Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБРАЗ ДОЖДЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

Князева Е.С. 1
1 7 класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6» г. Зарайск Московской области
Монетова Е.О. (г. Зарайск Московской области, МБОУ «Средняя школа №6»)
1. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб : Норинт С. А. Кузнецов. 1998
2. Веселовский А.Н. «Историческая поэтика». Москва, 1989.
3. Дождь в произведениях русских классиков //http://odogde.ru/dozhd-itvorchestvo/dozhd-v-proizvedeniyax-russkix-klassikov.html#more-2169
4. Кольцов В.А. Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1982 6.
5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2-х т. – М.;Л.; Изд-во Л.Д.Френкель. Под редакцией И.Бродского, А.Лаврецкого, Э.Лунина 1925
6. Литературная энциклопедия. – в 11т.; М: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В.М.Фриче, А.В.Луначарского. 1929-1939
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка
8. Павлович Наталья «О двух языковых мирах — рациональном и Наталия поэтическом», Москва. 1998г.
9. Портал Стихи. Ру stihi.ru 9.

Цель нашего исследования – рассмотреть образ дождя в произведениях классической и современной литературы, проследить его эволюцию в литературе 19-21 веков, раскрыть особенный авторский стиль при создании образа. Доказать, что образ дождя в художественных произведениях играет важную роль. Выявить, какие душевные качества раскрываются посредством этого природного явления.

Для достижения поставленной цели в нашей работе решаются следующие задачи:

- прослеживается эволюция образа дождя в литературе разных эпох;

- определяются основные средства, раскрывающие исследуемый образ;

- раскрываются отличительные черты образа дождя в литературе русских писателей;

- выясняется значение образа дождя для поэтов и прозаиков;

- раскрываются секреты авторского стиля при создании образа дождя в прозаических произведениях;

- прослеживается, как через изучение образа дождя обогащается словарный запас человека и как в языке отражается духовная жизнь народа.

Метод исследования: метод контекстного анализа, метод описательный, метод познавательной деятельности, метод поиска, метод наблюдения, сопоставления, сравнения.

Предметом исследования стали средства и способы раскрытия образа дождя в произведениях писателей – представителей разных поколений.

Гипотеза: мы предположили, что представления об образе дождя, его роли и характере в художественном тексте у современных писателей отличаются от представителей XIX и XX веков в связи с тем, что изменилось мировоззрение и мироощущение людей.

Материал для исследования: тематические сборники лирических произведений поэтов XIX –XXI веков, сборник стихотворений Б. Пастернака, Ф.Тютчева, прозаические тексты М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина, И. Бунина и зарубежного писателя Эрнеста Хемингуэя.

В работе рассматривается эволюционное изменение образа дождя в лирических и прозаических произведениях литературы ХIХ – ХХI веков, связанных «дождевой» тематикой. Исследуется своеобразие и неповторимость образа, тайно его магического влечения писателей – представителей разных эпох. Изучается яркая метафора в раскрытии внутреннего мира лирического героя, эволюционные изменения описательных слов (эпитетов), вплетаемых к слову «дождь». В работе исследуется место образа дождя в художественном произведении, его роль в сюжетной линии, доказывается наличие авторского видения значения образа и особого способа воплощения художественных идей, связанных с этим необычным образом.

Новизна исследования заключается в том, что материалом для сопоставительного анализа выбраны произведения о дожде из классической литературы и стихотворения поэтов – современников. Автор рассматривает образ дождя разносторонне, раскрывая всю многогранность его поэтического содержания.

Полученные результаты исследования занесены в таблицы и дают возможность использования данного материала при написании творческих работ, анализе поэтических и прозаических произведений.

Выводы:

1. Доказано, что образ дождя у каждого писателя индивидуален. Он является поэтическим отражением авторского мироощущения.

2. В процессе исследования выявлено, что образ дождя в литературе ХIХ – ХХI веков изменился: стал динамичнее и сложнее.

Мне было интересно, почему прозрачная капелька торопливо летит с неба, сливаясь с миллионами таких же жемчужных подруг, с самой почётной миссией: дарить воду, а значит – жизнь. Как добрый посланник Бога. Разве это не загадочно? Да, настоящая «дождевая» повесть, в которой есть главные персонажи: дождь, природа и жизнь. Я обратила внимание: когда душа «плачет» подобно небу, между состоянием человека и состоянием природы появляется незримая нить, которая и рождает таинственный образ Дождя. Вспомним слова Пауло Коэльо: «Души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни…»

Образ дождя всегда вдохновлял творческих людей разных эпох как источник раскрытия внутреннего мира человека. Роль этого образа неоднозначна: дождь «смывал несчастья», печальное состояние души сравнивали с плачущими ручьями дождя, можно даже «пролиться дождём» в душе любимого человека. У каждого дождя - свой характер, ведь в противоположность другим европейским языкам, у славян дождь всегда – личность, «он», одушевлённая сила, по-разному проявляющая себя. Из «Литературной энциклопедии, словаря литературных терминов» под редакцией Н. Бродского и А. Лаврецкого5 узнала, что «образ переводит изображаемый предмет или событие из внешнего мира во внутренний мир…».

Сделала вывод: дождь – не может быть просто словом, затерявшимся среди авторских строчек. Это поэтический, характерный образ, выражающий отношение писателя к предмету исследования в поэтическом творении. Он рождён жизнью, пропитан мыслями и чувствами художника. Этот образ связывает писательскими ассоциациями душевную жизнь человека с природой. Дождь сопровождает лирических героев, создаёт поэтичность в описании картин природы и раскрывает черты характера героев.

Своей таинственностью и неоднозначностью образ дождя вызвал во мне интерес, побудил желание понять, почему этот поэтический образ называют «необъятным простором для авторской фантазии». Образ дождя импонирует многозначностью и глубиной содержания.

Актуальность исследования обусловлена неугасающим интересом к образу дождя классиков и современников отечественной и зарубежной литературы, исключительной роли этого таинственного образа в художественной ткани поэтических и прозаических произведений, в раскрытии его многогранности и глубины. Неразгаданное влияние на душевное настроение читателей рождает желание проследить эволюцию этого образа в литературе, показать эволюционные изменения выразительно – художественных средств, с помощью которых раскрывается образ. Об актуальности выбранной темы свидетельствует и то, что исследовательская работа учит нас анализировать художественные произведения, определять роль изобразительно-выразительных средств языка. Объектом нашего исследования являются произведения русских и зарубежных классиков и современных писателей.

Практическая значимость работы состоит в привлечении внимания учащихся к дождю как поэтическому образу, развитии интереса к предмету «Литература» посредством исследовательской деятельности. Материалы исследовательской работы можно использовать на уроках литературы и русского языка в 5-11 классах при изучении темы: «Анализ лирических и прозаических текстов художественной литературы».

История слова «дождь»

Вопрос о происхождении этого слова остается спорным. Существует несколько интересных версий, которые рождают дискуссии. Я просмотрела этимологический словарь русского языка Фасмана. В словарной статье описываются разные версии о происхождении, согласно которым слово « «дождь» родственно норвежскому «моросить» (« dysja»), баварскому «изморось» («dusel»), шведскому «мелкий дождь» (« reqn-dusk»). По другой версии слова «дождь» произошло от праславянского «dъzdzb» и славянского «dъжdb», имеющий общий индоевропейский корень «dheus», что значит «распыляться в воздухе». Есть еще версия о происхождении слова: «дождь» имеет общий корень с древнегреческим словом «dus» в значении «плохой, дурной», присоединенном к слову «djus»- «день». В результате сращения получилось слово «dus-djus», означающая «плохое небо» или «дурное небо». Против этой гипотезы говорит тот факт, что для наших предков дождь всегда был не бедствия, а благодать: «Пустите дъждь» (В молитвах). По другой версии: «дождь» - это видоизмененное «даждь» (древнеславянское «дай»), обращение к самому могущественному древнеславянскому божеству, Даждь – богу, позже перекочевавшее в молитву «Отче наш». В древние времена люди зависели от погодных условий, поэтому это объяснение выглядит правдоподобно.

Древние славяне произносили «дежчь», позднее стали говорить «дожж», «дожжик», «дозжик». Я узнала, что самый мелкий дождик славяне называли «ситничком». Это мягкий, легкий дождь. Ещё мельче величали «морось» или «бус». «Косохлестом» или «подстегаем» именовали косой дождь, а «гигер», «лепня», «дрепня», «хижа» - дождь со снегом.

Образ дождя в литературе писателей разных эпох

Образ дождя часто представляет собой сочетание двух основ – жизни и красоты. Дождь, его таинственность и не навязывается нам, людям, а лишь изредка напоминает о себе, прикасаясь к лицам. И только художники поэтического слова, писатели и поэты, наделенные свыше способностью тонко чувствовать и замечать все вокруг, обладающие даром слова, оставляют нам свои ощущения от этого прикосновения в своих творениях. Только образ дождя у каждого свой – неповторимый и особенный. Для них дождь – «врачеватель душевной боли», «благодать», для других – «символ времени»;

Первые стихотворения о дожде обнаружились в текстах языческих гимнов и молитв о плодородии. Наши предки считали влагу, посылаемую людям с неба, особыми даром, так как они зависели от природы. Это пески – заклинания. Отголоски этих языческих гимнов можно услышать в «Одиссее» Гомера, в «Георгинах» Вергилия, в «Мире» Аристофана и в других произведениях античности. С приходом в мир христианства вода и дождь стали восприниматься как символ благодати и очищения.

В древнерусской литературе я обнаружила интересные сравнения, связанные с образом дождя. В «Лаврентьевской летописи год 1245» воины сравнивались с соколами, а летящие стрелы – с дождём. Полёт множества пущенных воинами стрел напоминал автору сильный дождь. А в «Повести о взятии Царьграда» (1453) рассказывалось: «абие гражане зажгоша сосуды зелейные…и везапну възгреме земля, аки гром велий, и подъяся с турами и с людьми, яхо буря сильная да облокы…и падаху с высоты людие…». Стрельбу, взрывы крепостных стен и башен сравнивали с дождём, грозой, молнией и громом. Я подобрала эпические произведения Г. Д. Державина с «дождевой» тематикой и сделала вывод о том, что в литературе XIII века образ дождя воспринимался как некая благодать, живительная нега. Я проанализировала оды Г.Р.Державина «Облако», «Гром», «Радуга» и поняла, что их объединяет одна главная мысль: дождь, гроза – особые образы, несущие гармоничное ощущение особого счастья:

Чуть слышен шум и серный смрад;

Пространство воздуха лазурно,

Интересна и ярка метафора при описании радуги:

«Видишь, какая из лент полоса, Огненна ткань блещет очам, Склонясь над твоею главою Дугою!»

Созерцание дождевого чуда, по мнению писателя, позволяет испытать неизъяснимое удовольствие, и человек не в силах отделить себя от этой красоты.

Я читала произведения русской и зарубежной литературы, в которых «гостил» дождь и поняла, какой он разный. Слышала, как у Н.А.Некрасова «тысяча мелких гвоздей шляпками вниз заскакали», и этот стук все усиливался от «серебряных молоточков» Вадима Шефнера. А вот «поливалкою колючей» Саши Черного дождь «прошумел по стройным кленам» И.Бунина. Видела, как протянулась «хрусталя нить» С.Кирсанова и повис «занавес кисейный» Вероники Тушновой. А может быть, это «вуаль дождя» … И вот новое чудо! Я восхитилась прекрасной картиной, которую написал словами Игорь Ларионов: « Хрупкий бисер дождя рассыпается в лужах на части…», и показалось «золотая сеть дождя» Владимира Набокова. Но образ дождя бывает и злой, напористый, который назойливо бьется в окно, « хлещет» такой дождь у А.С. Пушкина в поэме «Медный всадник». Поэт наделил его чертами человеческого характера: жестокостью, беспощадностью. У Максима Горького в рассказе «Старуха Изергиль» дождь рассыпается крупными бриллиантами, с которыми связывалась надежда автора облагородить душу человеческую. А вот у Горького совсем другой дождь: «Опять нескончаемый дождь. Льет, будто кусок хлеба опрокинулся и наливает горести на аквариум жизни внизу». В «Анне Карениной» Льва Николаевича Толстого « дождь из принесенных весенним ветром на пасхальной неделе туч льет трое суток, бурный и теплый, как будто поддерживая всеобщее ликование». И другой дождь – яростный и неудержимый, разразившийся в роще над его женой и сыном, повергает в ужас и заставляет трепетать перед силой стихии любимого горя Льва Толстого, Константина Левина. У Михаила Афанасьевича Булгакова дождь тоже страстный неистовый: « Это тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза » В.Набоков описал нежный, трепетный дождь: « Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что казалось, он не достигал земли, и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе».

Серебряный век внес в литературу совершенно иное символическое значение дождя. Это дождь – душевная тревога, дождь – предвестник перемен. Поэмы серебряной волны связывали образ дождя с предчувствием трагических событий 1917 года. Прочитав стихотворения о дожде А.Блока, С.Есенина, Н.Гумилева, я ощутила и грусть, и смятение, и некую обреченность от понимания неизбежности перелома в жизни. Поэзия дождя Бориса Пастернака – особая страница.

Его дождь то черный, то лиловый, то сиреневый, то умеющий играть на музыкальном инструменте. Да, пастернаковский дождь – образ музыканта, проигрывающего на клавишах рояля «дождевую» мелодию, грустную и лиричную, от неотвратимости начала иной жизни, неведомый герою. Пастернака интересовал даже не сам по себе дождь, а та благодать, что наступит по его окончании, которую он называет «солнечным маслом», заливающим «салат асфальта». Для Марины Цветаевой дождь – образ времени. Ее лирический герой под шум дождевых переливов может слышать только одно: «душу как она есть». «Дождь убаюкивает боль», - пишет она стихотворение «Берлину». Белла Ахмадулина в «сказке о дожде» рождает совершенно иной образ. Ее дождь - искренний, непосредственный, настоящий. Влюбленный в поэтессу дождь проникнул вслед за ней в аристократический дом и разрушил своим приходом все привычные правила, устоявшиеся законы, показывая людей, каковы они есть на самом деле. В другом стихотворении Б.Ахмадулиной – «Дождь и сад» дождь и любовь сливаются в одно целое: « Где дождь, где сад – не различить. Здесь свадьба двух стихий творится. Их совпаденье разлучить не властно зренье очевидца. Так обнялись, что и ладонь не вклеится! Им заметен медопролитный крах плодов, расплющенных объятьем этим!» Владимир Владимирович Маяковский не обходит в своем творчестве образ дождя. « Хлеще ливня, грома бодрей» должен быть, по мнению поэта, человек нового времени. А. Блок остро чувствовал страшный хаос, царивший в жизни. Этим чувством он поделился в стихотворении « После дождя», в котором прошедший ливень очищает и оживляет и природу, и человеческую душу.

Я прочитала художественные произведения советских писателей, чтобы понять, изменился ли образ дождя. К «дождевой» теме обращались Н.Рубцов, К.Паустовский в повести «Золотая роза» описал разные виды дождя, а Роберт Рождественский написал «Письмо про дождь» . Отношение к жизни, к природе совсем не меняется. Может быть, стало практичнее. Доказательством этого служат строки из произведений: « … идут обыкновенные … слепые дожди, ни деревьев нет, ни травы», - у Р.Рождественского, «… дождя, - шептала, ночь, - дождя! – у Е. Евтушенко.

У наших современников тема дождя тоже актуальна.

У Иры Арт « Дождь Прошлой жизни срез», а Василий Алоев описал музыкальный дождь, считая, что « кому как не дождем минорное играть//Их капли музыкальны, словно ноты…Маргарита Шульман»… темный шелк небес, иголкой протыкая,//Вплетала молний нить в живое полотно!

Итак, поэтическое наследие «дождевой» литературы рождает надежду, что и в будущем будут рождаться поэты дождя, люди, тонко чувствующие явления нашей природы.

Сопоставительный анализ образа дождя в произведениях писателей XIX-XXI веков

Литература XIX – XXI века, связанная «дождевой» тематикой, безусловно, менялась. Время вносит свои коррективы на взгляды, мироощущение, внутреннее воспитание человека.

Что же связывал писатель-представитель своего времени с образом дождя? Существует ли некая связующая нить, которая объединяет душевные переживания, личные размышления авторов с этим образом?

В процессе аналитического чтения тематических произведений писателей XIX-XXI веков мы выбрали те, которые, несмотря на разное время написания, были связаны общим символическом образом. Каждый из представителей разных литературных эпох ассоциировал его со словом «дождь». Свои наблюдения мы представили в таблице (Приложение № 1)

Сопоставляя образы дождя в стихотворениях писателей, творивших в разную временную эпоху, мы условно составили цепочку, которая объединяет все творения одним общим значением:

А.К. Толстой - Арсений Тарковский – Игорь Тальков - дождь – « очищение от душевных ран»

А. Фет – Глафира Галина – Татьяна Снежина дождь – « предвестник перемен»

А.С. Пушкин – Н. Рубцов – Б. Ахмадулина дождь – «губительная сила»

Н.А. Некрасов – Роберт Рождественский – Татьяна Снежина дождь – «одинокая душа»

Сопоставительный анализ произведений внутри цепочки дает возможность сделать вывод о том, что образы изменились, стали сложнее. Если у А.К. Толстого образ дождя – всего лишь символ надежды лирического героя, его мечта о душевном спокойствии, то у Игоря Талькова и Елены Степановой образ дождя очеловечивается, превращается в близкого друга, который « душе омоет рану».

Художественно-выразительные средства при создании поэтического образа дождя

В литературе XIX-XXI века удожественный образ дождя играет важную роль. Он самый «поэтичный». Исследуя образы дождя писателей разных эпох, разных культур, обнаружила, что этот образ со временем стал приобретать индивидуальные черты. Каждый поэт пытался связать его своими ассоциациями, которые он черпал из мира природы или мира людей. Поэтический образ дождя – отражение авторского мироощущения. Чтобы выразить свои авторские идеи через конкретный образ, писатель прибегал в своей творческой мастерской к самым разнообразным художественно-выразительным средством: эпитетам, метафорам, гиперболам, антитезам, даже использовали оксюморон. В создании поэтического образа большую роль играют эпитеты.

2.1. «Дождевые» эпитеты как поэтический материал создания образа

Именно при помощи эпитетов поэт раскрывал характер поэтического образа, помогает почувствовать его эмоциональную сторону.

Со словом «дождь» употребляется множество прилагательных – определений, которые подчеркивают точность этого слова и явления и придают некую лиричность образу. Писатели искусно вплетали в слово «дождь» свое определение, свой « яркий» эпитет, и образ становился характерным героем. Мы проанализировали поэтические произведения разных писателей, начиная с XIX века, потом просмотрели поэзию Серебряного века и закончили анализ творениями писателей советского периода. Провели сопоставительный анализ произведений, чтобы понять: изменили ли образ отличные друг от друга эпитеты? Насколько характерен для писателей образ в определенную временную эпоху? В выбранных художественных текстах мы определили позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова – эпитеты. Свои наблюдения мы выразили в представленной таблице и назвали ее «Дождевые эпитеты» (Приложение № 2)

Итак, сопоставительные исследования и аналитическое сравнение эпитетов как средства выводы:

И в литературе XIX века, и в литературе советского периода встречаются эпитеты и с негативной, и с позитивной окраской.

Рассматривая эпитеты с позитивной раскрытия образа дождя у писателей разных временных эпох позволили сделать следующие окраской, заметили, что в литературе XIX – начала XX веков чаще используется эпитет с описательным значением: «пламенный», «золотой», «огненный», а у писателей советского периода и современных поэтов доминируют эпитеты со значением «действия». Дождь «торопливый», «купальный».

Среди эпитетов с негативной окраской в литературе XIX века используются описания – характеристики: «скверный», «противный», «заунывный», а в литературе советского периода мы встречаем эпитеты с оценочным значением поступков («бездомный», «обыденный»)

2.2. Метафора как художественно-выразительное средство в создании поэтического образа в «дождевой» поэзии XIX-XXI веков

В процессе исследования особенностей авторского подхода при создании поэтического образа дождя в литературе дождя у писателей XIX-XXI веков заметила важную закономерность: в основе создания любого поэтического образа дождя лежит использование метафоры. Из «Литературной энциклопедии»6 узнала: «Метафора – это вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетания, характеризующая данное явление путём перенесения на него признаков, присущих другому явлению».

Я выписала отрывки из тех «дождевых» стихотворений писателей разных эпох, в которых метафора играет ведущую роль в раскрытии образа. В результате сопоставительного анализа сделала вывод: в русской поэзии при создании образа дождя выбирали простые для понимания метафоры. У Некрасова: «…рядами нити серые повисли до земли…». Читаю у Аполлона Майкова: «Капли дождевые скатывались с игол». У Ф. Тютчева: «Повисли перлы дождевые». Читая подобное стихотворение, воображение создает красивую картину природы. Уже в поэзии дождя Серебряного века образ усложнился; метафоры индивидуальны и неоднозначны. Понять этот образ можно только при развитом творческом воображении, зная авторский подтекст. Саша Черный дождь называет «поливалкою колючей». У Маяковского читаю: «Дождь обрыдал тротуары» или «Всех пешеходов морда дождя обсосала». У Бориса Пастернака: «Дороги заболотил». Образ дождя изменился. Теперь это яркий герой, неординарный, личностный. Он творит, мечтает, действует. Метафора помогает писателю XX-XXI веков создать образ дождя как отдельную личность.

Далее стала искать похожие образы в художественных текстах разных писателей, нашла ряд образов, устроенных по одной модели, или парадигме. Это помогает понять образ дождя, учитывая всю глубину и неоднозначность этого образа. «Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XIII-XX веков». Н. В. Павлович помог мне понять, что «каждый образ существует в языке не сам по себе, а в ряду других – внешне, возможно, различных, но в глубинном смысле сходных образов – и вместе с ним реализует некий общий смысловой инвариант, т. е. модель, или парадигму». Составила таблицу, в которой представила тематические метафоры из поэтических отрывков писателей разных поколений, эпох. Такой анализ художественных текстов даёт возможность ответить на вопрос: как одна и та же тематическая метафора функционировала в разные эпохи, как менялось ее смысловое наполнение. Свои наблюдения выразила в таблице. (Приложение 2)

Итак, я заметила, что со временем образ дождя стал более эмоциональным и выразительным: ( «Вуаль дождя скрывает чьи-то лица…» С.Кобозева «Вуаль дождя»). Писатели – современники придумывают яркие метафоры, в основу которых вкладывают необычные ассоциации с жизнью: «Симфония дождя меня зовет в ночную даль…» А.Варум «Симфония Дождя».

Дождь писателей XXI века представлен в новых образах: дождь – «глаза» («… катились и едва блестели// не окна, а печальные глаза//из темноты ночной глядели» Гала Путнина « Глаза дождя» (2010 г.), дождь – «музыка» («Есть грусть из раненной Души...» Джон Маврик. «Дождь»)

В стихотворениях поэтов XX-XXI веков дождь предстает совершенно самостоятельным существом, наделенным определенным характером, проявляющим интересы в образе искусства, живописи: («Дождь–художник// Он рисует лужи.// И на трубах играет не хуже…» Роман Сеф «Дождик») «О мой дождь молчаливый,… ты на клавишах звучных – утешение в боли…» Федерико Гарсиа Лорка.

Можно сделать вывод, что дождь и в литературе XIX века, и литературе XX-XXI веков дождь – прекрасная метафора для определенного внутреннего состояния лирического героя. Может быть, поэтому к такому таинственному явлению природы не пропадает интерес писателей.

Занимаясь исследовательской работой по данной теме, было необходимо выяснить, смогут ли учащиеся 5-9 классов нашей школы создать свой поэтический образ дождя, насколько грамотно они владеют специальными приемами при создании образа, будут ли в процессе работы использовать художественно-выразительные средства, чтобы передать через созданный образ свои внутренние ощущения и взгляды. Полученные результаты послужили нам руководством для разработки необходимых рекомендаций при создании собственного словаря поэтических образов, которые можно будет использовать при написании письменных творческих работ. Эти результаты опроса помогли нам и в разработке дидактического материала на тему: «Дождь в литературе». Это материал будет использован как учебное пособие для развития грамотной и образной речи на уроках русского языка и литературы. В опросе участвовало 73 ученика, из них-20 учеников из 5 класса,33ученика из 7 класса,20 – из 9 класса.

Было предложено два вариативных вопроса:

1 вопрос: Какой он, твой дождь?

2 вопрос: Какими словами можно написать портрет дождя?

На основе проведенного опроса было выявлено, что 22 ученика не смогли поэтично и точно описать свои ассоциации с дождем, не использовали в своем описании выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры. Всего 18 учеников использовали сравнения, 23 ученика включали в собственное описание эпитеты, и лишь 10 ребят создали портрет дождя, используя выразительные и точные метафоры.

Исследование художественно-выразительных средств создания образа дождя нашло свою реализацию в разработанном нами словаре «Авторских неологизмов» на тему: «Дождь»

Дождь – это …

В. Набоков

«Зародыш, выкормленный тучей».

А. Майков

«…пляска ледяных громадин»

М. Цветаева

«Занавес чаще бус…»

С. Керсаков

«Хрустальная нить»

С. Черный

«…поливалкою колючей»

А. Платонов

«…космы нищей старухи»

Б. Пастернак

«…миллионами синих слез…»

Н. А. Некрасов

«…нити серые»

Н. Заболоцкий

«…тысячи нитей»

К. Чуйковский

«То посыпался из облака виноград»

А. Бестужев-Марлинский

«Ток живой воды»

Вадим Шефнер

«…серебряные молоточки»

Словарь интересных авторских «находок»

Николай Осеев Лужи – это…

«..сырая гадюка»

Цветопись как способ выражения авторской идеи в создании образа дождя

При создании образа дождя писатели часто обращались к цветописи как способу эмоционального воздействия на читателя. В «Большом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А.Кузнецова читаю: «Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного прощения»

Мы провели анализ художественных произведений русской классики, чтобы понять, какую цветовую палитру выбирает каждый писатель при создании образа дождя. Можно ли связать цветовую азбуку, ее язык с авторскими идеями относительно роли данного образа в художественной ткани произведения. Да, действительно, обращаясь к цветовой палитре, художники слова наполняют образ дождя разными оттенками содержания.

Так, А. Пушкин, В.Брюсов, К.Аксаков, П.Ершов, М..Лермонтов предпочитали черный и серый цвет, выражая и скучное мрачное настроение.

Ф. Тютчев, С.Маршак, И.Суриков не любили черный цвет. В стихотворениях, описывающих образ дождя, грозы использовалось зелено – голубая палитра. Владимир Набоков, Аполлон Майков использовали желто – золотой цвет. Ю.Анисимов, В. Ходасевич, И. Бунин и И.Тургенев обращались к оттенкам цвета, излучающим блеск (стеклянный, серебряный, серебристый)

У Бориса Пастернака образ дождя с самой богатой цветовой палитрой: лиловый, сиреневый, черный). Это связано с тем, что поэту хотелось раскрыть гамму противоречивых чувств. Михаил Булгаков выбирает яркие огненные оттенки цвета, чтобы создать свой образ дождя.

У Марины Цветаевой – пестрый дождь.

П.Ершов

М.Ю.Лермонтов Черный, оттенки темных цветов.

В.Брюсов, А.С.Пушкин

В. Набоков Желто - золотой цвет

А. Майков

И.Бунин Оттенки, излучающие блеск (серебристый).

И.С.Тургенев

Ф.Тютчев

С.Маршак Оттенки огненного цвета

И.Суриков

Б.Пастернак Лиловый, сиреневый, черный

А.Ахматова

Образ дождя в прозаическом произведении.

Авторский стиль в создании образа дождя в прозаическом произведении. Сопоставительный анализ произведений М.Пришвина, К.Паустовского, И.Бунина

Мы прочитали произведения разных писателей, в том числе и прозаиков, которые описывали картину дождя. При сопоставительном анализе «дождевых» эпизодов, отметили, что дождь в произведении – не просто фон, а «говорящий фон». Он особенный персонаж (возможно, и главный). Дождь может играть важную роль и занимать исключительное место в сюжетной линии рассказа. Мы выбрали несколько отрывков из рассказов известных писателей М.Пришвина «Живительный дождь», М.Шолохова «Благодатный дождь», К.Паустовского «Какие бывают дожди», И.Бунина «Летний дождь», чтобы понять, в чем состоит секрет такой узнаваемости «дождевых картин» каждого автора? В чем заключается особый авторский стиль?

В результате наших исследований, сделали вывод, что по замыслу автора герой рассказчик в каждом из приведенных отрывков выполняет поставленную перед ним задачу, тем самым реализуя идейный замысел произведения. Свои наблюдения выразили в таблице.

М.М.Пришвин «Живительный дождь»

М.А Шолохов «Благодатный дождь»

К.Паустовский, « Какие бывают дожди»

И.Бунин «Летний дождь»

Рассказчик говорит о личном восприятии живительного дождя. Свои чувства и свое отношение он при этом объединяет с чувствами других при помощи местоимения «мы» ( …, как все мы, …)(…, как у нас,…) создает родство

Рассказчик – созерцатель. Он передает читателю то, что сам «видит», «слышит». Его картина дождя – созерцательная, написанная самыми яркими словами.

Рассказчик свои личные впечатления, внутренние ощущения от дождя делает всеобщими. Он «перекидывает мостик» от личного восхищения от самобытности и богатства «дождевых» слов в русском языке до масштабности этого явления, которое «завладело землей»

Рассказчик представляет близким другом дождя товарищем, к которому герой обращается не иначе как «старик». Заостряет внимание читателя, подготавливает его к восприятию картины дождя, используя повторы «каждая». Его картина летнего дождя постепенно заполняет наше воображение от «каждого листика «, и «каждая мельчайшая сущность». Мы, читатели, ждем чуда.

Перед дождем

М.М.Пришвин

М.А.Шолохов

К.Паустовский

И.Бунин

«Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь…»

«По утрам с запада, из-за дальних бугров, выползала пепельно-сизая туча. Она росла, ширилась, занимала полнеба, - зловеще темнели ее темные подкрылки, а потом снижались так, что прозрачные, как кисея, нижние хлопья ее цеплялись за крышу стоявшей в степи…ветряной мельницы…» полнеба

« Солнце садится в тучи, дым припадает к небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги»

« Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя…»

Описание дождя

«Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющий цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь»

«Теплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, без пыли пузырями вспухали на непросохших, пенистых лужах…»

« Хорош спорый дождь на реке! Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чащу, подскакивает, словно падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг».

« Невозможно передать прелести пребывания под елкой во время теплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождем, ворвался в середину нашей густой елки и уселся над самым шалашом.…И долго дождик шептал и шептал что-то нашей елке».

После дождя

«…теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной…»

« В степи пырей поднялся выше колена. За выгоном зацвел донник. Медвяной запах к вечеру растекался по всему хутору…»

   

 

Итак, мы сделали вывод, что герой – рассказчик должен передавать авторскую задачу, чтобы раскрыть идею произведения. И утверждение о том, что в описании дождя нет какой-то особой идеи, кроме передачи самой природы этого явления, ошибочно.

Наше исследование текстов доказывает: у каждого писателя есть своя идея, свой замысел, относительно роли, которая отводится дождю. Это и отличает один художественный текст от другого.

Говоря об особом авторском почерке при создании образа дождя, необходимо сопоставить эпизоды, связанные с ним вышеназванных авторов. Мы условно разделили описание «дождевые картины» на части: «природа перед дождем», «картина дождя», «после дождя».

У К.Паустовского описание дождя напоминают съемку замедленную интересного фрагмента из кинофильма, в котором главный герой – дождь. Автор «очеловечивает» образ, уподобляет близкому другу, который «звенит», «шепчет», «возится», «трогает». Многочисленные олицетворения в тексте, образные сравнения, похожи на крупные слезы «приближают атрибут дождя к атрибуту жизни человека». При создании образа автор обращает особое внимание на языковое оформление. Автором метко найдены слова и выражения: «… каждая капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает…». Его дождь ласковый и трогательный, такой, каким его видел народ в старину, о котором говорили: « Царевна плачет».

Михаил Шолохов любит «сквозные» косвенные и прямые сравнения: «теплые, словно брызги парного молока, капли...» «Прозрачная, как кисея, нижние хлопья…» Причем, его излюбленный прием «матрешки», когда образ постепенно усложняется, приобретает новые оттенки:

1. «Выползала пепельно-сизая тучка:- «росла, ширилась»- «зловеще темнели ее темные подкрылки»- «нижние хлопья ее цеплялись за крышу»

Автор создает интересные метафоры, сравнения и эпитеты, чтобы сочно и ярко раскрыть образ: «октавой разговаривал гром», оксюморон «затаившуюся в туманной тишине землю».

Итак, наши исследования выбранных прозаических текстов М.Шолохова, К.Паустовского и М.Пришвина дают возможность сделать следующие выводы: У каждого писателя при создании образа свой собственный стиль, своя, выбранная им самим манера повествования. Герой – рассказчик играет ключевую роль в каждом произведения, так как он воплощает авторскую задачу, передает идею, которую вынашивает конкретный автор. Каждый писатель выбирает языковые средства, ассоциации, использует свои методы наблюдения при создании образа дождя.

Дождь – «литературный персонаж» или « ведущий лейтмотив» в художественном произведении. ( На материале произведений Э.Хемингуэя «Кошка под дождем», «Прощай, оружие», поэтических творений Ф.Тютчева и Б.Пастернака)

В литературном наследии произведений с «дождевой» тематикой дождю отводилась разная роль: в творчестве одних писателей он был полноправным литературных персонажем, со своим характером, манерой поведения, определенным мировосприятием, в других – дождь мог быть только лейтмотивом или фоном, оттеняющим главный сюжетный замысел. Я рассмотрела произведения Эрнеста Хемингуэя « Кошка под дождем» и роман «Прощай оружие» и поняла: дождь проходит лейтмотивом через все повествование в рассказе «Кошка под дождем» с образом дождя автор связывает внутренние переживания героини. Все более нарастающее чувство неудовлетворенности, пустоты от осознания одиночества среди близких людей. Все события в произведении происходят под аккомпанемент все «усиливающегося осеннего дождя» образ кошки под дождем символизирует положение самой американки, тоскующей на чужбине по родному дому, по теплу. А осенний дождь – символ чужой жизни, в которую мы иногда играем. Само название рассказа «Кошка под дождем» построено на приеме антитезы: кошка - семейный очаг родного дома и дождь – одиночество, тоска вдали от дома.

В романе « Прощай, оружие» дождь оказывается также центральным лейтмотивом. К сожалению, в этом произведении автор связывает его с грустными жизненными событиями: «С приходом зимы начались сплошные дожди, а с дождями началась холера… и в армии умерло от нее…семь тысяч». На фоне дождя происходит целый ряд военных эпизодов, и каждый раз чья-либо смерть сопрягается с дождем. Под дождем лежит Аймо «В грязи…совсем маленький. Точь- в – точь такой , как все покойники». Под дождем итальянская жандармерия расстреливает своих людей; приговоренный полковник «шел под дождем, старик непокрытой головой…Мы стояли под дождем, и нас по одному выводили на допрос и на расстрел». Дождь в этом романе символизирует враждебность жизненных обстоятельств, которая противостоит хрупкости человеческого счастья.

А в творчестве наследия Федора Тютчева дождь – полноправный литературный персонаж. Он раскрывает по- разному: в раннем творчестве поэта- это нектар, напитой бессмертия, который пролит богиней Гебой прямо из облаков, а в более позднем – людские слезы, уподобленные дождевым струям. Те и другие льются, по мнению автора, когда им вздумается, и количеством их не измерить. Дождь, гроза, как и все в природе, для Ф.Тютчева самое, что ни есть живое. Он очеловечивает эти явления природы, говорит «понятным с ними языку». Природа его одухотворена:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть люблю, в ней есть язык.

Вот эту «душу» дождя, грозы стремится понять и запечатлеть поэт. В стихотворении « Весенняя гроза» гром, а потом дождь – самостоятельные герои. Вспомнил, гром подобен расшалившемуся мальчишке, вырвавшемуся, наконец, на волю после долго сидения взаперти, «как бы резвятся и, играя, // Грохочет в небе голубом». Я заметила, что первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта не просто явление природы. Ее он воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки. В Весеннюю грозу и майский дождь поэт отождествляет с молодостью. Он сравнивает природу и людей. Его гром подобен юноше, вырвавшемуся из -под родительской опеки. « С горы бежит поток проворный», - эти строчки подходят для описания большинства молодых людей, которые не определились с жизненным выбором, но упрямо несутся вперед. Ф.Тютчев подводит читателя к выводу: становление личности, как майский дождь, не бывает без грома и ливня.

Дождь, ливень, гром у Тютчева наделены особенным характером, способностью испытывать эмоции. Внутренний мир этих необычных героев поэт связывает философским подтекстом с самой жизнью.

В стихотворении « Слезы людские, о слезы людские…»(1849 г.) поэт сравнивает человеческое страдание с ночным осенним дождем:

Льетесь, как льются струи дождевые,

В осень глухую, порою ночной

Ф.Тютчев выбирает образ «струи дождевые», чтобы передать важную мысль: переживания, горести объединяют и уравнивают всех: они ведомы старым и молодым, добрым и злым. Автор выводит следующий ряд ассоциаций: Дождь – страдания – увядания. В этом есть философское отношение к жизни. Но ведь дождь не вечен! И в жизни будут перемены. Такой дождь у Тютчева.

Итак, можно сделать важный вывод о том, что роль дождя может быть самой разной в зависимости от авторской идеи и художественного воплощение ее в ткани произведения.

Заключение

Моя гипотеза о том, что представления о поэтическом образе дождя, его характере и роли в художественном произведении у современных писателей отличаются от представителей 19 - 20 веков, подтвердилась.

Во-первых, образ дождя со временем становится еще более динамичным. Если в литературе 19 века была важна визуальная картинка «дождевого» пейзажа, то в 20 -21 веках дождь – самостоятельный персонаж, яркий и самобытный. Это дождь – «герой своего времени», отражающий особенности культурной жизни определенной эпохи. Образ дождя писателей – современников сливается с образом лирического героя: он может размышлять, мечтать, шалить.

Во-вторых, дождь – прекрасная метафора для раскрытия внутреннего мира лирического героя. При сопоставительном анализе произведений разных временных эпох выяснилось, что метафоры 20-21 веков усложнились. Они приобрели реалистический характер («чаинок беготня», «испарина на спине купальщиц»).

Я надеюсь, что у каждого из нас есть свой дождь. Дождь, о котором и писал Пауло Коэльо, ведь «души людские, как реки и растения, тоже нуждаются в дожде. Особом дожде – надежде, вере и смысле жизни»

Приложение № 1

Поэтический образ

ХIХ век

ХХ век

ХХ- ХХIв.

Дождь –«предвестник перемен»

Афанасий Фет «Весенний дождь»

«Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то в саду подошло,

По свежим листьям барабанил…»

Глафира Адольфовна Галина «Новой жизни дуновенье…»

«Дождь сквозь солнце на березы

Сыплет влажным серебром…

И не знаю – дождь иль слезы

На лице горят моем…

Татьяна Снежина «Дождь»

«Но всегда, когда дрожь, выплывает

Плот, что в сердце всегда затаен, Очевидно, дожди умываютЗапыленные полки времен»

Дождь–«очищение от душевных ран»

Алексей Константинович Толстой«Дождя отшумевшего капли»

И пел он так нежно и страстно,

Как будто хотел он сказать:

«Утешься, не сетуй напрасно – то время вернется опять!»(1840)

Сергей Александрович Есенин «Еще не высох дождь вчерашний»

«Брожу по улицам и лужам,

Осенний день пуглив и дик.

И в каждом встретившемся мужем

Хочу постичь твой милый лих»(1916)

Игорь Тальков «Летний дождь»(1990)

«Летний дождь, летний дождь,

Моей души омоет рану.

… …. ….. …… ……..

Несвоевременность – вечная драма,

Где есть Он и Она…»

Дождь –«разрушающая сила»

А. С. Пушкин «Туча»,

«Медный всадник»

«Довольно, сокройся!

Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась».

Николай Рубцов «Когда идут дожди»

«Седьмые сутки дождь не умолкает

И не кому его остановить

Всё чаще мысль угрюмая мелькает,

Что всю деревню может затопить»

Белла Ахмадулина « Сказка о дожде»

« Он был живой, как зверь или дитя.

О, вашим детям жить в беде и в муке!

Слепые, тайн не знающие руки Зачем вы окунули в кровь Дождя?»

Дождь – «любовь к родной природе»

Аполлон Николаевич Майков«Гроза»(1887 г.)

« Где царство солнца и лазури!

Где блеск полей, где мир долин!

Но прелесть есть и в шуме бури,

И в пляске ледяных градин!»

Алексей Сурков

«Грибной дождь»

«И Камни, и травы поэт под дождем, Блестят серебром озерные воды

Не торопись, не беги под дождем

Послушай ласковый голос природы»(1935)

Маргарита Шульман

«… И гром, перекатясь от края и до края,

Расправил бахрому, примятую шалью»

 

Приложение № 2

Позитивно окрашенные слова - эпитеты

Писатели начала ХХ века

Советские писатели

Эпитеты

Отрывок из произведения

Автор, название произведения

Эпитеты

Отрывок из произведения

Автор, название произведения

Благодатныйдождь

Приносящий благо, довольство, радость

«Уже несколько раз принимался идти крупный, короткий, благодатный дождь, после которого на глазах растет молодая трава»

А. Куприн« Олеся»

Животворный, шумный, дождь

«Быстротечный, с запахом меда. От него оживает уставшая от солнца природаживотворный, шумный

С. Маршак

Ядреныйдождь (свежий, бодрый)

«Стеклянный, редкий и ядреный, с веселым шорохом спеша, промчался дождь, и лес зеленый, запах прохладою дыша»

Иван Бунин

«Перед закатом набежало»

1902 год

Купальный дождь

«Дождь теплый, говорят – купальный по каплям ходят капли…»

Всеволод Черноволк

«Купальный дождь»

Колокольныйдождь

«Над синевою подмосковных рощ накрапываетколокольный дождь

Марина Цветаева

«Над синевою подмосковных рощ,…»

Широкий дождь

«Хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкийливень…»

К. Паустовский

«Золотая роща»

Огненныйдождь

«… с мостов Парижа пышными ракетами, огненными дождями»

Алексей Николаевич Толстой

«Эмигранты»

Желанный дождь

«Дождь: июньский, наивный, желанный вопреки предсказаниям и знакам…»

И. Лиловая

«Дождь!»

Негативно окрашенные слова - эпитеты

Писатели начала ХХ века

Советские писатели

Эпитеты

Отрывок из произведения

Автор, название произведения

Эпитеты

Отрывок из произведения

Автор, название произведения

Угрюмый дождь

«Угрюмый дождь скосил глаза»

Владимир Маяковский

«Утро» (1912 г.)

Золотой дождь

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди…»

Константин Симонов

«Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины» (1941 г.)

Колючий дождь

Дождик ласковый, тихий и тонкий

Осторожный, колючий, слепой…»

Осип Мандельштам

Обыденный дождь

«…идут обыденные слепые дожди, ни деревьев нет, ни травы»

Роберт Рождественский

«Письмо про дождь» (1964 г.)

Скверный дождь

Словно вонючая моча волов

Льется с туч на поля и деревни скверный дождь!

Сергей Есенин

«Пугачев»

Нудный дождь

(

«Дождь лил, нудный, равномерный, без грома и без молнии»

С. Антонов

«Дожди»

 

Приложение № 3

XIX век

XX век

Современные писатели

Дождь – «нити»

Н.А.Некрасов «Вот правая сторонушка

Одной сплошною тучею Покрылась-затуманилась,

Стемнела и заплакала:

Рядами нити серые

Повисли до земли»

С .А.Есенин « И только порою, Привязанная к нитке дождя, Черным крестом в воздухе.

Проболтнется шальная птица»

Матвеева «Радость» «Ветер из дождя выдергивает нитки»

Иван Коневский «Тихий дождь» «Тебе сотку я песнь из серебристых нитей»

Дождь – «иглы»

Аполлон Майков « Под дождем» «Капли дождевые скатывались с игол»

Иван Бунин «Видно было, как длинными иглами неслись веселого голубого неба, из высокой дымчатой тучки, капли» «Упала сотнями игл

Затоны прудов бороздя»

Маргарита Шульман « И темный шелкнебес иголкой протыкая,

Вплетая молний нить в живое полотно

И гром, перекатясь , от края до края,

Расправил бахрому, примятую шалью ..»

Дождь –« бусы»

В.Жуковский« Начали петь на свежих, дождеможемчуженных ветках»

Марина Цветаева «Занавесом, чаще бус, Дождь».

Сергей Есенин « Сосны пряна кадили смолой, красно-желтая кора вяло вздыхала, и на обдире вислидождевые бусы».

Дария Джумангельдинова «Дождь и бусы» «Рассыпался дождь, как бусы,

Лужи - мои зеркала,

А я ступала по лужам,

Дождю подставляя себя»


Библиографическая ссылка

Князева Е.С. ОБРАЗ ДОЖДЯ В ЛИТЕРАТУРЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=322 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674