Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ДНЕВНИК НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Лашко Я.П. 1
1 МАОУ Политехническая гимназия
Турчанинова Вероника Никитична (Нижний Тагил, МАОУ Политехническая гимназия)
история родного края
нижний тагил
дневник школьника
1. Амарская А.Ф. Жемчужина Каменного Пояса: Высокогорскому горно-обогатительному комбинату-275! – Екатеринбург, 1996.
2. Васюткинский, В. Ф. Хранители «Старого соболя». – Нижний Тагил, 1990.
3. Гуськова Т.К. Нижнетагильский горнозаводской округ Демидовых во второй половине XIX – начале XX века. Заводы. Рабочие. – Нижний Тагил, 2007.
4. Ковалевич, В. К. Нижний Тагил. – Нижний Тагил, 1977.
5. Лапиков, Н. П. и др. В строю гигантов. – Нижний Тагил, 1966.
6. Нижний Тагил. На перекрёстке веков. – Нижний Тагил, 2002.
7. Нижний Тагил: научно-популярное издание. – Нижний Тагил, 1997.
8. Овсепьян, В. А. и др. Мы – Тагильчане. – Нижний Тагил, 2002.
9. Пудовкин, С. И. Город мастеров. – Нижний Тагил, 2016.
10. Пудовкин, С. И. Из глубины столетий. – Нижний Тагил, 2014.
11. Семенов, И. Г. Музей горнозаводского дела. – Нижний Тагил,1995.
12. Семенов, И. Г. Нижнетагильский краеведческий. – Нижний Тагил, 1980.
13. Слукин, В. и др. Демидовские гнёзда. – Екатеринбург, 2001.
14. Тагил достопримечательный. – Нижний Тагил, 2018.
15. https://kanzoboz.ru/
16. https://ntagil.org
17. https://ru.wikipedia.org
18. https://mstrok.ru
19. https://uraloved.ru/goroda-i-sela/sverdlovskaya-obl/nizhniy-tagil
20. https://semantic.uraic.ru
21. https://нтпг.рф/gimnaziya/obrashchenie-direktora
22. https://immrill.livejournal.com/20862.html
23. https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральская_горнозаводская_железная_дорога#Пермь_—_Екатеринбург
24. http://tagiltram.ru/history/tramvaynoe-upravlenie.html
25. https://krayural.ru/geografiya/legendy-o-nizhnetagilskoj-malahitovoj-glybe/
26. https://museum-nt.ru/about/history/
27. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нижний_Тагил#История

Нижний Тагил – второй по численности населения город Свердловской области. Это один из крупнейших и старейших горнозаводских цен­тров России. Город является промышленным гигантом, в котором работают крупнейшие предприятия металлургии, машиностроения, химической отрасли Российской Федерации. Нижний Тагил имеет очень интересную и богатую историю!

Изучение истории своего края необходимо, так как расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает осознать связь истории с жизнью. Изучение истории малой родины способствует развитию бережного отношения к ее природе, памятникам культуры и истории. Не зная своего прошлого, невозможно построить будущее! Постепенно узнавая свой город, начинаешь по-другому любить и ценить его. Однако целенаправленно в нашем регионе краеведческое содержание не преподается. Как же заинтересовать учеников, пробудить в них исследователей – этот вопрос является очень актуальным.

Даже с появлением электронных ресурсов, когда стало проще найти информацию, не все люди, а тем более дети будут интересоваться, искать, читать. Как же донести необходимые знания о родном крае до детей – данный вопрос представляет собой проблему.

Предполагаем, что эта информация должна быть всегда перед глазами школьника. Какой же источник удовлетворит этому требованию? И я подумала: каждый день и не один раз я достаю дневник, и, если на странице есть информация, я её читаю. Прочитав несколько раз, я запоминаю прочитанное, даже если в тот момент это было не особенно интересно, не задано и т.д.

Это натолкнуло меня на идею разработать дневник нижнетагильского школьника. Мы предположили, что такой дневник должен содержать информацию о городе, людях и событиях. Приводимые сведения должны быть и интересными, и насыщенными, но достаточно краткими.

Цель работы: разработать дневник тагильского школьника как источник актуального и интересного историко-краеведческого содержания.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме.
  2. Представить образцы дневников с городской историей.
  3. Осуществить отбор краеведческого содержания для дневника нижнетагильского школьника.
  4. Разработать макет дневника нижнетагильского школьника.

Источниковая база исследования: для проведения исследования мы использовали разнообразные издания по истории города Нижнего Тагила. Это как печатные издания таких авторов как Семенов И. Г., Лапиков И. П. и Пудовкин С. И. Много полезной и важной информации мы почерпнули в интернет-источниках: официальный сайт города, сайт городского исторического архива, сайт центральной городской библиотеки, сайты об истории города.

В процессе работы мы проанализировали два дневника с городской истории. Первый – дневник рязанского школьника, который привезла из путешествия моя учительница истории. Второй дневник мы обнаружили в семейном архиве – это дневник за 2 класс моего старшего брата (1998-1999 учебный год). Это первый опыт создания дневника тагильского школьника! Мы уверены, что этот дневник стал результатом работы замечательной команды создателей, а само изготовление такого дневника – очень полезная и важная работа для города. Однако многая информация в нем устарела. Кроме того он был сосредоточен на проблемах экологии. В изготовлении нового дневника мы будем опираться на положительный опыт прошлых изданий!

В рамках выполнения данной работы я приняла участие в VI Малых Новоуральских краеведческих чтениях «Город на Уральском перевале» с докладом, также отправлен материал для публикации в сборнике материалов городской научно-практической конференции «История. События. Судьбы».

Дневник как источник краеведческих знаний

История дневника как документа школьника началась еще на рубеже 19-20 веков, тогда он назывался «Спутникъ школы». Он предназначался для учащихся земских школ, школ Министерства народного просвещения и церковноприходских училищ дореволюционной России. На форзацах дневника располагалась рекламная информация, из которой учащийся мог узнать адреса главных книжных магазинов. На первых двух страницах были размещены «Флаги важнейшихъ государствъ всехъ частей света»: Австро-Венгрии, Англии, Германии, Италии, Китая, Франции и др.

Первый отдел, календарный, открывался «Памятнымъ листкомъ», это давало возможность «проверить вкусы, понятія, взгляды и проследить насколько они изменились», из него можно было узнать размер обуви, номер очков, рост и любимого писателя учащегося. Также в дневнике располагался листок дежурств по классу и на молитве, страницы с важными событиями из истории Российской империи и список с неприсутственными днями [9].

Советская версия дневника появилась только в 1930-1934 годах – после проведения реформы, вводившей всеобщее обязательное начальное образование. Именно тогда дневник превратился в средство коммуникации между учителями и родителями: в него был включен табель, графы для оценок за поведение и замечаний.

В настоящее время можно легко найти дневники с различной информацией и оформлением. Изучим дневники с городской историей, которые попали к нам в руки.

Рассмотрим дневник рязанского школьника. На его обложке изображен легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат. На форзацах – Рязанский кремль, самая знаменитая историческая достопримечательность города. На каждой странице дневника в верхнем колонтитуле описано событие, произошедшее в этот день или неделю. События охвачены как всемирные, так и региональные. Рассказывается о выдающихся людях, которые родились или жили в Рязани. В конце дневника отдельным списком вынесены памятные даты истории Рязанского края.

75-ой годовщине победы нашего народа в Великой отечественной войне посвящен разворот в дневнике, где рассказывается об одном из многих героев великой войны, уроженце Рязанской области Фёдоре Андреевиче Полетаеве.

170 лет со дня рождения будут отмечать всемирно известному учёному Павлову Ивану Петровичу, который родился в Рязани. Школьники могут узнать о его биографии в перерыве между уроками.

На страницах дневника указаны адреса и телефоны всех музеев, библиотек, театров, учреждений дополнительного образования детей, спортивных школ и комплексов, школ искусств города.

На правовой страничке разработчики дневника ознакомили рязанских школьников с законом Рязанской области «О защите нравственности и здоровья детей в Рязанской области», а также с Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

В дневнике есть раздел «Моя безопасность», телефоны центров помощи несовершеннолетним, памятка по экстренной помощи по телефону.

На обложке в конце дневника помещён герб города Рязани.

Другой дневник, который попал нам у руки, не такой современный как рязанский, но зато он именно тагильский! Это дневник моего старшего брата. Этот дневник служил ему в 1998-1999 учебном году.

На форзаце дневника помещена фотография действовавшего тогда главы города Николая Наумовича Диденко и его обращение к ученикам.

Дневник был посвящен проблемам экологии города. Страницы дневника были как у обычного дневника, но один раз за месяц на развороте страниц размещались фотографии и краткая информация, из которой дети могут узнать следующую информацию:

  • Тагильский край на карте России.
  • Что означает название Тагил? «Таг» переводилось как «гора», «рукав реки», «голубика».
  • История Тагильского края: три века истории тагильского края наглядно показывают, что его судьба – прошлое, настоящее и будущее – связана с развитием промышленности.
  • Промышленность и природа. Все, что делает человек, изменяет окружающий мир.
  • Краткий обзор о правах ребенка, эмблемы Организации Объединенных Наций.
  • Что такое экология? Закон об охране окружающей среды.
  • Тагильский край необычайно богат полезными ископаемыми. Также подчеркивается обилие воздуха, лесных богатств, рек.

На форзаце дневника размещено обращение начальника Управления образования города А. В. Соложнина с призывом внести свой вклад в улучшение состояния природной среды в любимом городе.

Этот дневник стал одним из первых дневников того периода, когда издатели начали размещать познавательную информацию в дневник, можно сказать, что из строгого документа, он превратился в интересную книгу.

Отбор содержания для дневника нижнетагильского школьника

1. Отбор памятных дат для дневника нижнетагильского школьника.

Как мы уже выяснили, форма школьного дневника чрезвычайно удобна для дозированного и уместного донесения информации – ежедневно и неоднократно ученик открывает разворот соответствующей недели и имеет возможность познакомиться с расположенной здесь интересной и важной информацией из истории родного края.

Основа любого дневника – хронология, то есть перечень записей в соответствии с памятными датами, которые приходятся на тот или иной день. Соответственно, начать нашу работу по созданию дневника нижнетагильского школьника следовало с отбора самых значимых дат из истории нашего края и размещение их в порядке от сентября до мая.

Важные даты истории города, о которых должен знать каждый житель Нижнего Тагила, отобрать для дневника было очень сложно! Огромный массив информации, которую я получала из литературы, интернет-источников, в музеях и просто во время прогулки, была интересной, познавательной. Как все вместить на нескольких страницах дневника?

Мы попытались выделить самые интересные и значимые даты!

На странице начала учебного года я взяла дату 01 сентября 1992. В этот день была открыта моя родная школа – Политехническая гимназия. Это было знаковое событие для Нижнего Тагила. В 2018-2019 учебном году Политехническая гимназия вошла в Топ-300 рейтинг лучших общеобразовательных организаций РФ, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников. В этом же году – в число 108 российских школ – «базовых школ РАН» с целью реализации совместного проекта Министерства просвещения РФ и Российской академии наук, ориентированного на развитие исследовательских, творческих способностей учащихся и подготовку нового поколения молодых учёных [21].

Танковая слава Нижнего Тагила не меркнет уже три четверти века: с изготовления самого массового танка Второй мировой войны – знаменитого Т-34 – до современных инновационных образцов танкостроения. Все тагильчане знают танк у главной заводской проходной Уралвагонзавода, а из дневника они узнают, что установлен он был 8 сентября 1946 года.

Много интересных и важных мероприятий и социально значимых проектов реализуется во Дворце культуры металлургов – одном из самых больших и знаменитых в городе. В дневнике мы узнаем, что он открыт 16 сентября 1952 года.

Уникальным фактом истории нашего города является то, что 1 октября 1944 открылся городской музей изобразительных искусств – это произошло в те дни, когда продолжались кровопролитные бои на полях Великой отечественной войны!

8 октября 1722 года мы отметим в дневнике особым цветом. Этот день считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция – чугун [27]. Данный завод является «прадедушкой» одного из самых знаменитых и исторических предприятий города – Нижнетагильской металлургическом комбинате [22]!

Интересно, что этот же разворот дневника расскажет ученикам еще об одном знаменитом предприятии нашего города – Уралвагонзаводе. 11 октября 1936 года считается его днем рождения, в этот день завод выпустил первый вагон!

Недавно, в 2018 году, мы отмечали юбилей Уральской горнозаводской дороги. Но сначала она была островной, то есть не связанной с общероссийской сетью [23]. 15 октября 1896 была открыта железнодорожная линия Екатеринбург – Челябинск. Именно этот день является датой объединения с основной железнодорожной сетью страны.

Продолжая тему дней рождения знаковых предприятий города, нужно упомянуть 25 октября 1938 – дата основания еще одного известного предприятия города – Химического завода Уралхимпласт (раньше назывался Торфохимзавод).

Нижний Тагил вошел в историю как родина первого российского паровоза, изобретенного в 1834 году. Памятник его знаменитым изобретателям – отцу и сыну Черепановым – еще один символ города – был открыт 4 ноября 1956 года.

На этом же развороте, записывая очередное расписание уроков на неделю, ученики узнают, что 04 ноября 1967 – открыт дворец культуры «Юбилейный».

Еще одну дату нельзя упустить – 06 ноября 1852 – в Висимо-Шайтанском заводе родился наш великий земляк, «певец» Урала, писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк.

Огромный, неоценимый вклад в победу над фашистской Германией внесли рабочие Уралвагонзавода. В первый год Великой Отечественной Войны 8 декабря 1941 они выпустили первый тагильский танк!

23 января 1697 – Верхотурский воевода Дмитрий Протасьев донёс в Москву, что есть железная руда по берегам реки Нейвы. Образец магнитного железняка был отправлен для пробы в Ригу и в Амстердам, откуда получены ответы, что «лучше того железа добротой и мягкостью быть невозможно», что по качеству оно равно лучшим сортам шведского железа [12]. Это событие повлияло на решение строить в этой местности металлургическое заводы, что стало началом трудовой славы уральского региона.

В период Второй мировой войны Нижний Тагил проявил себя как истинный город трудовой славы. Соответствующе заслуженное звание было присвоено нашему городу в июле 2020 года. Одним из явлений стала подмена мужчин у станков и производственных мощностей женщинами! 25 января 1914 – день рождения тагильчанки – первой в мире женщины горновой Фелисаты (Фаины) Васильевны Шаруновой.

1 февраля 1971 Нижний Тагил был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Мы считаем, что этот факт должен знать каждый тагильчанин, чтобы гордиться свои городом и людьми, которые сделали его героем!

Центра музыкальной культуры, который радует тагильчан уже четверть века, Нижнетагильская Филармония основана 2 февраля 1995!

23 февраля 1942 началось движения тысячников – стахановцев военного времени. В этот день мы можем чествовать не только защитников Отечества, но и тружеников тыла.

Также интересно знать, что 28 февраля 1937 в Нижнем Тагиле открылось трамвайное движение [24].

Кто не знает про роль Демидовых в истории Урала?! 4 марта 1702 года по указу Петра I Невьянский завод передан Никите Демидовичу Демидову (Антуфьеву), что положило начало горнозаводской цивилизации Урала, жемчужиной которой стал Нижний Тагил.

Таким образом, для дневника нижнетагильского школьника мы отобрали даты, наиболее значимые для истории и развития нашего города.

2. Отбор фактов из истории города для дневника нижнетагильского школьника.

Много информации, которую, по нашему мнению, должен знать каждый тагильчанин, трудно привязать к какой-то точной дате, но эти события и факты также важны и интересны. Их мы разместим на тех неделях, которые «остались» без точных дат.

Нижний Тагил в разные периоды истории посещали царские особы или известные люди. В апреле 1837 года девятнадцатилетний наследник русского престола Великий князь Александр Николаевич по велению отца Императора Николая I отправляется в путешествие по России. Ему предстояло проехать 12 тысяч верст, побывать на Урале и Западной Сибири. 27 мая 1837 года он прибыл в Нижний Тагил. Сопровождала его свита, в том числе и наставник, выдающийся русский поэт Василий Андреевич Жуковский.

Многих детей заинтересует тот факт, что всемирную известность Тагилу принесла найденная в 1835 году на Меднорудянском руднике глыба малахита весом в 20 тыс. пудов (320 тонн), тогда её оценили в 10 млрд. рублей.

Находка такого гигантского скопления редкого и дорогого поделочного камня произвела не только сенсацию, но и прямо-таки переворот на мировом рынке цветного камня. С той поры малахит вошел в особую моду, его стали использовать там, где раньше – из-за недостатка – и не решались, например, для отделки дворцов. А поскольку находка по времени совпала с восстановлением после пожара Зимнего дворца и с постройкой Исаакиевского собора в тогдашней столице, то Петербург обогатился такими уникальными, до сих пор вызывающими восхищение памятниками малахитово-мозаичного искусства, как Малахитовый зал Зимнего и восемь алтарных колонн из малахита в Исаакии [25].

Также на страницах дневника необходимо поместить информацию о прекрасных музеях нашего города.

Особое внимание уделим самому большому комплексу музейных объектов – Нижнетагильскому музею-заповеднику «Горнозаводской Урал». Он насчитывает уже более чем 175-летнюю историю. Музеум естественной истории и древностей (1841–1891 гг.) был основан заводчиком, известным благотворителем Павлом Николаевичем Демидовым и носил кунсткамерный характер. Его созданию предшествовала заводская выставка, организованная к уже упомянутому ранее приезду на Тагильские заводы наследника престола, будущего императора Александра II в 1837 году. Музей рос и развивался. В 1989 году в его состав вошел первый в России Музей истории развития техники черной металлургии. В 1990-е годы открыты Музей истории подносного промысла «Дом Худояровых» и Музей быта и ремесел горнозаводского населения. К 2003 году все эти объекты вошли в Нижнетагильский музей-заповедник – крупнейшее на Урале музейное объединение. В 2003 году он был преобразован в муниципальное учреждение культуры «Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». Затем были открыты замечательные филиалы с очень интересными экспозициями: историко-технический музей «Дом Черепановых» (2004 г.), Музей природы и охраны окружающей среды (2005 г.), музей «Демидовская дача» (2013 г.) и экспозиция «Лисьегорская башня» (2015 г.) [26].

В 1985 году рядом с главным зданием музея открыта экспозиция горнозаводского оборудования XVIII-XX веков. В состав этого маленького музея под открытым небом вошли ценнейшие экспонаты, доставленные со старых уральских заводов и прокатной продукции Нижнетагильского металлургического комбината.

Школьников часто водят в музеи нашего города, но вот редко ребята запоминают названия музеев, интересуются их историей. Будет хорошо, если ученик сходи в музей, а потом обнаружил информацию о нем в своем дневнике – так она покажется ему более интересной.

Сколько интересных и знаменитых людей жили, работали и творили в Нижнем Тагиле! В разработанном нами дневнике можно найти информацию:

  • о выдающемся тагильском гидротехнике Клементии Константиновиче Ушкове (1763-1859), который в 1849 году провел канал «река Чёрная – Черноисточинский пруд» (5 вёрст), тем самым решив проблему запасов воды для Нижнетагильских заводов. За это получил вольную себе и совей семье.
  • о семье тагильских живописцев Худояровых.
  • о тагильчанах – Героях Советского Союза.

Не забудем и о современных объектах, принесших Нижнему Тагилу мировую известность. Соревнования мирового уровня проходят на трамплинах спорткомплекса «Аист» на горе Долгая.

Также для дневника я выделила информацию о знаменитой горе Высокая, которая дважды изменила ход не только российской, но и мировой истории. Первый раз в XVIII веке, когда создание заводов дало толчок развитию уральского региона. Второй раз – в годы войны, когда каждый третий советский танк делали в Тагиле.

Основная работа по сбору информации о датах, событиях, людях, достопримечательностях, музеях и фактах Нижнего Тагила собрана. Переходим к созданию дневника, этапы создания описаны далее.

Структура и дизайн дневника нижнетагильского школьника

На первом этапе создания дневника тагильского школьника мы разработали обложку дневника. Мы посчитали, что на неё необходимо поместить:

  1. герб нашего города;
  2. стелу, много лет украшавшую въезд в город, сообщавшую гостям города год его основания и информацию, что Нижний Тагил – обладатель Ордена Трудового Красного Знамени;
  3. панорамную фотографию завода – как символ промышленного города;
  4. трамплин как вклад современников в развитие родного Тагила;
  5. каскад фонтанов с видом на Лисью гору – как немеркнущий символ нашего города.

Первая страница будет обычная для школьного дневника – с указанием сведений об учащемся и об образовательном учреждении.

Далее – основная часть. На всех страницах, в верхнем колонтитуле, размещены фотографии и краткая информация о событиях. Мы решили применить разные цвета для оформления частей дневника разных времен года: осенние страницы окрашены светло-оранжевым, зимние – голубым, весенние – зеленым цветом.

Информацию, которую собрали про Нижний Тагил, нужно было разместить на страницах дневника. Мы решили: события, о которых известны точные даты, расположить на развороте недели, куда войдет это число. Это позволит ученикам вспомнить, а может быть захотеть больше узнать и рассказать об этом событии своим одноклассникам, или приурочить эту дату и сходить с родителями или друзьями в музей и т. д.

Остальные страницы дневника мы заполнили фактами про Нижний Тагил, рассказами об известных и почетных жителях нашего города, о музеях, памятных датах и исторических местах.

Наличие в дневнике информации о безопасности несовершеннолетних мы так же как и другие авторы дневников считаем обязательным! Опасные ситуации, телефоны экстренных служб, правила поведения в разные времена года – все это мы разместили в дневнике после основной части.

Для каждого школьника дневник – это важный документ. Во многих семьях он хранится в семейном архиве, поэтому мы сочли, что будет интересно внести в конце дневника страничку для воспоминаний или подведения итогов своих достижений, ощущений, выводов прошедшего учебного года и планов на будущее.

Затем традиционная страничка с оценками ученика за четверть и за год.

На форзацах дневника предполагается разместить прекрасные виды города.

Заключение

В ходе исследования мы изучили литературу по теме, познакомились с дневниками с городской историей, которые уже выпущены. Ознакомившись с разными источниками информации и с достопримечательностями города, мы собрали, систематизировали и обобщили материал по историческим и современным фактам, адаптировали его для формирования краткой информации, понятной учащимся не только старших классов, но и малышам.

Затем мы разработали дневник тагильского школьника как источник актуального и интересного историко-краеведческого содержания.

Цель нашей работы достигнута.

Мы разработали полностью макет дневника нижнетагильского школьника. Сейчас он существует в электронном виде. В 2022 году наш город будет отмечать 300-летие мо дня основания. Мы планируем участвовать в конкурсе на издание юбилейной продукции и надеемся, что в 2022 году первоклассники Нижнего Тагила откроют 1 сентября свой первый школьный документ, и это будет Дневник нижнетагильского школьника!

Хочется, чтобы такой дневник стал для ребят источником важной и интересной информации о родном городе, побудил в них желание изучать историю родного края.


Библиографическая ссылка

Лашко Я.П. ДНЕВНИК НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ШКОЛЬНИКА: ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 3-3;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=1369 (дата обращения: 26.11.2020).