Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

УЧЕБНИК «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ» 100 ЛЕТ НАЗАД И В НАШЕ ВРЕМЯ. ПОЧЕМУ ГЕОГРАФИЯ НЕПОПУЛЯРНАЯ НАУКА?

Рослик А.В. 1
1 10 «А» класс, МБОУ СОШ № 7 Нижегородского района г.Н.Новгорода
Березина Л.Г. (г.Н.Новгород, МБОУ СОШ № 7)
1.Учебник 6 класса «География «Физическая география» Издательство «Русское слово», Москва 2013 г. Авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
2.Учебник. «Начальная география» Издательство Я. Башмаков и КО, Петроградъ 1915 г. Автор: Н. Березинъ
3.Мартынкина Д. Газета «Аргументы и факты», январь, 2006.
4.Всероссийский съезд учителей географии в МГУ. Журнал «География в школе»№2. 2012
5. Хлебосолова О.А. Триста лет отечественной школьной географии - сто лет географии в школе. Журнал «География в школе.№1. 2014
6. Савцова Т.М. «Почему география непопулярная наука?» Журнал «География в школе» №1. 2013
7. Резолюция Всероссийского съезда учителей географии 2-3.11.2016
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/ /Березин,_Илья_Николаевич/
9. http://readly.ru/author/6820519/ /Домогацких М.Г/
10. http://www.geograd.ru/node/12372 /Алексеевский Н.И./
11. http://biofile.ru/geo/541.html / Домогацких Е.М./
12. http://www.old-cherdak.com.ua/viewtopic.php?p=4110 /Обучение 100 лет назад/
13. http://pikabu.ru/story/obrazovanie_100_let_nazad_2563296 /География 100 лет назад/
14. Газета 1 сентября №3. 2012
15. Концепция развития всероссийского съезда учителей географии.
16. Программа курса «География» 5-9 классы. Автор-составитель: Е.М. Домогацких. Издательство «Русское слово» 2015г.
17. Программа курса «Начальной географии»(в сноске) Н.Березина.

Цели:

1. Сравнить учебники географии: современный учебник географии с учебником 1915 г. с позиции современного ученика 10 класса

2. Почему география непопулярная наука?

Задачи:

1. Интересен ли предмет география школьникам сегодня?

2. Каковы причины спада интереса к предмету география?

Один из моих любимых предметов - география. Я выбрал эту тему, так как мне стало интересно, как учили географию мои ровесники 100 лет назад, и по каким учебникам они учили географию. К моему счастью, на моей полке оказался учебник географии 1915 г. для высших профессиональных училищ автора Н. Березина. Также в ходе изучения темы заинтересовался интересной статьей Т.М. Савцовой «Почему география непопулярная наука?». Автор статьи поднимает актуальный вопрос для современного времени, поэтому моя научная работа посвящена и этой теме.

В своей работе я постарался раскрыть ответы на эти вопросы. Я сравнил 2 учебника: современный и старый с позиции ученика 10 класса, чем один учебник лучше другого.

Чтобы ответить на вопрос: «Почему география непопулярная наука?» - мною был проведен опрос учащихся 5-10 кл. Задача трудная была, но все же я убедился, что учащиеся 5-7 кл. с удовольствием учат географию, доказательства интереса: хорошие оценки и ученики активно приняли участие, в предложенных мною конкурсах. В конкурсе среди 5-6 кл. на лучшую обложку к учебнику география приняло участие 75 учеников, а в 7 кл. более сложный конкурс, ребята менее активно участвовали в конкурсе репортажа «Страны мира». Также я ознакомился с Резолюцией всероссийского съезда учителей географии, который состоялся 2-3 ноября 2016 года. Итоги этого съезда оказались актуальными для моей темы. География нужна в современном образовании!

Сравнить учебники географии: современный учебник географии с учебником 1915 г. с точки зрения ученика 10 класса.

- Учебник 6 класса «География «Физическая география»»

Издательство «Русское слово», Москва 2013 г.

Авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

roslik_1.tif

- Учебник. «Начальная география» Издательство Я. Башмаков и КО, Петроградъ 1915 г. Автор: Н. Березинъ

roslik_2.tif

Автор учебника Н. Березин – преподаватель географии в средней школе.

Издание 3 значительно переработанное применительно к новым программам Министерства Народного Просвещения.

С 173 + 2 картами в красках.

Издано в Петербурге. Издательство Я. Башмаков и КО, 1915 г. Приведено предисловие автора к учебнику: « В 3-м издании предлагается курс «Начальной географии» значительно переработан в соответствии с основными положениями новой программы географии Министерства Народного Просвещения». Изменения заключаются в следующем: весь материал, которым исчерпывался учебник, подвергся значительным изменениям основного плана: упрощению и значительным сокращениям, коснувшимся в большей степени - текста, в меньшей – рисунков; часть текста, кроме того, переведена в мелкий шрифт. Таким образом, составлен первый отдел, к которому присоединен отдел второй, заключающий краткий обзор России, иллюстрированный 10-ю новыми рисунками. Несмотря на такое приращение, учебник в объеме сократился на один печатный лист. При объеме в 10 печатных листов (158 стр.) текст, вследствие обилия рисунков, занимает не более половины, правильнее около 70 страниц, а при исключении мелкого текста и того меньше.

Также как и ко II курсу «Начальной географии», этому курсу соответствует «Задачи и работы, которые, однако, в силу внешних обстоятельств невозможным выпустить в свет, одновременно с учебником. Вот такие обстоятельства были в то время в книгопечатании. Учебник содержит в оглавлении: Раздел 1, в который входит 13 глав, в 2 разделе- 4 главы.

Содержание:

I

1. Сведенiя по общей географiи.

2. Земная поверхность.

3. Суша.

4. Воды суши.

5. Земной шаръ.

6. Обозренiе земной поверхности.

7. Море.

8. Движенiе морской воды.

9. Воздухъ (Атмосфера).

10. Климатъ.

11. Морскiя теченiя.

12. Ледники.

13. Растенiя.

14. Животныя.

15. Человекъ.

II

16.Россiя

1. Ледовитый океан и тундра

2. Лесная область

3.Степная область

4.Горные страны

Современный учебник «Физическая география» 6 класс – знакомит школьников с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли. Материал сгруппирован в семь разделов. Первый раздел «Земля как планета»- не только сообщает обучающимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и , что особенно важно, показывает , как свойства нашей планеты(размер, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит проповедческий характер по отношению к курсам физики и астрономии. Второй раздел учебника- «Географическая карта» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. Все последующие разделы учебника знакомят с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации. Большое внимание в них уделяется повествованию о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности на природную оболочку планеты. Последний раздел- «Почва и географическая оболочка»- обобщение сведений о природе Земли.

1. Биографии авторов учебников и их родителей

Березин И.Н.

Березин Илья Николаевич —российский востоковед (тюрколог, иранист, монголист)заслуженный профессор Петербургского университета кафедры турецко-татарской словесности, тайный советник. Отец автора учебника «Начальная география»

И. Н. Березин родился 20 июля 1818 года в Юговском заводе Пермского уезда Пермской губернии (ныне пос. Юг Пермского района Пермского края) в семье коллежского секретаря. После домашнего воспитания, он учился в Екатеринбургском уездном училище, затем в Пермской гимназии.

В 1834 году Илья Николаевич поступил на восточный факультет Казанского университета. Там же он усердно занимался арабско-персидским языком под руководством профессора Фёдора Ивановича Эрдмана.

По окончании курса в 1837 году со степенью кандидата по восточному отделению историко-филологического факультета был оставлен для подготовки к профессорской кафедре, после чего совершает поездку в Астрахань для близкого знакомства с бытом персиян и татар, а по возвращении в Казань защитил свою диссертацию на тему: «Что способствует развитию просвещения и останавливает ход его в державах магометанских».

В 1841 году получил степень магистра восточной словесности.

В 1842 году Березин по плану и указаниям профессора Александра Касимовича Казембека был отправлен в ученое путешествие на три года по Дагестану и Закавказью, Аравии, Турции, Персии и Египту, где занимался изучением языков, исследовал современный быт народов, литературу и древности восточных государств.

Отчеты о его занятиях на Востоке за это время были напечатаны в «Ученых записках» Казанского университета за 1845—1846 гг.

Вернувшись в Казань, Березин с 19 марта 1846 года занимает должность профессора на кафедре турецкого языка. За девятилетний период работы им был написан целый ряд ученых трактатов и статей на русском и французском языках.

В 1855 году был открыт факультет восточных языков при Петербургском университете, и Березин вместе с А. В. Поповым и В. П. Васильевым был приглашен на должность ординарного профессора на кафедру турецко-татарской словесности.

С переездом в Петербург Илья Николаевич принял непосредственное участие в журнальной литературе, активно снабжая её популярными статьями о Востоке, преимущественно «Очерками» из своего путешествия 1842—1845 гг.

Кроме «Очерков», он поместил также много рецензий и больших критических статей на сочинения, касающиеся Востока, главным образом в «Трудах» Восточного отделения Императорского Русского археологического общества, «Журнале Министерства народного просвещения», «Вестнике Европы», «Отечественных записках» и прочих. В 1864 году Березин защитил диссертацию «Очерк внутреннего устройство улуса Джучиева», представленную им для соискания степени доктора восточной словесности. В 1872—1879 гг. издал «Русский энциклопедический словарь» и в 1888—1884 гг. выпустил в свет два тома «Нового энциклопедического словаря», который хотел сделать по цене и краткости общедоступным.

И. Н. Березин скончался 22 марта (3 апреля) 1896 года в Петербурге. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

roslik_3.tif roslik_4.tif

Березин И.Н. Домогацких М.Г.

roslik_5.tif roslik_6.jpg

Алексеевский Н.И. Домогацких Е.М.

Березин Н. И.

Березин Николай Ильич-русский географ, библиограф, книготорговец-букинист, автор книги «Начальная география»

roslik_1.eps

Домогацких М.Г.

Прозаик Михаил Георгиевич Домогацких родился 29 июля 1923 года в д. Воскресеновка Усманского уезда Воронежской губернии (ныне Добринский район) в крестьянской семье. Рано остался без родителей, и их, четырех детей-сирот, взяла на воспитание семья брата отца.

Со школьных лет он сотрудничал в Чибисовской районной газете «Ленинский путь», куда его, ученика Чуевской школы, в период летних каникул пригласил заведующий отделом писем В. С. Рязанцев.

В 1941 году М. Г. Домогацких добровольцем ушел на фронт. В двадцать лет в звании лейтенанта он стал командиром роты подрывников-разведчиков, с 1942 года служил в военно-десантных войсках. Здесь, во фронтовой газете «За Отечество!», он публиковал материалы о солдатской жизни.

После войны, окончив центральные газетные курсы при ЦК ВКП (б), Михаил Домогацких стал работать в редакции воронежской областной газеты «Коммуна». После окончания в 1949 году экстерном исторического отделения историко-филологического факультета Воронежского государственного университета он был назначен главным редактором областной газеты «Молодой коммунар». Затем Воронежским обкомом партии был направлен в Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Окончив восточное отделение школы в 1953 году, Михаил Георгиевич стажировался в Токио, затем два года учился в Пекинском университете.

Тридцать восемь лет проработал М. Г. Домогацких в газете «Правда», из них 29 лет – собственным корреспондентом в Китае, Африке, Юго-Восточной Азии, Индонезии, Индокитае. У него была поразительная способность к языкам. Он говорил на основных европейских языках и на азиатских: китайском, индонезийском, понимал и другие. Это давало ему возможность свободно путешествовать по разным странам Европы, Азии и Африки.

М. Г. Домогацких писал очерки, рассказы, повести, романы. Печататься он начал с 1947 года, первая его книга «Народ раздвигает горы» вышла в 1959 году. В 1984 году он стал членом Союза писателей СССР.

Михаил Георгиевич – автор многих книг, в том числе «Далекое созвездие», «Ожерелье экватора», «Южнее реки Бенхай», «Последний штурм», «Крещение под Москвой». Последняя его книга о разведчиках за рубежом – «Там под небом чужим» – осталась незавершенной.

М. Г. Домогацких – заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премий журнала «Огонек» (1963), «Новое время» (1963), «Знамя» (1983). Он награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

Умер М. Г. Домогацких 3 июля 2000 года в Москве.

М.Г. Домогацких- отец автора серии учебников географии Е.М. Домогацких.

Е.М. Домогацких

Домогацких Евгений Михайлович - учитель высшей категории. В течение 15 лет принимал участие в экспедициях в различные районы страны и за ее пределы. Более 20 лет преподает в школе. Имеет звание Почетный работник образования. Автор целой серии учебников географии, которые соответствуют рамкам ФГОС, а также многих научно-популярных книг по географии.

Н.И. Алексеевский

Николай Иванович Алексеевский родился 1 апреля 1950 г. в с. Гофицком на Ставрополье. После службы на Черноморском флоте в 1973 г. поступил на географический факультет МГУ и с тех пор связал свою жизнь с университетом. В 1981 г. защитил кандидатскую, а в 1994 г. – докторскую диссертацию. Николай Иванович двадцать лет проработал профессором и заведующим кафедрой гидрологии суши. . Доктор географических наук. Область научных интересов - теория речного стока, гидроэкология, закономерности формирования и изменения речных наносов, русловые и устьевые процессы. Является лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую работу (2009). Награжден медалью «850-летие Москвы», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Член национального комитета по международной гидрологической программе ЮНЕСКО, член президиума Всемирной ассоциации по эрозии и речным наносам (WASER). Читает курсы: Гидрология , Проблемы современной гидрологии - для студентов географического факультета МГУ; Учение о гидросфере – в Международном учебном центре М.В. Ломоносова в г. Женеве.

Интересен ли предмет география в школьном образовании

География (др.-греч. γεωγραφiα «землеописание» от γη «Земля» и γραφω «пишу, описываю»).

2.Сравнительная таблица учебников географии

Критерии

Учебник

«Начальная география»

Н. Березинъ

Учебник «География «Физическая география» Е.М. Домогацких,

Н.И. Алексеевский

1. Оформление

Этот учебник является вводным учебником в физическую географию. Также в нём содержится материал о физической географии, о животном и растительном мире, о географии России. Учебник построен в формате энциклопедии, что привлекает учащихся.

Учебник освещает основные географические темы, понятия, которые помогут школьникам лучше узнать природные процессы и их явления, их взаимодействие и влияние на окружающий мир.

География – это действительно занимательный разговор о путешествиях и приключениях.

2. Содержание (информация)

I

1. Сведенiя по общей географiи.

2. Земная поверхность.

3. Суша.

4. Воды суши.

5. Земной шаръ.

6. Обозренiе земной поверхности.

7. Море.

8. Движенiе морской воды.

9. Воздухъ (Атмосфера).

10. Климатъ.

11. Морскiя теченiя.

12. Ледники.

13. Растенiя.

14. Животныя.

15. Человекъ.

II

16.Россiя

1. Ледовитый океан и тундра

2. Лесная область

3.Степная область

4.Горные страны

1. Земля как планета

2. Географическая карта

3. Литосфера

4. Атмосфера

5. Гидросфера

6. Биосфера

7. Почва и географическая оболочка

3. Мотивация

Автор учебника мотивирует обучающихся познакомится с началом общей географии. Автор старается заинтересовать учеников в изучении географии, как одного из основных предметов школьного образования.

Познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

Сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

Формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: локальных до глобальных;

4. Систематизированность

Материал систематизирован по смысловой части параграфа.

Материал систематизирован!

Разделен на 3 главы:

1. «Земля как планета» -не только сообщает нам обучающимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты(размеры, форма, движение)влияют на её природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

2. «Географическая карта» -знакомит нас школьников с принципами построения географический карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба. Разделы учебника знакомят обучающихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

3. «Почва и географическая оболочка»-признан обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе и Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

5. Функции самоконтроля

Нет таких функций

В рубрике «Вспомните» предлагается вспомнить материал предшествующих тематических курсов, чтобы легче было усвоить содержание текущего параграфа. Под заголовком «Вы узнаете»-краткое содержание параграфа. А под рубрикой «Как вы думаете» предлагается проблемный вопрос, на который вам предстоит ответить, проанализировав текст параграфа. В тексте параграфа обратите внимание на краткие выводы под заголовком «Давайте запомним». В конце каждого параграфа вы найдете небольшой текст, в котором по пунктам перечислено все самое главное, что было сказано в параграфе. Этот текст так и называется:» «Повторим главное». Для того чтобы хорошо запомнить прочитанное, вам придется ответить на вопросы. Они разные: одни проще, другие - посложнее. Простые вопросы выделены так: «Проверим знания», сложные -«А теперь более сложные вопросы».

6.Краткое содержание самого интересного в учебниках

Интересный материал о суше и морях, старые методы изучения географии привлекли меня, как ученика 21 века.

Учебник обладает уникальными функциями самоконтроля. Учебник не только ведет беседу с учениками, но и заставляет глубоко мыслить о теме.

 

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

География - единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров).

Знание географии поможет открыть мир во всем его многообразии. С помощью этой древней науки вы будет путешествовать по другим городам и странам, не выходя за пределы класса. Изучение данного школьного предмета способствует формированию знаний о планете Земля.

География - это не только скучные контурные карты и зубрежка данных по количеству полезных ископаемых в том или ином месте. Это еще изучение планеты, на которой мы живём, законов распределения природных компонентов и способы их сочетания. Благодаря географии, мы будем лучше представлять карту мира и сможете составить маршрут для путешествия по другим странам. Если в будущем кто-то из нас захочет заниматься экономикой, политикой, экологией, без этого предмета вам не обойтись.

Обязательное изучение атласа. В картах содержится много информации о странах и городах. Кроме физической части, показывающей рельеф местности, она включает экономическую, политическую, климатическую, религиозную и социальные части. Атлас рассказывает нам о распространении различных религий в областях мира, о плотности населения и среднем уровне дохода, рождаемости, смертности, о развитии отраслей промышленности.

Использование на уроках увлекательных игр и загадок для понимания предмета. Занимательный элемент делает обучение приятным и интересным. Использование викторин по географии, повышает интеллект нас учащихся.

Но на данный момент география не является актуальным предметом. География теряет свою нужность предмета. Многие мои ровесники, школьники считают, что география не нужный предмет в школьном образовании. Но это мнение легко оспоримо (аргументами, приведенными в тексте выше). Проведенные опросы прошлого пятилетия выявили, географию, как неактуальный предмет. Выпускники общеобразовательных учреждений, чаще всего выбирают предметы: история и обществознание; так как результаты ЕГЭ по этим предметам, часто требуют в ВУЗы. География же редко требуется в ВУЗы. На данный момент существует много разнообразных пособий и основных книг по географии, которые заинтересовывают учеников в своем предмете, но уровень знаний по географии не становится выше.

Особое значение в деле успешного освоения нами, учениками; географии, придает значимость.

Осознания учениками и учителями этого предмета развивает беседу между учителем и учеником.

Изучение этого предмета дает нам возможность лучше понять окружающий мир, явления, события, которые в нем происходят.

Изучение географии создает только дополнительные интересы.

Можно задать учителю любой вопрос по предмету и получить от него нужную консультацию.

На занятиях по данному предмету с удовольствием выполняем задания и получаем от этого удовлетворение.

На занятиях по этому предмету можно свободно обсуждать с товарищами изучаемый материал, совместно выполнять задания, коллективно готовить ответы на вопросы. Участие в конкурсах .

Вопросы, задаваемые учащимся, в ходе опроса:

1. Интересен ли, предмет география сегодня?

2. Каковы причины интереса к предмету?

3. Почему география больше не актуальный предмет?

4.Каковы успехи и достижения учащихся в освоении предмета?

Результаты опроса учащихся 5-10 классов.

На тему: «Важен ли предмет география для школьников «сегодня»?»

roslik_2.eps

Подведение итогов опроса

Среди опрошенных:

5 классы - 71 человек, большинство опрошенных считают, что география нужна, современным школьникам.

6 классы - 89 человек, ребята считают, что география обязательна для изучения, ведь это основные знания о мире.

7 классы - 99 человек, большинство опрошенных активно изучают географию, и не считают её не нужным предметом

8 классы - 99 человек, активность в изучении географии снижается, по мнению учеников материал становится менее интересный.

9 классы - 97 человек, интерес пропадает не только к географии, но и ко всей учебе в целом, так говорят ученики 9 классов.

10 классы - 56 человек, большинство опрошенных считают, что география интересна, но не обязательна, ведь результаты ЕГЭ по географии, мало актуальны для современных ВУЗов.

В целом учащиеся изучают предмет с удовольствием, география - жизненный предмет, без географии мы не смогли бы ориентироваться в мире и на местности, не знали многих уникальных стран и их характеристик… География нужна в современном образовании!

Т.М.Савцова , кандидат географических наук, доцент кафедры физической географии и геоэкологии МПГУ «Почему география непопулярная наука». Очень сложный вопрос в географии - почему никто не знает окружающий нас мир и не ценит географические знания? Почему популярность географии, такая высокая в ХIХ и в начале ХХ вв. упала, и в конце ХХ в. география превратилась в один из самых непопулярных предметов в школе и в вузе? В статье Д. Мартынкиной, опубликованной в газете «Аргументы и факты», написано: «Детям преподают отечественную географию в школе. Но она по всем рейтингам является одним из самых непопулярных предметов. Школьники толком не понимают, зачем нужно учить науку о родной земле… Вчерашние ученики забывают 95% полученных географических знаний». В этой же статье указаны две причины непопулярности предмета: предмет преподается недостаточно ярко и образованно, учебники географии слишком

1. Как проходил общеобразовательный процесс 100 лет назад

Среди обязательных предметов в школе 100 лет назад были латынь, немецкий и французский языки, русский и церковнославянский языки, математика, физика, история, география, чистописание и закон Божий. По всем этим предметам каждый год необходимо было сдавать серьезные «внутренние» экзамены. В отличие от нынешних учителей, тогдашних преподавателей невозможно было задобрить — они считались госслужащими.

Помимо плохих отметок в качестве «стимула» к прилежанию преподаватели вовсю использовали лишение обеда (ученика могли оставить на лишние пару часов зубрить предмет после занятий), а также удары указкой или линейкой по рукам. Железная дисциплина была обязательна для гимназистов и во внеурочное время — даже на обычной прогулке с родителями или сверстниками ученики должны были носить тесные мундиры, уставные фуражки и шинели.

Также, немаловажной составляющей гимназического курса является изучение естественнонаучных предметов. К ним относятся география и естествознание. География преподается с перерывом –с 1 по 4 и в 7 классах. Но в изучении этого предмета у учеников тоже возникали некоторые проблемы из-за несогласованности между собой курсов математики и географии, т.к. изучая «в географии о географической долготе и широте», они не подозревали даже, что «долгота и широта суть угловых расстояний».

Количество ударов розгами за провинности. Правила от 1872 года: 1. Мальчики и девочки играют вместе – 4 2. Драка в школе – 5 3. Ссора в школе – 5 4. Игра на деньги или пари в школе – 4 5. Игра в карты в школе – 10 6. Залезание на дерево выше трех футов (за каждый фут) – 1 7. За вранье – 7 8. За вранье за пределами школы – 8 9. За называние друг друга кличками – 3 10. За ругательства в школе – 8 11. За приставание к девочкам – 10 12. За распивание спиртных напитков в школе – 8 13. За делание качелей и качание на них – 7 14. За отращивание длинных ногтей – 2 15. За неправильное поведение на дороге – 4 16. За поход в места, где играют девочки – 3 17. Это же касается девочек, которые приходят туда, где играют мальчики – 3 18. За приход в школу с грязным лицом или грязными руками – 2 19. За называние другого лжецом – 4 20. За борьбу в школе – 4 21. За обливание водой во время игры – 2 22. За шарканье ногами в школе – 4 23. За игру рядом с мельницей и ручьем – 6 24. За игру рядом с конюшней или любым опасным местом – 7

Значимость предмета географии в школьном образовании

С философской точки зрения исследования самого предмета географии привело к выводу. Обоснование необходимости географии для наук естествознания велико. Без географии невозможно понять физику, химию и биологию.

Самая важная причина - география, как и Россия в целом, не имеет первоочередной задачи, «национальной идеи». Почему так популярна была география в ХIХ-ХХ вв.? Стране нужны были полезные ископаемые – олово, нефть, газ, золото. Географы разрабатывали новые теории, проверяли их на практике, открывали новые месторождения и исследовали таинственные явления природы. П.П. Семенов, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай стали национальными героями, их путешествиями восхищались, стремились им подражать, современники зачитывались их книгами. За исследования «белого пятна», таинственных гор Тянь - Шань, П.П. Семенов получил вторую фамилию – Тян – Шанский. Жак-Ив Кусто и его акваланг позволил погрузиться в недоступные воды Мирового океана; батискаф Жака Пикара открыл перед исследователями дно самых глубоких впадин. Мир с изумлением узнал, что и на глубинах в 11км есть жизнь; воды океана изобилуют самыми разнообразными, порой удивительными организмами. В круговорот воды добавляется выброс в атмосферу промышленных водяных паров, ядрами конденсации атмосферных осадков становятся промышленные и бытовые газы, в реки и океаны поступают воды, насыщенные разнообразными химическими элементами. Например, по данным МГУ минерализация снега в Москве достигла 100мг\л, ежегодно выпадает 100 кг солей на 1га. Подсчитано, что это приводит к уменьшению солнечной радиации, поступающей на поверхность Земли. В биологическом круговороте самыми решительными преобразованиями являются: генная инженерия и производство клонов. Зональность - закономерное изменение природных явлений и комплексов в зависимости от изменения угла падения солнечных лучей на шарообразную поверхность Земли. В ноосфере она проявляется через изменение комплекса видов сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в низких и высоких широтах, через изменение вида жилых и промышленных зданий, и даже способа жизни населения. Например, в высоких широтах населению нужно меньше одежды, пищи; жилые и промышленные здания строятся более легкими с учетом климата.

Разве это не интересно, разве все это не нужно знать? Этот вопрос уже не локального масштаба, а государственного. Географию надо знать! Если ты не знаешь географии, то ты не знаешь своей Родины-России! Но все же учебники делают должный вклад в изучение географии.

Если мы захотим, то обязательно выучим географию, и будем знать обо всем в мире!

Но, к сожалению, география не актуальна, она перестала интересовать школьников. География больше не занимательный и актуальный предмет, чаще всего – это скучный и не интересный предмет. Как бы не старался учитель, ученики старших классов перестают учить географию, из-за собственных принципов и убеждений. Многие ученики подвержены юношескому максимализму. Но ведь география очень интересный и глубокий предмет для изучения. Часто не хватает ученикам до полного понимания темы, ярких и красочных картинок. Чтобы темы раскрывать с разных сторон.

Но учебник Домогацких и учебник Березина выполнены очень хорошо. Правда современный учебник более красочно иллюстрирован, но учебник Березина заинтересовывает учащихся не меньше.

Заключение

Учебник Н. Березина уникален своими репродукциями и содержанием. Что касается, учебника Домогацких он интересен своими заданиями, хорошо систематизирован и прост в использовании. Учебник Березина, по формату удобный, но он не красочный, как современный учебник, по содержанию интересен.

Почему география непопулярная наука?

Я считаю, так как этот предмет стал необязательной дисциплиной при поступлении в ВУЗ. Диапазон этого государственного экзамена при поступлении в ВУЗ очень мал. Практически во всех ВУЗах преимущество отдается таким экзаменам как, физика, математика, русский язык, история и обществознание, поэтому учащиеся старших классов географии уделяют очень мало внимания. Как считают некоторые мои сверстники, что география им вовсе не нужна в будущем, и для изучения не обязательна.

Очень много зависит от учителя, как предметника. Если провести опрос среди учащихся разных школ то, их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах.

Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убежденности в необходимости глубоко изучения. Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету. Четко и кратко: «интересно» - неинтересно. И такой отзыв может служить для учителя оценкой своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятием долга и учебных обязанностей.

Оба учебника географии по-своему актуальны и интересны. Учебник географии Н.Березина, написанный 102 год назад, привлекает учащихся 5-6 классов. Поэтому в нашей школе в конце учебного года будет проведена выставка учебников прошлого (учебников по которым учились их родители). Уроки географии, я считаю очень актуальны и география очень интересный предмет. Единственный минус этого предмета, что в общешкольной географии, что касается нашей страны - России, не востребован этот экзамен на должном уровне. Поэтому я считаю, что нужно поднимать значимость и авторитет этого предмета и науки.

По результатам Всероссийского Географического диктанта проведенного в ноябре прошлого года. Географию знает только 1% населения. Географию нужно знать, население нашей страны не знает географию.

Очевидно, было бы правильно организовать для специалистов - географов обязательные географические экскурсии, чтобы они своими глазами увидели те места, о которых рассказывают на уроках и лекциях.

Привожу ссылку из статьи Т.М.Савцовой, полностью поддерживаю, её мнение:

1. У преподавателей географии, как и у других учителей, должна быть достойная зарплата, чтобы учителя могли путешествовать и достойно жить.

2. …Очевидно, было бы правильно организовывать для специалистов - географов обязательные географические экскурсии, чтобы они своими глазами увидели те места, о которых они рассказывают на уроках в школе. Мне же лично на уроках географии интересно, появляется желание посетить все страны, которые мы проходим на уроках, посмотреть на них вживую, а не через параллель учебника.

Как учителя формируют интерес к предмету?

Существует очень много форм. В процессе формирования познавательного интереса к предмету географии в школе прошли конкурсы. Я для своей научной работы организовал вместе с учителем несколько разных конкурсов. По итогам этих конкурсов выявил: активность учащихся 5-6 классов. Приняло участие в конкурсе 80 учеников, что показывает хороший коэффициент участия в конкурсе, что радует. А в конкурсе среди 7 классов уже меньше- 40 учащихся. Конкурс на репортаж «Страны мира» был более сложен, чем конкурс для 5-6 кл., все участвующие ученики были довольны своим результатом.

Для достижения целей и задач мною было проработано много литературы, по моей проблеме обзор журналов: «География в школе»: №1 2011, №1 2013; Газета «Первое сентября»: №3 2012; также использовал многие сетевые ресурсы (см. список использованной литературы), учебник 6 класса Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского, учебник 1915 года Н. Березина.

Прочитав Резолюцию Всероссийского съезда учителей географии, мне очень понравилось, что съезд решил ввести ОГЭ-9 по ГЕОГРАФИИ обязательным!

А так же ввести дополнительный курс родной географии для 8-9 классов.

Конечно, современный учебник 6 класса во многом превосходит учебник 100-летней давности. Но, когда держишь в руках учебник 100 летней давности, интерес появляется не только к географии, но и к дизайну учебника, к его написанию и тематике. Также в конце этого года в школе пойдет выставка учебников прошлого и настоящего.


Библиографическая ссылка

Рослик А.В. УЧЕБНИК «ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ» 100 ЛЕТ НАЗАД И В НАШЕ ВРЕМЯ. ПОЧЕМУ ГЕОГРАФИЯ НЕПОПУЛЯРНАЯ НАУКА? // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 5-14;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=303 (дата обращения: 16.09.2019).