия после шипящей;

метапредметные:  

коммуникативные: формировать навыки работы в группе, планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные: применять методы информационного поиска;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе изучения данной орфограммы;

личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. 

 

Стадии урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.      ОРГ. МОМЕНТ

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их, создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

 -  Здравствуйте, ребята,

Многие считают, что в наше «компьютерное» время необязательно быть грамотным. Компьютер все исправит. Следовательно, нет необходимости учить правила орфографии. Но представьте ситуацию: вам нужно написать письмо или заявление – приятно ли вам будет обнаружить свою неграмотность?

Давайте сегодня докажем, что быть грамотным на самом деле не так уж трудно, а уроки изучения орфографических правил – это не самые скучные уроки в школе.

 

Учащиеся приветствуют учителя, следуют его инструкции.

Коммуникативные УУД:

уметь слушать собеседника

 

2.      ВЫЗОВ

Прием «Верные – неверные утверждения».

Мотивирует учащихся  к изучению нового материала, создаёт проблемную ситуацию, используя приём «Верные – неверные утверждения».  Разбивает класс на пары (соседи по партам). Формулирует задание, инструктирует учащихся. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует коллективную проверку результатов  работы пар. Предлагает использовать сигнальные карты: зелёный - верное утверждение, красный – неверное утверждение.

 

 

Пробуждает интерес к теме, подводит учащихся к формулировке темы урока самими учащимися, используя вопросы:

- Почему же возникли трудности при выполнении этого задания?

 

 

 

 

Формулирование темы урока. Прием «Ключевые слова».

- Как вы думаете, о чём пойдёт  речь на уроке сегодня?

Предлагает сформулировать тему урока, используя ключевые слова:

 

 

Формулирование задач урока.

Подводит учащихся к постановке задач урока, используя прием «Правило 3-х П»:

 

ПОЗНАКОМИТЬСЯ

ПОНЯТЬ

ПРИМЕНЯТЬ …

 

Направляет деятельность  учащихся с помощью наводящих вопросов. Оказывает помощь в формулировке задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах. Каждая пара, обсуждая,  заполняет таблицу с утверждениями. (Приложение 1). Среди утверждений имеются верные и неверные утверждения по ранее изученной и еще не изученной темам.

 

Верно ли, что…

Верно

Неверно

1.       Наречие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия.

+

 

2.       Наречия не изменяются.

+

 

3.       АЛЫЧОВЫЙ – это наречие, так как отвечает на вопрос КАКОЙ?

 

_

4.       В предложении Яблоко от яблони (не)далеко падает

наречие с не пишется раздельно.

 

_

5.       В словосочетании УДИВЛЁ(Н,НН)О СМОТРЕЛ слово УДИВЛЁ(Н,НН)О следует писать с НН, так как это наречие, образованное от причастия УДИВЛЕННЫЙ, которое пишется с НН.

+

 

6.       В наречии Ч[O]ТКО после Ч нужно писать O.

 

-

7.       В наречии СВЕЖ…  после шипящего на конце  слова пишется Ё.

??????

-

8.       В наречии ЗЛОВЕЩ… после шипящего на конце слова следует писать Е.

??????

-

9.       После шипящего на конце наречий буква О не пишется.

??????

-

10.    Написание гласной  после шипящей на конце наречия зависит от самой шипящей.

??????

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают результаты работы. Используют сигнальные карты. Дают аргументированный ответ, опираясь на имеющиеся знания, а также, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

 

 

 

 

 

Делают вывод о  недостаточности имеющихся у них знаний для правильного ответа не некоторые вопросы; встретилась новая орфограмма, связанная с изучаемой частью речи – наречием, поэтому они могут ошибаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения, формулируют тему урока. Оформляют запись в тетрадь.

Гласные буквы О-Е после шипящих на конце наречий.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективно формулируют  задачи с опорой на предложенную запись:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ… ( с правописанием гласных на конце наречий  после шипящих; узнать, какие гласные пишутся в этом случае );

ПОНЯТЬ…  (как работает правило; почему в одном случае пишется –о-, а в другом –е-; от каких условий  зависит выбор гласной);

ПРИМЕНЯТЬ… (правило при выполнении упражнений и в жизни)

Познавательные УУД:
уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

 

Коммуникативные УУД:

формировать навыки работы в паре;

уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать цели и задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

3.      ОСМЫСЛЕНИЕ

 

Актуализация знаний. Моделирование учебного понятия.

Организует работу по изучению нового материала.

Предлагает рассмотреть записи, найти наречия.

- Какие гласные вы видите на конце наречий?

- После каких  согласных они стоят?

- Сравните наречия. Обратите внимание на условные обозначения. Какую закономерность вы заметили? 

Побуждает к высказыванию мнений:

- Предположите, от чего будет зависеть правописание гласной на конце наречия после шипящего.

- Сделайте вывод, в каких случаях после шипящих на конце наречий пишется о, в каких е?

 

 

Работа с учебником.

Организует  самостоятельную работу учащихся с текстом учебного параграфа 42.

Предлагает сопоставить собственную формулировку орфографического правила с материалом учебника, дополнить информацию.

 

 

Прием «Кластер».

Предлагает  учащимся оформить новое правило графически, составить «Кластер»  (структурно – логические схемы) по теме урока.

С этой целью организует работу в группах. Проводит инструктаж.

 

Наблюдает, координирует, корректирует самостоятельную работу   учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует обсуждение выполненной работы.

Оценивает работу учащихся.

 

Релаксация.

Применяет здоровьесберегающие технологии. Организует физкультминутку.

Предлагает сыграть  в пантомиму: называет слово, обучающиеся должны его показать с помощью движений своего тела, мимики, жестов, без слов.

Высоко, выше, далеко, грустно, метко, вниз, налево, сильно, вяло, вместе, весело, тихо.

 

- Что объединяет все эти слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализирую записи.

 

Сравнивают наречия.

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения по поводу правописания гласных на конце наречий после шипящих.

 

 

 

 

Выполняют задание: читают материал параграфа 42.

 

 

 

Сопоставляют свою формулировку правила  с материалом параграфа, дополняют сообщением о том, что наречие ещё  исключение; после шипящего пишется гласная ё.

 

 

Работают в группах над созданием  кластеров, Каждая предлагает свои варианты. 

 

 

Один учащийся от каждой группы представляет кластер. Воспроизводит новое правило с опорой на кластер.

 

 

 

Выполняют физические упражнения.

 

 

Делают вывод, что все слова  -  наречия.

Коммуникативные УУД:

владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

формировать логические умения: анализ, сравнение, обобщение;

самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Личностные УУД:

формировать познавательный интерес и устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

 

Регулятивные УУД:

развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

 установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

 

 

4.      РЕФЛЕКСИЯ

Первичное закрепление изученного.

Организует практическую деятельность учащихся.

1. Организует выполнение у доски  упражнения 265  учебника с проговариванием во внешней речи .

 

 

2. Предлагает учащимся решить лингвистическую задачу:

Игорь, Витя и Саша составляли кроссворд на тему «Наречие».  Осталось вписать одно слово. Игорь предложил наречие «неуклюж..», Витя  – «нехорош…», Саша сказал, что они оба неправы. А кто был прав? 

 

 

3. Организует самостоятельную работу учащихся с последующей самопроверкой(Приложение 2)

Задание: заполните  пропуски в карточке.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия из слов для справок.

 Старик с сожалением смотрел на молодых людей, которые вели себя   ……………..   .

Всегда и везде нужно вести себя ……………  .

Когда тебя о чём-то спрашивают, отвечать нужно конкретно, а не  ………….  .

Слова для справок:  ОБЩ… ,  ВЫЗЫВАЮЩ…,  ХОРОШ…  .

 

Возвращение к «Верным – неверным  утверждениям».

Предлагает вернуться к «Верным – неверным  утверждениям»,  к тем из них, которые вызвали затруднения в начале урока (7- 10), и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

 

 

Подводит итог урока, организует самооценку результатов учащихся.

Продолжите высказывания:

- Сегодня на уроке я:

- Вспомнил...;

- Узнал новое...;

- Научился...;

- Самым трудным на уроке было...;

- Самым интересным на уроке было… .

 

 

 

Дает дифференцированное домашнее  задание. Комментирует его выполнение.

1.Базовый уровень:  п. 42, упр. 267.

2. Повышенный уровень: п.42, придумать и записать 5 предложений с наречиями на изученную орфограмму.

 

 

Работают у доски по очереди, аргументируют свои ответы.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Высказывают свои мнения, аргументируя их.

Делают вывод, что прав Витя.

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу самостоятельно.

По ключам на слайде проверяют свою работу.

Оценивают свои результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят «старые» знания с «новыми». Корректируют, исправляют свои ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, используя клише.

 

 

 

Записывают задание в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на уроке.

Коммуникативные УУД:   уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы.

Регулятивные УУД:

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

Личностные УУД:    мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Коммуникативные УУД:   уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:  уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1.

КАРТОЧКА 1. 

«ВЕРНЫЕ  и НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Верно ли, что…

Верно

Неверно

1.      Наречие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия.

 

 

2.      Наречия не изменяются.

 

 

3.      АЛЫЧОВЫЙ – это наречие, так как отвечает на вопрос КАКОЙ?

 

 

4.      В предложении Яблоко от яблони (не)далеко падает

наречие с не пишется раздельно.

 

 

5.      В словосочетании УДИВЛЁ(Н,НН)О СМОТРЕЛ слово УДИВЛЁ(Н,НН)О следует писать с НН, так как это наречие, образованное от причастия УДИВЛЕННЫЙ, которое пишется с НН.

 

 

6.      В наречии Ч[O]ТКО после Ч нужно писать O.

 

 

7.      В наречии СВЕЖ…  после шипящего на конце  слова пишется Ё.

 

 

8.      В наречии ЗЛОВЕЩ…  после шипящего на конце слова следует писать Е.

 

 

9.      После шипящего на конце наречий буква О не пишется.

 

 

 

КАРТОЧКА 1.   

«ВЕРНЫЕ  и НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»

Верно ли, что…

Верно

Неверно

1.      Наречие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия.

 

 

2.      Наречия не изменяются.

 

 

3.      АЛЫЧОВЫЙ – это наречие, так как отвечает на вопрос КАКОЙ?

 

 

4.      В предложении Яблоко от яблони (не)далеко падает

наречие с не пишется раздельно.

 

 

5.      В словосочетании УДИВЛЁ(Н,НН)О СМОТРЕЛ слово УДИВЛЁ(Н,НН)О следует писать с НН, так как это наречие, образованное от причастия УДИВЛЕННЫЙ, которое пишется с НН.

 

 

6.      В наречии Ч[O]ТКО после Ч нужно писать O.

 

 

7.      В наречии СВЕЖ…  после шипящего на конце  слова пишется Ё.

 

 

8.      В наречии ЗЛОВЕЩ…  после шипящего на конце слова следует писать Е.

 

 

9.      После шипящего на конце наречий буква О не пишется.

 

 

10.  Написание гласной  после шипящей на конце наречия зависит от самой шипящей.

 

 

 

Приложение №2 

КАРТОЧКА №2.  

«Деформированные предложения». 

Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия из слов для справок.

 

Старик с сожалением смотрел на молодых людей, которые вели себя   …………………....  .

Всегда и везде нужно вести себя ………………   .

Когда тебя о чём-то спрашивают, отвечать нужно конкретно, а не  ……………  .

Слова для справок:  ОБЩ… ,  ВЫЗЫВАЮЩ…,  ХОРОШ… 

 

КАРТОЧКА №2.  

«Деформированные предложения».   

Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия из слов для справок.

Старик с сожалением смотрел на молодых людей, которые вели себя   …………………....  .

Всегда и везде нужно вести себя ………………   .

Когда тебя о чём-то спрашивают, отвечать нужно конкретно, а не  ……………  .

Слова для справок:  ОБЩ… ,  ВЫЗЫВАЮЩ…,  ХОРОШ… 

 

КАРТОЧКА №2.

 «Деформированные предложения». 

 Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия из слов для справок.

Старик с сожалением смотрел на молодых людей, которые вели себя   …………………....  .

Всегда и везде нужно вести себя ………………   .

Когда тебя о чём-то спрашивают, отвечать нужно конкретно, а не  ……………  .

Слова для справок:  ОБЩ… ,  ВЫЗЫВАЮЩ…,  ХОРОШ…


Библиографическая ссылка

Сиротина Н.М. Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 1. – С. 22-22;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1279 (дата обращения: 06.03.2021).