Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КАНИСТЕРАПИЯ

Рыбников Е. 1
1 г .Пермь, МАОУ «СОШ №47», 8 класс
Надыршина Н.Р. (Пермь, МАОУ «СОШ №47»)
1. Агафонычев В. Как нас лечат собаки. – М., 2015.
2. Борякова Н.Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». – М.: АСТ; Астель, 2008 – 222 с.
3. Ильичев В.Д., Силаева О.Л., с использованием данных из книги J.Serpell «IntheCompanyofAnimals». Любимые животные вместо лекарств.
4. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Академия Развития, Академия И К°, 2010.
5. Русский медицинский журнал. – Том 10. – № 5. – 2002.
6. Медведев А., Медведева И. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии. М., 2007.
7. Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология // Теоретические подходы и практическая реализация / А.В. Субботин, Л.Л. Ращевская. – М.: Макцентр, 2004. – 96 с.
8. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: Российское психологическое общество, 2009.
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Канистерапия.
10. http://www.perm.aif.ru/society/details/123878.
11. http://konovalovanv.teach.obr55.ru/files/2014/11.
12. Канис-терапия-при-синдроме-Дауна.pdf.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/1/28939.

Каждый из нас в своей жизни, так или иначе, общается с домашними животными. Роль животных в жизни и становлении человека на протяжении почти всего развития человечества – велика. Животные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку – и физически, и духовно. Благодаря животным у людей было питание, одежда, защита, тепло. Почти во всех культурах мира какое-то животное было олицетворением власти и духовного преклонения, добра и зла.

Есть ли психологический смысл в общении с животными? Существует ли научное обоснование положительного и лечебного влияния собак на человека? Каким же образом собаки оказывают терапевтическое воздействие и каковы результаты канистерапии? Все эти вопросы придают актуальность и практическую значимость данной темы.

Эксперты Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считают, что процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения планеты. В России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения развития. Причины: патология беременности и родов, инфекционные и дегенеративные заболевания, отсутствие условий для здорового образа жизни, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально – технического обеспечения медицинских учреждений и др. Сегодня во всех странах мира много детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). Психологи, психиатры, логопеды, дефектологи и неврологи бьют тревогу по поводу задержки психофизического развития детей. Такие дети нуждаются в комплексной терапии и в постоянном внимании. Одним из таких методов эффективной терапии может стать, широко распространённый в США и Европе, метод канистерапии, который приобретает всё большую популярность и в России.

Научная новизна. Состоит в том, что выявлены и впервые теоретически обоснованы особенности содержания тренировочного процесса на основе использования канистерапии у детей с психофизической задержкой развития.

Цель исследования: экспериментально обосновать влияния собак-терапевтов во время канистерапии на общее состояние и здоровья детей с психофизической задержкой развития. На примере канистерапии доказать благоприятное и лечебное влияние собак на жизнь людей в целом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс во время занятий по канистерапии у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психофизического развития.

Предмет исследования: содержание методики занятий канистерапии в учебно-тренировочные группы у детей с задержкой психофизического развития.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что собаки-терапевты, как основные участники канистерапии, и сама методика лечения, оказывают лечебное и благоприятное влияние на детей.

Задачи и пути достижения цели:

1. Выявить влияние канистерапии на психофизическое состояния детей с психофизической задержкой развития.

2. Разработать методику с применением канистерапии для детей с задержкой развития.

3. Оценить эффективность применения канистерапии на состояние здоровья детей с задержкой развития.

Методы исследования:

Теоретические – изучение, анализ научной и учебной литературы по канистерапии.

Практические – присутствие на коррекционно-развивающих занятий центра канистерапии Елены Дюковой в городе Перми. Применение методик на практике, сбор, анализ и обобщение результатов.

Структура исследовательской работы: изложена на 24 страницах компьютерного текста, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Канистерапия – как один из методов влияния на организм человека

Предпосылки и история возникновения метода

Одной из предпосылкой появления канистерапии является одомашнивание собак. Как показывает история этого процесса, собака сопровождает человека практически с самого начала эволюции нашего вида. За это время у людей сформировался положительный подсознательный образ собаки, как защитника, помощника и друга.

Кроме этого, американскими учеными в 1982 году были проведены интересные исследования, которые показали отношение детей к собакам. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации собаки. В ходе этих обсуждений была высказана смелая теория о том, что архетипический (подсознательный) образ собаки, как защитника, вполне может иметь место у человека. У детей собака вызвала положительную реакцию и интерес к себе.

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

Широкое распространение канистерапия получила во второй половине 20 века. Подробное описание положительного влияния на психику больных детей было сделано «отцом» анимал-терапии доктором Борисом Левинсоном, 21 Нью-Йоркским психологом в 1970 году. Он первый в современной истории подробно описал эффект положительного влияния на пациентов с расстройствами психики и нервной системы от общения с доброжелательно настроенными животными разных видов.

Чуть позже стали появляться статьи описывающие положительный эффект от канистерапии при работе с взрослыми пациентами, страдающими различными неврологическими, психическими и поведенческими расстройствами, развившимися вследствие инсультов, нейротравмы, рассеянного склероза, возрастных изменений.

Лабораторно подтвержден эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов, которых реабилитировали при помощи собак.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Термин канистерапия пришел к нам из Польши в 90 годы 20 века. На данный момент медицинское сообщество пользуется термином animalassistedtherapydog, то есть терапия при помощи собаки. Канистерапия представляет собой специально организованное взаимодействие человека с собакой.

Канистерапия (от лат. сanis – собака + греч. терапия – лечение) – разновидность энималтерапии – метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации. Канистерапия может использоваться не только как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.

В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания, различные фобии, тревожность, задержка речи. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

Научное обоснование метода

Канистерапия, действительно, является эффективным психотерапевтическим методом терапии и реабилитации людей. Это не что-то надуманное и сверхъестественное, а вполне научно обоснованная методика лечения. Ниже приведены примеры таких обоснований:

Сформировавшийся положительный образ собаки в подсознании человека, что является очень большим мотиватором для привлечения собак в качестве терапевтов.

Американские ученые доказали, что при взгляде на собаку у человека уменьшается гормон стресса – кортизол и увеличиваются гормоны счастья – эндорфины.

Замечено, что при стрессе люди берутся за голову, начинают теребить и трогать волосы, следовательно, идет контакт с волосами, а значит, и шерстью. Можно сделать вывод, что шерсть животных успокаивает.

Собака даёт все сенсорные ощущения: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, следовательно, во время контакта с собакой у детей развивается головной мозг, постоянно образуются новые связи между нейронами.

Люди могут управлять своим дыханием, а у животных естественное дыхание и сердцебиение. В итоге при контакте с животными пациент настраивается на естественное дыхание и сердцебиение. Как результат такой слаженной работы, организм человека восстанавливается, следовательно, происходит естественное снабжение питательных веществ, идет обогащение клеток кислородом, мозг развивается, все органы и системы приходят в норму.

Собака является хорошим тренажёром. С помощью собаки можно выполнить любые двигательные упражнения: хождение, ползание, массаж и т.д.

Собака – терапевт подсказывает, постоянно мониторит состояние пациента (уровень сахара в крови, артериальное давление, учащение пульса и т.д.), она умеет подстраиваться под человека.

Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека.

Собаки легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

Собаки являются отличными эмпатиками, они способны выражать сочувствие.

Основные методы канистерапии, степени квалификации специалистов

Существует различие между деятельностью с участием собак и терапией с участием собак. Деятельность с участием собак подразделяется на пассивную и активную. При пассивной деятельности пациенты не контактируют непосредственно с собаками. В этом случае терапевтическое воздействие достигается путём наблюдения за животными в вольерах, природных парках – пациенты могут получать ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия. При активной деятельности во время общения с собаками терапевтический эффект достигается за счёт вовлечения животных в совместные игры с пациентами, а также процесс ухода за ними (расчёсывание, кормление).

Квалификация специалистов по канистерапии подразделяется на три основные степени:

Волонтёр-вожатый – доброволец, участвующий в процессе лечения. Обладает только базовыми знаниями в области канистерапии и терапевтических животных. Помогает в занятиях, проводимых уполномоченными лицами, но не имеет права самостоятельно проводить терапевтические мероприятия.

Волонтер-стажер – теоретически обученный доброволец находящийся в стадии прохождения практики работы в канис-терапии.

Методист – канис-терапевт (иногда называемый «куратор») – человек с образованием не ниже среднего профессионального в области педагогики, специальной педагогики, психологии, ЛФК, АФК. Должен обязательно пройти специализированный курс или подготовку в области канис-терапии, в том числе по организации работы канис-терапевтов. Канис-терапевт может самостоятельно вести мероприятия, составлять программы и методики на основе медицинских указаний квалифицированного врача или указаний педагога, руководить работой и контролировать волонтёров, проводить первичный отбор волонтеров и собак. Канис-терапевт не имеет права ставить диагнозы или давать рекомендации по лечению.

Специалист-канистерапевт – опытный специалист с полномочиями для осуществления определённого вида терапии или занятий. Обычно это врач,-невролог, психиатр, медицинский психолог, реабилитолог, инструктор ЛФК или АФК, или специальный педагог. Специалист-канистерапевт обязан завершить специализированные курсы и пройти дополнительные занятия по канистерапии.

Требования и подготовка собак-терапевтов

Для канистерапии пригодны собаки любых пород и беспородные. Статистика старейшей организации тестирующей собак-терапевтов с 1974 года – Therapy Dog International (TDI) – не показывает преобладания каких либо пород, в качестве собак терапевтов.

Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, собакам, отсутствию страха громких звуков и нестандартных предметов (например раскрывающегося зонта). После этого собаки проходят обучение, завершающеяся сдачей экзамена и получения свидетельства «собака-средство реабилитации». В приложении на рисунке 1 прилагается фотография свидетельства.

Тест на сертификацию «Собаки-Терапевта» (TherapyDogInternationaltest – TDItest) включает в себя 2 градации тестирования. Собаки, сдавшие полностью весь тест, получают сертификат «Собаки-Терапевта», идентификационный жетон собаки- терапевта и попону. Собаки, сдавшие облегченный вариант теста, без пунктов:

Е (Послушание)

Л (Кресло-каталка)

М (Игра с пациентом)

О (Лапы)

получают свидетельство «Собаки-Помощника» (без жетона и попоны).

Собака-Помощник – это собака, которая может быть использована для работы с любыми пациентами и здоровыми людьми для нелечебной работы. Собака-Помощник не может быть использована для плановой терапии и реабилитации пациентов. То есть Собака-Помощник может участвовать в выступлениях, посещать детские дома, кружки, школы, социальные дома и т.п. Но эта собака не может быть использована для лечебной работы с пациентами с ДЦП, аутизмом и прочими заболеваниями. Собака-Помощник не должна проявлять агрессию и должна быть управляема – это основное, что от нее требуется.


Библиографическая ссылка

Рыбников Е. КАНИСТЕРАПИЯ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-3. – С. 485-488;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=343 (дата обращения: 22.10.2019).