Международный школьный научный вестник
Научный журнал для старшеклассников и учителей ISSN 2542-0372

О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПОЧЕМУ ФРАНЦИЮ НАЗЫВАЮТ V РЕСПУБЛИКОЙ

Беспалова А.И. 1
1 г. Лосино-Петровский, ФГБОУ «Средней школы-интерната МИД РФ», 10 класс
Мартемьянова Е.В. (Лосино-Петровский, ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД РФ»)
1. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/33009
2. http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/24.htm
3. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. Де Голль и голлисты на пути власти М. Ц. Арзаканян 3.667 4 Издательство: «Высшая школа» 1990 г.
5. История Франции П. Лакомб, А. Белоусов 0.000 17 Издательство: «Крафт+» 2009г.
6. http://fb.ru/article/308756/pochemu-frantsiya-pyataya-respublika-istoriya-nazvaniya
7. https://www.kakprosto.ru/kak-812121-pochemu-franciyu-nazyvayut-pyatoy-respublikoy#ixzz4zYg1Dhxs
8. «Хроника человечества. Большая энциклопедия» Бодо Харенберг, Мюнхен 1994 г.

Я изучаю французский язык, как второй иностранный. Часто в учебниках я встречаю разные названия Франции, например: шестиугольник, Галлия и т.д. Но больше всего меня заинтриговало название «пятая республика». В современном мире много государств, в названии которых встречается слово республика. Оно дает понятие о государственном устройстве в данной стране. Однако я еще не встречала ни одного государства, в название которого, пусть и неофициально, перед словом республика встречался бы порядковый номер. Мне захотелось найти ответ на этот вопрос. Он оказался одновременно простым, и весьма сложным и запутанным, как многое в истории этой великой страны. Далеко не случайно история этого государства неразрывно связана со словом «республика», а события во Франции во многом определили ход событий на Европейском континенте. В сущности, ответ на вопрос, почему Францию называют Пятой республикой достаточно прост – страна имела пять редакций конституции. И так сложилось, что по номеру редакции главного документа страны принято «нумеровать» и республику. [1]

besp1.tif

Первая французская республика

Конец 18 века стал для Франции переломным моментом в истории. Великая Французская революция, которая началась со взятия крепости Бастилия в 1789 году, положила основу в республиканское развитие страны.
Сама революция произошла из-за нестойкого монархического режима, который был построен на ряде компромиссов между властью и отдельными сословиями. Интересы буржуазии и привилегированных групп государство охраняло, а крестьянский труд чрезмерно эксплуатировала. В итоге, это привело к тому, что Франция стала отставать в развитии от других стран. Интеллигенция не могла этого не заметить: в обществе пошли слухи, доверие к власти стало теряться. [3] Проводимые Людовиком XVI реформы привели многовековую систему к краху. Революция и будущие республики выступали под лозунгом: «Свобода, равенство, братство», что наглядно демонстрировало, как успел настрадаться народ при монархическом строе. Первая французская республика была провозглашена во время революции и официально длилась 12 лет с 1792 года до прихода к власти Наполеона Бонапарта. За это время было принято три конституции, которые меняли порядок и название органов власти, но подтверждали решение Декрета Национального Конвента об унитаризме государства. [1]

Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла обе стороны: буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, и Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и не оставляли планов реставрации старых порядков.

Состав Законодательного собрания, с первого взгляда, оказался благоприятным для короля: в нем преобладали так называемые фейяны – представители крупной торговой и промышленной буржуазии, либеральные дворяне и другие консервативные силы, стремившиеся не допустить дальнейшего развития революции. Фейянам противостояли жирондисты(лидеры – Бриссо, Верньо, Кондорсе), выражавшие интересы более радикальных торгово-промышленных кругов, а также якобинцы (лидеры – Дантон, Робеспьер и др.), представлявшие собой леворадикальную и наиболее революционно настроенную политическую группировку. Жирондисты и якобинцы, которые были в меньшинстве в Законодательном собрании, пользовались огромным авторитетом в органах самоуправления Парижа – в секциях и в генеральном совете Парижской коммуны, а также в Якобинском клубе, ставшем политическим центром революционного Парижа. В этой ситуации возникло и стало быстро нарастать открытое противостояние законодательной и королевской власти. Сгруппировавшиеся вокруг короля силы феодальной реакции, заручившись поддержкой монархической Европы, готовили заговор против Конституции. [3]

Однако окончательный приговор королевской власти, а соответственно и Конституции 1791 г. был вынесен народными массами Франции. Слухи о заговоре короля были умело использованы вождями якобинцев, выступавшими за дальнейшее развитие революции и оказавшими большое воздействие на низы Парижа. По призыву Коммуны и Якобинского клуба возбужденное разговорами о заговоре население Парижа 10 августа 1792 г. поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.), охарактеризовавшийся дальнейшим повышением политической активности масс и переходом власти в руки жирондистов.

Под давлением революционно настроенного народа Законодательное собрание, где жирондисты приобретали все больший политический вес и даже сформировали временное правительство, отменило деление граждан на активных и пассивных. Были назначены выборы в Национальный Учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. [1]

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом отменил действие Конституции 1791 г., упразднил королевскую власть, положил тем самым начало республиканскому строю во Франции. Этим же декретом подтверждалось, что Конвент берет на себя подготовку новой конституции, что «личность и собственность находятся под охраной французского народа».

После переворота 18 брюмера единственную власть во Франции представляло временное правительство, состоявшее из трёх консулов (Бонапарт, Сийес, Роже-Дюко). На двух комиссиях из членов Советов Пятисот и Старейшин лежала обязанность составить новую конституцию. Консулы – или, точнее, консул Бонапарт, так как два других были не более чем его орудиями, – действовали с решительностью самодержавной власти. Париж отнесся к перевороту совершенно спокойно, не выразив ничем своего недовольства и даже явно сочувствуя новому порядку.
Именно Наполеон положил конец Первой французской республике. С 1804 года, когда Бонапарт провозгласил себя императором, республиканский режим быстро превратился в авторитарный. И только к 1848 году Франции ненадолго удалось вернуться к республиканской форме правления. [6]

Вторая республика – период французской истории с 1848 года по 1852 год. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря 1852 года, провозгласил себя императором под именем Наполеона III; на этом Вторая республика прекратила существование, и началась Вторая французская империя. [3]

23 февраля было днём восстания партии реформы против Гизо; 24 февраля – днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм. В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Блан и Альбер были несомненными и искренними республиканцами, и только два последних – социалистами; Ламартин, Дюпон, Гарнье, Пажес, Мари, Кремьё и Марра представляли интересы различных слоёв буржуазии.

О борьбе между ними, о манифестациях 28 февраля и др., об основании и закрытии национальных мастерских, о восстании пролетариата в июне 1848 года и его страшном поражении, о диктатуре генерала Кавеньяка – см. основную статью.

В правительстве господствовали умеренные; во всех правительственных заявлениях говорилось больше о порядке, чем о свободе. Однако самое важное из требований демократов было удовлетворено временным правительством: было введено всеобщее голосование. Декретом 5 марта выработка конституции была предоставлена учредительному собранию (из одной палаты). Для пассивного права голоса не было установлено никакого ценза (кроме возрастного – 25 лет); депутатам назначены суточные по 25 франков; число депутатов определено в 900 (в том числе 16 для Алжира и колоний). Этим в значительной степени была предрешена и конституция. Декретом временного правительства 27 апреля 1848 года отменено рабство в колониях. [1]

Выборы в Учредительное собрание происходили 23 и 24 апреля, собрание же открылось 4 мая. При выборах обнаружилось, что провинция далеко не шла за Парижем, произведшем революцию; в учредительном собрании радикалы и социалисты были в меньшинстве, а большинство состояло из умеренных республиканцев различных оттенков; были в нём и монархисты. Обстоятельства определили политику учредительного собрания, которая могла быть только республиканской.

В первый же день, 4 мая, учредительное собрание провозгласило республику; 9 мая вручило временную правительственную власть «исполнительной комиссии» из 5 членов (Араго, Мари, Гарнье-Пажес, Ламартин, Ледрю-Роллен); 24 мая установило три основных принципа иностранной политики – «дружественный союз с Германией, восстановление независимой и свободной Польши, освобождение Италии». 11 августа 1848 года был издан закон о печати, хотя и более мягкий, чем аналогичные законы предыдущей эпохи, но всё же довольно суровый («за нападки на права и авторитет национального собрания» – до 5 лет тюрьмы и до 6000 франков штрафа).

Наконец, 4 ноября 1848 года была готова конституция. Она начиналась словами: «Перед Богом и во имя французского народа национальное собрание провозглашает»; затем следует декларация прав, в новой редакции. Законодательная власть вручалась национальному собранию из одной палаты с 750 депутатами, избираемыми на 3 года всеобщим, прямым и тайным голосованием; исполнительная власть – президенту республики, избираемому тоже всенародной прямой подачей голосов (из-за этого пункта шла упорная борьба; Греви видел опасность в избрании президента народом, и требовал избрания его национальным собранием, но остался в меньшинстве; даже большинство республиканцев не поняло той опасности, которой они подвергают республику, и голосовали против Греви). [8]

Третья французская республика

«Третья республика» была удачней предыдущих и просуществовала 70 лет, начиная с 1870 года. Конституции, которые были приняты за это время, занимали промежуточное состояние между монархией и республикой, но тем не менее именно в эти годы Франция вступила в союз Антанты. Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное положение.

В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на престол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви. [3]

Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровенным консерваторам, присвоило себе учредительные функции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» почти перестал употребляться в официальных государственных документах.

Осуществляя в первые годы государственное руководство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в политическом сознании французского общества. Даже убежденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления разорванных при предшествующих режимах связей государства с гражданским обществом, для усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь. [6]

Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием «президента Республики») санкционировался и утверждался республиканский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон предпринял в 1877 г. неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». [1]

Четвертая французская республика

Период французской истории с 1946 по 1958. В сентябре Учредительное собрание, избранное 2 июня 1946, приняло проект Конституции, который был одобрен на референдуме 13 октября 1946.

Конституция характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики. Первый проект конституции был составлен Учредительным Собранием в начале 1946 года. Проект предусматривал однопалатное Национальное Собрание в качестве законодательного органа, должность Президента осуществлявшего представительские функции, избирался Национальным Собранием, Совет Министров в качестве исполнительного органа, Председатель которого избирался Национальным Собранием. Проект был отклонён на референдуме. Второй проект конституции был составлен Учредительным Собранием осенью 1946 года, предусматривал двухпалатный парламент состоящий из Совета Республики, избиравшийся Национальным Собранием и коллегиями выборщиков, и Национального Собрания, избиравшуюся народом по пропорциональной системе, должность Президента осуществлявшего представительские функции, избиравшегося парламентом, Совет Министров, назначавшийся Президентом и несший ответственность перед парламентом, Конституционный Комитет в качестве органа конституционного надзора.

В 1953 году была осуществлена конституционная реформа – вотум недоверия стал выноситься простым большинством без учёта воздержавшихся, председатель Совета Министров получил дополнительные полномочия по роспуску Национального Собрания, правительство получило право на ограниченную законодательную деятельность в рамках делегированных ему полномочий, Совету Республик было предоставлено право законодательной инициативы, вводился упрощённый порядок избрания Президента (без дебатов, простым большинством), отменялось положение о коалиционном правительстве, пропорциональная система была заменена мажоритарной. [8]

До мая 1947 года Франция находилась под управлением коалиции лево- и правоцентристских партий, включавшей коммунистов. С целью устранить от власти с одной стороны Коммунистическую партию (крупнейшую политическую силу в парламенте), а с другой стороны – правую голлистскую партию Объединение французского народа (РПФ), была создана коалиция (т.н. «третья сила»), включавшая СФИО (социалисты), Народно-республиканское движение (христианские демократы), радикалов и правоцентристский Национальный центр независимых и аграриев. Часть депутатов от РПФ, не согласных с Шарлем де Голлем, присоединилась к правящей коалиции, после чего де Голль в 1953 году временно ушёл из политики. В 1956 году было образовано правительство Республиканского фронта, в которое вошли социалисты и радикалы, признавшее независимость Алжира и Марокко, однако в мае 1957 года это правительство развалилось.

Было гарантировано равенство в оплате женского и мужского труда, расширена система государственной помощи безработным. Восстанавливались 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, вводились повышенные расценки оплаты сверхурочных работ. С 1950 г. был введён общенациональный гарантированный минимум заработной платы, изменяемый в соответствии с динамикой прожиточного минимума. Пенсионный возраст по старости и инвалидности устанавливался с 65 лет. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех наемных работников, кроме сельскохозяйственных. Для улучшения демографической ситуации и стимулирования рождаемости вводились пособия для родителей с детьми. Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во внутренней политике – период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста («Славное тридцатилетие») сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые «призрачные правительства» (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год). [6]

В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Пятая французская республика

Период французской истории с 1958 года по настоящее время; определяется принятой в 1958 новой конституцией Франции.

По сравнению с Четвёртой республикой (1946–1958) в ней значительно усилены полномочия президента республики, который имеет право роспуска парламента и избирается всенародно на пять лет (с 2000 года, а 1962–2000 годах избирался на семь лет). Если в первом туре ни один из кандидатов не наберёт 50 % +1 голос, требуется второй тур голосования (на практике второй тур требовался всегда). По словам де Вильпена, сущность действующих французских государственных институтов заключается в том, что «… президент – руководит, правительство – управляет, парламент – законодательствует …»[7]

Отправной точкой учреждения Пятой республики стал алжирский кризис, с которым республика на протяжении четырёх лет не могла справиться.События 13 мая1958 года, когда верхушка французской армии, подавляющая алжирское национальное восстание, вышла из повиновения гражданским властям и, более того, начала открыто диктовать им свои условия (Coup d’état du 13 mai 1958) привели к возникновению нового политического режима во Франции. [3]

На этот вызов Франции и Республике, когда армия посягнула на священный французский принцип беспрекословного подчинения армии государству – законная власть не смогла дать решительный ответ, и саморазрушающейся постоянными правительственными кризисами Четвёртой республике был нанесен последний удар, заставивший произвести радикальную перестройку организации и функционирования органов государственной власти в целом. Основанная конституцией 1946 года, Четвёртая республика практически сохранила в неприкосновенности дискредитированную за годы Третьей республики систему «парламентского абсолютизма»: бессильный глава государства, всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. [4]

При этом Четвёртая республика стала достойной наследницей своей предшественницы: за 12 отведённых ей Историей лет сменилось 22 состава Совета министров, находившихся у власти в среднем 6 месяцев, и 12 премьер-министров, – государственная власть работала в режиме «от кризиса к кризису».

Весной 1958 года, на пороге гражданской войны из-за военных действий французской армии в Алжире (с 1954 г.), когда военное руководство в Алжире – опасаясь, что центральное правительство откажется от «французского Алжира» и передаст власть повстанцам – разработало и уже готовилось осуществить военный переворот в Париже, Франция призвала к власти генерала де Голля, руководителя французского Сопротивления в годы Второй мировой войны и бывшего главу Временного правительства. [2]

Получив, в полном соответствии с конституцией 1946 года, власть из рук Национального собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

– предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;

– управление страной в течение шести месяцев декретами правительства и, соответственно, роспуск парламента на каникулы на этот же срок;

– и, наконец, главное, делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую Конституцию.

Все эти условия были выполнены. [5]

Инициатором конституционной реформы был пришедший в мае 1958 года на волне алжирского кризиса к власти Шарль де Голль, который 21 декабря 1958 года был избран первым президентом Пятой республики. 19 декабря 1965 года Шарль де Голль был переизбран на второй срок, но 28 апреля 1969 года ушёл в отставку (после Майских событий 1968). Президентом республики был избран его близкий сподвижник Жорж Помпиду, скончавшийся 2 апреля 1974 года. После смерти Помпиду на выборах победил центрист Валери Жискар д’Эстен, пробывший у власти один полный срок (до 1981), когда уступил социалисту Франсуа Миттерану. Миттеран (переизбранный в 1988 на второй срок) находился у власти 14 лет, дольше, чем какой-либо другой президент Франции; в 1986–1988 и 1993–1995 при нём действовали правые кабинеты министров (политика «сожительства»). В 1995 году (когда Миттеран уже не баллотировался) социалисты потерпели поражение, и к власти пришёл мэр Парижа, премьер в 1974–1977 и 1986–1988, голлист Жак Ширак. В 1997–2002, в свою очередь, премьером при Шираке был левый Лионель Жоспен. [4]

Выборы 2002 года стали сенсацией: все кандидаты набрали менее 20 % голосов, а во второй тур вместе с Шираком вышел ультраправый националист Жан-Мари Ле Пен, набравший чуть менее 17 % голосов. Все политические силы, включая оппонентов Ширака, объединилось в коалицию против Ле Пена, и в итоге во втором туре Ширак одержал решительную победу, набрав более 80 % голосов. Весь второй срок Ширака (2002–2007) правительства формировали правые, популярность которых снижалась после ряда социально-экономических решений.

Выборы 2007 года, протекавшие при большом накале общественной борьбы и высокой явке избирателей, принесли во втором туре победу лидеру правой партии «Союз за народное движение» (преемницы голлистских партий), министру внутренних дел в 2002–2007 Николя Саркози.

6 мая 2012 года в результате второго тура президентских выборов 24-м президентом Франции был избран Франсуа Олланд. В настоящее время президентом республики является Эмманюэль Макрон, который вступил в должность на пятилетний срок с 14 мая 2017 года, став 25-м президентом Французской республики. [2]

В основу конституции 1958 г. были положены взгляды Шарля де Голля на государственную систему Франции: предположение «сильной власти» во главе с «авторитетным арбитром, … которому народ дал мандат и средства поддерживать национальный интерес, независимо от того, что могло бы произойти», при сохранении принципа «разделения и баланса властей», демократии, прав и свобод личности. Государство во Франции должно быть «властной структурой, способной принимать серьёзные решения и осуществлять решительные действия, выражающие исключительно национальные интересы и служащие только им». Автор «Военных мемуаров», изданных после Второй мировой войны, так обрисовывает идеальный, по его мнению, проект республиканского государства для Франции:

«С моей точки зрения, необходимо, чтобы у государства был глава, то есть руководитель, в котором нация могла бы видеть человека, ответственного за основу государства и гаранта её судьбы. Необходимо также, чтобы осуществление исполнительной власти, служащей исключительно интересам всего сообщества, не происходило от парламента, объединяющего представителей разных партий, выражающих интересы узких групп. Эти условия требуют, чтобы глава государства не принадлежал ни к одной партии, назначался народом, сам назначал министров и имел право консультироваться со страной, либо путём референдума, либо путём учреждения ассамблей, и, наконец, чтобы он имел полномочия в случае опасности для Франции обеспечить целостность и независимость страны. Помимо обстоятельств, при которых президент обязан вмешаться, правительство и парламент должны сотрудничать, парламент имеет право контролировать правительство и смещать его, но при этом высшее должностное лицо страны является третейским судьей и имеет возможность прибегнуть к суду народа.»

В выступлении в г. Байё, в 1946 году, де Голль изложил хартию голлизма касательно государственных институтов: «Демократические принципы и опыт требуют, чтобы все ветви власти – и исполнительная, и законодательная, и судебная– были чётко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств…» (т. н. «Конституция Байе»)

Четвёртая республика, несмотря на призыв де Голля «обеспечить власть, авторитет и достоинство правительства», была образцом «парламентского всевластия», когда правительство было полностью подчинено парламенту. В результате Франция находилась во власти перманентного «министерского кризиса», сделавшего страну неспособной решительно и последовательно осуществлять «деколонизацию» Французской империи и форсированную модернизацию страны. Поэтому, как считал генерал, «несмотря на то, что Республика спасена, она всё ещё должна быть восстановлена».

Согласно закону о пересмотре конституции, в помощь правительству был создан Конституционный консультативный комитет, призванный восполнить парламентский контроль за разработкой конституции, но основная работа по составлению нового основного закона Франции была поручена команде молодых членов Государственного совета под руководством министра юстиции Мишеля Дебре. [7]

Голлист «первого часа», непримиримый противник государственной системы Четвёртой республики, Дебре, горячо одобрявший идеи, высказанные де Голлем в речи в Байё, и одновременно сторонник британских парламентских традиций, настоял на введении поста премьер-министра, возглавляющего правительство, как автономного, в том числе и по отношению к президенту Республики, государственного органа. Таким образом, была сохранена политическая ответственность правительства перед парламентом. [2]

Впоследствии это позволило обеспечить «сосуществование» на самом высоком этаже государственной власти, когда парламентское большинство и президент Республики не принадлежали к одному и тому же политическому движению. Во избежание повторения сценария рождения Четвёртой республики, когда написание конституции было отдано на откуп Учредительного собрания, в результате чего представленные в нём партии превратили процесс её разработки в политическое игрище, конституция Пятой республики составлялась в тайне.

Окончательная версия конституционный реформы была опубликована 4 сентября того же года. Как и предписывал Конституционный закон от 3 июня 1958 года, референдум по проекту новой конституции состоялся 18 сентября, как в метрополии, так и в «заморских территориях». В день референдума на избирательные участки пришли более 22 миллионов французских граждан из 26 млн, обладающих избирательными правами. «Да» ответили свыше 17 миллионов французов и француженок, то есть 79,3 % голосовавших избирателей; Пятая республика была установлена подавляющим большинством французского народа. [7]

Заключение

Франция в наши дни считается одной из самый развитых демократических стран. Однако далеко не сразу ей удалось построить современное демократическое общество. Государство непрестанно совершенствовало себе под воздействием внешних и внутренних факторов, повинуясь стремлению к высшим идеалам справедливости. Франция искала собственный путь развития, совершая ошибки и достигая невероятных успехов на этом тернистом пути. Многие государства впоследствии следовали ее примеру, брали конституции, принятые в Париже, за основу собственных, выстраивали по ее образцу государственный строй. Независимая политика французских лидеров вдохновляла политиков других стран на смелые и прогрессивные политические реформы. Конституция Российской Федерации во многом созвучна с идеями, заложенными в конституции Пятой Республики: в стремлении к гуманизму, справедливости, равенству, более сбалансированному политическому строю, более демократичному обществу. Однако я не исключаю того, что это не последняя по счету конституция Франции. Во-первых, нет ничего постоянного. Во-вторых, нет предела совершенству. В-третьих, Франция – это страна перемен, реформ, страна, стремящаяся обогнать время.


Библиографическая ссылка

Беспалова А.И. ПОЧЕМУ ФРАНЦИЮ НАЗЫВАЮТ V РЕСПУБЛИКОЙ // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4-1. ;
URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=555 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674