Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ С ТИПАМИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Лапшина М.С. 1
1 г. Калуга, МБОУ «Лицей №36», 11 класс
Солдатова Н.А. (Калуга, МБОУ «Лицей №36»)
1. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. – 2010. – №2.
2. Казанцева В.А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте // Концент: Научно-методический электронный журнал. – 2015.
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах // Вопросы психологии. – 2002. – №2.
4. Коломинский Я.Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. – М., 1977.
5. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1985.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1977.
7. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: ЛГУ, 1979.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/8/28990.

Актуальность темы. На сегодняшний день вопросы, связанные с межличностным отношением в классном коллективе очень актуальны. Межличностные отношения занимают важное место в жизни каждого человека, а тем более подростка, когда вся его жизнь строится на общении. Для младшего подросткового возраста (11–15 лет) ведущим типом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность (общение, совместная предметная деятельность и т. д.) как условие и средство формирования психологических структур, обеспечивающих личностное самоопределение подростка (самооценка, Я-концепция, идентификация и т. п.).

Проблемой межличностных занимались такие психологи как Н.Н. Обозов, В.С. Мухина, А.В. Кривчук. Я.Л. Коломенский говорит о том, что «отношения и взаимоотношения – это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей».

В младшем подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает несколько иную значимость. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Но, несмотря на то, что главным для младших подростков является общение со сверстниками, тем не менее, остается важным в формировании межличностных отношений в классе роль учителя как значимого в данной референтной группе. Решение трудностей в межличностном общении пятиклассников на прямую зависит от: социальной компетентности учителя, взаимопонимания учителя и учащихся. Несмотря на то что, проблема межличностных отношений в исследованиях достаточно изучена, мне бы хотелось проанализировать типы школьной мотивации у учащихся, имеющих низкий уровень статусной позиции в классном коллективе. Именно поэтому тема данного исследования актуальна в настоящее время.

Цель исследовательской работы: установить взаимосвязь уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

Проанализировать теоретические аспекты межличностных отношений пятиклассников, а также мотивацию учебной деятельности младших подростков.

Исследовать особенности межличностных отношений в классном коллективе у пятиклассников.

Определить тип школьной мотивации учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень статусной позиции.

Провести исследование взаимосвязи уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации.

Объект исследования: межличностные отношения в классном коллективе.

Предмет исследования: статус и мотивация пятиклассников в классном коллективе.

Гипотеза исследования: у учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень межличностных отношений, будет выражен мотив социального одобрения педагогами.

Методы и методики исследования: наблюдение, тестирование, аналитические методы обработки данных.

Методики:

1. Методика диагностика коммуникативных навыков Дж. Морено.

2. Методика диагностики типа школьной мотивации (Е. Лепешовой).

Возрастные особенности пятиклассников

Особенности межличностных отношений в младшем подростковом возрасте

Личные взаимоотношения уже в младшем подростковом возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа противоречит классному коллективу.

Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы.

Несмотря на то, что личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками, те не менее именно общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает не только огромное влияние на развитие и формирование личности, а также на характер и уровень мотивации. Дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально-волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Мотивация учебной деятельности учащихся младшего подросткового возраста

В кратком психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского дано следующее определение мотива. Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающей и определяющей выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, М.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов и многие другие.

Проблему формирования мотивов учения в школьном возрасте исследует А.К. Маркова. По ее мнению формирование мотивации складывается из многих факторов: общественных идеалов, смысла учения, целей, интересов и др. Исследование процесса формирования мотивации немыслимо у «ученика вообще», вне возраста и его специфических психологических характеристик. Необходимо учитывать возрастные особенности и исходить из этих особенностей при описании мотивации.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов – социальные мотивы – также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости. К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Подростковый возраст охватывает период от 11–12 до 14–15 лет. В младшем подростковом возрасте ребенок проходит через внутренние конфликты с самим собой и другими. Переход в пятый класс – один из важных периодов в жизни детей. Происходит смена учителей, появляются новые предметы, а вместе с этим новые требования учителей, появляется кабинетная система. Ведущей деятельностью является – межличностное общение, но при сохранении учебной деятельности. В связи с этим особенностями учебной мотивации младших подростков является укрепление широких познавательных интересов. Велика роль в этом процессе ближайшего окружения – семьи, воспитательной среды, значимых взрослых.

Таким образом, у учащихся 5-х классов на первое место выходит потребность в общении со сверстниками, стремление соответствовать требованиям учителей.

Исследование взаимосвязи уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации

Организация и методы исследования

База исследования. Исследование проходило на базе МБОУ «Лицей№36» города Калуги. В исследовании приняли участие 108 учащихся 5-х классов в возрасте 11–12 лет.

Общий план исследования:

Проведение исследования по выявлению статусной позиции в классе учащихся 5-х классов и типов школьной мотивации.

Ознакомление учащихся с целью исследования, заполнение полученных бланков.

3. Обработка полученных данных.

4. Анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов.

Методы и методики исследования. Для исследования использовалась следующие методики:

1. Методика «Социометрия» Дж. Морено.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Методика позволяет сделать срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Обработка данных и интерпретация результатов

1) Составление социоматрицы.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2) На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – «мишени».

1 группа – «звезды»

2 группа – «предпочитаемые»

3 группа – «принятые»

4 группа – «непринятые»

5 группа – «отвергнутые»

2. Методика диагностики типа школьной мотивации (Е. Лепешова)

Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается ещё и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.

Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации учащегося – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Опросник состоит из 39 вопросов, объединенных в определенные шкалы. При ответе «да» начисляется один балл, при ответе «нет» – 0, то есть баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце.

Интерпретация шкал

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учёбы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а – Престижность учёбы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б – Престижность учёбы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2—9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.

Анализ результатов

Обратимся к анализу результатов по методике «Социометрия» Дж. Морено. На рисунке 1 представлено процентное распределение учащихся 5-х классов в зависимости от статусной позиции в классном коллективе.

Как видно из рисунка, 5% учащихся 5-х классов относятся к группе «звезды», 10% имеют статусную позицию «предпочитаемых», 35% – «принятые», 37% учащихся 5-х классов относятся к группе «непринятые» и 13% учащихся относятся к группе «отвергнутые». Мы видим, что процент детей «непринятых» и «отвергнутых» достаточно высокий. Такие дети не умеют эффективно устанавливать отношения, не чувствуют себя полноценными членами группы, не удовлетворены общением, что влечет за собой пагубные последствия. Они часто бывают замкнутыми, с заниженной самооценкой или наоборот, чрезвычайно раскомплексованными. Такое поведение закрепляется реальными взаимоотношениями, и ребенку тяжело самому измениться и изменить отношение к себе в силу возраста.

lp.tiff

Процентное распределение учащихся 5-х классов в зависимости от статусной позиции

Обратимся к анализу результатов взаимосвязи уровня межличностных отношений пятиклассников с типами школьной мотивации. Нами было высказано предположение о том, что у учащихся 5-х классов, имеющих низкий уровень межличностных отношений, будет выражен мотив социального одобрения педагогами.

Мы проанализировали типы школьной мотивации в группах учащихся «непринятые» и «отвергнутые».


Библиографическая ссылка

Лапшина М.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЯТИКЛАССНИКОВ С ТИПАМИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-3. – С. 562-566;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=362 (дата обращения: 06.06.2020).