Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ «ИЗУЧАЕМ, ИССЛЕДУЕМ, ПОЗНАЕМ»

Бозаджиев В.Ю. 1
1 МБОУ «Гимназия № 117» г. Ростов-на-Дону Ростовской области
1. Учебная программа по изучению биологии и формированию экологической культуры у учащихся «Изучаем. Исследуем. Познаем»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://infourok.ru/uchebnaya-programma-po-izucheniyu-biologii-i-formirovaniyu-ekologicheskoy-kulturi-u-uchaschihsya-izuchaem-issleduem-poznaem-627013.html (дата обращения 11.06.2017).

Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.

Джордж Галифакс

Разраотанная автором педагогическая система основывается на трех направлениях: обучении, воспитании и развитии, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта в части формирования у обучающихся универсальных учебных действий, а также достижения ими метапредметных, предметных и личностных результатов освоения ФГОС. В ней сбалонсированно соотносятся применение ИКТ технологии, в том числе и использование авторских электронных дидактических пособий по ботанике и зоологии, применение проектно-исследовательской технологии, проблемного обучения, развивающие и эвристические технологии обучения, педагогики сотрудничества, технологии игрового обучения и здоровьесберегающих технологий.

Последнии три года в МБОУ «Гимназия № 117» идет апробация программы «Изучаем, исследуем, познаем» [1]. Апробация проводится в форме предметных недель по биологии; экскурсий в природу; проектной деятельности обучающихся; их участия в Ученической конференции по предмету; предметных игр; олимпиад; конкурсов, фестивалей. Более подробно с данной программой внеурочной деятельности можно ознакомиться на сайте гимназии № 117.

Использование авторских электронных образовательных ресурсов способствует повышению заинтересованности обучающихся к изучению предмета и повышения качества усвоения ими учебного материала.

С целью создания целостной педагогической среды автор свои работу проводит в рамках деятельности Детско-молодежного общественного экологического движения «Эко-друзья» гимназии № 117, одним из кураторов которого он является.

Экологическое Движение «Эко-друзья» с 2012 года зарегистрировано в Реестре некоммерческих экологических организаций Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области и с 2009 года является членом Городской экологической Лиги детских и молодежных объединений и Ростовского союза детских и молодежных организаций.

С целью создания условий для получения учащимися качественных знаний о местной природе им осуществляется тесная взаимосвязь со следующими общественными экологическими организациями: Азовским орнитологическим обществом (Союз охраны птиц России) и Экспериментальной группой исследователей природы «Следопыт». В рамках реализации совместного Детского экологического проекта «Природа моего края» организуются совместные биологические экскурсии по различным биотопам, с целью ознакомления с характерными представителями живой природы. Также осуществляется совместный выпуск информационных и методических материалов для учащихся и педагогов, имеется совместная страница на сайте «Сайт Эко-друзей».

Большое внимание уделяется экскурсиям в природу, в ходе которых, учащиеся знакомятся с объектами животного и растительного мира. Эти экскурсии им проводятся в парке, в окрестностях гимназии (балка Рябинина), в зоопарке, а также в дикой природе. В ходе этих экскурсия педагог старается раскрыть перед детьми красоту родной природы и привить им потребность в ее охране и бережном отношении к природе.

С целью более полного усвоения обучающимися программы по биологии разработана «Экологическая тропа», которая проходит по школьному двору гимназии и ее окрестностям. С ее помощью для учащихся проводятся биологические экскурсии в природу, а также различные для них мероприятия познавательного характера.

В ходе внеурочной деятельности Бозаджиев В.Ю. использует различные формы работы с детьми: викторины и интернет-викторины, различные конкурсы, в том числе и в дистанционной форме.

Одно из центральных мест в системе преподавания биологии отводится проектной и исследовательской деятельности учащихся. С этой целью используются имеющиеся в гимназии цифровые учебные лаборатории по биологии и экологии. Учащиеся успешно освоили сложную технику и с ее помощью выполняют учебные исследовательские проекты, результаты которых они оформляют в виде докладов и представляют на различных конференциях школьников. Выполнение исследовательских проектов позволяет учащимся более глубоко освоить предмет.

Большое внимание уделяется и профориентационной работе с учащимися. Так, регулярно проводятся экскурсии с обучающимися в Ростовской государственный медицинский университет, Донской технический университет, Южный федеральный университет, организуемые как администрацией этих ВУЗов, так и информационно-аналитическим центром образования города Ростова-на-Дону, в рамках реализации городских проектов «Одаренные дети» и «Университетские субботы».

Значительное место в методической системе отводится использованию современных информационно-коммуникативных систем.

Разработанные Бозаджиевым В.Ю. электронные учебно-дидактические пособия размещаются на планшетных ПК и с успехом используются обучающимися во время биологических экскурсий в природу.

Проведенным мониторингом эффективности данной методической разработки установлено, что за время его использования в учебном процессе и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Юный биолог» и в других формах, качество обучения повысилось с 57% до 71%, значительно повысился интерес учащихся к предмету. Победителями, лауреатами и участниками различных биологических и экологических конкурсов и олимпиад, в том числе и интернет, стали более 50 гимназистов. Более 95 % обучающихся и их родителей положительно отзываются о формах работы с обучающимися.

Следует отметить, что разработанная педагогическая система обучению учащихся биологии, является составным элементом образовательно-развивающей модели «Ноосфера», разработанной авторским коллективом МБОУ «Гимназия № 117», участником которого он являюсь. Модель «Ноосфера» действует в гимназии более 10 лет и апробирована в докладах и сообщениях на более чем 10 научно-практических конференциях регионального, федерального и международного уровней, в том числе, и организуемых Российской академией образования.

Новизна опыта заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке значимости выбора методик обучения и воспитания; формирования экологических знаний обучающихся на уровне общеобразовательной организации; в создании экспериментальной программы «Изучаем, исследуем, познаем»; в разработке технологии проектно-исследовательского и проблемного обучения в экологическом образовании; методических материалов; критериев, показателей и уровней развития экологической культуры обучающихся, которые могут использоваться педагогами дополнительного образования и учителями в своей работе.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта – общеобразовательные организации, учреждения дополнительного образования эколого-биологической направленности, работающие по проблеме формирования экологической культуры обучающихся.


Библиографическая ссылка

Бозаджиев В.Ю. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ «ИЗУЧАЕМ, ИССЛЕДУЕМ, ПОЗНАЕМ» // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 4. – С. 184-185;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=334 (дата обращения: 16.11.2018).